Студопедия — Развитие философии в III – X вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие философии в III – X вв.






Это время в Китае было периодом нестабильности, связанной с разложением единого государства. Философская реакция на эту социальную нестабильность выразилась прежде всего в усилении влияния даосизма и буддизма, а затем и неоконфунцианства.

Даосизм. Изменения в рассматриваемый период в экономической и политической жизни Китая нашли свое отражение в утверждении концепции Даоучении о глубочайшем (сюань сюэ). Согласно ему, дао и есть глубочайшее непостижимое или небытие. Появление термина «сюань сюэ» связано с изречением (извлечением) из сочинения «Лао-цзы»: «Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему сокровенному». Представители этого учения Ван Би, Пэй Вэй и другие высоко ценили сочинения «Лао-цзы», «Чжуан-цзы» и «Книгу перемен», называя их «тремя глубочайшими».

Учение о глубочайшем исходило из того, что в основе всего сущего находится небытие. Поэтому должно быть «уважение к небытию» или «неприязнь к бытию». И только недеяние, бузучастие может обеспечить человеку согласие с небытием, которым и является дао. В связи с этим главный принцип управления, выдвигаемый философами этого направления заключается в недеянии. Немногочисленные «должны управлять многочисленными на основе недеяния. Задача правителей – заставить народ не стремиться к каким-либо действиям и желаниям, а покорно подчиняться господствующему в это время классу родовых землевладельцев.

Буддизм. В I-II вв. н.э. в Китай проник буддизм, который получил широкое распространение в IV в. и надолго укоренился в стране. Распространению буддизма способствовали тяжелые условия жизни и социальные беспорядки. Вместе с тем в руках правителей он стал эффективным идеологическим средством управления, поэтому правящий класс активно поддерживал буддизм и способствовал его утверждению. А в IV в. он был объявлен государственной религией, в результате чего превратился в мощную идеологическую силу.

Последователи буддизма всячески поддерживали его основную идею о неуничтожимости духа, положение о том, что поступки человека в предшествующей жизни неизбежно влияют и на настоящую жизнь, и другие идеи. Наиболее ярким представителем китайского буддизма был Хуэй-юань (638 – 713). Утверждая, что дух не уничтожается, а существует вечно, он выступал против материалистического направления в китайской философии. Буддизм оказал большое влияние на всю культуру Китая.

В конце V – начале VI вв. с критикой буддизма с позиций материализма и атеизма выступил Фань Чжень (ок.445 – 515). Его философия занимает важное место в истории китайской мысли. Бедность и богатство, знатность и низкое положение он рассматривал не в качестве результата кармы, вознаграждения за добрые дела в предшествующей жизни, как это утверждали буддисты (и “Упанишад” в Древней Индии), а как случайные явления, не имеющие к прошлому никакого отношения. Такая позиция имела большое социальное значение для критики привелигированного положения родовитых домов.

Неоконфуцианство. Его наступление в Китае было подготовлено в эпоху династии Тан (618 – 906). Одним из видных представителей философской мысли этого периода был Хань Юй (76центре его философии проблемы -824), который усиленно боролся против буддизма и даосизма. В центре его философии проблемы человеческой природы, человеколюбия, справедливости, добродетели, о которых писали Конфуций и Мэн-цзы.

Хань Юй расширил значение конфуцианского принципа Жэнь (человечность, гуманность) до понятия всеобщей любви. “Любовь ко всем” – это и есть прежде всего человеколюбие, а проявление его в поступках – справедливость. Философ критикует буддизм и даосизм за то, что они отрывают путь (дао) от человеколюбия и справедливости. Оба учения полагает он, требуют, чтобы человек шел “по пути отказа от своих правителей и слуг, отказа от своих отцов и матерей, запрещения рожать и растить друг друга с целью достижения ими так называемой чистой “нирваны”. Но такое представление о “пути” человека, по мнению Хань Юя, - это чисто субъективное, сугубо личное мнение одного человека, а не “общее мнение всей Поднебесной”. Поэтому против таких мнений следует всячески бороться.

Восприняв идеи конфуцианства, Хань Юй утверждает, что управление, основанное на добродетели, должно должно быть необходимым и г詃авным средством регулирования общественных отношений и влсти.Вместе с тем он резко выступает против буддизма и даосизма, которые ведут народ к “отказу от государства, уничтожению правил, регулирующих отношения между людьми”, к тому, что дети перестают поситать отцов, слуги – правителя, а народ перестает заниматься делами. Все это, по его мнению, есть яркое выражение “законов инородцев”, не совместимых с учением Конфуция и Мэн-цзы. Не трудно заметить, что Хань Юй своей теорией поддерживал феодальную иерархическую систему Китая, пытался укркпить власть землевладельцев.

Учение Хань Юя оказало глубокое влияние на неокунфуцианство – течение в китайской философии, возникшее при династии Сун (960 – 1279). В отличие от конфуцианстважинастии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), представители которого занимались главным образом комментированием текстов Конфуция, неоконфуцианцы разрабатывали новые идеи и понятия. В первую очередь к ним следует отнести такие, как и и ли (должное и закон) и син и мин (природа и судьба). Наиболее видными представителями неокофуцианства были Чжу Си (1130 – 1200), Лу Цзююань (1139 – 1192), Ван Янмин (1472 – 1528) и другие мыслители. Это течение оставалось госуподствующим в Китае до 1949 г.

 

Обобщая вышесказанное можно отметить что несмотря на различие взглядов и воззрений в индийиской и китайской культурах тем, что их «предфилософствование» (по сравнению с философией Античности, например, в Древней Греции) представляет своеобразный интерес в том, что в Древнеиндийская философия по своему содержанию в большей степени носит психологический, а Древне- и Средневековая Китайская философия – прагматический характер.

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные направления и школы китайской философии?

2. Каково значение «Книга перемен» для формирования философии Древнего Китая?

3. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль в его учении?

4. В чем суть философии моизма?

5. В чем состоят основные положения философии даосизма. Как следует понимать «недеяние» в этой философии?

6. Назовите основные положения философии легистов?

 

12. Какова суть развития философии в Китае в III – X вв. ( даосизм, буддизм, неоконфуцианство)?

 

 

Литература: (индийская и китайская философии)

Алексеев П.В.. Философия: Учебник для вузов. – М.: 2004.

Великие мыслители Востока. –М.:, 1998.

Гегель Г. Соч. – М.: Из-во социально-экономической литературы, 1932.Т.9.

Древнеиндийская философия. Начальный период.-М.:,1972.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х тт. –М.:,1972 – 1973.

Романов И.Н. Религиозно-философские традиции в Индии. Лекция. – М.: МГУКИ, 2005.

Романов И.Н., Костяев А.И. Структурный курс философии. – М.: МГУКИ, 2003.

История Китайской философии. – М.:, 1989.

И-Цзин: древняя китайская «Книга перемен». –М.: 2000.

Канке В.А. История философии. Учебное пособие. – М.: Логос, 2005.

Конфуций. Уроки мудрости. –М.,Харьков, 1998.

Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхатья») –М.:,1992.

Некоторые проблемы изучения упанишад.-М.:,1971.

Степанянц М.Т. Восточная философия.- М.:,2001.

Яншина Э.М. Формирование и развитие китайской мифологии.-М.:,1984.

 

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учеб. Для вузов. – М.: 2003.

Философия: Учеб. Для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова.- М.: 1998.

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 612. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия