Студопедия — Черты древнерусской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Черты древнерусской культуры






В понимании древних славян космос, природа противостояли человеку в лице многочисленных богов и мифологических существ. В этих представлениях появилась яркая образность, буйная фантазия, сакральные отношения человека с окружающим и мифологическим мирами.

Одним из главных отношений в древнеславянской культуре стало отношение: человек — природа. Примечательно, что с героями–богатырями связаны не только могучие деяния, но и смешные, иногда унижающие богатырей приключения. Мажорный настрой древнерусской литературы прекрасно передает одну из характерных черт славян — склонность к юмору и смеху. Географические, социально–экономические, политические, культурные условия жизни русского народа, безусловно, наложили отпечаток на его облик и отлились в определённые устойчивые черты характера. Обычно отмечают государственность русского народа, его терпеливость, законопослушность, духовность, соборность. С другой стороны, говорят о его общественной апатии, слабом интересе к человеческой индивидуальности, равнодушии к отвлеченным идеям и понятиям. Многовековая история России создает стойкое впечатление, что Россия — это место, где многое происходит, но мало что меняется 3, из–за этого наша история оставляет чувство какой–то, не внешне географической, а внутренней тесноты, столпотворения. Интересно думающие или тонко чувствующие люди начинают ощущать российскую философию и психологию тесноты, которая оставляет для населения два выхода: в себя, к душе или в бунт, вовне. Все в нашей истории действуют, по большей части, вместе, все заодно, но не по каким–то ясным идейным соображениям, а по одинаковости отношения к событиям и времени, которые воспринимаются вообще, целиком. Следует соборность как высокую духовность, идеал духовного единства и общинность — единство психолого–физическое, удел подавляющего большинства населения. Эти обе черты национальны, но различия между ними явны и значимы. Государственность русского народа заключается в издавна заведённой вере и преданности правителю, которые не являлись признаком гражданской ответственности. В царе он видел отца защитника Русской земли, идеализированный образ справедливого правителя, одинаково относящегося ко всем подданным. В крестьянстве постоянно жила вера в чудо, связанное с мечтой о всепобеждающей воле. Следует отметить, что волю необходимо отличать от свободы. Свобода — понятие историческое, её можно обрести или потерять. Воля — понятие едва ли не генетическое, она или есть, или её нет. Русские люди, живущие с волей в душе, первыми в мировой истории начали рваться из неустраивовшего их «мы» в манящее независимостью «я». На Русь приходит «византизм» — это тоже весьма сложное, многослойное понятие. В его формирование внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, и славяне. С его приходом главными модификациями прекрасного (Бога) становятся свет и цвет. Возникает вера в любовь Бога к человеку и возникновение ответной любви людей к Богу. Человек для мыслящей России — величина абсолютная, ни с чем не сравнимая, он является самодостаточной ценностью бытия. Молодые славянские народы впервые приобщились к высотам культуры через христианство. Откровением для них стала не «телесность», с которой они постоянно сталкивались, а святость (софийность и духовность) человеческого существования. Несвятого и низкого в ней было не меньше, чем в культуре других стран, но вместе с тем эти понятия оказались подняты настолько высоко, что затмевали негативное. Софийность — это удивительное единство мудрости, красоты и искусства. Духовность — замечательное свойство произведений искусства выводить на уровень сверхсознания. В другом смысле постоянное следование нравственным христианским нормам. В эстетике душа человека приобретала искомое ею единство. Для «золотого века» древнерусской культуры характерны философствование, выражение образное, художественное, обращенное прежде всего не к разуму, а к чувству, к сердцу слушателей и зрителей. Проповедь любви к ближнему, высокой Мудрости, в противовес вражде и распрям, была близка народным массам.

Татарское разграбление оказало огромное влияние и на социальную психологию российского населения. В конце XIV — XV вв. вновь появилась один из главных черт русской культуры — её открытость. Новой характерной чертой культуры русских земель становится обращение к традициям Киевской Руси. Средневековый человек Руси наделяет красоту большей значимостью, чем византиец или европеец, она становилась для него необходимой и обязательной частью сакрального. В XVII в. идейные споры, приводящие к расколу, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности. Теряется единство средневековой духовной сферы. Происходит секуляризация культуры. Само понятие «возвышенное» наполняется другим содержанием. Культура древней Руси отрицает однонаправленное движение во времени. Следуя принципу традиционализма, она постоянно возвращается на «круги своя», хотя каждый круг отличен от остальных, уникален. В древней Руси мы почти не обнаружим истории идей, теорий, концепций. Зато жизнь эстетического сознания была напряженной и интенсивной. Развитие русской культуры было направлено не столько вперед, сколько вглубь и ввысь — к основам бытия и к высотам духа. Средневековая русь жила целостной духовной жизнью, не разъятой на отдельные составляющие, и в этом была не только её сила, но и слабость.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия