Студопедия — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ






 

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
I раннее средневековье 6 – 10 вв. зарождение и формирование феодальных отношений
II классическое средневековье 11 – 14 вв. расцвет феодального строя
III позднее средневековье 15 – 17 вв. закат феодализма и зарождение капитализма
  Для Восточной Европы хронология этих периодов сдвигается на более поздние сроки.  

 

Предмет хозяйственная деятельность человека (микроэкономика)
Метод нормативный: • религиозно-этический подход к экономическим явлениям (прежде всего по критерию "справедливости"); • доказательство путем ссылок на авторитет (Библия и труды ранних богословов); • двойственная оценка некоторых экономических явлений  
источники ЭМ средневековья • хозяйственные документы; • богословские сочинения
     

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
• сильное влияние античности (философия Платона, Аристотель);  
• "светское направление" значительный "практицизм" − множество конкретных хозяйственных советов и рекомендаций, но без теоретического осмысления и обобщения социально-экономических процессов: Кодексы, Правды, Уложения, призванные придать повседневной хозяйственной практике устойчивые правовые нормы, защитить собственность, упорядочить распределительные и перераспределительные отношения, имелись в каждом из сотен раннефеодальных государств Европы
• "духовное направление" значительное влияние на экономические представления оказало христианство, а в западном мире – католицизм: работы "отцов церкви";, в т.ч. Августина Блаженного, Коран, ереси, учение Ф.Аквинского; М.Лютер, Ж.Кальвин  
• ЭМ средневековья – часть богословия  

 

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ (сравнение с античной ЭМ)
Средневековье Античность
изменение отношения к физическому труду
труд – единственный источник средств существования: "В поте лица твоего ешь хлеб твой". Результатами труда надо делиться с неимущими, подавать им милостыню презрительное отношение: физический труд – это удел рабов
отношение к богатству
стремление к богатству порочно, т.к. мешает поиску царства Божьего и является доказательством отсутствия истинной веры принцип гедонизма: цель жизни – наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдание (древнегреческая киренская философская школа – Аристипп, 4 в. до н.э. – "киренаики")
положение различных групп людей в обществе
все люди равны перед Богом неравенство людей является естественным и вечным

 

ИСТОЧНИКИ ЭМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ  
раннее Салическая правда 481 – 511 гг.  
Капитулярий о виллах 8 – 9 вв.  
Августин Блаженный 354 – 430 гг. О граде Божием Исповедь
классическое Свод канонического права середина 12 в.    
Фома Аквинский (Аквинат) 1225 – 1274 гг.   О правлении государей Сумма теологии Сумма философии
Брактон Генри   О законах и обычаях Англии
позднее Мартин Лютер 1483 – 1546 95 тезисов
Жан Кальвин 1509 – 1564 Наставления в христианской вере
Китай Ли Гоу 11 в. План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа
Ранний утопический социализм Германия Томас Мюнцер, вождь крестьянской войны 1524-1525 гг. Статейное письмо
Англия Томас Мор Джерард Уинстенли Утопия, 1516 г. Закон свободы, 1651-1652 гг.
Италия Томмазо Кампанелла   Город Солнца, 1623 г.
         

 

 

В 5 в. н.э. под натиском германских племен пала Западная Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Они имели более простую, чем империя, экономическую и политическую организацию, в которой отчетливо проявлялись остатки родового строя. Романо-германский синтез, происходивший на значительной территории Западной Европы, в конечном счете привел к возникновению крупной феодальной собственности и основных классов средневекового общества – феодалов и зависимых от них крестьян. В исторических документах раннего средневековья нашли отражение проблемы, связанные с разложением общины и развитием феодализма: • отношение к общине и закрепощению крестьянства; • экономическая организация раннефеодальной вотчины; • хозяйственные возможности натурального хозяйства. Наиболее полное отражение этих вопросов содержится в источниках, относящихся к Франкскому королевству.

 

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА отражает дофеодальное общество с остатками родового строя. Кодекс обычного народного права,судебник - сборник старинных судебных обычаев франков, записанных и редактированных в течение 6 – 9 вв. Составлен при Хлодвиге, основателе династии франкских королей Меровингов
• фиксирует факт господства натурального хозяйства, вопросы товарно-денежных отношений (торговля, ростовщичество, промышленность) не разрабатывались; основной отраслью является сельское хозяйство; • в 6 в. Салическая Правда выражала интересы общинного крестьянства. Община рассматривается как единственная форма землевладения, отвечающая интересам народных масс. Признается верховное право общины на пахотные земли, в частной собственности находились только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана за долги другому лицу, не состоявшему членом сельской общины; обосновывается строгая система мер по охране собственности каждой семьи; • к 8 в. процесс разложения общины сопровождался развитием частного хозяйства на ее землях: происходит распад и дробление больших семей. В пределах общины происходит дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. Франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Теперь Салическая Правда защищает интересы частных хозяйств, устанавливая значительные штрафы за хищение скота, порчу урожая и т.д. Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату. Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. После реформы Карла Мартелла (715-741 гг.) появился новый вид земельной собственности - бенефиций – условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями; • отражает начало процесса образования классов: свободные и равноправные общинники противопоставляются разным группам неполноправного населения – рабам, литам (крепостные крестьяне) и так называемым "римлянам". При этом рабы рассматриваются в духе римской традиции как обыкновенное имущество; • значительное внимание уделяется вопросам местного самоуправления; • признание существования королевской власти.  

 

КАПИТУЛЯРИЙ О ВИЛЛАХ (Закон о поместьях) издан в начале 9 в. при Карле Великом (768 – 814 гг.)
  К 8 в. франкская деревня превратилась в феодальную, крестьянство потеряло свободу. Община номинально сохранялась, но ее самостоятельность и право на землю были утерены – она стала напрямую зависеть от феодала ("управляющего королевскими имениями"). Поэтому Капитулярий о виллах выражал уже интересы феодалов.
• признание владельца поместья монопольным собственником земли, поэтому поместное хозяйство должно обслуживать его "собственные нужды"; • идеализация натурального хозяйства: предписывалось создавать запасы различных продуктов, "чтобы не было надобности где-нибудь просить... или занимать"; • возникновение крупных поместий выдвинуло на первый план вопросы организации феодального хозяйства: −обеспечение крепостных наделами ичастичное обезземеливание крестьян (дворовые, получавшие господские харчи); − упразднение местного самоуправления; − взимание 2х форм земельной ренты – барщины и натурального оброка, но предпочтение отдавалось барщине для лучшей организации господского хозяйства; – большое внимание уделяется администрации надзора для подавления сопротивления крепостных; • крепостничество считается естественным состоянием для крестьянства; • королевская власть рассматривается как центр экономической и политической жизни.  

 

СРАВНЕНИЕ "САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ" И "КАПИТУЛЯРИЯ О ВИЛЛАХ"
общее
1) на первом месте стояли вопросы сельского хозяйства: вспашка, сев, заготовка сена, уборка урожая; вопросы торговли и промышленности не рассматривались; 2) идеализация натурального хозяйства (самообеспеченность всем необходимым)
различия
• община – основная форма землевладения, единственно отвечающая интересам народных масс; • община как форма землевладения даже не упоминается; господствующая форма – крупное землевладение;
• защищает интересы свободных общинников; • крепостничество – естественное состояние для крестьянства;
• признает королевскую власть, но более важным считает вопрос о местном самоуправлении; • королевская власть – центр экономической и политической жизни; вопросы местного самоуправления игнорируются;
• вопросы организации производства самостоятельно решались крестьянами, хозяйствующими в рамках общины. Регулировались отношения крестьян с общиной и между собой, обеспечивалась защита их интересов • проблема организации феодального хозяйства выходит на первый план

 

 

На экономическую политику франкских королей сильное влияние оказывала церковь, обязывавшая прихожан платить десятину в ее пользу. Это нашло отражение в законодательстве Карла Великого (Саксонский капитулярий, последняя четверть 8 в.). Обязанность каждого платить церковную десятину обосновывалась необходимостью всех христиан без изъятия "возвращать Господу часть того, что Он каждому дал". На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против ростовщичества, что также получило законодательное оформление в виде запретительных законов.  
Особенностью ЭМ Испании и Италиив период раннего средневековья был вопрос об отношении к формам эксплуатации,унаследованных от Римской империи, в частности, к колонату. Государственные и церковные деятели этих государств рассматривали колонат как форму крепостной зависимости, вполне отвечающей интересам земельных собственников. Однако отношение к колонату в период раннего средневековья изменилось по сравнению с античностью: • римские юристы связывали колонат с податной системой государства. Поэтому колоны могут быть проданы только вместе с земельным участком; • в период раннего средневековьявладельцам имений разрешалось продавать, дарить или уступать колонов без земельного участка. С точки зрения господствующего класса колонат ничем не отличался от других форм феодальной зависимости.  
Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Испании и Италии. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой.  

 

Раннее христианство, зародившееся в Римской империи и окончательно оформившиеся в I в. н.э. как религия угнетенных народных масс, давало соответствующие трактовки социальным отношениям.
• экономические идеи раннего христианства носили ярко выраженный эгалитарный (уравнительный) и антисобственнический характер; • очень сильным является идеал нищеты,отречение от земной жизни. Поэтому накопление богатства в любой форме, особенно в денежной, осуждается; • любой труд, умственный и особенно физический, признается одинаково почетными трактуется как обязанность человека перед Богом. Поэтому распределение должно осуществляться по труду: "Кто не работает, да не ест", "Каждый получит награду по своему труду" (Первое послание Павла к коринфянам. (I кор., 3:8); • торговля и ростовщичество трактуются как неправедные занятия, а торговая прибыль и процент – грех.
Впоследствии в раннем христианстве стали нарастать консервативные тенденции, меняются акценты. Внимание верующих направляется на обличение соперничающей религии – иудаизма и осуждение многочисленных сект и философских течений
Усиливается признание и оправдание существовавших социальных порядков – рабства, неравенства, накопления богатства: • деньги– зло, но благотворительность может оправдать их наличие; • собственностьтрактуется как вверенная Богом в управление (как в Ветхом Завете), посягательства на нее рассматриваются как покушение на божественный порядок; • неравенство – часть божественного замысла. Каждый социальный слой (сословие) имеет свое предназначение перед Богом и должен ему следовать, за что воздастся в "ином мире", где все равны перед Богом.

 

Экономические взгляды Средневековья вошли в богословские трактаты и канонические толкования религиозных текстов, а из них – в проповеди и сознание людей.

В результате неприязненное отношение к богатству и обогащению обрело авторитет и образность евангельской притчи, согласно которой "легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому обрести царствие небесное", а образ Иисуса Христа, изгоняющего менял и торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к этим профессиям.
Образный ряд новозаветных притч дополнялся и закреплялся аргументами богословов.

Так, знаменитый Иоанн Златоуст (347 – 407),виднейший представитель восточного христианства конца IV – начала V вв., в своей полемике против накопительства подчеркивал относительность богатства: источник всего зла – это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся. В другом месте он пояснял, что не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется.

Вместе с тем высказывания "отцов Церкви" против богатства не были проповедьюуравнительности. Напротив, их беспокойство вызывало все, что нарушало или хотя бы несло в себе угрозу нарушения сложившегося порядка вещей. Разделение людей на богатых и бедных, свободных и подневольных было частью этого порядка и само по себе не подвергалось сомнению. Речь шла лишь о сглаживании социальных контрастов, противодействии наиболее острым антагонизмам. Это выражалось в характерных оговорках, придававших экономической доктрине "отцов церкви" более гибкий и практичный характер.

В то же время большое внимание уделялось условиям, позволявшим отделить праведное богатство от неправедного, прежде всего условий приобретения богатства и способов его использования. Так, жесткой критике подвергалась практика придерживания товаров в расчете на последующий рост цен. Василий Великий (ок.330 – 379),еще один видный идеолог восточного христианства, призывал богатых людей, чтобы они не ждали нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары, не наживали золота на голоде и не пользовались всеобщей нищетой для умножения богатства.

Особенно показательна позиция "отцов Церкви" в отношении использованиябогатства. Следуя аристотелевской традиции, они осуждали тех, кто копит богатство, в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся. Порицая накопительство, "отцы Церкви" не делали исключения и для накоплений производительных, направляемых на расширение производства. Современный экономист склонен видеть в этой позиции явное заблуждение, т.к. для него накопления, инвестиции – главный источник прогресса.

Однако традиционное общество не было нацелено на прогресс, и тому были свои причины. Накопление – это всегда вычет из текущего потребления, поэтому в бедном обществе приоритетность потребления – это дополнительный шанс на выживание всего сообщества, а приоритетность накопления – это установка на улучшение жизни для немногих с риском для выживания сообщества в целом. Вплоть до XVI в. христианские мыслители были единодушны в защите ценностей традиционного общества, в т.ч.
в осуждении накопительства. Бережливость стала восприниматься как значимая добродетель лишь с наступлением новой эпохи, когда угрозы выживанию рода (сообщества) стали утрачивать былую неотвратимость и система общественных ценностей становилась все более индивидуалистичной.

 

 

Важную роль в процессе идеологической трансформации сыграла патристика – трактаты основоположников, "отцов церкви" (2 – 8 вв.): в православии – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов в католицизме – Ориген, Августин Блаженный (354 -430 гг.) Методологически патристика имела нормативный характер. В модифицированном виде экономическая идеология католической церкви в целом на тот момент отражала интересы феодалов, купечества, специфические мотивы самойЦеркви, претендовавшей на социальные привилегии.  

 

Модифицированным вариантом раннего христианства является Свод канонического права, составленный болонским монахом Грацианом в середине 12 в.
  • общая собственность – идеал для всех, выполняющих нормы церковного права. Но частная собственность необходима как наказание за "людское жестокосердие"; • человек должен воспринимать собственность как блага, за распоряжение которыми он ответит перед Богом; • единственный источник богатства – это земля (впоследствии эта мысль будет основой учения физиократов), которая отдает свои плоды тому, кто приложит к ней свой труд. Поэтому достойными христианина занятиями являются земледелие и ремесло; • негативное отношение к торговле и ростовщичеству.  
Каноническое право разрабатывалось церковными учеными (церковными юристами и интерпретаторами церковного права) в течение 12 – 14 вв. Этих авторов принято называть канонистами. Они исходили из указаний "отцов церкви" и Аристотеля, а поздние канонисты учитывали мнение Фомы Аквинского.
Аквинат итальянский монах, аристократ по происхождению, 18 июля 1323 г. был канонизирован. Богословско-философская система Аквината является официальной философией Ватикана

 

Во времена классического средневековьяхристианская религия стала господствующей, христианами были не только бедные, но и богатые. Поэтому раннехристианские каноны были не очень удобны. В учении Ф.Аквинского содержится систематизация и развитие идей канонического права.  
Основные работы О правлении государей Сумма теологии Сумма философии
Способ изложения 1) выдвигает положение 2) доводы "за" и доводы "против", взятые из Библии, трудов "отцов церкви", Аристотеля 3) свои аргументы и выводы (заключение)
  Позже такой метод был назван схоластическим  
     

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ Ф. АКВИНСКОГО
• обоснование естественности и правомерности рабства и крепостничества: все люди равны перед Богом на том свете, на этом свете − неравенство от Бога;
Аристотель На этом основано ОРТ (человек не может создавать все блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей)

 

• оправдание частной собственности, богатства и имущественного неравенства: верховным собственником всех вещей является Бог, человек только управляет, пользуется ими. Частная собственность необходима ради общей пользы, личного интереса: когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят. Поэтому надо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.  
Аристотель: распределение благ должно быть "по достоинству"   Платон, Аристотель Богатство – грех,если превышает размеры потребления, нормального для данного сословия, т.к. сословное деление установлено Богом.     Излишек богатства порождает лень и жадность. Быть очень богатым и оставаться добродетельным невозможно. Можно иметь собственность, но при обязательной благотворительности.

 

• защита натурального хозяйства:государство должно быть самообеспеченным и все необходимое получать на своей территории.
Аристотель: экономика и хрематистика Способы увеличения богатства естественное   земля, здания, продукты натурального хозяйства
искусственное золото и серебро
  Приобретение такого богатства не делает человека счастливым и не может быть целью, которая состоит в "нравственном усовершенствовании". Это утверждение вытекает из идеологии христианства, согласно которой экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни – спасению души.

 

• учение о "справедливой цене": сословная трактовка цены.
"Справедливая цена" должна соответствовать 2м требованиям
Аристотель: обмен товаров на основе полезностей   − обеспечивать эквивалентность обмена (возмещать затраты) → с точки зрения вещи − обеспечивать участникам обмена "пропитание" по их социальному статусу (сословному положению) → с точки зрения продавца

 

  А.Блаженный • труд необходим для жизни,т.к. избавляет от праздности и укрепляет нравственно. Но вслед за Аристотелемотвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как "рабское занятие"  

 

    Аристотель: экономика и хрематистика     Аристотель • торговля – законное занятие, предусмотренное Богом из-за различий природных богатств разных стран. Но осуждает торговлю с целью наживы. Торговая прибыль правомерна, если предназначалась для "честной цели" или выступала как плата за труд торговца;   • осуждение ростовщичества как "постыдного ремесла":деньги не могут порождать деньги. Вместе с тем пытался обосновать благопристойность ростовщических операций, в широких масштабах проводившихся самой католической церковью. Процент объяснял как: 1) плата за риск кредитора 2) "бескорыстный" подарок заемщика   Обосновывал справедливостьвзимания земельной ренты как формы вознаграждения за труд по управлению хозяйством;   • деньги – искусственный прием в торговле. Признавал наличие "внутренней ценности" денег, выступал против порчи монет. Являлся сторонником номиналистической теории денег, согласно которой ценность денег зависит от воли государя. Признавал 2е функции денег: 1) мера стоимости, 2) средство обращения.  

 

 

СРАВНЕНИЕ взглядов Августина Блаженного и Фомы Аквинского
Августин Блаженный Фома Аквинский  
разделение труда
умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей
богатство
• труд людей создает богатство в виде материальных благ, золота и серебра. Нетрудовое их накопление ("искусственное богатство") является грехом; • осуждение частной собственности и богатства как причины раздора и вражды между людьми золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и "умеренного богатства"
обмен
осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате случается, что вещь "поступает на пользу одному и в ущерб другому"
"справедливая цена"
ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами его производства должна не только возмещать затраты по производству товара, но и обеспечивать потребление в соответствии с социальным статусом участников обмена
деньги
искусственный прием для облегчения и ускорения меновых сделок на рынке благодаря "внутренней ценности" монеты искусственный прием в торговле; ценность денег устанавливается по усмотрению государя (номиналистическая теория денег)
торговая прибыль и ростовщический процент
извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций превращаются в самоцель и расцениваются как грех допускается только трудовой характер их получения и связаны с издержками и риском при благопристойной деятельности

 


СРАВНЕНИЕ взглядов Аристотеля и Фомы Аквинского
  Аристотель Аквинат
признание концепции естественного состояния и естественного права; сторонники натурально-хозяйственной концепции
Частная собственность безусловный сторонник частной собственности верховный собственник всех вещей – Бог, человек только пользуется ими. Владение собственностью обязывает к благотворительности. Частная собственность необходима ради общей пользы, это стимул к труду: когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят. Т.е. общество собственников всегда хочет мира и порядка. Поэтому надо терпеть существование собственности как уступку человеческой слабости.
Богатство распределение благ должно происходить "по достоинству" богатство – грех, но лишь превышающее потребление, нормальное для данного сословия: "подниматься выше своего сословия грешно".  
  оправдание справедливости имущественного неравенства
  излишек богатства порождает лень и жадность. Быть очень богатым и оставаться добродетельным невозможно  
Труд и разделение труда разделение труда на физический и умственный имеет естественное происхождение. При этом физический труд – занятие более низкое ("рабское"), чем умственная деятельность труд необходим для жизни как средство избавления от праздности, укрепления нравственности, раздачи милостыни. Деление людей по профессиям (и сословиям) обусловлено божественным провидением и склонностями людей. Согласен с Аристотелем о неравнозначности видов труда
  необходимость Р.Т. объясняют необходимостью удовлетворения различных потребностей, т.к. каждый в отдельности человек не может создать весь набор благ. С этим связано и множество профессий и специальностей  

 

Способы увеличения богатства   "приумножение того же самого"; обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы"   "нечто иное" и "по справедливости вызывает порицание" выделяет 2а способа увеличения богатства по цели: 1) экономика − искусство приобретения благ, необходимых для жизни, домохозяйства и государства. Цель (служебная) экономики – получение предметов потребления для удовлетворения естественных потребностей. Виды деятельности, способствующие реализации данной цели – земледелие, ремесло, мелкая торговля (Т – Т); 2) хрематистика – искусство делать деньги. Цель (самоцель) – нажива, абсолютное обогащение. Она бесконечна и потому "неестественна" – "дурная бесконечность" (Г.Гегель). Виды деятельности: крупная торговля (Д – Т – Д '), ростовщичество (Д – Д')   Богатство делит: 1) естественное – земля, здания, продукты натурального хозяйства; 2) искусственное – золото и серебро, которое не делает человека счастливым, т. к. истинная цель – "спасение души", "нравственное усовершенствование"
Деньги искусственный прием для облегчения обмена. Деньги возникают в результате общественного соглашения. 3и функции денег: 1) мера стоимости 2) средство обращения 3) средство накопления, к которой отношение отрицательное, т.к. в этом случае деньги "утрачивают то свое назначение, ради которого были созданы" искусственный прием в торговле. Сторонник номиналистической теории денег: ценность денег зависит от воли государя. Признает наличие у денег "внутренней стоимости", выступает против "порчи монет". Но допускает возможность незначительного отклонения "номинальной ценности" денег от их "внутренней ценности". Рассматривает 2е функции денег: 1) мера стоимости 2) средство обращения  
Торговля осуждение торговли с целью наживы, не имеющей естественного предела
    а что неестественно, то греховно  

 

торговая прибыль   признание правомерности торговой прибыли (продажи по более высокой цене) – важно намерение: 1) "честная цель" – содержание семьи, помощь бедным, 2) плата за труд при продаже вещи, "измененной к лучшему", 3) вознаграждение за риск (учет затрат на хранение, доставку, страховки на случай потери товаров)  
Ростовщичество и процент • осуждение ростовщичества как "постыдного занятия": деньги не могут порождать деньги • взимание процента – это продажа того, чего нет
  (продать вино и еще право пить это вино)
• здесь нет равенства − нет справедливости
  поэтому брать дополнительную плату за пользование деньгами несправедливо, т.е. греховно.
"Справедливая цена" "Обмен...не может быть без равенства, а равенство без соизмеримости". "Все должно измеряться чем-то одним". Этой общей субстанцией служит потребность (полезность) в обмениваемых товарах → обмен должен быть эквивалентным.   "справедливая цена" (можно взимать, не беря греха на душу) должна соответствовать 2м требованиям: 1) обеспечивать эквивалентность обмена (возмещать затраты) 2) обеспечивать участникам обмена нормальный для данного сословия доход
Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие теории цены: • в 18 в. А.Тюрго продолжил и развил мысль о взаимном соизмерении потребностей; • в 19 в. была создана теория предельной полезности (маржинализм)  

 

Параллельно церковной развивалась светская ЭМ, которую интересовал вопрос о происхождении крепостничества.  
Франция БОМАНУАР ФИЛИПП(1250 – 1296) юрист, выражал интересы землевладельцев трактат Кутюмы Бовези,
  Ф. Бомануар признает, что "по естественному праву все свободны", хотя многие крестьяне находятся в зависимости от сеньора.  
Пути возникновения личной зависимости • тех крестьян, кто в старину не уходил на войну без уважительной причины, обращали навеки в крепостных вместе с их потомством; • некоторые землевладельцы вступали под патронат церкви или попадали в зависимость от светских феодалов, пытаясь "оградить себя от других сеньоров" и решать материальные проблемы.
Ф.Бомануар сформулировал знаменитый принцип феодального экономического и правового устройства: Нет земли без господина. Это означало, что любой клочок земли должен и может принадлежать только феодалу. Свободное землевладение крестьян юридически объявлялось вне закона. Крепостным (сервом) считался крестьянин, державший тяглый надел (манс), его имущество не имеет юридических гарантий и не может быть передано без выкупа по наследству. Серв должен был выполнять различные сельскохозяйственные работы в феодальном хозяйстве.  
Испания Семь партид (1256 – 1265) кодекс феодального права Леона и Кастилии
В одном из его законов говорится, что "сеньор имеет полную власть над своим крепостным, чтобы делать с ним все, что захочет".  
Англия БРАКТОН ГЕНРИ (ок. 1200-1268) юрист О законах и обычаях Англии, 1250  
В этом трактате дается определение крепостничества (вилланства), существовавшего в 2х формах: 1) полное вилланство (классическая форма феодальной зависимости крестьян) предусматривало полное подчинение господскому произволу: крепостным является человек, не знающий вечером того, что он будет делать утром; 2) привилегированное вилланство – выполнение по договору определенных и точно установленных работ и повинностей.  
Германия ЭЙКЕ фон РÉПКОВ(1180 — после 1233) Саксонское зерзало, 1220
Осуждает крепостничество, считая его несправедливым и установленным насильственным образом. "...Крепостная зависимость имеет своим источником принуждение и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право". Для средневекового автора подобный образ мыслей был довольно радикальным.  
           

 

С конца 11 в. начался экономический подъем западноевропейских городов,что внесло много нового в развитие ЭМ. Впервые она освобождается в значительной мере от натурально-хозяйственной ориентации и признает приоритет товарного производства.  
В 12 – 13 вв.проходят "коммунальные революции" под знаменем свободы: Италия, Франция, Нидерланды, Германия. В ходе этих революций формировались ремесленные цехи, возрождавшие общинные традиции. Принципом цеховой системы стало "равное участие каждого ее члена в пользовании всеми обеспеченными за цехом привилегиями и доходами". Но на практике это действовало только среди мастеров; ученики и подмастерья находились в полном подчинении у хозяев мастерских. Первоначально цехи боролись с крепостничесвом, но в 14 – 15 вв. уже не принимают крепостных крестьян в свой состав. С середины 14 в.проявляются прокапиталистические тенденции (в ярмарочной торговле, в эксплуатации "вечных подмастерьев и т.д.). Юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами за свою самостоятельность стало Магдебургское право (13 в.), регулировавшее торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Оно предоставляло городу самоуправление, право земельной собственности и освобождение от бόльшей части феодальных повинностей. С 14 в.положения Магдебургского права использовались в городах Восточной Германии, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши, Литвы, а с 16





Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия