Студопедия — Достижения мыслителей Средневековья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Достижения мыслителей Средневековья.






7.а. Английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1210-1294), будучи сам богословом и философом, беспощадно преследовался своими коллегами по ордену за трезвый ум и уважение научных знаний. Наблюдательный Роджер Бэкон писал: "Везде царит полнейшая испорченность... святой престол стал добычей обмана и лжи... Нравы там развращены, там царствует гордыня, процветает стяжательство, зависть гложет людей... Все духовенство предано гордости, роскоши, жадности." Бэкон был большим приверженцем науке. Это ему принадлежит общеизвестный сейчас лозунг: "Знание - это сила". О современных ему богословах он писал: "Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной, только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви". Глава ордена францисканцев Бонавентура сначала на 10 лет засадил Роджера Бэкона в монастырскую тюрьму, в которой ученый "от нечего делать" написал свое главное философское произведение "Главное дело" (Opus majus). Исследуя проблемы религии Роджер Бэкон пришел к заключению, что христианство является только "одной из шести религиозных сект" - религий, которые существовали в его время. Еще 14 лет в монастырской тюрьме провел философ уже глубоким стариком.

7.б. Другой францисканский монах Дунс Скотт (1270-1308) проявил себя в философии, как настоящий материалист. Признавая существование Бога, ангелом, души, он доказывал, что все они являются материальными существами. Он даже допускал возможность того, что материя может мыслить.

7.в. Схоластические споры средневековых богословов-философов значительной мерой способствовали развитию логического мышления, науки Логики. Так, поэт, богослов и философ Раймунд Луллий (1235-1315) сконструировал было "Логическую машину", - отдаленную предшественницу современных компьютеров - при помощи которой намеревался на протяжении нескольких месяцев обучить всем наукам каждого желающего.

7.г. Уильям Оккам (1300-1350) предложил эвристический принцип научного исследования, который вошел в золотой фонд методологии науки. В изложении самого Оккама этот принцип записан так: “Entia non sunt multiplicanda preater necesitatem” (Сущностей не следует умножать сверх необходимого). Практически это схоластизированное выражение означает: "При изучении вещей и явления необходимо отбрасывать все те предположения, которые излишни для объяснения сущности вещей и явлений". Это принцип получил название: "Бритва Оккама" (руководствуясь ею, "отрезают ненужное"), которая наряду с законами сохранения вещества и энергии, энтропии, постулатами Евклида стал неотъемлемым фактором эффективного, эвристического, научного исследования. Если мы, к примеру, интересуемся проблемой возникновения Вселенной и станем предполагать (допускать), что Вселенную создал Бог, то такое предположение и будет излишним, которое надо отбросить, отрезать. Ибо если Бог создал Вселенную, то обязательно возникает вопрос: "А кто создал Бога?", 2А кто создал того, кто создал этого Бога?" и так до бесконечности. К тому же перенесение вопроса из "Кто создал Вселенную?" на Бога - "Бог создал Вселенную?" не только переносит этот вопрос в бесконечность, но и создает дополнительные трудности для решения проблемы. Ведь вместо решения проблемы о возникновении Вселенной мы теперь вынуждены будем решать дополнительные и еще более сложные вопросы: "А почему это Бог создал Вселенную?"; "А почему именно такую, именно такого вида, а не другую и не другого вида Вселенную создал Бог?" Таким образом, излишние предположения не помогают решать научные проблемы, а только усложняют их решение.

(Навести пример из дискуссии Галилея с кардиналом Беллярмином об идеальной шаровидности Луны.)

Молодого, 24-летнего, профессора Оксфордского Университета Уильяма Оккама возненавидели схоласты и натравили на него папскую инквизицию. Философ вынужден был оставить Оксфорд, спасая свою жизнь. С группой своих единомышленников и учеников от бежит под защиту баварского короля Людвига. При встрече с королем Оккам произнес знаменитую и сейчас фразу: “Tu me defendas gladio, ego te defendam calamo”. (Защищай мене мечем, а я тебя буду защищать пером.) Ученый поселился в Мюнхене и прожил там до конца свей жизни. Отсюда по всей Европе расходились его философские и публицистические трактаты. Умер Уильям Оккам в расцвете физических и творческих сил от чумы.

7.д. Колоритной фигурой вошел в историю средневековый схоласт Иоанн Буридан (умер в 1358 году). Для самой философии он, практически, ничего не сделал. Буридан написал справочник по силлогистике под названием "Мост ослов", при помощи которого обещал научить правилам логического мышления самого тупого человека. Но в историю философии Буридан попал благодаря своим увлечениям проблемой соотношения разума, чувств и воли в человеке.

Средневековые философы-схоласты, идя за Платоном, единогласно утверждали, что доминирующее место в психике человека занимает воля. Тогда считалось за абсолютную истину, что чувства влекут человека ко греху, а разум не способен постичь божества. "Разум - это потаскуха диавола", - писал немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер. Даже в психологии самого Бога воля, по мнению схоластов и Отцов церкви, воля доминирует над божественным разумом и божественными чувствами. "И никакая необходимость не может вынудить тебя, Боже, к чему бы то ни было помимо твоей воли!" - писал Августин. А поэтому все поведение человека и качество грешника или праведника схоласты сводили к побуждениям доброй или злой воле человека. На волю человека, как и на волю Бога, по их мнению схоластов, ни разум, ни чувства не оказывают никакого влияния. Воля у Бога и воля у человека - вполне самодостаточные!

Вопреки общепринятой мысли своего времени схоласт Буридан начал доказывать, что в психологии человека доминирует разум; что поведение человека обусловлены его знаниями, пониманием, размышлениями. Высмеивая Буридана, средневековые схоласты и философы создали миф о Буридановом осле. Говорится, что по обе стороны - слева и справа - на одинаковом расстоянии от осла поставили две вязанки одинакового объема и одинакового качества сена. А поскольку вязанки сена одинаковы, одинаково и расстояние к ним то осел... стал размышлять, задумался: "До какой вязанки сена следует сначала повернуть голову?" Осел думал, думал, думал, но так и не решил своими размышлениями проблему... - И поход с голода! С того времени человека, который колеблется, рассуждает над тем, как поступить в той или иной конкретной ситуации, но никак не поступает, - такого человека называют Буридановым ослом.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 614. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия