Студопедия — Инструмент для обработки поверхности 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 3 страница






Рис. 4.15. Элементы кудринского орнамента в современной интерпретации: а – почки, завитки; б – листья; в – цветы; г – бутоны; д – направления надрезов и подрезов по волокнам

Когда инструмент готов, вначале потренируйтесь на пробной дощечке, удерживая нож двумя способами. В первом возьмите ручку резца в кулак так, чтобы указательный и большой пальцы держали ее перед режущим полотном ножа. В левой руке держите заготовку. Опираясь обушком лезвия о большой палец левой руки, которая держит заготовку, делаете полукруговые движения ножом, не отрывая его от пальца. В этот же момент срезаете тонкую стружку. Потренируйтесь в этом движении. Будьте внимательны, не заденьте носиком лезвия указательный палец левой руки, который держит заготовку, – можно пораниться.

Второй прием срезания древесины напоминает обрезание кожуры с картошки ножом. Выполнять его проще, но необходимо следить, чтоб лезвие после срезания стружки древесины не втыкалось в большой палец правой руки, а проходило выше его.

Фото 38. Кубок «130 лет С. Эрьзи». Липа, 40 см. Находится в музее его имени в Саранске

Освоив эти два приема резьбы ножом, сможете успешно срезать лишний материал, выполняя кудринский орнамент. Такой же техникой предстоит создавать рельефы, пластические формы и скульптуру в будущих работах, освобождая их из массива древесины.

После первых тренировок нарисуйте сложную композицию из прямых и изогнутых линий. Попытайтесь их обрезать с двух сторон на расстоянии 2–3 мм под углом 45° ножом знакомыми приемами, соблюдая направление волокон древесины. Затем приступайте к выполнению несложных, закругленных петель – простого элемента рисунка кудринки. Подрезайте с двух сторон, под углом 45°. Вырезав два-три элемента, дорисуйте следующие несколько петель, листьев, наращивая композицию. Она строится путем равномерного распределения простых и сложных компонентов, когда будете украшать таким орнаментом ваше изделие – вазу, тарелку, шкатулку и т. д.

Рис. 4.16. Мифологические образы, используемые в кудринке и рельефах

Рис. 4.17. Варианты орнамента

Научившись вырезать такой орнамент, вы освоите технику резьбы универсальным ножом.

Завершив резьбу, с легким нажимом протрите изделие мелкой шкуркой по слою, прочистите сухой щеткой. Нередко изделие и в светлых тонах выглядит неплохо, но можно покрыть его одной из морилок, цвет которой сначала испробуйте на небольшой дощечке той же породы. Перед морением изделие замочите в воде. Морилку наносите кисточкой или щеткой по слою и поперек. Если желаете высветлить орнамент, пока не просохла морилка, протрите поверхность мокрой тряпкой. Другой способ высветления – после высыхания морилки протереть поверхности шкуркой по слою.

Фото 39. Футляр. Липа, 35 см

Иногда резчики перед нанесением рисунка на заготовку морят ее, а затем, после сушки, начинают резьбу. Рисунок получается темным, а фон светлым. Для каждой работы было бы правильным выбирать свой подход, поэтому решайте сами, в какой момент и как украшать изделие. Для обучения и приобретения опыта испробуйте все варианты.

Для окончательной обработки рекомендую покрыть поверхность изделия воском и растереть его затем щеткой. Подойдет и нитролак, который тоже следует растереть щеткой, но через 1–2 минуты после нанесения, пока не застыли лаковые натеки в уголках фона. Через 30–40 минут лаковую поверхность еще раз протрите щеткой по слою – это даст хороший восковой блеск.

Плоскорельефная резьба

Это один из сложных видов рельефа. Он доступен начинающим и достаточно эффектен.

На плоскость задуманной формы нанесите рисунок будущего орнамента, снимите пустоты ножом, уголком или косяком под 45°. Если расстояния между деталями рисунка значительные (фото 41), вырежьте плоский фон. Для такой работы пригодится клюкарза с плоским лезвием, а при наличии и фрезер ручной, с ограничительным упором.

Иногда фон покрывают чеканом (можно заменить на шило, гвоздь). При желании проморите поверхность изделия. Для отбеливания плоскости орнамента поверхность протрите влажной материей. Осветление поверхности рельефа можно произвести и шкуркой, но после высыхания изделия. Покройте воском, просушите и протрите щеткой, стараясь придавить поверхность, чтоб создать больший блеск (фото 40).

Фото 40. Рама «Модерн». Липа мореная, 40 см

Фото 41. Рама зеркала. Липа мореная, 25 см

Фото 42. Тарелка плоскорельефная. Липа, 35 см

Надеюсь, после освоения техники резьбы кудринского орнамента начинающему по силам будет выполнять плоские рельефы.

При вырезании тарелки «Олимпиада-80» использованы приемы плоского рельефа на двух уровнях. Фон подобран и частично покрыт сеткой при помощи чекана. При выполнении центрального орнамента и эмблемы использован метод контурной резьбы. Все детали обведены резцом, чтобы придать контрастность краю рисунка. Изделие тонировано морилкой и протерто шкуркой для выделения орнамента.

Прорезная плоскостная резьба

Если фон рельефа убрать совсем, т. е. срезать насквозь всю толщину материала, получим новый вариант резьбы, которая называется прорезной. Это возможно, если детали рисунка соединены между собой, иначе они не будут держаться.

В композициях небольших размеров с ритмичным тесным расположением деталей вместо фона образуется множество мелких отверстий. Это ажурная резьба. Применяется, в сочетании с различными видами рельефа, для украшения небольших предметов: декоративных вазочек, кубков, тарелок, шкатулок, ювелирных изделий. Их, как правило, изготавливают из крепких пород: березы, бука, клена, самшита, кизила, ореха. Изящный сквозной ажур позволяет создавать и скорлупа кокосового ореха. Более крупные предметы: дверцы шкафчиков, полочки, этажерки – в сквозной технике вырезают из разных пород. Такой техникой украшают также наличники, загородки. Большой размер деталей в этих изделиях позволяет использовать для резьбы и сосну.

Для выполнения сквозной резьбы заготовку с нанесенными на нее линиями орнамента положите на ровную основу-доску, чтобы при прорезании не было сколов с обратной стороны. Коловоротом или крутыми стамесками прорежьте отверстия в фоне. Работайте стоя, осторожно врезаясь инструментом в дерево. С помощью стамесок необходимого радиуса или лобзика обрежьте начерно по контуру рисунка детали орнамента. Для врезания в углы используйте нож и уголок. После снятия фона режьте фрагменты орнамента, заоваливая, снимая фаски, уточняя детали. Обработку поверхности и покрытие сделайте на свое усмотрение.

Мозаика

Удивительный способ художественной работы с деревом – мозаика, которым издавна в разных странах украшали мебель, настенные панно, полы, художественные изделия. По технике выполнения делится на несколько видов.

Инкрустация – небольшие вставки из кости, перламутра, разных пород дерева в другой материал. В материале-основе делают углубления для размещения и закрепления вставных элементов. Таким способом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, образы.

Блочная мозаика – заключается в склеивании отдельных брусков или пластинок разных по цвету пород в общий блок. Затем его распиливают на тонкие пластинки с повторяющимися элементами рисунка, которые используют для составления композиций или фрагментов украшения.

Интарсия – в деревянную основу вставляют пластинки различных пород.

Маркетри – вид мозаики, в котором для вставных элементов применяют строганый шпон – однослойную фанеру различных пород. Наклеивают шпон на деревянную основу, плотно подгоняя отдельные элементы друг к другу по рисунку.

Умелое использование цветовой гаммы разных пород дерева при достаточном их наличии дает возможность составлять сложные орнаменты и живописные сцены.

Выжигание и обжиг

Мы привыкли, что дерево и огонь несовместимы, но в умелых руках и они становятся союзниками. Существует два способа обработки и оформления поверхности деревянных изделий, не относящиеся к резьбе, но способствующие подчеркиванию объема и выявлению текстуры дерева. Это художественное выжигание и обжиг.

Первым способом украшают плоские или объемные работы. Применяют его чаще для нанесения орнамента на бытовые предметы, посуду. Выжигание выполняется специальными электроприборами. Можно приспособить паяльник.

Фото 43. А. Шер. Охрана природы. Береза, выжигание

Для накаленного наконечника имейте металлическую подставку. Не перегревайте инструмент, следите, чтобы он обугливал, а не зажигал поверхность. Раскаленной иглой выжигателя можно рисовать пейзажи, композиции сказочных сюжетов и даже портреты. Это равносильно контурному, графическому или объемному рисованию на древесине.

Другой вариант обработки – непосредственно обжиг. В этом случае рельеф и пластическая форма, объемная скульптура обрабатываются огнем паяльной лампы, газовой горелки или просто открытым пламенем костра. Такой способ чаще применяют на текстурных породах, особенно на сосне, ели, в которых ярко выделяется смолистый слой, создавая ритмичную, полосатую декоративную поверхность.

Фото 44–45. Маски, обожженные на одной доске сосны с двух сторон. Второй вариант удачный – сердцевина позади рельефа в центре древесины

Фото 46. Маска с удачным расположением годовых колец

Благодаря обжигу смягчаются детали, становятся плавными переходы объемов, усиливается впечатление текучести слоев. Произведение становится цельным, законченным.

Перед обработкой огнем поверхность следует сделать гладкой, удалить следы резца, протерев по слою наждачной шкуркой. После обжига натрите жесткой одежной щеткой. Можно использовать и металлическую, проводя ею с легким нажимом в направлении слоев. Для усиления декоративности и рельефности обожженной поверхности предлагаю сделать ножом ступеньку вдоль каждого слоя. Эта обработка требует терпения, но труд оправдывается эффектом.

Иногда вместо обжига применяют химические растворы соляной кислоты. Она сжигает поверхность, окрашивая в приятный серый цвет, подчеркивает ритмичность и текучесть слоев.

Применяя химию, будьте осторожны. Работайте в фартуке, резиновых перчатках и защитных очках.

Прежде чем вырезать рельеф на текстурной сосне, определите, с какой стороны доски слои проявят себя более эффектно.

Желательно, чтоб сердцевина оказалась глубже лицевой части рельефа и располагалась в середине заготовки или за ее пределами. Рассмотрите варианты рельефов с разных сторон одной доски на фото 44–45 и увидите разницу.

Глава 5

ПЕРВЫЕ ОБЪЕМНЫЕ РАБОТЫ

Для тех, кто до сих пор еще не сделал первой своей работы и никак не решит, с чего же начать, предлагаю на выбор несколько простых идей. Осуществление их не представит особого труда, зато станет вашей пробой пера и даст возможность приобрести начальные навыки обращения с режущим инструментом, а также с простым и одновременно сложным материалом – деревом.

Приятно, когда в доме имеется предмет домашнего обихода или украшение, сделанное своими руками. Это может быть солонка или тарелочка из среза яблони, груши, вазочка или подсвечник из липы и березы, шкатулка и даже маска из красного дерева, а может быть, причудливый заморский зверь из корня сосны. Все сделано старательно, с любовью. Такие работы напоминают вам о первых шагах в новый мир, мир творчества, их долго берегут как начало увлечения. Тот, кто вкусил удовольствие от общения с живым, теплым материалом неповторимой красоты, на долгие годы не сможет расстаться с ним. Будет постоянная потребность прикосновения к дереву, его физического преодоления и общения с ним. Со временем появится чувство взаимопонимания, возможно, дружбы, как с кем-то живым, равным и надежным. В результате такого союза и рождаются добрые, красивые плоды творчества. Погибшее растение рождается вновь. Художник же обретает чувство радости оттого, что подарил дереву вторую жизнь.

Ложки

Нередко задают вопрос: с чего начинать? Поделюсь опытом из своей преподавательской практики. В первые годы пришедшим в коллектив новичкам я задавал копировать готовые несложные маски, статуэтки, свои начальные работы. Вскоре стал замечать, что некоторые ученики студии перестали посещать занятия. Одно время не понимал причину, думал, что увлечение деревом не для их натуры или я чем-то не угодил. Позже понял, что не всякий способен был осилить задание, оно оказывалось сложным для начинающего. Возможно, срабатывало самолюбие, неудовлетворенность, упреки домашних. Сделав скоропалительный вывод о своей неспособности к творчеству, начинающий резчик бросал изделие, не закончив. Теперь, когда мне задают вопрос, с чего начинать, не задумываясь, отвечаю – с самой обыкновенной ложки. Это предмет поистине первой необходимости – и к столу пригодится, и украшением стать может.

Возьмите брусок дерева 24 x 6 x 4 см, желательно липу, осину, ольху, которые отличаются, как вы знаете, мягкостью и легкостью обработки. Можно использовать и потверже – березу или слоистую сосну, но обрабатывать их с первого раза сложнее. Приготовьте необходимые инструменты: небольшую пилу, плоскую и полукруглую стамески, если имеете, клюкарзу, нож, косяк, наждачную бумагу двух-трех номеров, плоский напильник. В соответствии с размером бруска разработайте эскиз ложки с таким расчетом, чтобы емкость занимала 1/3 всей длины, вычертите отдельно вид сверху и сбоку. Если вы хотите украсить ложку орнаментом, то ручка должна иметь достаточную ширину (рис. 5.1). Форму выбирайте на свое усмотрение, но она должна быть красивой. Далее переведите вид сверху на верхнюю грань заготовки. Запилите ее с боков, в местах, указанных сплошной стрелкой. Установите брусок в упор стола или зажмите струбциной и снимите плоской стамеской все лишнее до контура рисунка, срезая по направлению пунктирных стрелок, т. е. соблюдая слойность дерева.

Рис. 5.1. Схема вырезания ложки по квадрату

Стамеску держите в правой руке за ручку, упираясь ладонью в ее затылок. Левая рука также в работе – она придерживает стамеску сверху в 40–50 мм от режущей кромки, большой палец сверху.

Затем переведите на боковую поверхность заготовки вид ложки сбоку. Повторите процесс снятия лишнего материала.

Полукруглой стамеской шириной 10–12 мм выберите, медленно углубляясь, емкость ложки. Срезайте от краев к центру по кругу. Последние срезы легче делать клюкарзой или ложкорезом. Достигнув 5–6-мм толщины дна емкости, тщательно зачистите ее шкуркой. Снимите лишнюю массу материала с наружной стороны ложки. Делайте это осторожно, чтобы не сломать ручку в тонком месте. Округлите емкость снаружи, зачистите напильником и шкуркой нижнюю поверхность. Верхнюю плоскость ручки сделайте ровной с помощью напильника, не пользуйтесь шкуркой (чтобы не тупить инструмент, вырезая орнамент). Когда поверхность отработана до ровного, без изъянов и следов стамески, состояния, нанесите рисунок орнамента, а на конце просверлите отверстие, чтобы вешать ложку на стенку. Украсить поверхность ручки можно любым из видов плоской низкорельефной и даже сквозной резьбы. Описанный способ я называю резьбой «от квадрата». Как вы уже поняли, заключается он в том, что сначала снимается все лишнее с переднего плана и боковых сторон заготовки, а затем уточняются детали.

Фото 47. Ложки. Сосна, липа. Саша Ильяев, 9 лет

Закончив работу, протрите изделие мелкой шкуркой (нулевкой) по направлению слоя, слегка нажимая на орнамент. Можно покрыть изделие морилкой, жидким мебельным лаком или восковой мастикой.

Естественно, рецепты эти не годятся, если ложка предназначена для употребления за столом. Как быть? Не покрывая морилкой, пропитайте ее подсолнечным, оливковым маслом и прогрейте в духовке – ложка к обеду готова.

Если под рукой, кроме сосны, ничего не оказалось, форму ложки делайте с мягкими, плавными, без углов, переходами. Орнаментом украшать не следует. Сосна довольно колкий материал, а главное, ее слои имеют свой рисунок, который при умелой обработке неплохо украшает изделие. Форму старайтесь создать такую, чтобы как можно полнее выявилась красота текстуры сосны.

После полного вырезания тщательно зашкурьте поверхность со всех сторон, и вы увидите, как заиграют годичные кольца. В каждой вновь вырезанной ложке, вазочке из текстурного дерева, в данном случае из сосны, рисунок будет свой, неповторимый. Зависит он от того, в каком месте бревна располагался используемый вами брусок.

Если древесина не текстурная: береза, липа, ольха, – кроме плоского орнамента ручку можно украсить желаемым образом. Это может быть ветка, рыбка, морской конек и все, что уложится в форму ручки. Не исключайте и абстрактные образы, лишь бы они были оригинальны и художественны.

Я сознательно не предлагаю традиционный, народный способ вырезания ложки, которым пользовались на Руси с давних времен в артелях. Из бревна заготавливали баклуши-чурбачки, а затем поэтапно вырезали саму ложку с тонкой ручкой-держалом. Красиво расписанные, они и сейчас радуют глаз. Считаю предложенный мною вариант более приемлемым для знакомства с деревом: он учит правильно держать в руках инструмент и знакомит со слоистым строением древесины.

Другая цель, которую я преследую, обучая такому способу вырезания ложки, – дать навык резьбы «от квадрата». Его можно будет применять и в дальнейших, более сложных работах. Для того, кто не в ладах с анатомией, данный способ может оказаться наиболее выигрышным при создании обобщенных пластических произведений на начальной стадии освоения объемной резьбы.

Кухонная утварь

После освоения техники вырезания ложки попробуйте создать небольшой кухонный набор из вилки, ложки и лопатки для блинов. Придумайте форму дощечки-подставки, например в виде полочки. Просверлите шесть отверстий и воткните в них с клеем штыри для навешивания вырезанных предметов.

Украсьте ручки и подставку орнаментом в одном стиле, слегка прошкурьте по слою; если сочтете необходимым, обработайте морилкой, покройте воском или лаком. Не забудьте с обратной стороны подставки прикрепить две петельки или сделать небольшие углубления для закрепления на стене. Набор предметов можно изменить и увеличить: добавьте скалку, молоток для отбивания мяса, пестик, толкушку и т. д. Такой набор, неизменный помощник хозяйки, всегда будет приятным подарком, особенно если любовно сделан руками того, кто подарил. Он займет на кухне лучшее место. Дарите людям добро и красоту. Они ответят вам тем же.

Если под рукой не оказалось нужного бруска для ложки, а имеется липовая или березовая дощечка размерами около 24 x 12 см толщиной 1–2 см, можно вырезать декоративно украшенную разделочную доску. Форма ее может быть весьма разнообразной, что подскажет вам ваша фантазия и вкус. После обработки поверхности рубанком нанесите приглянувшийся или придуманный орнамент и вырежьте.

Рис. 5.2. Украшение резьбой предметов быта. Зарисовки автора

Резьбой можно украсить подставку настенного отрывного календаря, рамку зеркальца, декоративную тарелку, вазу, кубок и т. д.

Украшения из дерева

Думаю, уместно будет рассказать об одном, очень увлекательном направлении в резьбе. Оно может быть как самостоятельным видом творчества, так и этапом в освоении техники резьбы по древесине цветных, зачастую очень твердых и ценных пород.

Нередко мы видим на женщинах изящные украшения из дерева. Я тоже иногда для подарка делаю серьги, кулоны, броши. Дерево – живой, теплый и близкий нам материал. Оно способно украсить внешность, согреть душу. Думаю, что начинающему несложно будет сделать своими руками простые украшения. Получите удовольствие и от процесса, и от результата.

Серьги

Чтобы изготовленные вами клипсы или серьги привлекли внимание любительниц деревянных украшений, используйте в работе красивые, текстурные породы дерева, или оригинальные способы резьбы, или неожиданные пластические формы. Необычные композиции, дополненные самоцветами, янтарем, также очень украсят ваши изделия. Приступая к выполнению конкретного заказа, в первую очередь выслушайте пожелания заказчицы. Не стесняйтесь предложить и свой вариант, учитывающий цвет ее волос, глаз, длину шеи, строение лица, рост, комплекцию. Очень важное условие – работа должна быть выполнена как можно более тщательно, добросовестно, «ювелирно». И – в единственном экземпляре, hand made, как говорят англичане. Женщине всегда приятно сознавать, что такого украшения, наряда, как у нее, больше ни у кого нет.

При изготовлении серег необходима металлическая фурнитура – крепление и крючок. Их можно изготовить так: если форма и размеры серьги позволяют, сверху ее вдоль вертикальной оси просверлите углубление диаметром 1–1,5 мм и глубиной до 25 мм. Стальную булавку с колечком изогните так, чтобы посредине образовалось коленце. Если металл каленый, перед загибом отожгите на газу, спичке. Смажьте булавку клеем «Момент» или ПВА и с усилием вставьте в углубление. Два отрезка серебряной проволоки диаметром 0,7–1 мм согните с помощью карандаша крючком, на конце круглогубцами сделайте колечко того же размера, что и на булавке. Затем сцепите вместе колечки крючка и вклеенной булавки и замкните их плоскогубцами.

Рис. 5.3. Серьги и фурнитура для них

Фото 48–51. Серьги из редких цветных пород дерева (бакаут, можжевельник, ферамбук, махагон, грецкий орех, пробковый дуб, сосна) с использованием малахита, турмалина, тигрового глаза, янтаря

Рис. 5.4. Варианты серег из древесины

Фото 52. Кулон «Телец». Махагон, 7 см

Предлагаю вам различные варианты серег из текстурных и однотонных пород (рис. 5.4) – выбирайте, фантазируйте. По вашему усмотрению покройте готовое изделие лаком или воском. При желании сделать к серьгам кулон повторите форму серьги, только в увеличенном размере, и позаботьтесь об отверстии для тесьмы, цепочки или кожаного шнурка.

При изготовлении клипс используйте старые зажимы, приклеивайте их на вырезанные из дерева изделия эпоксидной смолой.

Кулон

На рис. 5.5 представлена схема вырезания рельефного кулона-подвески. Используя ее как пример, можно изготовить подобное изделие с любым символом, эмблемой, знаком зодиака. Последовательность работы такова: из дощечки красного дерева толщиной 6–8 мм вырежьте круг диаметром 50–55 мм с ушком вверху (для отверстия под шнурок). Слой должен быть направлен вертикально. Внутри прочертите окружность меньшего (на 2–3 мм) диаметра. Нарисуйте внутри нее контуры рыб, фон опустите на 2–3 мм овальной стамеской поперек слоя. Ножом, плоской 7–8-мм стамеской, косячком закруглите по краю рельеф рыб. Со стороны брюшка круче. Зачистите изделие шкуркой, производя окончательные движения по слою. Нарисуйте детали – плавники, хвост, наметьте место для глаз. С помощью уголка, ножа нарежьте контуры плавников и хвоста, с помощью овальной стамески и уголка – фактуру чешуи. Зашкурьте все мелкой шкуркой до блеска. Подберите для глаз бусины из малахита, рубина, кошачьего или тигрового глаза, можно и пластмассовые, подходящие по цвету. По их размеру в размеченных местах просверлите углубления. Смажьте их дно клеем и с некоторым усилием вставьте бусины. Овальной 5–6-мм стамеской подчистите фон параллельными короткими срезами, имитирующими водную рябь. Окончательно обработайте по слою нулевкой. Натрите щеткой, а если есть, то и вращающимся войлочным кругом. Покройте воском, разотрите до блеска.

Рис. 5.5. Схема вырезания подвески с изображением знака зодиака Рыбы

Рис. 5.6. Кулон с изображением Тельца

Рис. 5.7. Варианты кулонов

Рис. 5.8. Застежки для кулонов, бус

Рис. 5.9. Варианты брошей

Рис. 5.10. Брошь-рыбка

Брошь

Симпатичные броши в виде рыбки получаются из дощечек размером 35 x 45 мм и толщиной 6–8 мм (рис. 5.10). Их можно изготовить из одноцветных пород, затем обработать морилкой. Но значительно привлекательнее они выглядят, сделанные из текстурных и цветных деревяшек. Если хотите, используйте для поделки мой эскиз, но не сомневаюсь – вы и сами придумаете не менее интересный.

Предлагаю изготовить еще одну брошь – в виде жука, сидящего на листе. Настоятельно советую, прежде чем приступать к резьбе по моим схематичным рисункам, внимательно рассмотрите, как выглядят на самом деле образы ваших «героев». Если не будет возможности понаблюдать живого жука, пролистайте учебник биологии или любую иллюстрированную энциклопедию живой природы. Там наверняка найдутся подробные, с мельчайшими деталями, рисунки. Тщательно изучите строение тела, лапок, головки. Постарайтесь понять образ, выделить в нем характерные черты – ваша работа получится более живой и убедительной.

Для первого раза опускайте слишком мелкие детали, обобщайте, но не слишком отдаляйтесь от реального вида, следуйте схеме. Потом, набравшись опыта и мастерства, будете фантазировать, стилизовать, усложнять композицию.

Заготовьте брусок древесины 50 x 40 мм толщиной 18–20 мм. Породу выберите покрасивее, а значит, тверже. Хороша в этой работе мелкоструктурная древесина – яблоня, груша – и текстурная – акация, скумпия, можжевельник, красное дерево. Если нет этих пород, подойдет и береза – она колкая, но плотная, прекрасно полируется, морится в любой тон.

Нарисуйте спинку жука на брусочке по направлению слоя – древесина будет меньше колоться. В дальнейшем рекомендовал бы располагать жука поперек слоя, изыскивая на куске древесины более выгодные, необычные по текстуре участки. Иногда удается найти такое место, где линии слоев покрывают симметричным рисунком закрытые крылышки жука. Получается очень симпатично. Но вырезать лапки поперек слоя существенно сложнее, при недостаточном опыте они могут откалываться. Поэтому пока режьте по слою!

Расстояние от головки жука до края бруска должно быть несколько больше, чем от задней части тельца до соответствующего края. Поверьте мне, это не моя личная прихоть, а одно из основных правил композиции: в направлении взгляда, движения изображаемого объекта всегда должно быть больше свободного пространства, чем сзади, если, конечно, ваш образ, задумка не требуют иного композиционного решения. Проще говоря, если вы на плоскости вырезаете рельефный профиль или портрет в повороте, фигуру движущегося в определенную сторону человека или животного, сидящую боком птицу, оставляйте перед лицом, взглядом на плоскости больше места – чтобы было куда смотреть или двигаться. Обязательно используйте этот прием, по крайней мере на стадии обучения, пока у вас не разовьется абсолютное художественное чутье на безукоризненное построение композиции.

Проведите на боковой грани бруска две линии на расстоянии 8 и 12 мм от поверхности, как показано на рис. 5.11, б. Первая – для ограничения высоты тельца жука, вторая – для обозначения уровня фона. Между этими двумя линиями разместятся лапки.

Уголком, ножом снимите лишнее вокруг тельца до первой линии. Нарисуйте контуры лап и также срежьте лишнее. Используя шкурку, придайте телу жука по возможности овальную форму. Нарисуйте на тельце линию головки и в центре линию разделения крылышек. Слегка заовальте эти линии. Последнюю сделайте более отчетливой. Вырежьте подробнее членики ног. Отполируйте спинку, лапки и головку шкуркой. Теперь приступайте к листку. Нарисуйте его край без зубцов, срежьте лишнее с боков.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1973. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия