Студопедия — Инструмент для обработки поверхности 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 6 страница






Фото 78. Тарелка с клубникой. Осина, 37 см

Фото 79. Поднос плетеный. Махагон, 40 x 30 x 3 см

Художественным дополнением изделия служит ветка клубники с листьями. Использован напоминающий форму будущего изделия осиновый горбыль 15 см высотой. По задуманному объему начерно выберите емкость, оставляя массу для вырезания декоративных дополнений. Доведите толщину стенок до 2–2,5 см. Поверхности дна и стенок выровняйте и нанесите рисунки плетения с внутренней и внешней стороны так, чтобы они совпали. Между полосками шириной 1,5–2 см оставьте пустые места, которые просверлите насквозь. В работе они будут ориентиром для правильного совмещения плоскостей с той и другой стороны. Лишний материал срезайте аккуратно, чтобы, подрезая, не врезаться в поперечные линии нижних лент. Толщину их доведите до 5 мм. Эту работу проделайте последовательно, уточняя ширину деталей, добиваясь совпадения переплетения с двух сторон. Закончив резьбу плетения, подчистите поверхности и вырежьте декоративное украшение и ручки. Ягоды клубники протрите до блеска шкуркой, на остальном оставьте след резца. Этот подчеркнет характерные особенности материала. Тонируйте морилкой, покройте воском или лаком.

Лицо человека в рельефе

Завершая тему рельефа, предлагаю познакомиться с резьбой лица в этом жанре. Он заметно сложней, необходимо уделить больше внимания.

Фото 80, 81. Гримасы в зеркало. Береза, сосна, 35 см

Фото 82. Солистка балета Якутии. Махагон, 15 см

Фото 83. Скульптор Барлах. Береза, 35 x 28 x 3 см

Фото 84. Эрьзя в Италии. Махагон, 40 x 30 x 5 см. В музее Мордовии

Потренируйтесь, глядя в зеркало на себя. Слепите свое спокойное лицо, затем в улыбке, агрессивном состоянии, печали и т. д. Так лучше понимать, какие мышцы изменяют гримасу и общее строение лица.

Общаясь с родными, друзьями, не привлекая внимания, старайтесь рассмотреть особенности строения лица, его глаз, носа, рта, общей формы головы.

Фото 85. Портрет С. Эрьзи. Бук, 25 см. В музее «Савори», Буэнос-Айрес, Аргентина

Лицо в рельефе – значительная ступень к сложному жанру скульптуры. Пробуйте сначала вырезать маску, фантазируя, а затем приступайте к созданию рельефа с портретным сходством. Лучше делать это с натуры. Но прежде порисуйте и полепите.

Работа с твердыми и редкими породами

Теперь вы знаете, что любая порода, даже мягкая, пойдет в дело, если она сухая, без трещин и гнили. Но особого внимания и, возможно, уважения заслуживает плотная, твердая, труднообрабатываемая древесина. Она имеет красивую текстуру, не требует дополнительной тонировки, прочна, долговечна, стойка к гниению, прекрасна в полировке, хороша под лаком, воском и даже без них. В промышленности такие породы применяют для изготовления сувениров, музыкальных инструментов, используют в инкрустации, шпоне. Художественные работы резчиков достаточно разнообразны – от скульптуры, малой пластики, элементов декора до ювелирных изделий. Для обработки твердых пород бывает недостаточно традиционного инструмента для резьбы. Здесь чаще применяют ножовку, рашпили, напильники, рифлевки, бормашину, фрезер. Но от резчика работа с твердой породой требует усидчивости, понимания материала, умения предвидеть результат после окончательной обработки и в целом большого мастерства. Кроме того, появятся и лишние мозоли. Режущий инструмент должен быть только из стали высокого качества (лучше та, которой обрабатывают металл, – быстрорежущая, легированная). Желательно применение бормашины двух мощностей: медицинской и технической. При необходимости применяют цикли, наждачные шкурки. В такой обработке хорошо показали себя самшит, палисандр, сандаловое и черное дерево, кебрачо. Для полирования вырезают в несколько слоев круг из шерстяной шинельной материи, закрепляют на валу электродвигателя, посыпают пемзой и обрабатывают при вращении. Малодоступные места доводят тряпкой вручную. Для завершения процесса необходимо иметь второй такой войлочный круг, но чистый.

По плотности и прочности породы можно разделить на две группы, хотя четкой границы нет. К первой относятся более распространенные в нашей стране клен, бук, граб, ясень, дуб, яблоня, слива, груша, рябина, орех, платан, белая акация, кизил. Ко второй – особо твердые, редко встречающиеся, более ценные: самшит, палисандр, сандаловое, черное, красное дерево, бакаут, амарант, кебрачо и др. По свойствам и способу обработки они приближаются к кости. Они описаны в разделе «О дереве». Перечитайте еще раз внимательно, уже имея опыт в обработке более мягких пород, и сделайте первые пробы.

На начальных этапах резчики привыкают к мягким материалам. Отвыкать и не следует, но ограничиваться ими тоже не советую. Твердые породы значительно расширяют возможности. Приятно иметь в своей коллекции изделия из красивой, не подкрашенной, крепкой, как кость, редкой древесины. Начните с более доступных: клена, бука, яблони и т. д.

Приобретая древесину повышенной твердости и, соответственно, ценности, не спешите пускать ее в дело. Наберитесь достаточного мастерства, а приступая, найдите достойную тему, образ, пластику, способ обработки поверхности. Коснусь лишь некоторых пород, более редких и ценных, с надеждой, что и вы оцените их по достоинству.

Самшит

Начну с растущего на побережье Черного моря самшита. Работать с ним одно удовольствие. Настолько послушный материал, что кажется – не ты его обрабатываешь, а он сам, внимательно прислушиваясь к тебе, исполняет любое твое желание лучше, чем задумано. Охристо-желтоватый цвет изделий оставляет ощущение доброты и тепла.

Несмотря на высокую плотность самшита, при работе необходимо учитывать его слойность. В противном случае в тонких местах древесина может отколоться. Стамесками, ножами резать можно, хотя и тяжело, без мозолей не обойтись. Понемногу снимая, чувствуешь сопротивление материала, его твердый характер. Удовольствие при этом испытываешь, как от преодоления сильного противника. Когда же справишься, наступает полное взаимопонимание, будто с хорошим партнером.

Фото 86. Русалка анапская. Самшит, 20 см

Фото 87–89. «Мне б такую щуку». Самшит, 30 x 15 x 14 см

Послушен бормашине, фрезой режется в любом направлении, прекрасно полируется, отлично блестит, поддается морению. Высокая плотность и мелкая структура древесины позволяют вырезать тонкие детали. Не зря художники-графики используют его при создании гравюр – на самшит можно наносить тончайшие, плотно расположенные штрихи. В промышленности применяется как заменитель металла. Сувениры из самшита в продаже встречаются редко Мало осталось мест, где он растет, частные вырубки запрещены – дерево охраняется государством. Если попадется в руки кусок, посмотрите, как близко расположены его еле заметные годичные кольца. Дерево растет медленно.

Однажды на выставку посетитель принес два бревна самшита длиной 30 см и диаметром 15 см. Сказал, что тоже резчик, но дарит это дерево мне. Самшит таких размеров, да еще и в подарок – о подобном и не мечталось. Поблагодарив, подумал, смогу ли, чтобы оправдать доверие, сделать достойную работу. Года два пролежал самшит, пока я осмелился к нему подступиться. Тему подсказала сказка «По щучьему велению» с колоритной фигурой Емели. Этого сказочного героя я и вырезал за месяц из одного подаренного бревна (фото 87–89).

Самшит удобен в обработке бормашиной, но захотелось осилить стамесками и ножом. Только фактуру меха шубы обработал фрезами. Работал с удовольствием, чувствовал себя свободно и уверенно, знал, что не подведет. Очень твердый, с характером, но послушный помощник. Так и хотелось всякие подробности выделывать: орнамент на рубахе и заплату на валенке, топорик заточенный и водичку в ведрах.

Бакаут

Несколько слов о породе, не применявшейся до сих пор для изготовления художественных работ. Нет ее и в пособиях для резчиков по дереву. «…Вечнозеленое дерево, произрастающее в тропической зоне. Ядровая рассеянно-сосудистая порода с желтовато-белой заболонью, резко отличающейся от зеленовато-черного ядра. Кольца прироста не являются годичными слоями и почти незаметны. Древесина очень плотная, твердая, тяжелая, с запахом ванили. Трудно поддается обработке, раскалыванию. В древесине содержится до 26 % смолы, 3 % слизистых веществ, которые с водой дают эмульсию и тем самым уменьшают трение. Древесина применяется для деталей машин, от которых требуются твердость и высокое сопротивление истиранию», – сказано в пособии по материаловедению.

Фото 90. Хамелеон. Бакаут, 30 см

Фото 91. Два этюда. Бакаут, 15 см

Такие редкие природные данные дерева прекрасно проявили себя и в художественных изделиях. Поверхность в обработке напоминает черно-зеленый бархат или отполированный до блеска малахит. И название у него красивое – бакаут. На выставках или в продаже изделий из бакаута встречать пока не приходилось. Когда приобрел первые куски – отходы производства, – удивился необычайному зеленому цвету и стойкому приятному запаху. Пробуя дерево ножом, выяснил, что по слою оно режется со значительным трудом, через каждые полсантиметра задирается, не слушается.

Отщепить по слою стамеской или расколоть топором массив бакаута сложно, сталь гнется или крошится в зависимости от качества. Ножовкой пилится медленно, засаливая мелкие зубья. Направление распила бревна легко может уйти с прямой линии на радиус. Чтобы этого не произошло, требуется наметить линию распила карандашом, запилить по всему кругу на 2–3 см в глубину, а затем производить пиление, периодически поворачивая бревно по кругу. Лучший способ черновой обработки заключается в спиливании (где возможно), а затем в снятии поперек слоя полукруглой стамеской. Без рашпилей и бормашины обойтись почти невозможно. При засаливании насечек рашпиля или фрезы приходится пользоваться металлической щеткой. Когда основная форма вчерне создана, доводить и подчищать нужно циклями, напильниками, борами. Иногда на этом этапе обработку поверхности заканчиваю (если не запланировал блеск). В другом случае обрабатываю шкурками механическим и ручным способами. В заключение полирую чистым войлочным кругом до зеркального блеска. Удивительная способность бакаута заключается в том, что после полирования поверхности его слоистая структура, разных оттенков изумрудного цвета, с мельчайшими прожилками, просматривается вглубь, как у полированного малахита. Еще одно свойство: поверхность светло-коричневой древесины, обработанная в финале грубой шкуркой, рашпилем или бором, через 2–3 ч покрывается зеленой патиной, как бы микроскопическим мхом или бархатом. Особенно быстро это происходит под прямыми лучами южного солнца. На берегу Черного моря цвет бакаута менялся в течение 10–20 мин. Иногда после обработки и воздействия света на поверхности проявляются темно-зеленые полоски. При обработке до зеркального блеска слои зеленых полосок чередуются со светло-коричневыми, темно-зелеными вкраплениями в форме черточек и точек. Красота и блеск достигаются без использования лака или воска. Удивительный материал хорошо показал себя в обобщенных композициях, посуде, анималистике, скульптуре малых форм, ювелирных изделиях. Справиться сложно, но результат стоит труда и потраченного времени.

Подсвечник «На волне» (фото 92) выполнен из разновидности бакаута. Структура слоев напоминает муаровую ленту, будто художник помешал слегка находившуюся в расплавленном состоянии полосатую древесину. Потекла она в волнистых закругленных линиях и вдруг остановилась, застыла навечно, как камень малахит, как смола янтарная. Толстый желто-белый слой заболони обрамляет, как бы обволакивая, край этой удивительной красоты. В зелено-муаровую структуру я попытался вписать тело русалки, а светлая заболонь превратилась в барашки волн, пряди волос и рыбий хвост.

Фото 92. «На волне», подсвечник. Бакаут, 35 см

У этой породы художественно-декоративные и пластические возможности неповторимо разнообразные!

Амарант

Рекомендую обратить внимание на древесину амаранта, с необычным для дерева фиолетовым цветом. Трудно не встретить художественные изделия из этой породы. Достаточно твердый материал несложно преодолевать резцом и бормашиной. В финальной обработке поверхность изделия при необходимости отлично полируется. Удачно выглядят работы обобщенные, с пластикой форм мелких и крупных размеров. Универсальный материал амарант заметно украсит ваши произведения.

Фото 93. Скарабей. Амарант, 9 x 6 x 3 см

Фото 94. Жук. Амарант, 14 x 7 x 7 см

Кебрачо

Одной из удивительнейших пород можно смело назвать южноамериканское дерево кебрачо. Открыл его, как известно, для применения в художественном творчестве в 1927 г. российский скульптор Степан Эрьзя. Его произведения, выполненные в этом материале, восхищают своей неповторимой пластикой, выразительностью, завораживают внутренней красотой и психологичностью образов. Необычайный вид огромных деревьев, растущих в топких болотах Аргентины, привлек внимание кудесника резца. Он был заворожен гигантским, фантастическим хороводом могучих ветвей и закрученных стволов, покрытых свилеватыми наростами. До Эрьзи из этой породы делали шпалы и гнали коричневую краску. Высокая твердость дерева определила его название, ведь в переводе с испанского кебрачо означает «сломай топор». Стамески не слушается, откалывается, крошится. Для преодоления твердости этой древесины Эрьзя впервые в практике создания скульптур из дерева применил специально по своему проекту сконструированную мощную бормашину. Только такому инструменту оказалось по силам преодолеть высокую плотность, волнистое строение слоев, свилеватость. По сопротивлению в обработке материал напоминает эбонит, слоновую кость, но имеет более сложную и мелкую структуру. Если вам удастся побывать в Саранске, обязательно посетите музей изобразительного искусства. Полюбуйтесь скульптурами С. Эрьзи, выполненными из южноамериканских экзотических пород: альгарробо, урундая и кебрачо. Около 200 произведений привез на родину скульптор в 1950 году из Аргентины.

Фото 95. Олимпиада. Кебрачо, 40 см

Фото 96. Ника Московская. Кебрачо, 60 x 35 x 40 см

Фото 97. Сон. Кебрачо, 30 см

Неповторимое, трудно поддающееся описанию чувство возникает в момент прикосновения фрезой к материалу Эрьзи – кебрачо. Врезаясь в дерево, чувствуешь сопротивляемость и в меру податливость, огромную твердость и пластичность. Фреза снимает мельчайшую пыльцу, что дает возможность вовремя остановиться, не сняв лишнего. Если обработку поверхности на этом закончить, заглушенная текстура не проявится контрастно, создавая общий шероховатый коричневый блеск. При желании достичь зеркального блеска без лака и выявить текстуру поработайте циклей и шкурками, завершите войлочным кругом. Такая обработка предпочтительнее в декоративных изделиях. В работе пыльца от фрезы летит в воздух, забивается в ноздри, глаза, рот, поэтому необходимо пользоваться респиратором или марлевой повязкой, пылесосом.

Твердых и красивых пород немало, особенно богаты ими Африка, Индия и Южная Америка. На западе резчики и скульпторы используют экзотические породы – розовое, амарантовое, тиковое, миртовое дерево. Но никакая экзотика не заменит человеческих рук, они творят неповторимое из любого материала.

Кокосовый орех

Остановлюсь на плодах дерева – орехе, думаю, он этого заслуживает. Значительно тверже древесины самого дерева и представляет собой прекрасный поделочный материал. Здесь поговорим только об одной из многих разновидностей ореха – кокосовом. Он гораздо крупнее своих собратьев, имеет значительную площадь поверхности, что дает более широкие возможности для творчества по сравнению с грецким, маньчжурским орехом, персиковыми косточками и т. д. Материал этот для наших широт – редкость, но его завозят в качестве сувениров, попадает он и в магазины художественных изделий. Немногие знают, что из кокосового ореха можно делать ювелирные работы. На Кубе его используют для изготовления музыкального инструмента маракаса и других поделок, в Африке расписывают под маски, собирают для сувениров, но в резьбе применяют редко.

Фото 98. Кубки: «Олимпиада-1980», «100 лет С. Эрьзи». Орех кокосовый

Скорлупа ореха – плотный и достаточно прочный материал, подходящий для контурных, низкорельефных, прорезных ажурных работ. Его мелкозернистая структура дает возможность вырезать рельеф с большой точностью и подробностями. В зависимости от вида пальмы и места ее произрастания скорлупа может иметь цвет от серого до шоколадного и толщину от 3 до 8 мм. По структуре материал соответствует грецкому ореху.

Мне удалось с помощью бормашины, надфилей, ножа и шкурки создать два кубка (фото 98), но, пока понял возможности и строение материала, один экземпляр сломал. Сложность заключалась в том, что, привыкнув обрабатывать дерево, не сразу почувствовал другую, более хрупкую, неслоистую структуру. Кроме того, начал вырезать и срезал верхнюю часть ореха, чем ослабил силовые возможности скорлупы. Так же как и с яйцом: пока оно целое – крепкое, но стоит отколоть верхнюю часть, стенки, даже при слабом усилии, трескаются.

Если вам попадет в руки кокосовый орех, попробуйте его в работе. Получите удовольствие, преодолевая хрупкий, но достаточно крепкий материал, сможете еще раз убедиться в своей аккуратности и терпении. Он прекрасно держит детали сквозного ажура.

Исполнение не представляет особых проблем. Поверхность ореха отполируйте мелкой шкуркой. Нанесите рисунок, ножом, уголком или шилом повторите его линии. Если резьба сквозная, просверлите места фона фрезой или сверлом, держа орех в руках. Уточните формы отверстий. Прорабатывая подробности рельефа, будьте внимательны, удерживая орех в руке. Держите достаточно крепко, но не нажимая с большой силой, чтобы не раздавить. Резьбу орнаментов можно делать ножом, мелкими стамесками, бормашиной, штихелями. Пригодится инструмент и для резьбы по кости: клепик, коготок, втиральник. При окончательной отделке полируйте поверхность шкуркой до блеска. Покройте воском. Если необходима ножка-подставка, вырежьте ее на токарном станке или ручным способом. Дерево желательно теплого тона, красных, коричневых расцветок: можжевельник, красное, розовое дерево, груша, самшит. Крепить орех на подставку можно вклеивая в выбранную под него емкость эпоксидной смолой. Для лучшего сцепления желательно в дне ореха насверлить два-три отверстия.

Другой вариант крепления состоит в следующем: в верхней части ореха просверливают отверстие, через него помещают внутрь ореха шуруп с шляпкой. С противоположной стороны, снизу, также просверливают отверстие. Его диаметр должен быть равен диаметру шурупа. Через нижнее отверстие с помощью отвертки, вошедшей в верхнее отверстие, шуруп ввинчивают в подставку. Затем верхнее отверстие накрывают декоративной крышечкой с клеем.

Глава 7

СКУЛЬПТУРА

Иногда резчики-любители начинают с вырезания из дерева скульптуры, не имея об этом сложном виде творчества даже элементарного представления, не зная законов, по которым создается скульптура. Результат – примитивные, наивные поделки, созданные по правилам, присущим только данному автору. Такие поделки – чисто народное самодеятельное творчество, которое тоже имеет право на существование. Но встречаются работы и другого рода, с претензией на реалистичность. Однако незнание законов скульптуры не позволяет такому любителю создать грамотную работу: детали в его произведении обычно деформированы, пропорциональное соотношение частей и целого нарушено, явное пренебрежение законами анатомии приводит к серьезным искажениям.

Некоторые начинающие любители, увидев на выставках, в музеях произведения признанных мастеров, пытаются подражать им, наивно надеясь сразу освоить и анатомическое строение, и пластическое решение. Но это удается далеко не всем.

Неудачными, как правило, бывают и работы, скопированные с плохо выполненных рисунков, фотографий или с произведений, созданных из чуждых дереву по природе и способу обработки материалов (например, из керамики, камня, металла и др.).

Таких подходов следует всячески избегать, ибо неоправданное искажение деталей, эклектичность становятся антихудожественным явлением, что отрицательно влияет на развитие вкуса. Любитель из-за своей неопытности может не видеть в своих начинаниях явных ошибок. Поэтому желательно, не ущемляя его самолюбия, указать на эти погрешности. Следует объяснить, что имеется надежный путь для достижения положительного результата: временно отложить практическую работу в данном жанре и заняться теорией, рисованием с натуры. Большую помощь в процессах объемного творчества оказывает регулярное занятие лепкой в пластилине (или глине, гипсе) с натуры. Требуется старательное изучение анатомии, пропорций тела человека и животных.

Иногда в студию записываются люди, которые уже пробовали заниматься резьбой. По моей просьбе они приносят на первое занятие для определения художественного, технического уровня и вкуса свои домашние поделки. Это декоративные изделия разного художественного достоинства, повторы с готовых произведений или авторские работы, реже – скульптура, статуэтки, портреты. Чаще всего встречаются попытки подражания, натуралистические копии, выполненные без видимого отношения автора к образу. Добиться хороших результатов в этом интересном и сложном жанре нелегко, по этой причине хотелось бы остановиться на данном вопросе особо.

Прежде чем приступить к резьбе в жанре скульптуры, предлагаю познакомиться с анатомией человека, его пропорциями и особенностями частей тела. Без этих знаний сложнее создавать декоративную и тем более реалистическую скульптуру.

Пропорции человеческого тела

Пропорции тела человека разнообразны и зависят от возраста, пола, типа сложения. Так, различают три формы телосложения: длинное и узкое, характеризующееся узким тазом и длинными конечностями; короткое и широкое, с широким и длинным туловищем и короткими ногами; среднее между первым и вторым. Пропорции женской фигуры отличаются от пропорций мужской. Ребенок, юноша, подросток значительно отличаются в пропорциях от взрослого человека.

Изучение всех особенностей строения тела при создании скульптуры имеет для художника первостепенное значение. Рассматривая конкретную модель, следует уяснить соотношение отдельных частей тела, их пропорции. У разных людей они значительно различаются, что составляет индивидуальность каждого человека. Уловить ее – задача скульптора. Успех в этом зависит от знаний законов анатомии; умения видеть и переносить увиденное в материал. Начинающему резчику по дереву, как уже было сказано, без рисования и лепки, учебных и эскизных набросков в пластилине и глине высоких результатов добиться сложно. Советую почаще рассматривать свое тело и лицо. Это поможет в изучении анатомии, научит находить костные и мышечные выступы, подскажет законы изменения форм тела в различных позах. Обращайте внимание и на своих родных, знакомых, вглядывайтесь в прохожих на улице, в пассажирском транспорте.

Изучение фигур и лиц должно превратиться в привычку. Пусть улица, различные общественные места станут для вас постоянной выставкой, экспозицией огромного музея. Неплохо, если у вас с собой всегда будет небольшой блокнот или листы чистой бумаги с картонной обложкой и карандаш. Интересные, характерные лица, их черты зарисовывайте, не теряя времени, иначе они забудутся, и таких вы больше не встретите. Но хочу предупредить, что вглядываться и рассматривать надо незаметно, чтобы не смущать тех, на кого смотрите, – не все любят, когда их в упор пронизывают взглядом. Постарайтесь не вспугнуть человека, чтобы он не изменил свое естественное состояние. Если что-то интересное увидели на улице, но не смогли зарисовать, сделайте это дома, по памяти, польза будет двойная: вы сохраните интересный образ и потренируете свою зрительную память. Объем данной книги не дает возможности подробно остановиться на этих вопросах. Мы с вами рассмотрим обзорно основные данные типичных пропорций тела, воспользовавшись уже разработанными схемами. Думаю, для начала знакомства они будут полезны, говорю это, опираясь на собственный опыт.

Основа строения тела человека – его скелет. От него во многом зависят внешние данные индивидуума. Это его архитектура, которая несет на себе внутренние органы, мышечную систему, дополняющие общую форму. В скелете различают череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой) и конечности. У черепа подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Вдоль спины тянется позвоночник, состоящий из отдельных костей – позвонков. Между ними расположены хрящевые прокладки, придающие значительную подвижность телу. Ребра прикреплены одним концом к позвоночнику, другим – к грудной кости, образуя грудную клетку. В верхней части ее на ключицах и лопатках крепятся верхние конечности – руки. В нижней части позвоночника прикреплены тазовые кости. От них отходят нижние конечности – ноги. Руки и ноги состоят из трех крупных костей и нескольких мелких в кистях и стопах. Соединяющие суставы обеспечивают достаточную подвижность конечностей.

Особенности строения скелета человека играют основополагающую роль в пропорциях тела. Создавая статую, резчик должен хорошо представлять анатомическое строение тела. Рекомендую обратиться к специальной литературе, выпущенной в достаточном количестве. Заслуживает внимания «Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе» М.Ц. Рабиновича (издательство «Изобразительное искусство», 1985).

Чтобы легче определить соотношение частей тела, художники избирают единицу длины, так называемый модуль.

Рис. 7.1. Пропорции человеческого тела, модуль – голова (по Рихеру)

С давних времен для этого служила какая-либо часть тела (голова или нос, кисть или средний палец руки, стопа и т. д.), с помощью которой устанавливали соотношение между частями и целым. Для определения общей высоты человека чаще применяется голова. В среднем ее величина постоянна – около 22 см. Для художников по сей день это основной модуль, равняющийся восьмой части роста взрослого человека. Для низкорослых такое отношение достигает 7–7,5. Отсюда чем выше рост, тем меньшая его доля приходится на размер головы.

Если и мы за основной модуль примем размер головы, то ее длина укладывается в расстояние от подбородка до межсосковой линии, от межсосковой линии до пупка, от пупка до лобка (рис. 7.1). Размеру одной головы также равняется длина кисти с запястьем и высота ягодиц, расстояние между сосками груди. Двум размерам головы равняется ширина плеч, расстояние от конца среднего пальца до локтевого отростка, от нижнего края коленной чашечки до подошвы. Трем размерам головы соответствует расстояние от подмышечной впадины вытянутой руки до конца среднего пальца. Четырем размерам головы равна нога от паховой складки до подошвы. Рассмотрите внимательно и запомните остальные пропорциональные соотношения.

Строение головы и лица

Изучая форму головы, мы различаем костные выступы. Наиболее выраженных насчитывается двадцать. Из них тринадцать на черепной коробке и семь на лицевой части. Основные из них: два надбровных (левый и правый), два лобных, два височных, носовой, венечный, подбородочный, два скуловых, два нижнечелюстных и затылочный.

Различают четыре основных типа лица (рис. 7.2, а):

1) прямоугольное: височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной вертикальной линии;

2) ромбовидное: вертикальная линия касается только скуловых выступов;

3) трапециевидное, меньшей стороной вниз: вертикальная линия касается только височно-теменных выступов;

4) трапециевидное, большей стороной вниз: вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов.

В каждом случае могут быть варианты, приближенные к основным типам, определить их довольно сложно из-за прически. В профиль формы головы различаются по лицевому углу. Если провести две линии, одну – между центральными выступами надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а вторую – от этой точки к мочке уха, образуется угол, который и называют лицевым. Их насчитывается три (рис. 7.2, б):







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1084. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия