Студопедия — Инструмент для обработки поверхности 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент для обработки поверхности 8 страница






Черепаха

Однажды на берегу Черного моря я поймал черепашку. Форма ее панциря оказалась настолько совершенна, что мне не пришлось долго думать; как решить ее образ в дереве.

Рис. 7.12. Способы вырезания черепахи

Фото 117. Черепаха – начало работы. Бакаут, 28 x 22 x 6 см

Фото 119. Кончай бегать, давай поговорим… Можжевельник, 22 x 18 x 6 см

Фото 118. Окончание работы. Две черепахи. Верхняя выполнена из заболони монолита. Цвет естественный

Фото 120. «Чего залезла?» – «Покатай!» Липа тонированная, 15 см

Для этой цели я использовал березовую дощечку 12 x 10 см толщиной 5 см. Резал по той же схеме, что и жука (см. раздел «Украшения»). Только края панциря между лапами и хвостом опустил чуть ниже. Решите, хотите ли вы расположить вашу черепашку на подставке, вырезанной из того же куска. Если да, то доску лучше взять на 2–3 см толще. Без подставки достаточно и 5 см.

Орнамент на поверхности панциря можно вырезать в реалистичной манере или декоративно. На лапках и хвостике, копируя натуру, вырежьте чешую или уголком прорежьте косую сеточку. Орнамент на головке тоже можно упростить. По окончании прошкурьте, если считаете нужным, и заморите.

Черепаха может служить крышкой коробочки или самой коробочкой.

Кобра

Питаю особое расположение и уважение к символу мудрости – змее. Видимо, не зря восточные мудрецы издавна приписывали этому удивительному, таинственному существу такие человеческие качества, как прозорливость и стремление к самосовершенствованию, непредсказуемость и холодность ума, изящество и чувство собственного достоинства. Образ змеи интересен художнику тем, что предоставляет бесконечное количество пластических возможностей, разнообразие композиционных решений. Природа как бы еще раз напоминает нам о своем мастерстве, неподражаемых достижениях. Знаю, у некоторых к змеям чувство отвращения или страха. Понаблюдайте за ними внимательно, полюбуйтесь красотой их движений. Постарайтесь понять и разобраться в своих чувствах, возможно, они изменятся.

У меня уважительное отношение к змеям сложилось давно, еще до увлечения художественной резьбой. Однажды во время сбора грибов в подмосковном лесу я наткнулся на живую блестящую ленту. Сначала испугался, но любопытство оказалось сильнее. Заметив светлые пятна на голове, подумал, что это уж, и решил взять с собой. Изловчился, с помощью рогатины поймал, завязал в платок и положил на дно корзины. Возвращаясь домой, в электричке, освободил пленницу, чтобы получше рассмотреть. В какой-то момент, видимо, сделал змее больно, и она мгновенно укусила меня в руку. Рука сильно опухла. После, в зоомагазине я выяснил, что это «самая обыкновенная подмосковная гадюка, укусы которой очень опасны». Пришлось ее убить, иначе мог пострадать кто-нибудь еще. Мне тогда уже стало понятно, что во всем происшедшем виноват сам. Животное никогда не тронет, если ему не сделаешь плохо. Оно нападает, только защищаясь или когда голодно. И часто гибнет, если лишить его привычной среды обитания. Если встретите в лесу его жителя, не приносите домой, для него это может кончиться трагично.

Фото 121. Кобра. Липа тонированная, 40 см

Из змей наиболее эффектной мне кажется кобра (фото 121). Момент, когда она поднимает голову и раскрывает свой устрашающий капюшон, очень выразителен.

Обратите внимание, насколько мягки и пластичны изгибы ее тела. Рассмотрите фотографии, рисунки, а если есть возможность, посетите террариум в зоопарке.

Предлагаю два способа вырезания кобры. Первый заключается в вырезании фигурки из целого массива древесины: ствола или бруска. Размеры могут быть разные. Рассмотрим пример в 20 см высоты и 16 см в диаметре (для бруска это размер стороны квадрата). При таком масштабе диаметр тела получится около 3 см. Проще работать с липой, хотя красное дерево позволяет добиться большей убедительности образа и лучшего качества. Внимательно изучив, как выглядит угрожающая поза кобры, нанесите на заготовку контуры вертикально поднятого участка тела, головы и раскрытого капюшона анфас (вид спереди). В нижней части заготовки наметьте горизонтальный уровень лежащих на земле изгибов, прибавляя к толщине 1 см. Пропилите по этой разметке до вертикальных линий. Срежьте лишнее.

Рис. 7.13. Схема вырезания кобры

Нарисуйте вид сбоку: изгиб шеи и выброшенную вперед головку. Сделайте пропилы: снизу, по границе колец и под головкой, до изгиба шеи. Уберите лишнее в боковом профиле до контура. Будьте внимательны при снятии древесины возле шеи, чтобы не отколоть лишнего.

Прорисуйте на горизонтальной плоскости заготовки изгибы лежащей части тела так, чтобы они соприкасались в трех точках. Уберите все лишнее между изгибами и оформите плавный, естественный переход от лежащей части тела к поднятой, используя добавочную толщину. После этого прибавленный ранее сантиметр срежьте. К хвосту толщину равномерно сведите на нет. Доведите профиль тела до формы закругленного треугольника, вытянутого в сторону спинки. Вырежьте головку, открытые глаза, оформите зрачок в виде углубления. Если есть желание вставить в глазницу камень, то углубление должно быть чуть меньшего диаметра (примерно на 1 мм), чтобы камень вставлялся в него с некоторым усилием. Для глаза подойдет бусина из малахита, тигрового глаза, лунного камня и т. д. – что подскажет ваша фантазия. Такой вариант очень эффектен.

Сформируйте капюшон, выделяя с его внутренней стороны объем тела. Затем всю поверхность тела протрите напильниками, гнутыми рифлевками, шкуркой до блеска. Нарисуйте по всей длине орнамент чешуи, напоминающий косую сеточку. Учтите, что в изгибах линии сетки не параллельны. На голове чешуя имеет свой рисунок. На шее между «крыльями» капюшона расположены чешуйки, с помощью которых змея передвигается. Их изображают поперечными полосами.

Рисунок чешуи должен быть или декоративно-условным, без подробностей, или с тщательно и предельно точно вырезанными деталями. Последний вариант уместен в хорошей, крепкой породе дерева.

Весь рисунок повторите уголком или ножом (что менее удобно). Поверхность еще раз протрите мелкой шкуркой. Намочите, заморите серой морилкой, подойдет и зеленая. После сушки вставьте в глазницы камни. Покройте изделие воском или лаком. Протрите до блеска.

Во втором способе изделие вырезают из двух кусков. Подберите доску размером примерно 16 x 16 см и толщиной 3 см и брусок 8 x 5 см, высотой 17 см. На доске нарисуйте лежащую часть тела, которая с одной стороны заканчивается хвостом, с другой – плавным подъемом для стыковки с вертикальным фрагментом фигурки. Изгибы в горизонтальной плоскости, как и в первом случае, должны соприкасаться в трех точках. В бруске прорисуйте фронтальные и боковые контуры тела. Теперь вырежьте две эти детали. Срезы, которыми детали пристыковываются друг к другу, сделайте под таким углом, чтобы в дальнейшем линию соединения можно было легко совместить с одной из линий чешуйчатого орнамента – стыковка станет практически незаметна. Тщательно совместите детали с клеем. Остальное делайте, как и в первом варианте.

Используя описанные способы, вы можете создать не только одиночную фигурку, но и целую композицию: кобра на пне или высунувшаяся из корзинки и др. Предпочтительнее выполнить это из целого куска массива.

Еж

Встретить ежа в лесу – всегда удовольствие. Если вам повезло, не тычьте в него веткой, иначе он моментально свернется и превратится в неподвижный колючий комочек. Не берите в руки – уколет, да и выскользнет. Просто понаблюдайте за ним – куда бежит, чем озабочен, какие у него повадки. Это поможет вам позже воссоздать в дереве образ милого лесного зверька. Думаю, рукодельный еж принесет радость и вам, и вашим близким, особенно детям.

Перед началом работы внимательно рассмотрите или живого ежа, или его рисунок, фотографию. В качестве материала подойдет сучок липы

толщиной 8–10 см. Пусть вас не смущает, что из такой заготовки не получится фигурки в натуральную величину. Маленький еж в декоративном исполнении тоже очень симпатичен.

Фото 122. «Пойдем за грибами!» Липа тонированная, 15 x 10 x 10 см

Снимите с сучка кору, но не полностью – оставьте небольшой кружок для шляпки будущего гриба, который окажется на его колючей спине. Срезая лишний материал, не забудьте оставить небольшой объем и для одного-двух листочков. Вырежьте тело, головку. Уточните детали мордочки, лапок, ушей, гриба и листьев. Обработайте шкуркой ножку и шляпку гриба, зрачки глаз, кончик носа, коготки. Для имитации колючек всю спинку сплошь покройте рисками длиной до 1 см. Эту работу удобно выполнить уголком в 40°. На мордочке и груди, где нет колючек, сделайте насечку более мелкую, похожую на мех, уголком более узким.

Рис. 7.14. Вырезание ежа из сучка липы

Морить надо по частям: сначала мордочку, грудку, листочки – морилкой светлого тона. Последние можно и другим тоном. Спинку морите более темной морилкой – мышиного (темно-серого) цвета. Гриб оставьте светлым. Шляпка из коры будет естественно-темная, а ножка пусть останется светлой в контраст темным иголкам. Будет такое впечатление, что она наколота на них, а не вырезана из одного куска.

Зрачки, кончик носа, коготки покройте повторно черной морилкой. Ежа покройте воском, а зрачки, кончик носа, коготки 3–4 раза нитролаком, чтобы блестели. Получается очень убедительный еж с милой мордашкой. На спинке могут быть и другие дары леса, которые заботливый еж собирает про запас. На рис. 7.14 помещена схема шкатулки-ежа. Она тоже вам поможет при создании его образа.

Носорог

Экзотичен, могуч и добр – так можно охарактеризовать это массивное и малоподвижное на первый взгляд животное. Привлекает внимание, вызывая теплые чувства, его снисходительное отношение к птицам, которые промышляют остатками пищи в его зубах, и насекомыми-вредителями на его шкуре (фото 123). Я не пожалел на него блок красного дерева длиной 65 см. Без пилы, топора, крупных стамесок и киянки, конечно, не обошелся. В окончательной стадии обрабатывал поверхность отлогой стамеской – для создания необходимой фактуры и бликов на коже животного. В ноги вставил металлические спицы для укрепления короткого слоя в этих местах. Птичка прикреплена шкантом на клею. Покрытие воском завершило обработку. Общая высота 40 см.

Фото 123. «Друзья». Носорог и птичка. Махагон, 75 x 35 x 25 см

Пума

Как-то один из знакомых артистов эстрады, объехавший полмира, пригласил меня в гости. В Индонезии он приобрел пуму из черного дерева. Она была прекрасна, но с трещиной на боку и без нескольких клыков и когтей (сделанных из слоновой кости). Возможно, со временем или от перемены климата рассохлось и треснуло дерево. Мой приятель спросил, не возьмусь ли я отреставрировать скульптуру.

Рис. 7.15. Схема вырезания туловища пумы

Пока занимался реставрацией, попробовал повторить ее в том же размере (56 см длины и 18 см в холке) из липового бруска. Вырезал, прошкурил немного, покрыл черным нитролаком. В глаза вставил зеленые камни, язык сделал из красного дерева, когти и клыки из кости – все как в оригинале (фото 124). Позже я выполнил несколько повторов на заказ. Один из лучших вариантов находится во Всероссийском выставочном центре в павильоне «Культуры».

Надеюсь, работа над пумой и вам покажется интересной, поэтому предлагаю вашему вниманию контурные рисунки тела и прорисовку морды.

Рис. 7.16. Морда пумы

Фото 124. Пума. Липа + лак, 55 см

Резьбу рекомендовал бы начать по квадрату. Затем уточняйте детали. Старайтесь сохранить стиль и пластику, а также реалистичность движения и выразительность морды. Если многое, что я раньше предлагал в книге, вы сделали, то и эту работу осилите.

Скорпион

Не знаю, прав ли, но к ядовитому скорпиону у меня уважительное отношение. Всмотритесь, как совершенно строение его тельца, ничего лишнего (фото 125). Полная симметрия и ритм в члениках тела – вот где урок гармонии. Мощные цепкие клешни и подвижное ядовитое жало хвоста: некая символичность заключена во всем его существе. Поведение скорпиона не всегда понятно. Известно, что самка после спаривания убивает самца собственным ядом. В чем причина? Скорпион интересен и тем, что сохранил свой внешний вид в течение многих тысячелетий. Этот пришелец из далеких времен по сей день загадка. Желание хотя бы немного разгадать, разобраться, понять и привело к более внимательному, пристальному рассмотрению этого удивительного существа, а затем родилась идея создать из дерева его подобие.

Наблюдайте внимательно за жизнью природы. Переводите то, что понравилось и по силам, в материал, и в вашей коллекции появятся новые симпатичные образы, которые украсят вашу жизнь. Для этих небольших и порой ювелирных работ потребуется дерево твердое, мелко-структурное, способное выдержать детали малых размеров. Рекомендую самшит, кизил, сандаловое, красное и черное дерево, бакаут и, несомненно, кебрачо. Если таких пород не нашлось, не огорчайтесь, их заменят клен, бук, береза. При определенном мастерстве и эти породы дают прекрасный результат.

Фото 125. Скорпион. Махагон, 20 см Фото 126. Скарабей. Липа тонированная, 20 см

Жуки

Меня всегда удивляют красавцы жуки с обтекаемой формой тела, прикрытого пластинками крыльев, а когда этот шедевр природного творчества взлетает, радуешься, восхищаешься его совершенством. Для воплощения в дерево меня особенно привлекают жуки-носороги и жуки-олени, внешним видом полностью оправдывающие свое название. В качестве примера я представляю работу из красного дерева, выполненную в гигантских для жука размерах – 80 см длины (фото 127). Увеличенный масштаб изделия придал деталям неожиданную экзотичность. Вдруг открываешь для себя, что простое насекомое может превратиться в сказочно-романтическое существо.

Фото 127. Жук-олень. Махагон, 80 см

Фото 128. Короед. Береза тонированная, 30 x 15 x 5 см

Образ человека в декоративном исполнении

Прежде всего поделюсь некоторыми мыслями о вырезании скульптурного изделия. Вначале напомню: воплощать в материале следует лишь то, что взволновало или хотя бы вызвало интерес. Это должен быть прежде всего заказ души. Когда тема, образ найдены, постарайтесь разобраться, каковы особенности его построения. Определите более выгодный масштаб изображения, решите, в каком ключе сделаете изделие, будет ли оно реалистическим или декоративным, традиционно народным или примитивным, пластически обобщенным или подробным, с деталями. Пролепите в глине или пластилине, прочувствуйте объемы, определите характерные черты и приступайте к резьбе. Подберите необходимого размера материал. Желательно решить, какую использовать породу, твердую или мягкую. Заранее определите способ окончательной обработки поверхности: оставить след резца или прошкурить, тонировать или использовать естественный цвет, покрыть лаком или воском. От этого во многом зависит художественный уровень законченного изделия. В процессе работы необходимо приучить себя смотреть на неоконченное изделие, как бы отвлекаясь от конкретного образа. Перед вами пластическая форма, в которой должно интересовать расположение и соотношение масс, их равновесие, взаимосвязь объемов и линий, ритмичность повторов деталей и даже пустоты между ними. Зритель это видит не всегда, но чувствует, удачно выполнена работа или автор пока слаб. В процессе вырезания периодически отходите на расстояние и осматривайте скульптуру с разных сторон. Так лучше видны общие формы, легче определить недоработки и ошибки. Когда же все, на ваш взгляд, определено, посоветуйтесь с опытным художником. Начинающему скульптору, который не в ладах пока с законами анатомии, советую делать работы, не претендуя на реалистическое решение. Именно в декоративном жанре чаще создают свои изделия любители, для них порой он остается единственно доступным и в дальнейшем творчестве.

Если вы хотите изучить строение человеческого тела для дальнейших занятий скульптурой, но у вас нет человека, который согласился бы позировать, отправляйтесь в летнее время на берег реки или к морю. Пляж – прекрасный наблюдательный пункт для художника. Не привлекая внимания, смотрите, изучайте, зарисовывайте, пытайтесь вырезать в дереве торс и даже тело целиком. Лично для меня особый интерес представляют женские фигуры. Они всегда достойны внимания. Создавая то или иное женское тело, природа каждый раз выступает как гениальный художник, все произведения которого неповторимы и прекрасны. Учитесь у нее, черпайте вдохновение, подсматривайте пропорции, общую форму, пластику, прелестные частности. Не стесняйтесь поначалу копировать, но, приобретя опыт, старайтесь создавать свое, присущее только вам, даже если это будет декоративное решение, а не реалистичное.

Цирковые акробаты

Увлекаясь в юности спортом, а позже работая в цирке и на эстраде, я восхищался тренированным человеческим телом, изумительной пластикой поз и движений. И вот теперь, когда занимаюсь изобразительным творчеством, образы той поры как бы просятся в объемное исполнение. Выполняю их декоративно, с обобщенно-текучей пластикой, условной формой. Некоторые акробатические этюды взяты из жизни. Композицию «Рекордный трюк» (фото 129) видел в цирке Анапы. Артистка великолепно исполняла сложные номера, и мне захотелось запечатлеть ее нелегкий труд. Сделал несколько фотоснимков в разных ракурсах, которые потом использовал в работе. Для придания большей сложности и равновесия композиции добавил в руки мяч. Красивое, динамичное тело гимнастки и тонкий изогнутый стержень-опора как бы сливаются в единую пластичную линию, отчего вся композиция выглядит легкой и стремительной.

Фото 129. «Рекордный трюк». Махагон, липа, 34 см

Ключевую роль в работах, подобных этой, играет обыкновенный контурный рисунок. Поэтому, прежде

Фото 130. «Рекордный трюк». Стойка на руках, махагон, 40 см

Фото 131. Рекордный баланс. Махагон, 100 см

чем браться за инструмент, со всей тщательностью продумайте плоскостные эскизы будущего произведения, постарайтесь найти наиболее удачные решения контура. А в процессе работы, чтобы оценить пластичность объемов, почувствовать пространство, формирующееся вокруг композиции и внутри нее, чаще окидывайте промежуточные результаты общим взглядом.

В качестве материала подойдет квадратный брусок. Техника вырезания не представляет особой сложности – вспомните способ изготовления ложки методом «от квадрата», здесь последовательность действий та же. Нанесите профиль с одной из боковых сторон и снимите лишнее по контуру. Затем прорисуйте передний профиль и также снимите резцом. Далее уточняйте детали и, где это необходимо, закругляйте форму.

Клоуны

Цирковая тема бесконечна. На манеже множество жанров достойны уважения, но особое место занимают клоуны. Первый собирательный образ я вырезал из 27-см куска красного дерева – «Клоун с концертино».

Текстура подсказала обобщенную пластику без подробностей, только необходимое. Большие башмаки, не по размеру широкие брюки, пиджак с огромными пуговицами на спине, бантик-бабочка. В руках традиционная гармошка коверных – концертино. У клоуна добрая, во весь рот, улыбка. Лицо больше напоминает маску, настолько все условно. Завершив резьбу, тщательно обработал шкуркой и покрыл воском.

Это был первый «блин» в жанре клоунады, но он вдохновил на следующие. Вспомнил, как-то выступал коверный из Латвии – долговязый, флегматичный Шлискевич. Глядя на зрителей, он смешно постукивал правым ботинком по левому. Таким и запечатлен в красном дереве в обобщенной, лаконичной манере. Обработанные шкуркой поверхности пластически объединили детали и усилили красоту материала. Работа выгодно смотрится с разных сторон.

Фото 132. Клоуны. Грецкий орех, махагон, 30, 20 см

Фото 133. Клоун К. Мусин и друзья. Махагон, 25, 30 см

Фото 134. Юрий Куклачев. Махагон, 40 x 20 x 7 см

После этих двух типажей стали появляться новые. Когдато работал я в цирке с удивительным комиком Костей Мусиным. Он прекрасно исполнял сценку с кнутом. Какой был всегда смех, передать невозможно. Это надо было видеть.

Фото 135. Юрию Никулину понравились мои клоуны

Фото 136. Рисунок с автографом Ю. Никулина

В то время сфотографировал его в разные моменты, что и помогло позже в создании образа (фото 133).

Нравится мне мягкая, добродушная работа с кошками клоуна Юрия Куклачева. Когда узнал, что и он увлекается резьбой по дереву, то создал его образ в миниатюре (фото 134).

Тема клоунады благодатная. Образов много.

«Один»

В композиции «Один» (фото 137) другая тема и другие задачи. Когда-то великий Микеланджело говорил: та скульптура хороша, которую скатишь с горы, и ничего от нее не отвалится. Именно под влиянием этой мысли и возникло желание сделать композицию, по форме приближающуюся к шару. Тему подсказал молодой человек, сидевший скорчившись на пляже. Он долго не менял своего положения, а я наблюдал за ним. Привлекла законченность формы, цельность массы, напоминающей шар. К тому же у молодого человека были хорошо развиты мышцы. Казалось, что если он упадет на бок, то покатится, как колобок. Я сфотографировал фигуру с четырех сторон.

Фото 137. Один. Махагон, 25 x 16 x 15 см

Фото 138. Просто женщина. Кебрачо, 42 см

Фото 139. Юность. Клен, 37 см

Фото 140. Закутали. Липа, 50 см

Фото 141. Спасите будущее (женщина в костре с ребенком). Памятник для концлагеря Равенсбрюк под Берлином. (Момент работы)

Массив красного дерева 25 x 20 x 18 см старался использовать максимально, как можно меньше срезая. Формы вырезал предельно обобщенно, в завершение протер поверхность шкуркой, что помогло выявить красоту текстуры. Обработка воском прибавила контрастности и блеска, благодаря чему мышечный рельеф как будто стал более выпуклым.

Размышления о портретном творчестве

Иногда спрашивают, зачем я делаю портреты, да еще и великих людей. Ответ неоднозначный.

Во-первых, иногда художник желает изобразить интересующего его человека так, как видит и чувствует.

Во-вторых, порой просто невозможно пройти мимо увлекательной темы, остаться равнодушным к героическим поступкам, к выдающейся личности. Появляется потребность высказать свое мнение. Огонь яркой и значительной души согревает и заставляет гореть других. Согласен, звучит немного высокопарно, но остаться безразличным невозможно. В процессе такой работы чувствую себя счастливым. Конечно, не всегда удается, совершенству нет предела, но отказаться трудно, если хоть раз прошел по этому пути.

Фото 142. Мадонна с младенцем. Махагон, 50 см

За какой бы образ вы ни взялись, если чувствуете в этом потребность и вдохновение, начинайте немедля. Пусть ничто вас не остановит. Помните: в другое время и вы будете уже другим и не сможете сделать так убедительно. А все, что в эту минуту мешает, уберите с дороги!

Рекомендовал бы перед работой над портретом выполнить несколько лиц в объеме без портретного сходства с конкретным человеком. Просто образ девушки, юноши, старца. Лишь бы они вас заинтересовали. Выполненные объемно несколько таких образов приблизят к сложному жанру. Набирайтесь смелости и приступайте к делу.

При работе над портретом с натуры желательно почаще общаться с портретируемым, изучая строение и особенности его лица, его характер и даже привычки. Сделайте фотоснимки в фас, профиль, три четверти. Это даст возможность работать и без натуры. Прежде всего вылепите лицо со всеми подробностями в пластилине, с натуралистическим подходом. Необходимо каждый объем, выпуклость, любую форму прочувствовать и даже выучить наизусть. Когда с закрытыми глазами будете знать, где какая особенность, что типично для данного портрета, тогда можно начинать работать в материале.

Фото 143. Москвичка. Махагон, 50 см

Далеко не многие из художников берутся за выполнение портретов, тем более известных людей. Дело это непростое и ответственное, требует долгой учебы и большой практики. И если вы решились взяться за столь сложное, даже не всякому профессионалу доступное творчество, отнеситесь самым серьезным образом к изучению данной проблемы и практическим занятиям. Иначе ваши пробы будут очень слабыми, и на свет появятся далекие от сходства, анатомически мятые подобия портретов. Случаи, когда резчик-любитель достигал заметных, а порой и значительных успехов в этом виде скульптуры, редки.

Одни любители занимаются в студии под руководством опытного педагога, другие (реже) познают портретное искусство самостоятельно. Задумав портрет известного человека, подберите литературу с его биографическими данными, изучите уже имеющиеся изображения, узнайте о нем как можно больше, постарайтесь понять, что это за личность. Если подобные материалы имеются в музее, внимательно рассмотрите их. Наличие посмертной маски во многом поможет разобраться в строении лица. Когда узнаете о данном человеке практически все, сживетесь с его образом и почувствуете, что можете даже по памяти вылепить, приступайте к работе. Но старайтесь не попасть под влияние талантливых художников, не повторяйте в своей работе уже созданный кем-то и ставший стереотипным, знакомый с детства образ. Идите своим путем.

Перед скульптором, работающим над портретом, стоит задача достичь узнаваемости, не оказаться под влиянием предыдущих авторитетов, вложить свое понимание, отношение к портретируемому и постараться наполнить лицо жизнью, передать характер, внутреннее состояние души, отразить основные черты. Порой встречаются на выставках безжизненные портреты, ничего не выражающие, кроме сходства. Они не привлекают внимания, не вызывают чувств, не остаются в памяти. Большой же мастер способен передать в портрете и душу, и время, в котором жил изображаемый человек.

Работа над портретом

Приобретая опыт в декоративной резьбе, одновременно пробуйте себя и в портретных работах. Начните с небольших набросков в дереве лиц родных и знакомых. Режьте по памяти, глядя в зеркало и на фотографии, пытайтесь вырезать и свое лицо. Это удобно тем, что никого не нужно просить позировать, а изучать общие законы можно. Делайте гримасы, меняйте мимику, стараясь понять, какие мышцы лица в данном выражении напрягаются или расслабляются, изменяя внешний вид. Когда я только начал заниматься резьбой, ленился делать наброски в пластилине, резал сразу в материале. Это приучало работать наверняка, но теперь, через много лет, убедился: без лепки трудно понять лицо, сложно добиться сходства, тем более передать настроение.

Фото 144. Галямедсестра. Ясень, 50 см

Фото 145. Петя Тайшин, художник, якут. Липа, 50 см

Фото 146. Баба Шура. Береза, 50 см







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1029. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия