Глава 2. Аскеза и капиталистический дух (с. 153 - 177).
В те времена движущие религиозные идеи формировали «национальный характер» [c. 153]. В этом разделе рассматриваем протестантизм как некое единство. Наиболее последовательное обоснование идее профессионального призвания дает английский пуританизм, выросший из кальвинизма. Представления о богатстве в аскетическом протестантизме: Не отрицательное. Самый тяжелый грех – бесполезная трата времени. Нужно работать, если мы получаем удовольствие, то мы тратим время. «Прежде всего труд издавна считался испытанным аскетическим средством: в качестве такового он с давних пор высоко ценился церковью Запада в отличие не только от Востока, но и от большинства монашеских уставов всего мира. Именно труд служит специфической превентивной мерой против всех тех — достаточно серьезных — искушений, которые пуританизм объединяет понятием «unclean life»» [c. 156]. Кто не хочет работать, для тех нет благодати. Фома Аквинский рассматривал разделение труда и деление общества по профессиям как прямое следствие божественного плана мирового устройства. У Лютера определенное отношение к мирской жизни: «Для Лютера распределение людей по существующим сословиям и профессиям в соответствии с объективным историческим устройством общества было, как мы уже видели, прямой эманацией божественной воли, а пребывание каждого человека на своем - месте и его деятельность в рамках, установленных для него Богом, превращались, следовательно, в религиозный долг» [c. 157]. Отсюда некоторое безразличие к мирской жизни (от апостола Павла). В кальвинизме без определенной профессии в жизни человека отсутствует систематически-методический характер жизни. В лютеранстве этого нет в рамках своей профессии (есть приближение к католицизму). В кальвинизме нужно быть «святым» каждый день. «Вне определенной профессии всякая дополнительная деятельность не что иное, как случайная работа; выполняя ее, человек больше времени лентяйничает, чем трудится» [c. 158]. Рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу. «…Профессиональная деятельность человека являла собой последовательное аскетическое воспитание добродетели…» [c.159]. Квакерская этика требует, чтобы избранность воплощалась в добросовестности – тщательное и методичное выполнение своих профессиональных обязанностей. Как определить полезность профессии, её угодность Богу? 1. Нравственность; 2. Степень важности, значимость для «всего общества»; 3. «доходность». Если законным способом есть возможность заработать больше, чем в данный момент имеешь – то нужно следовать по этому пути, указанному Богом.
|