Студопедия — Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина






 

Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.
В творчестве поэта особо выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее ярко эти идеи отражены в оде «Вольность» и стихотворении «К Н.Я. Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремиться «на тронах поразить порок». Он горд тем, что не хвалил «земных богов», что сильным мира сего «кадилом лести не кадил», что он «пел на троне добродетель» и что его «неподкупный голос» «был эхо русского народа». Свобода для Пушкина – одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию.
Характерным в этом отношении является стихотворение «Поэт», в котором Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его уже не интересует «людская молва», он становиться «дик и суров», удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.
Подтверждением сказанного и одновременно его развитием может служить другое стихотворения Пушкина – «Пророк».
Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «Бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне мрачной влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – выражается «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно. Его восприятие мира меняется, поэт становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третье части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».
Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
Итак, тема поэта и поэзии одна из центральных тем в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и сущности поэтического дара глубоко гуманистично и связано с понятием свободы.
Поэт, по Пушкину, - это человек, наделенный более чутким слухом, чем другие, который среди «шума суетного мира» может услышать «глас Божий» и поведать о нем остальному миру.
Характерно в этом отношении также стихотворение «Поэт и толпа», где Пушкин показывает своего антипода – поэт, не делающий снизойти до народа, понять его настроение.
Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, идеи Божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.

А.С. Пушкин - великий поэт и писатель первой половины 19 века. В его стихах есть то, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбие, любовь и дружба, тема Родины, природы и назначения поэта и поэзии.

Пушкин много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество стихотворений. Наиболее яркое стихотворение - "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", которое стало поэтическим завещанием поэта. В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век восславил" свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. С одной стороны, можно подумать что поэт много на себя берет, он говорит, что воздвиг себе памятник, но знакомясь с его творчеством, читая его превосходные поэтические шедевры, мы убеждаемся в том, что он имеет на это полное право. Александр Сергеевич не боялся высказывать свои передовые взгляды, мнения, которые были обращены к русскому народу. Поэт считал, что: "не зарастет народная тропа" к его памятнику, что люди будут помнить его замечательные стихи долго, передавая свое восхищение новому поколению. В 1826 году Пушкин создает стихотворение "Пророк" - свой манифест, где провозглашает божественную суть искусства, пророческое предназначение творца. Это стихотворение о превращении человека в пророка. Начинается оно не с самого появления "шестикрылого серафима", а с двух строк, которые объясняют к кому явился серафим:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился.

В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

13. Жанр поэмы в творчестве Пушкина







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 682. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия