Студопедия — ОСОБЕННОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСОБЕННОСТИ






В исследовании особенностей композиции произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» литературоведы сталкиваются с необходимостью обосновать связь построения сюжета с жанровым своеобразием произведения.
Есть две версии, по одной из которых «Капитанская дочка» - историческая повесть, в которой главенствует сюжетная линия, связанная с образом Пугачёва, а любовная линия вторична и призвана «завуалировать» интерес автора к теме восстания Пугачёва. Так, Н.М.Азарова в первом томе книги «Текст» (М.: Издательство МПГУ «Прометей», 1995. – 504 с.) (стр.247 – 248) пишет:
«1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, все события до прибытия в Белогорскую крепость…
2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
3. Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава).
После этого развитие любовного сюжета прерывается и отходит на второй план…»
Эту же идею поддерживает и М.И.Цветаева, так остро воспринявшая образ главаря мятежников.
Сторонники второй версии считают «Капитанскую дочку» историческим романом, где на первый план выходит история вымышленных героев (как в «Айвенго» Вальтера Скотта), а исторические персонажи, принимая участие в судьбе главного героя, всё-таки остаются не самыми главными персонажами. Таким образом, «оправдывается» и название произведения, указывающее на важную роль Маши Мироновой в сюжете (в противовес утверждениям, что заглавие «Капитанская дочка» дано «из цензурных соображений», тем более что Пушкину в то же время не препятствовали работать над историческим трудом «История Пугачёва», а для названия можно было бы использовать и любое другое слово, включая имя главного героя). Тогда структуры сюжета «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина» оказываются во многом похожими: первой начинается второстепенная сюжетная линия (Онегин – Ленский, Гринёв – Пугачёв), её кульминация и развязка также наступают раньше, чем в основной сюжетной линии; вторая (любовная) сюжетная линия становится главной, а её кульминация и развязка наступают позже. Следует учитывать, что поездку в мятежную слободу Гринёв предпринимает исключительно ради спасения Маши Мироновой, и без её участия третья встреча Пугачева и Гринёва была бы не нужна.
Бесспорно, интерес автора к фигуре Пугачёва велик, но сюжет построен не только на том, что при каждой встрече главарь мятежников милует барского сына за подаренный когда-то заячий тулупчик. Личные переживания и чувства к будущей жене и матери многочисленных отпрысков рода Гринёвых для главного героя всё-таки важнее интересных, "захватывающих" приключений и встреч с восставшими крестьянами.

Карнавальная традиция оказала всестороннее влияние на роман «Капитанская дочка». Карнавальные категории, действа и приёмы пронизывают текст романа и играют важную роль в воплощении авторского замысла.

Вольный фамильярный контакт возникает между персонажами в узловых точках сюжета и определяет дальнейшее развитие действия. Вольные фамильярные отношения главенствуют как в лагере Пугачёва, так и в Белогорской крепости. Два важнейших момента фабулы - помилование Гринёва Пугачёвым и помилование его императрицей - реализуются как результат отношений, начинавшихся по законам вольного фамильярного контакта.

Категория профанации преобразует важнейшие для пушкинской эпохи понятия, такие, как военная служба, дуэль, поэтическое творчество. В тексте романа сохраняются следы карнавальных кощунств по отношению к религии, которые проявляются в основном за счёт иронического переосмысления библейских цитат, их остраннения путём переноса в разговорный контекст.

Категория эксцентричности находит отражение в поступках и словах персонажей романа; наиболее специфическим её проявлением становится карнавальный костюм. Наряд персонажей уподобляется карнавальному костюму, будучи устаревшим (мундир времён Анны Иоанновны), не соответствующим обстановке (колпак и халат капитана, командующего строем), составленным из элементов, контрастных по цвету (синяя заплата на локте зелёного мундира), этнической и социальной принадлежности (одеяние советников Пугачёва). Эксцентричное, неуместное одеяние способствует как характеристике персонажа, так и созданию комического эффекта. Однако основная его функция - сокрытие социального статуса персонажа (ярче всего это проявляется в описании «домашнего» платья и душегрейки императрицы). С этим связано то, что вольный фамильярный контакт практически всегда сопровождается появлением персонажей не в свойственном их статусу одеянии, а в карнавальном костюме.

Карнавальная категория амбивалентности оказывает воздействие на образную систему и фабулу романа путём создания парных по контрасту и сходству образов персонажей, как главных (Гринёв - Швабрин), так и второстепенных (Белобородов - Хлопуша), а также парных сцен, которые взаимно отражают друг друга, описывая сходные события дважды, в комическом и драматическом ключе.

Важное место в сюжете «Капитанской дочки» занимает карнавальное действо увенчания - развенчания карнавального короля, воплощением которого становится Пугачёв. Карнавальная стихия (ночь, метель, сон) сопровождает его появление перед читателем; в карнавальном духе описана Гринёвым его возможная гибель, спроецированная на судьбу другого самозванца - Григория Отрепьева. Атрибуты власти Пугачёва, его «дворец» представлены в карнавальном духе как профанация государственных регалий. В соответствии с карнавальной традицией аргументируется законность власти Пугачёва в глазах народа. Образ Пугачёва тесно связан со стихией огня - важнейшего карнавального символа, объединяющего в себе смерть и жизнь, разрушение и обновление, и в то же время соотнесённого в народном представлении с нечистой силой. Эта связь (огонь в глазах) распространяется также на сподвижников Пугачёва.

В «Капитанской дочке» нашли отражение такие карнавальные действа, как пир и игра. Пиршественные образы неоднократно возникают в тексте романа. В соответствии с традицией карнавализованного жанра симпосиона описан военный совет как в окружении Пугачёва, так и в Оренбурге. В официальном пространстве место народного «пира на весь мир» занимает светское чаепитие, сохраняющее, однако, остатки карнавальной вольности. За пиршественным столом происходит решающий разговор Гринёва и Пугачёва, и эта обстановка оказывает влияние на построение речи персонажей, на их особую откровенность друг с другом. Однако разговор происходит, когда Гринёв и Пугачёв остаются наедине. Традиция вольного пиршественного слова внешне сохраняется, но исчезает важнейший компонент - всенародность. Карнавальная традиция сочетается с литературными приёмами XIX века.

В романе присутствуют три типа игр: домашние, коммерческие и азартные. Особая роль принадлежит последним. Тема азартной игры, игры с Судьбой и Случаем возникает в переломный момент для судьбы Гринёва (встреча с Зуриным после отъезда из Белогорской крепости) и художественно мотивирует случайность, ставшую спасительной для чести и жизни Гринёва и Маши.

Приём qui pro quo, наиболее полно выражающий карнавальный пафос перемен, возникает в связи с главными и второстепенными персонажами. Персонажи романа в определённый момент оказываются не теми, за кого их принимали. Qui pro quo может выступать в функции как динамического, так и статического мотива, что в совокупности усиливает атмосферу всеобщей относительности страшного карнавала пугачёвщины.

Важное место в романе занимает пространство карнавальной площади. Сцены на площади Белогорской крепости, насыщенные до предела карнавальным мироощущением, представляют собой композиционный центр романа и описывают момент наивысшего обострения ситуации. Для структуры «Капитанской дочки» имеет значение также понятие карнавального порога и связанный с ним топос дороги. В карнавальном пространстве происходят разговоры, наиболее ярко раскрывающие глубинную суть характера персонажей, в первую очередь Пугачёва. Карнавальная традиция художественно мотивирует особую откровенность этих бесед.

Воспроизведение карнавальной традиции в творчестве Пушкина имеет ряд особенностей. В первую очередь, это двойственность мотивировок и практически полное отсутствие внимания к сфере материально-телесного низа. Кроме того, всенародность карнавального действа сменяется интимностью романа XIX века. Разговоры персонажей, отличающиеся наибольшей откровенностью, художественно мотивированы карнавальным пространством (пиршественная зала, кибитка в дороге), однако лишены свидетелей, либо те ничем себя не проявляют, как в кибитке во время поездки Гринёва и Пугачёва в Белогор-скую крепость.

Несмотря на указанные особенности, карнавальная традиция глубоко проникает в структуру романа, воздействуя на сюжет и фабулу, образную систему, язык произведения. «Капитанская дочка» вбирает в себя основные черты карнавального мироощущения, воплощает карнавальные категории, приёмы и действа, лежащие в центре древнего карнавального обряда. Карнавальная традиция формирует комический эффект, который сохраняет особенности амбивалентного карнавального смеха, связывает роман с традициями народной культуры в её древних, глубинных проявлениях, способствует созданию подлинно народных образов. В карнавальном мире, где случайность преобладает над необходимостью, где властвует вседозволенность, вольный фамильярный контакт и логика «обратности», возникает подлинный гуманизм, в котором Пушкин видел способ преодоления серьёзного препятствия на пути исторического развития России - противостояния двух миров, дворянского и крестьянского, не способных понять друг друга. «Везде, где человеческая судьба Маши и Гринёва оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. Но герои не погибают: их спасает человечность» [156]. Карнавальная вольность делает возможным проявление человеческих отношений в мире строгой социальной регламентации.

 

18. Поэзия Лермонтова







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 830. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия