4 страница. В 1930 г. в женском погребении возле Зоеста была найдена золотая дискообразная фибула второй половины VI вИсточник: Э. ВЕБЕР. РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В 1930 г. в женском погребении возле Зоеста была найдена золотая дискообразная фибула второй половины VI в. с двойной рунической надписью. Она хранится в краеведческом музее в Мюнхене. Ко второй группе рун следует обращаться как к зашифрованному, так сказать, знаку объединения. Две длинные черты перекрещиваются как диагонали прямоугольника и несут на себе боковые штрихи рун a, t, а и n; над точкой пересечения изображена руна о. рис. 38. Знак объединения Все в целом дает мужское имя "Атано" или с удвоенным t "Аттано". Этот Аттано мог быть, как и Бозо фибулы из Фрайлауберсхайма, резчиком рун. До сих пор говорилось о "резчике рун", "руническом художнике" или о "тесальщике рун" (сравни "каменотес"), в зависимости от того материала, с которым работал изготовитель рун. Но эти люди были не будничными ремесленниками или любыми грамотными людьми, а "понимающими" или "знающими", которые своими действиями превращали украшение в священный оберег. В Скандинавии они называли сами себя руническими мастерами. Узнавание судьбы посредством обращения к жребию было возможно для каждого германца. Но с внедрением южных представлений о магии букв и чисел овладение силами рун превратилось в тайное искусство. Многие позднейшие надписи Скандинавии позволяют почувствовать, как гордились ими рунические мастера. Так, на камне из Фюрбю (после 1000 г.) читаем: "Этот камень установили два сведущие в рунах брата", а в одной надписи на Оркадах (около 1100г.) стоит: "Вырезано человеком, искуснейшим в рунах к западу от моря". Такими хвастливыми, как эти позднейшие рунические мастера, древние не были. На многих камнях находится формула рунического мастера: "Я, N. N., окрасил [руны]", как на упоминавшемся выше камне из Эйнанга. Для них было важно лишь удостоверить священное содержание. Все-таки на камне из Нордхуглена в Норвегии (около 400 г.) уже стоит надпись: "Я, годе (A), неспособный заколдовать". Подробно ознакомиться с этим окутанным тайной руническим знанием помогает каменная плита из Эггьюма в Норвегии (около 700 г.). Трудное и спорное толкование может быть приведено здесь в виде выдержек: "Это не озарено солнцем и камень не вырезан железным ножом;... его полил человек из моря мертвеца". Камень был обработан без того, чтобы солнечные лучи могли упасть на него, и без употребления железных инструментов; он был также орошен "из моря мертвеца", то есть кровью, итак, окрашен красным. Затуманенный и загадочный язык со своим предостерегающим тоном использует здесь излюбленные словесные описания из поэзии скальдов. В языке подобных надписей следует при этом учитывать то, что рунические мастера использовали словесные формы, принадлежавшие более древней эпохе, чем разговорный язык. Как свидетельства рунических мастеров о самих себе следует привести еще следующие находки: 1. Небольшой камень из Линдхольма в Швеции (около 400 г.): "Я, Эрилас, искусным меня называют. [Это] защита". 2. Брактеат с о. Зеландия (V в.): "Меня зовут Хариуха, Знающий об Опасности. [Я] приношу счастье". 3. Камень из Рейстада в Норвегии (около 600 г.): "Ютингас. Я, Вакрас, разбираюсь в руническом знании". 4. Уже упоминавшееся древко копья из Крагехуля (рис. 21, II): "Я, Эрилас, меня зовут последователем Асугисаласа. Могучую силу града, несущего беду, освящаю я на этом копье". Сноски: (A) Собственно, гудийа, узкоспециальный термин, который фактически соответствовал древневерхненемецкому божеству или Ewart'y. О божестве рунического знания Источник: Э. ВЕБЕР. РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО На камне из Нолебю в Швеции (около 600 г.) написано: "Руны окрасил я, происходящий от отгадывающих сил". Этими словами рунам приписывается божественное происхождение. Спустя несколько столетий любимый бог викингов Один, господин мудрости и поэзии, становится также и богом рун. Каким образом он приобрел знание рун, продемонстрировано в песни Эдцы, которая согласно Густаву Неккелю фон Зимроку снабжена общим названием "Руническая песнь Одина", хотя только в строфах 2-5 Один говорит сам. Андреас Хойслер заметил по этому поводу: "Уже первая строфа пленяет нас настроением полумрака и тайны. В источнике норн, ниже границы света, создатель текста хочет найти слово, и то, что он молча подслушал, исходит из дома Одина; Один, Высокий, есть тот, чьи речи он передает". Один рассказывает, как он однажды в юности - вероятно, враждебным великаном - был повешен на границе света и пронзен копьем. А потом, в глубочайшем бедствии, узрел он под собой рассыпанные руны, и брат его матери Мимир, сведущий великан, научил его волшебным песням и одарил его волшебным медом. Тут Один окреп и вырос в мастера волшебного слова и дела. Мы достаточно осторожны в интерпретации этого пророческого знания. Говорящий у источника норн передает лишь то, что донеслось до него из дома Высокого: Пора мне с престола тула поведать у источника Урд; смотрел я в молчанье, смотрел я в раздумье, слушал слова я; говорили о рунах, давали советы у дома Высокого, в доме Высокого так толковали. (111) Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. (138) Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял - и с древа рухнул. (139) Девять песен узнал я от сына Бельторна, Бестлы отца, меду отведал великолепного, что в Одрерир (А) налит. (140) Стал созревать я и знанья множить, расти, процветая; слово от слова слово рождало, дело от дела дело рождало. (141) Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги и Один их вырезал. (142) Вот что отвечу, когда вопрошаешь о рунах божественных, что создали сильные, а вырезал Вещий: благо в молчанье. (80) Сноски: (А) Движущий чувствами. Руны и домашнее клеймо Источник: Э. ВЕБЕР. РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО То, что руны из первоначально священных знаков постепенно обмирщались, было идентично процессу, шедшему с категорией подобных рунам знаков. Согласно К. Г. Хомайеру, они применялись еще в ту эпоху Средневековья, когда становятся доступны нашему пониманию: во-первых, как "персональный знак" и, кроме того, как "знак рода", так что тот же самый знак частично выступал в роли личной подписи, частично служил признаком собственности. Эти клейма владельцев назывались "домашними" и "дворовыми клеймами". Область их употребления охватывала всю германскую Европу и практически все профессии и сословия. Таким образом, они были неотделимы от правовой жизни геранских народов. Так как сфера употребления этих знаков была не чисто светской, а находящейся под контролем высших сил, то эти клейма, вероятно, изначально имели священный характер. Хомайер указывает на большое сходство, даже соответствие домашних клейм и рун. "Едва ли найдется форма из многократно менявшихся на протяжении веков в разных странах рунических алфавитов, которая не выступала бы в качестве домашнего клейма. Поэтому часто обсуждался вопрос о внутренней связи обоих явлений". Эту связь искали в одинаковом способе изготовления путем насекания или вырезания на дереве, желая объяснить ее, таким образом, чисто производственными причинами, подвергая это, однако, довольно серьезным сомнениям. Хомайер, во всяком случае, принял во внимание то, что отдельный человек свое "домашнее клеймо" не выбирал по чистому произволу, но охотно опирался на существующий образец. Он предположил, вместе с Лильегреном, что многие домашние клейма следует объяснять скорее подражанием рунам, чем соответствием, обусловленным внешней техникой. В языковом отношении выводы Хомайера подкрепляются связью между скандинавским словом "kefli" и нижненемецким "Kável"; первое обозначало "деревянная палка" или "деревянный валик" для нарезания рун и, таким образом, принадлежало к рунической терминологии, последнее обозначало деревянную палочку с родовым знаком, которая использовалась для выкупа общинных прав или обязанностей. рис. 39. Kável с домашним клеймом Вслед за Хомайером следует привести рисунок каменного судебного кресла из Зольтервиша (к югу от Бад-Ойенхаузена), на котором наряду с рядом "домашних меток" имеются также клейма судебных заседателей. Знаки на нем датируются XVI в. Домашние и дворовые клейма найдены на старых домах ремесленников, крестьянских домах и амбарах, на надгробных камнях, на движимом имуществе всякого рода, на алтарях и церковных окнах. На постройках различнейших видов в городах и деревнях находятся наряду с этим также еще некоторые руны, как, например, руны Odals, Ing, Mann и Yr, которые должны были наноситься в качестве священных знаков для защиты дома и его обитателей. рис. 40. Так называемый камень Видукинда Связь между рунами и домашними клеймами проясняют, кажется, строчки из песни Сигрдривы: ...что руны украсили щит бога света, копыто Альсвинна и Арвака уши и колесницу убийцы Хрунгнира, Слейпнира зубы и санный подрез. К вопросу о культурно-историческом значении рунического письма Источник: Э. ВЕБЕР. РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Рунические памятники - свидетельства самих германцев. Поэтому они представляют собой просто незаменимый источник для освещения германского раннего Средневековья, для изучения которого мы все еще обычно привлекаем греческие и римские сообщения. Как раз древнейшие рунические памятники, к сожалению, крайне скупы в своем содержании, часто они содержат только одно слово или одно краткое предложение. Но, несмотря на это, они имеют огромнейшую ценность с точки зрения истории языка, в особенности для германской ономастики. Культурологически существенно то, что рунические надписи сообщают германские термины, связанные с руническим письмом. Среди них не находится ни одного заимствованного слова; они все без исключения местного происхождения. Некоторые рунические памятники важны с точки зрения литературоведения. Так, например, пять слов с золотого рога представляют собой аллитерационную длинную строку и являются древнейшим подтверждением почтенного возраста этого вида стиха. Другие памятники свидетельствуют о распространении важнейших строф Эдды по всему Северу, то есть не только в Исландии, но и в Дании и Швеции, где обычно нет поддающейся учету эддической поэзии. Камень из Рек содержит строфу, в которой речь идет о конунге Дитрихе. В результате эти четыре стихотворные строки доказывают, что сага о Дитрихе была известна и в Швеции. С точки зрения истории саг большой интерес представляют две пластины находящегося в Британском музее рунического ларца из Аузона. Они несут вырезанные на китовой кости изображения из саги о Виланде и из саги о Зигфриде-Сигурде в их скандинавско-эддической редакции. Ларец, покрытый богатой резьбой, хотя и обнаружен во Франции и потому называется "ларец из Клермона" или "Аузон", но был приобретен англичанином Фрэнксом и таким образом попал в Лондон. рис. 41. Лицевая сторона клермонского ларца В результате он вернулся в страну своего происхождения. По личности покупателя он называется "ларец Фрэнкса". На передней плоскости слева изображения из "Песни о Виланде": Бадухильд просит Виланда починить ее кольцо. Кузнец стоит позади наковальни, на земле лежат трупы братьев королевской дочери. Возле них Виланд кормит домашнюю птицу железными опилками, как сообщает норвежская "Сага о Тидреке" (А). Справа три святых короля поклоняются младенцу Христу. Сверху рунами написано "Magi" (Волшебник). Надпись англосаксонскими рунами гласит "hronäs ban - fisk flodu ahof on fergenberig - worth gasrik grorn thär he on greut giswom". Толкование может быть следующим: "Кость кита рыбный поток (море) поднял на твердые скалы (сушу). Извергнутый был печален, так как он плавал по песку (был выброшен на берег)". Таким образом, китовая кость принадлежала выброшенному на берег киту. На крышке написано рунами: "Ægeli", имя Эгиля, который был известен как брат Виланда и искусный стрелок: "Сага о Телле" вновь возвращается к нему. Так как "Песнь о Виланде" имеет нижнесаксонское происхождение, то ларец также имеет для нас немалое значение. Он датируется VIII в. К саге о Сигурде-Зигфриде относятся и изображения на скале Рамсунд, которая также называется камнем из Йедера (Швеция). Дракон ползет над ямой, в которой сидит человек и снизу его пронзает. Дальше можно видеть коня Грани, вещих птиц и убитого Регина вместе с инструментами. К области дружинного быта с его долгом верности и после смерти господина принадлежат такие надписи, как надпись на камне из Хэллестада (около 990 г.). Он был высечен вассалами сына датского конунга Токи в Сконе в память о своем "благосклонном" господине, тело которого они привезли с собой из Швеции после того, как он пал в битве при р. Фюри к югу от Упсалы в 985 г. Поле битвы упоминается в Сконском законе. Таким образом, рунический камень одновременно является и историческим источником. То же самое относится к многочисленным руническим памятникам из кости, металла, дерева и камня. Следами миграций готов, вандалов, бургундов, лангобардов и т. д. являются наконечники копий из Ковеля и Мюнхеберга, золотое кольцо из Петроассы в Зибенбюргене, фибула из Шарнэ в Бургундии и т. д. Еще многочисленнее рунические свидетельства о походах викингов (см. рис. 44). Как трогательный памятник этого рода следует привести надпись на камне из Хегбю в Эстеръетланде: "Торгейр поставил этот камень для Ассура Ленивого [Медлительного], его дяди, который умер на востоке, в Греции. У крестьянина Гулли было пять сыновей. Асмунд пал смертью храбрых на р. Фюри, Ассур погиб далеко в Византии, Хальфдан был убит на Борнхольме, Кари умер в Дунде. Нашел вечный покой Буи. Торкель вырезал эти руны". Какой охватывающий весь мир взгляд лишь одного шведского рода являет нам только один этот камень! Своеобразное очарование имеют рунические ленты на боках мраморного льва из Арсенала в Венеции. Раньше он стоял у входа в Пирей, который в Средние века по двум мраморным львам, охранявшим вход, назывался также Порте Леоне; оттуда он был похищен ганноверскими войсками наемников, служивших Венеции, в 1668 г. и увезен в город у лагуны. На правом боку льва можно разобрать следующие слова: "Асмунд вместе с Асдейром, Торульфом и Иваром выбили руны по приказанию Харальда Высокого, хотя греки заметили это и запретили". Упомянутый Харальд позже стал королем Норвегии Харальдом Суровым. Вероятно, его жизнь - это самое блестящее явление всей эпохи викингов; он пришел в Афины как предводитель варяжской личной охраны императора Восточной Римской империи. О боях за крепость викингов Хайтабу сообщают четыре уже упоминавшихся рунических камня, которые были найдены возле "Ольденбурга". Из похода 1864 г. принц Фридрих Карл привез с собой в Берлин камень из Хаверслунда и велел поставить его перед охотничьим дворцом Драйлинден (теперь здесь находится вокзал Ванзее). На камне написано имя "Хайрульфр". рис. 42. Камень из Хаверслунда О смелой исследовательской экспедиции скандинавского мореплавателя и его смерти во льдах в 1333 г. свидетельствует камень, который был найден на острове Кингигторсоак вблизи западного побережья Гренландии под 72°58' с. ш. Свидетельства о местных верованиях германцев содержат камень из Главендрупа на о. Фюн (около 920 г.), на котором написано: "Тор, освяти эти руны", и большая нордендорфская фибула с именами "Водан" и "Донар". Надпись из Нолебю: "Руны окрасил я, имеющий божественное происхождение", касается уже, вероятно, Одина, который, согласно эддическим преданиям, был мастером рунического искусства. Интересен и камень из Снольделева на о. Зеландия: "Камень Гуннвальда, сына Хроарса, тулира в Сальхауге"; он подтверждает сакральную направленность деятельности "тулиров", известных в качестве архаических хранителей сокровенного знания у скандинавов и англосаксов. На сферу народных суеверий указывает надпись на древке копья из Крагехуля, которая уже упоминалась ранее. Если на одной из поднятых со дна Везера костяной рукоятке кинжала стоит слово "Хагаль", то это, без сомнения, заколдованное оружие. На камне из Вальбю написаны слова: "Против немилости". Значит, этот предмет должен был служить в качестве оберега, как, например, кольцо из Керлина и свыше 400 найденных к настоящему времени золотых и серебряных брактеатов. "Камни победы", так называемые "Alsengemmen" из стекла, тоже должны были защищать своего владельца и приносить ему победу. рис. 43. Камень победы (Alsengemme) рис. 44. Лев из Пирея Многочисленные мемориальные камни дают возможность узнать о духовной жизни германских мужчин и женщин, а также о внутрисемейных отношениях супругов между собой и родителей и детей друг к другу. Так, на уже упоминавшемся камне Главендруп написано: "Рагнхильд поставила этот камень в память Але Сольвагоде, своего мужа, храброго воина. Сыновья Але соорудили эту могилу для своего отца и жена для своего мужа, но руны для своего господина вырезал Соте". Пример для германских любителей спорта дает рунический камень, найденный возле Упсалы, с изображением конной и лыжной охоты на лося. Наконец, рунические памятники многогранно повествуют о правовых воззрениях своего времени. Так, один житель Ютландии выражает благодарность своему отчиму за то, что он передал ему наследственный крестьянский двор. Потрясающее свидетельство напоминания старого отца своему поздно родившемуся сыну, не забывать о мести за своего убитого брата, представляет собой камень из Рек. Сноски: (А) Толкование д-ра И. О. Пласмана. Заключение Источник: Э. ВЕБЕР. РУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Ход исследований рун подобен извилистой дороге в горах, поднимающийся по которой время от времени снова смотрит на один и тот же участок местности, но каждый раз с более высокой позиции. Чем выше поднималась наука о рунах и чем дальше становилась перспектива, тем яснее становилось, как верно чувствовал Мюлленхоф, когда он однажды написал: "О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы". * Текст песней Старшей Эдды приводится в переводе А. Корсуна (Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975).
|