Студопедия — Ф. Фукуяма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф. Фукуяма






Френсис Фукуяма — современный американский историк, социолог, политолог и геополитик, родился в 1952 г. в Чикаго. Окончил Корнельский университет со степенью бакалавра. Затем продолжил учебу в Гарвардском университете (Бостон), где защитил диссерта­цию по проблемам внешней политики СССР и ситуации на Ближ­нем Востоке.

Фукуяма всегда удачно сочетал деятельность университетского преподавателя и специалиста в практической политике. В частности, с 1979 по 1996 г. с небольшими перерывами он работал в известной «Рэнд корпорейшн» (Вашингтон) — частном некоммерческом иссле­довательском институте, выполнявшем в основном заказы министер­ства обороны, в качестве эксперта департамента политических паук, в 1981-1982 и 1989 г. — в штабе планирования при государственном департаменте (Министерстве иностранных дел) сначала как специа­лист по проблемам ближневосточной политики, затем — как замес­титель директора по европейским военно-политическим вопросам. В 1981-1982 гг. Фукуяма входил в состав делегации США на египет­ско-израильских переговорах в качестве одного из лучших специали­стов США по ближневосточной проблематике.

Как ученый известен тем, что руководил крупными научно-иссле­довательскими работами «Проект новой науки» и «Телекоммуника­ционный проект», осуществленными им в Институте передовых ме­ждународных исследований при Университете Дж. Хопкинса.

Преподавательская деятельность профессора Фукуямы имеет до­статочно широкую географию. Он читал лекции в Гарвардском уни­верситете, штат Массачусетс, в Коннектикутском колледже, штат Коннектикут, в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес, Ка­лифорния), в Бреизнос-колледже (Оксфорд, Великобритания), в Биз­нес-школе Стерна при Нью-Йоркском университете и т. д. В настоящее время доктор Фукуяма читает курс на факультете публичной политики Университета Дж. Мейсона.

Фукуяма добился достаточно высокого общественного признания: он является почетным доктором Коннектикутского колледжа и Доен колледжа, лауреатом международной «Премии Капри» (1995, за кни­гу «Доверие: общественные добродетели и путь к процветанию») и премии литературной критики журнала «Лос-Анжелес Тайме» (1992). Последняя присвоена за книгу «Конец истории и последний чело­век», ставшей результатом дискуссии вокруг его известной статьи и развитием идей, высказанных в ней.

Кроме научной и преподавательской деятельности, он активно за­нимается общественной работой. Фукуяма является членом наблю­дательных советов таких общественных организаций, как «Нацио­нальный вклад в демократию», «Национальный интерес», «Новый американский фонд». Он — член редколлегии «Журнала демокра­тии», а в 1994-1996 гг. вел обозрение политической и юридической литературы под рубрикой «Политическое и законное» в известном журнале «Форин афферс». Его статьи печатаются в самых престиж­ных журналах Америки.

Ф. Фукуяма — автор более 80 крупных работ, но наибольший ре­зонанс в научном мире и среди общественности вызвала его статья «Конец истории?» (являвшаяся фрагментом будущей книги), опуб­ликованная в журнале «Национальный интерес» в 1989 г. и перепе­чатанная известными изданиями многих стран мира. В этой статье либерал Ф. Фукуяма обращается не к либеральным теориям «конца идеологии» и «конвергенции капитализма и социализма» времен хо­лодной войны, а к предсказаниям коммуниста К. Маркса (позаимст­вовавшего их у Г. Гегеля) о завершении исторического процесса после исчезновения антагонистических противоречий и построения ком­мунистического общества. Но концепция Ф. Фукуямы отличается от марксистской тем, что победа (и все геополитическое пространство мира) в противостоянии либерализма и марксизма остается за либе­рализмом. Под концом истории он понимает не исчезновение клас­сов и прекращение классовой борьбы, перестраивающие весь общественный прогресс на совершенно иные основания (как у Маркса), а преодоление либеральной идеей вызовов фашизма и коммунизма. Ответом либерального общества фашистскому был не только воен­ный разгром последнего, но и трансформация его в либерально-де­мократическое. Коммунистический общественный строй еще не был полностью разрушен к 1989 г. в Советском Союзе (когда шла работа над статьей), но и там политика демократизации и децентрализации М. С. Горбачева объективно вела, по мнению Фукуямы, к перестройке общественных отношений в либерально-демократическом направле­нии.

Похожие процессы шли и в Китае, с той разницей, что там эко­номическая реформа явно опережала политическую.

В качестве других серьезных вызовов современному либерализму Фукуяма рассматривал религию и национализм. Религиозный вызов заключается в развитии мусульманского и христианского фундамен­тализма, которые расширяют свое влияние в условиях духовной пус­тоты и безличия либерального «общества потребления». Но теокра­тическая альтернатива либеральному обществу маловероятна по той причине, что именно либерализм в Новое время в Европе пришел на смену обществу, основанному на принципах теократии. В настоящее время теократия как политический соперник либерального государ­ства имеет какие-то шансы на успех только в мусульманском мире. Националистические движения также не составляют серьезной кон­куренции либерализму в силу своего одностороннего подхода, не учитывающего политического и социально-экономического аспек­тов общественной организации, так как сводят все многообразие жиз­ни к требованию независимости. Таким образом, конец истории, по Фукуяме, весьма близок и произойдет он в результате затухания идеологической и политической борьбы либерализма с противостоя­щими ему идеологиями и обществами. Мир после «конца истории» видится автору статьи приведенным к одному либеральному знаме­нателю и потому в идеологическом аспекте бесконфликтным. В нем будут доминировать экономические интересы и практически отсут­ствовать политические конфликты, а следовательно, резко снизится вероятность применения военной силы. Однако в этом обществе от­нюдь не исключаются другие, неполитические, невоенные конфлик­ты и коллизии. Каковы они есть и будут, Фукуяма показал в своей книге «Великий разрыв» (1999), изданной в России в 2002 г. Под великим разрывом он понимает разницу между социальными цен­ностями и нормами, образовавшуюся в результате таких изменений, как информатизация (особенно пользование сетью Интернет), раз­витие наукоемких технологий и снижение удельного веса индустри­альных отраслей. Но «деиндустриализация» не ведет к улучшению социального климата в западных обществах. Продолжается рост пре­ступности и социальной дезорганизации, деградация родственных связей и института семьи, падение рождаемости и миграция из стран третьего мира, падение доверия к политическим институтам и снижение политического участия граждан.

Великий разрыв не случаен. Негативные социальные тенденции, считает Фукуяма, вызваны пере­ходом экономики от индустриальной эры к информационной. Глав­ной причиной социальной деградации западного общества он назвал как раз то, что способствует инновациям и ускоряет его экономиче­ское развитие, а именно: культура радикального индивидуализма.

Для сферы международных отношений конец истории, по мне­нию Фукуямы, означает фактически консервацию ситуации, сложив­шейся на момент окончания холодной войны. Большую часть стран третьего мира он оставляет на «задворках истории»; их участь — слу­жить ареной будущих конфликтов. Он не видит возможности для России и Китая в обозримом будущем присоединиться к развитым странам Запада. Однако у России есть выбор: либо она поддет по пути, избранному Западной Европой после Второй мировой войны, либо, уверенная в своей уникальности, «застрянет на месте». Крах коммунистической идеологии, утерявшей свою мобилизующую воз­можность, привел, по мнению Ф. Фукуямы, к возрождению велико­русского шовинизма, который, проявлялась в форме ультранациона­лизма, славянофильства или других правых течений, выступает за второй путь указанной выше альтернативы. Если в России возьмут верх сторонники уникальности и автаркизма, она будет продолжать оставаться угрозой для Запада. Тогда и угроза международных поли­тических конфликтов существенно возрастет. В странах третьего мира сохранится высокая вероятность этнических, национальных, религи­озных конфликтов. Не исчезнет угроза терроризма, будут продол­жаться национально-освободительные войны. Но для крупного кон­фликта, делает вывод Фукуяма, необходимы мощные государства, а они как раз и уходят с исторической сцены. Итак, мир не придет ра­зом к «концу истории». Большая его часть в лице стран третьего ми­ра, Китая и России будет оставаться по «ту сторону» истории, решать совсем иные задачи, чем страны, перешедшие на «эту сторону» — в постисторию, где доминирует либеральная демократия и рыночная экономика, расширяющая сферу своего влияния, объединяющая стра­ны в общий рынок, снижающая уровень противостояния постисторических стран. Но в постисторическом обществе вместо идеологи­ческой борьбы, требующей отваги и воображения, вместо искусства и философии людей ожидает экономический расчет, технические и экологические проблемы, бесконечная забота об удовлетворении изо­щренных вкусов потребителей. Поэтому Фукуяма и ставит свой ри­торический вопрос: «Может быть, именно эта перспектива многове­ковой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?»

На события 11 сентября 2002 г. Ф. Фукуяма откликнулся статьей «Соединенный штат», в которой сравнил эти события с налетом япон­ской авиации на военно-морскую базу США Перл-Харбор 6 декабря 1941 г., ставшим началом Второй мировой войны для американцев. Он отметил, что американская территория традиционно была недо­стижимой для противника. Со времен Перл-Харбора ему ни разу не удавалось уничтожить хоть какое-то количество американских граж­дан на территории США, Столица страны Вашингтон подвергалась атаке лишь во время войны с Англией 1812 г., когда был сожжен Бе­лый дом. Фукуяма предположил, что Америка после событий 11 сен­тября станет другой страной, более сплоченной и менее эгоцентричной, осознающей свои конкретные интересы и имеющей определенные слабости (например, нужду в союзниках для разгрома террористиче­ской организации «Аль-Каида»), а не державой, определяющей, ка­ким быть миру.

Более пространный и обдуманный анализ событий 11 сентября был дан Ф. Фукуямой в статье «Началась ли история опять?». Не­смотря на поражение коммунистической, фашистской и абсолютист­ской идеологий, а также впечатляющие успехи западной экономики, особенно американской, в 90-х гг. XX в. мир не становится единооб­разно либерально-демократическим, каким он виделся в прогнозах конца 1980-х гг. Похоже, что он развивается не по логике «конца исто­рии», предсказанной Ф. Фукуямой, а по логике, намеченной С. Хантингтоном в статье «Столкновение цивилизаций». Западные ценно­сти и институты, отмечает он, несмотря на их универсальность для всех цивилизаций, создавались и развивались в христианской тради­ции. Культура, т, е. религиозные верования и нормы, социальные ин­ституты, народные традиции и т. д., глубоко укоренена в сознании всех и каждого, и нечлены западных обществ отнюдь не спешат рас­ставаться с ними. Вместе с процессом культурной ассимиляции и конвергенции идет процесс сопротивления зарубежным культурным веяниям. Фукуяма ставит вопрос: «Какие культуры и регионы мира наименее восприимчивы к перениманию демократических ценно­стей и к модернизации?» Несмотря на культурные различия, такие разные страны, как Южная Корея, Тайвань, Индия, страны Латин­ской Америки, Восточной Европы, страны Черной Африки более или менее успешно движутся по пути модернизации. Медленнее все­го этот процесс идет в мусульманских обществах, среди которых толь­ко Турция выделяется действующей демократией и ни одна страна не демонстрирует таких темпов экономического развития, как, напри­мер, Корея или Сингапур.

С другой стороны, в последнее время исламский мир отличается от других регионов планеты наличием значительных радикальных движений, которые отвергают не только западные ценности и модер­низацию, но и принцип религиозной терпимости. Западу следует по­нять, что война идет не с несколькими террористами. Базовый конф­ликт затрагивает всю общность исламистов, для которых религиозная идентичность стоит гораздо выше политического самоопределения. Форму исламского фундаментализма, явившуюся реакцией фа­натично верующих мусульман на процесс модернизации, затронув­ший и исламские общества, Фукуяма назвал исламо-фашизмом. Его привлекательность заключается в необходимости культурной иденти­фикации мусульман в условиях ускоряющихся во всем мире перемен и вызванной ими культурной дезориентации, а питательной средой является бедность, экономическая стагнация, политический и соци­альный авторитаризм. Особым радикализмом отличается секта вах­хабитов, к которой принадлежат правители Саудовской Аравии, рас­пространяющие влияние благодаря потоку нефтедолларов далеко за пределы своей территории.

«Исламо-фашистское море, внутри которого плавают террористы» (как выразился Фукуяма), представляет собой не менее, а, может быть, более опасный вызов для Запада, чем вызов коммунизма. Вой­на с Ираком, если она быстро не завершится, может спровоцировать новый всплеск исламского радикализма. Но, вместе с тем утверждает Фукуяма, фундаменталистские организации не исчезнут, как и гер­манский фашизм, под грузом собственных противоречий. Выход он видит только в изменении исламского общества, перестройке его на принципах модернизации, секуляризации (отделения церкви от го­сударства), религиозной терпимости, либерализации мусульманской религии. Таким образом, Фукуяма провозгласил (правда, со знаком вопроса) начало новой эры истории — эры борьбы западной и ислам­ской цивилизаций. Все преимущества в этой борьбе, экономические, финансовые, технико-технологические, научные, военные, — на сто­роне Запада. Но для победы необходимы еще смелость, решимость сражаться за свои ценности, наличие умелого руководства.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия