Студопедия — Истоки ислама и панисламизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истоки ислама и панисламизма






Ислам (араб., буквально — покорность, предание себя воле божьей) — самая молодая из трех мировых религий (христианство, буддизм). Ислам, заимствовавший немало идей и установлений от христианства и иудаизма, не ограничивается только конфессиональной сферой. Ислам — это и кодекс поведения, моральных ценностей и образ жизни. Последователей ислама называют мусульманами. Основной свод религиозно-этических и правовых предписаний, изложенных в Коране, образует образ действия или правильный путь (шариат). В результате политической борьбы наряду с ортодоксальным исламом (суннизмом) сформировалась вторая основная ветвь мусульманской религии — шиизм. Шииты (Иран, Азербайджан и др.) отличаются от суннитов (большинство арабских стран) особым пониманием института верховной власти.
Исламизация Персии в результате арабских завоеваний проходила под воздействием сохранившихся здесь традиций христианства и эллинизма. Возникшая на пограничье культур духовная сила (суфийство, или суфизм) сделала суховато-законнический ислам более эмоциональным, чувственным, «сердечным» с доминированием образного мышления. Средневековая персидская поэзия (на языке фарси) стала высшим достижением мусульманской культуры.
Священным центром мусульман всего мира является Мекка. Здесь родился пророк Мухаммед и расположена главная святыня мусульман — священный храм Кааба («куб»). В одну из стен Каабы вмурован черный камень метеоритного происхождения, являющийся предметом поклонения арабов с доисламской эпохи. Во втором после Мекке священном городе Медине имеется большая мечеть, воздвигнутая на месте дома Мухаммеда, где умер пророк. Среди священных центров шиизма выделяются Кум (Иран), Эн-Наджаф и Кербела (Ирак), здесь сохранились гробницы шиитских имамов.
Мусульманский календарь ведет летоисчисление от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622 год от Рождества Христова). Молодая исламская цивилизация (1422 год по мусульманскому календарю от Хиджры) испытывает пробуждение самосознания народов на принципах национального происхождения и религиозной принадлежности. Если сопоставить социальное время европейской и мусульманской цивилизаций, то это время европейских крестовых походов, возрождения и реформации. Только благодаря Просвещению для европейцев с научно-рационалистическим складом ума стал возможен диалог с «неверными» (мусульманами).
Мусульманские народы пронизаны высокой пассионарностью. Исламская цивилизация считает фундаментом мироустройства трансцендентную волю, подчиняемую человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности здесь ставится выше прав и интересов отдельной личности. В центре западного мироздания поставлена личность и права конкретного человека. В исламской культуре религия приобретает государственный статус (теократия), а Запад стремится дистанцировать церковь от светского государства.
В двадцатом столетии численность приверженцев ислама в мире увеличилась с 200 млн. до 1,2 млрд. человек и стала сопоставима с христианами. В Европе в Великобритании живет более 5 млн. мусульман, в Германии мусульманская община насчитывает 3, 7 млн. человек, в том числе ислам приняло 100 тысяч немцев. Во Франции проживает 2,5 млн. мусульман, из них 500 тысяч являются коренными французами. Среди российских граждан насчитывается 13 млн. мусульман, а по данным исламских источников — 20 млн. Самые высокие темпы прироста населения в Российской Федерации среди исповедующих ислам чеченцев, численность которых увеличилась после возвращения из депортации в три раза. По демографическому прогнозу к 2020 году этнические мусульмане будут составлять треть населения России, до 40 % увеличится их доля в Москве и Санкт-Петербурге. Молодые российские муллы проходят подготовку в духовных центрах Саудовской Аравии и считают фундаментализм истинным исламом.
Исламский мир не желает занимать соподчиненное положение в мировой экономике и политике. Тем более, что Запад зависит от поставок ближневосточной нефти и газа. Мусульманский мир выступает против неэквивалентного торгово-экономического и культурного обмена. Против проникновения массовой американской культуры с потребительской ментальностью и пропаганды западного образа жизни. В отличие от цивилизаций Дальнего Востока мусульмане отказались от модели догоняющего развития и намерены сокрушить Запад на другом «поле сражения».
Последователи великих религий, склонные считать свои сакральные постулаты универсальными, стремились и стремятся к миссионерству за пределами географических границ своего существования. Через это прошло и христианство. Этой дорогой идет ислам. Но нельзя путать веру и экстремизм поведения отдельных людей или групп. Политизированный воинствующий ислам является маргинальной ортодоксией мусульманской культуры.
На Западе и мусульманском Востоке сложились глубокие различия в подходах к соотнесению государства и религии. В западном христианстве религия отделена от государства. У мусульман нет четкого разделения между кесаревым и Божьим. В результате Иранской революции возникла новая модель общественно-политического устройства, когда высший надзор над институтами государственной власти осуществляют духовные лица.

На протяжении веков исламский мир продолжает искать ответы на вечные вопросы. Почему Европа добилась успехов, а мусульмане не могут найти рецептов решения многих политических и социальных проблем? В XIX веке уже предпринимались попытки создать на основе ислама и культурной самобытности парламент европейского типа (египетский, османский). Но со временем пришло отрезвление от непродуманных заимствований. В странах, где большинство жителей не располагают экономическим достоинством и грамотностью, результатами парламентских выборов легко манипулировать. Электоральное большинство голосует в соответствии с приказами крупных землевладельцев.
Исламская цивилизация особенно остро ощущает процессы западноцентричной модели глобализации, угрожающей её традиционной культуре. В отличие от Китая и Индии исламский мир оказался не готовым к процессам высокотехнологического постиндустриального развития. В Китае доминирует эшелонированная государственная политика по ограничению влияния глобальных процессов, в Индии немногочисленные высшие касты оказались втянуты в процесс глобализации, тогда как низшие кассы живут в ином мире.

В недрах ислама зародилась религиозно-политическая идеология панисламизма — политического объединения мусульман под главенством халифа. В частности идеология пантюркизма провозгласила всех тюрок мусульман одной нацией, стремящейся объединиться под главенством Турции в единое государство. В результате межцивилизационных контакто вирус европейского национализма начал приносить свои «плоды» в мусульманском мире. И одним из первых на это обратил внимание европеец.

Томас Эдвард Лоуренс Аравийский (1888—1935) — английский писатель, ученый-медиевист и археолог. В годы первой мировой войны в качестве британского военного советника участвовал в боевых действиях арабов против турок. Его называли человеком-легендой, «Новым Наполеоном», «Байроном ХХ века» и «одиночкой, отчасти изменившим мир». Мировую славу ему принесла написанная в 1926 году книга «Семь столпов мудрости». Эта одна из самых жестких, натуралистических и блестящих книг двадцатого столетия была высоко оценена современниками. Нобелевский лауреат в области литературы Уинстон Черчилль назвал труд одним из величайших произведений, когда-либо написанных на английском языке. Книга воспоминаний, далекая от жанра военных мемуаров, читалась как исповедь интеллектуала-одиночки, не разделяющего установки общества: «Мои попытки жить все годы «в арабском платье», имитируя мышление араба, оторвали меня от английского «я» и позволили увидеть Запад, его условности иным взглядом: тот мир рассыпался для меня прахом. Но вместе с тем искренне переродиться в араба я не мог, это было притворством, и только. Легко лишить человека веры, обратить его в веру иную — тяжело».
В статье «Перемены на Востоке» Лоуренс сожалел, что европейские политики оказались не способны увидеть грандиозные перемены в Азии после Первой мировой войны, когда континент стали сотрясать беспорядки, волнения и мятежи: «Никто из них не способен.... поставить диагноз болезни или предложить лекарство. Что до болезни, называйте её как вам будет угодно: физическим, моральным или умственным расстройством или порождением материальных условий. Но это — болезнь азиатской цивилизации, неминуемый результат её слишком тесного контакта с Западом. Той же болезнью заразились после встречи с нами аборигены Австралии — и эта болезнь свела их в могилу. Причины тогда были почти биологические: общество австралийцев было слишком слаборазвито, чтобы выдержать контакт с социумом, столь от него отличающимся. Азия выносливей, старше, население её многочисленней — ей не грозит смерть, но именно мы причины её болезни. Европу переварить нелегко».
Азия прошла за несколько десятилетий путь, на который Европа затратила столетия — пересела с племенных скакунов на «роллс-ройсы». Однако, как и на Балканах и в отдельных регионах России, не все здесь благополучно. Как оценить произошедшие перемены? В мусульманский мир, наряду с материальными заимствованиями, проникли изобретенные в Европе идеи национализма. О его разрушительных последствиях пишет Лоуренс: «Национализм — беспокойная и жестокая стихия; возможно, он унес не меньше жизней, чем религиозные войны, а ведь под его власть мы подпали сравнительно недавно. Чем эта зараза старее, тем она опасней: Балканы и Ирландия, до которых эта болезнь докатилась позже, переносят её особенно тяжело».

Для арабских стран, возникших на евразийских перекрестках, свойственна жесткость правителей. Для арабской ментальности присуща любовь к жестокому вождю. Правитель, способный удержать народ в открытом евразийским ветрам многоликом этническом котле, становится национальным героем. Уравнительный социализм здесь вряд ли будет заменен западными ценностями.
В мусульманском мире продолжается эксперимент с выбором модели общественно-политического устройства. Ирак строит арабский социализм, Турция и Египет идут путем вестернизации, Саудовская Аравия остается монархическим государством, Иран встал на путь теократии (исламского фундаментализма) во главе с духовным лидером, крайним проявлением этой модели стал Афганистан в период правления талибов.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия