Студопедия — Истоки российской геополитики. Ощущение континента
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истоки российской геополитики. Ощущение континента






Собрав с помощью Золотой Орды северо-восточные славянские княжества Московскую Русь взяла на вооружение геополитическую концепцию великой империи. После падения Константинополя в 1453 г. страна осталась единственной крупной державой, хранительницей восточно-христианской православной традиции. В послании к московскому князю Василию псковский монах Филофей назвал Русь третьим Римом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать». Колонизация Сибири и других земель создала уникальную ситуацию постоянного обезлюдения центральных регионов страны за счет оттока пассионариев на новые границы. Созданный объединенной Литвой и Польшей Балто-Понтийский барьер превратил Московское государство в «Рим без морей».
Геополитический проект «Европа плюс Россия» был реализован российским императором Петром Великим (1672—1725), ставшим создателем могущественного абсолютистского государства, признанного в Западной Европе великой державой. Петр использовал опыт западноевропейских стран в развитии российской промышленности, торговли и культуры. Петровские реформы, основанные на политики меркантилизма, проводились путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Петр Великий — один из первых лидеров стран «третьего мира» (того времени), осознавший необходимость вестернизациии утвердивший приоритет Запада в историческом процессе.В последствии этим путем пошли Япония, Китай, Турция и другие страны.Россия превратилась в великую евразийскую державу.
Петр Великий прорубил окно в Европу, а Екатерина Великая закрепила новое геополитическое положение России на Балтике и Черноморье. В Х1Х веке наблюдается острый конфликт между западниками и славянофилами. Сторонник европеизации Чаадаев даже призывал перейти из православия в католицизм. В ответ на поражение в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг. родилась концепция панславизма с грезами о «заветных столицах» в Москве, Царьграде и Риме, мечтою о Черноморских проливах. «Бросок на юг» состоялся, но не в качестве победителей, а интернированной белой гвардии, откуда берет истоки геополитическая концепция евразийства.

Российская геополитическая мысль формировалась с учетом западноевропейских школ - немецкой, французской и английской. Первый великий геополитик России — русский поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев (1803— 1873). Учился в Московском университете (1819-21), состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-37) и Турине (1837-39). В дальнейшем служил в аппарате Министерства иностранных дел, с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. 22 года прожил в Баварии (Мюнхен). Выступал за восстановление геополитического проекта Петра Великого «Россия плюс Европа». Чтобы не допустить столкновения России и Европы, призывал к расширению диалога с Германией.

Русский социолог и идеолог паславинизма Николая Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому) изложил теорию локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Благодаря усилиям философа Н.Н. Страхова труд увидел свет отдельным изданием в 1871 году (журнальная публикация 1869 г.), переиздавался несколько раз до 1895 г. и... почти через век в 1991 г.
Теория культурно-исторических типов Данилевского оказала большое влияние на западную философию и социологию культуры, а её автор упоминается первым в ряду таких мыслителей, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и другие, объединенных общим критическим отношением к европоцентристской схеме общественного прогресса. Н.Я. Данилевский осуждал Запад за навязывание им своей культуры под фиговым листком «общечеловеческих ценностей» другим народам, отрицал факт существования единства человечества и общечеловеческой цивилизации. Он выделил следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий и римский. Первостепенное внимание уделил германо-романскому и славянскому типам цивилизаций.
Данилевский отмечает следующие особенности российской внешней политики с эпохи Петра Великого. Когда в центре политики стоят российские интересы, страна добивается наибольших успехов на международной арене, когда же она начинает отстаивать «общеевропейские интересы», то успехи обращаются против неё. Ученый считал, что все виды «европейничанья» есть только «симптомы болезни, которую можно назвать слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества. Но, будучи симптомами болезни, они составляют вместе и родотворную причину болезни... Болезнь эта в целом препятствует осуществлению великих судеб русского народа и может, наконец (несмотря на всё видимое государственное могущество), иссушив самобытный родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа внутренней зиждительной силы, а следовательно, сделать бесполезным, излишним самое его существование, — ибо все лишенное внутреннего содержания составляет лишь исторический хлам, который собирается и в огонь вметается в день исторического суда».
В культурно-исторической концепции Данилевского большое место уделяется Восточному вопросу, понятию «внешней силы» государства и другим актуальным геополитическим проблемам. Ученый пишет: «Внешняя сила государств, действительно могущественных, всегда слагается из двух элементов: из армии и флота, которые не могут никогда заменить друг друга, как бы ни усиливали один элемент в случает отсутствия или крайней слабости другого. Ни чисто морское, ни чисто сухопутное государство не могут считаться вполне могущественными, хотя, по географическому положению государств и другим условиям, смешение этих двух элементов внешней политической силы может и должно встречаться в весьма различных пропорциях».
Против взглядов Н.Я. Данилевского выступила отечественная либеральная печать. Известный философ Вл. Соловьев окрестил учение «ползучей теорией», хотя его ранняя философско-историческая концепция, изложенная в «философских началах цельного знания», базировалась на представлении о том, что судьбы человеческой цивилизации определяют три мировые силы - Восток, Запад и славянский мир с Россией во главе. Идеи Данилевского оказали сильное воздействие на культурологию русского философа К.Н. Леонтьева, опубликовавшего в 1875 г. труд «Византизм и славянство», где выделялись стадии цикличного развития и срок жизни цивилизации в 1200 лет. Прошли годы и на рубеже тысячелетий «Россия и Европа» стала предостережением об опасности денационализации культуры, утраты разнообразия «нравственной народной самобытности» в результате установления всемирного господства европоцентризма или другого культурно-исторического типа.

Среди географов, внесших вклад в развитие оригинальных концепций, наряду с Львом Мечниковым выделяются работы Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), сына знаменитого географа П.П. Семенова. В труде «О могущественном территориальном владении применительно к России» (Петроград, 1915) ученый, основываясь на идеях Фридриха Ратцеля, представлениях о естественных границах и сгущениях органической жизни, изложил концепцию территориального могущества. Ученый выделил три средиземноморья и три исторических типа политического контроля над пространством.
Между экватором и 45° северной широты ученый выделяет океанические «бухты» сгущения органической жизни: Европейское Средиземноморье (включая Черное); Китайское (Южное и Восточное), Желтое и Японское моря; Карибское море с Мексиканским заливом. В.П. Семенов-Тян-Шанский пишет: «Здесь, у трех средиземных морей и двух полуостровов между ними — Индостанского и Малоазийско-Аравийского выросли наиболее сильные и оригинальные человеческие цивилизации и государственности арийцев-семитов, монголов-малайцев и ацтеков-инков..., в то время как остальные слабые племена и расы рода человеческого большей частью застыли в неолитическом веке».
В этой обширной средиземной зоне возникли наиболее крупные цивилизации и религии. Мировое господство достигнет нация, владеющая одновременно тремя средиземными морями, или три нации, обладающие одним из этих морей. Ученый выделяет территориальные системы (империи) политического могущества: кольцеобразные на средиземноморьях (Греция, Рим, Швеция на Балтике), клочкообразные (Испанская, Британская и другие) и трансконтинентальные «от моря до моря» (империи Македонского и Чингизхана, в новое время — США и Россия).
Кольцеобразная система появился в Средиземноморье с незапамятных времен. Сухопутные владения державы — метрополии представляли собой кольцо, позволяющее контролировать внутреннее морское пространство. Эксцентрированные системы были характерны для греков, карфагенян, римлян, венецианцев и генуэзцев, шведов на Балтике.
Клочкообразная система (или точечная) применяется европейцами начиная с эпохи Великих географических открытий, когда создаются военные и торговые форпосты в стратегически важных географических точках в береговой зоне морей и океанов. Эту систему создавали португальцы, испанцы, голландцы, французы и особенно англичане, основавшие государства-буферы.
Континентальная система характерна для государств, владеющих обширными территориями «от моря до моря». Здесь наибольших успехов добились русские и американцы. В.П. Семенов-Тян-Шанский отметил главный недостаток русской континентальной системы - протяженность территории и резкие контрасты в заселении и хозяйственном освоении между центром и периферией. Ученый предупреждал об опасности асимметричной колонизации при наличии сильных сухопутных соседей, каким был Китай у границ слабозаселенного русского Дальнего Востока. Отмечая преимущества компактного географического положения США «от моря до моря», он предлагал ускорить развитие «русской Евразии» - срединного региона между Волгой и Енисеем путем создания крупных «колонизационных баз», способствующих подтягиванию периферии по плотности населения и развитию инфраструктуры до уровня центра. Только при этих условиях можно сохранить континентальную систему России. Он считал необходимым переориентировать русскую колонизацию с традиционного восточного направления на южное и юго-западное в сторону Персидского залива, Черноморских проливов и Средиземноморья.

«Великая Россия» — геополитическая концепция русского политического деятеля, экономиста и философа П.Б. Струве (1870 — 1944), игравшая важную идеологическую роль среди правого крыла кадетской партии и крупных предпринимателей. Внутренне развитие империи зависит от её внешней мощи. В 1916 г. был основан специальный журнал «Проблемы Великой России».
Русский политический деятель и ученый Николай Васильевич Устрялов (1890-1938) является автором геополитической концепции «русского империализма», в которой получили дальнейшее развитие представления П.Б. Струве о «Великой России». Окончил юридический факультет Московского университета (1913). Видный деятель парии кадетов (с 1917), председатель Восточного отдела ЦК кадетской партии и директор правительственного пресс-бюро в администрации Колчака (1918-20). В 1920-35 гг в эмиграции в Харбине, профессор местного русского университета. В 1935 г. вернулся в Россию и работал на должности профессора экономической географии Московского института инженеров транспорта, был репрессирован и погиб в 1938 г. Выдвинул программу «смены вех», рассчитанную на буржуазное перерождение советского строя. Труды: К вопросу о русском империализме (статья в журнале «Проблемы великой России», 1916), Под знаком революции (Харбин, 1925), На новом этапе (Шанхай, 1930) и др.
По мнению Устрялова, неспособность царского режима поддержать достоинство России на международной арене сделала Февральскую революции «символом патриотизма и национального долга». Большевизм был наиболее уродливым явлением русской жизни. Большевики разрушили Российскую империю, провозгласив принцип национального самоопределения. Большевизм явился духовным детищем русской интеллигенции и неосознанно был принят русским народом, отбросившего идеологическое покрывало «интернационализма», но сохранив его разрушительную страсть. Русский народ не созрел для демократии. Правительство Колчака пало, как только начало демократизироваться. Большевизм оказалось невозможным уничтожить силой оружия, но в обстановки гражданского мира он постепенно уничтожит себя сам. Только государство с сильным и великим телом может иметь великую культуру. Империализм является жизненно важной и глубоко плодотворной идеей. Государство должно стоять над законом. Устрялов называл свою позицию «национал большевизмом».

Русский мыслитель и футуролог Иван Александрович Ильин (1883-1954) рассматривал геополитическое положение России как оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Поэтому дробление государственно-исторического монолита России на части во имя каких бы то ни было «свобод» или «демократий» он считал смертью, началом конца для всей Европы. Расчленение России явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой с гибельными последствиями для человечества. Россия может превратиться в гигантские «Балканы». Это мироощущение наиболее глубоко было отражено в доктрине евразийцев.

Религиозный философ, историософ, писатель и публицист Федор Августович Степун (1884, Москва — 1965, Мюнхен) закончил Гейдельбергский университет в Германии. Читал лекции в Московском народном университете. Участник Первой мировой войны. В 1922 вместе с другими известными деятелями культуры выслан из Советской России. В Берлине принимал активно участие в культурной жизни эмиграции, в дальнейшем преподавал в Высшем техническом училище Дрездена и в Мюнхенском университете, где возглавлял кафедру истории русской культуры. Обладал незаурядным ораторским талантом, был блестящим лектором. Автор труда «Россия между Европой и Азией» (1962), сборник избранных работ «Встречи» опубликован в Москве в 1998 г. В статье «О будущем возрождении России» пророчески предупреждал о невозможности превращения находящейся десятилетиями под большевистским гнетом России в западноевропейскую парламентскую демократию без «твердовластия»: «Некое начало твердовластия должно быть внесено в будущий коллектив». По мнению философа, твердовластию пора «войти в духовно-пустогрудую и экономически жадную демократию Запада. Все последние диктатуры были попытками управлять массами путем насильственной лжи».







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия