Студопедия — Н.Н. Страхов «О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н.Н. Страхов «О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»».






(Приложение к изданию Н.Я. Данилевский «Россия и Европа». М.: Книга, 1995 г. – 574с.)

 

С появлением этой книги уже нельзя говорить, что мысли о своеобразии славянского племени, о Европе, как о мире нам чуждом, о задачах и будущности России и т.д., что эти мысли существуют в виде журнальных толков, намеков, мечтаний, фраз, аллегорий; нет, славянофильство теперь существует в форме строгой, ясной, определенной, в такой точной и связанной форме, в какой едва ли существует у нас какое-нибудь другое учение.

Учение Данилевского включает в себя славянофильство. В чем сходство и различие этих двух учений? В практических выводах, считает Страхов. Стремления славянофилов Данилевский облек в «сознательные взгляды» и согласовал с общими и высшими национальными началами. «… если прежние славянофилы верно поняли не только интересы, но и самый дух своего народа, то Данилевский есть именно тот писатель, который представил наиболее строгую теорию для этих стремлений, который нашел для них общие и высшие начала, начала новые. До него никем не указанные. Вот где главная оригинальность «России и Европы»».

Эта книга содержит новую теорию Всеобщей Истории, где отношения России и Европы – пример частного случая. Он отверг единую нить в развитии человечества, ту мысль, что история есть прогресс некоторого общего разума, некоторой общей цивилизации. Такой цивилизации нет, говорил Данилевский, а существуют только частные цивилизации, существует развитие отдельных культурно-исторических типов. Прежний взгляд на историю был искусственный, насильственно подгоняющий историю под формулу. Данилевский, по мнению Страхова, внес естественную систему в науку истории. «Ученые теоретики, особенно немцы, часто ломают по-своему природу, подгоняют ее под известные идеи, готовые видеть неправильность и уродство во всем, что несогласно с их разумом; но истинный натуралист (которым был Данилевский) отказывается от слепой веры в свой разум, ищет откровений и указаний не в собственных мыслях, а предметах. Тут есть вера в то, что мир и его явления гораздо глубже, богаче содержанием, обильнее смыслом, чем бедные и сухие построения нашего ума».

 

По Данилевскому развитие бесконечно, т.е. нет конечных форм, целей, идей. Поэтому он расходится со славянофилами во взглядах на предназначение славянской цивилизации, которой якобы суждено разрешить общечеловеческую задачу, которую не решили их предшественники – европейская цивилизация. Такой задачи для Данилевского не существует. Главный вывод «России и Европы» столь же самостоятелен и столь же поразителен своей простотою и трезвостью, как и вся эта теория: славяне не предназначены обновить весь мир, найти для всего человечества решение исторической задачи; они суть только особый культурно-исторический тип, рядом с которым может иметь место существование и развитие других типов.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия