Студопедия — Тема 1. Предмет и методы изучения геополитики 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Предмет и методы изучения геополитики 4 страница






После войны попытки совместить марксисткую и традиционную российскую имперскую илеи были продолженыф и их симбиоз ва конечном итоге способствал распаду СССР Особеннно негативно на геополитическом положении России отрази-лась политика Никиты Хрущева, который заложил основы существуюших геополи-тичеких угроз и конфликтов (передпача Крыской Области Украине, Наурского и Над-теречного районов -в состав Чечено-Ингушcкой АССР, начало переговоров о передаче южных Курил Япони, постепенныфй переход в зависимость от закупок за рубежом продовольствия из-за непродуманных реформ в сельском хозяйстве, уничтожения "неперспективных" деревень.

Основной идеей славянофильства состоит в том, что каждый народ, каждое госу-дарство должно развиваться естественным образом не навязывя народу плоды чужой европейской цивилизации. Мы не сделались европейцами, писал Достоевский, - мы нация самобытная и она ставит задачу создать новую форму взятую из нашей почвы. Почвеничество Достоевского не подразумевало возведение китайской стены от осталь-ного человечества и говоря о некой русской идеи он писал, что она может быть синтезем идей развиваемых Европой.

Славянофильство связано с именами А. С. Хомякова, И. B. Киреевского, Н.Я. Данилевского, братьев Аксаковых. Наиболее разработаны геополитические идеи од-ного из основателей цивилизационного подхода к истории Николая Данилевского, работу которого РОССИЯ И ЕВРОПА Хаусхофер назвал библией панславизма. Европа писал он не признает нас и славян вооюбще своими - они чужие и и вместе с тем то, что не может служить для нее материалом из которого роне могда извлечь выгоды ка из Китая, Индии или Африки. Отрицая завоевательских характер русского народа, он отмечал, что большую часть пространства русский народ занял путем свободного рас-селения, а не государственного завоевания. Пределы России кроме запада ограничены. Европа - романо германская цивилизация -но это не единственный носитель прогресса а деоение на части света искусственное. в доказательство своей позиции он приводит существование 10 самобытных цивилизаций. Между рчдом из них существовала приемственность и прогресс человечества результат этого взаимодействия. Россия к европейской цивилизации не придлежит поскольку пттьается своими соками из своей почвы.

России снадо стать ядром объединения славянских народов против Европы и в этом историческая миссия России. Эта позиция почвенного национализма и претензий на особую мессианскую роль русского народа, противостоящего народам Запада стала основой геополтических представлений некоторой части российских геополитиков.

Cлавянофилы в лице К. Леотьева и Ф. Тютчева пристальное внимание уделяли византийским корням российской государственности, Знасенитая уонцеция монаха Филофея о Москве как о третьем Риме с церковной (духоной точке зрения восточный вопос оказал и продолжает оказывать серьезное влияние на геостраетию России.

Константин Леонтьев, считал, что Россия должна встать во главе новой восточной государственномт и должна противостоять Европе а может ей прлтивостоять если будет заботится о силе а не о благе. Взвод кирасир стоит всей гуманитарной науки. Русский народ может реализоваться если надл ним свистит государственный бич. Он предавидел возрождения Китая и Индии был стороником овладения черноскими проливами

Другое направление геополитичекой мысли связанное с идея И Канта во второй половине XIX в представлял философ и публицист Владимир Соловьев, который от-носил сочинения славянофилов к ползучим теория общества, видя в них стремление возвести существующую в человечестве рознь в законченную систему. Представление о высшей нравственной идее отношений междут народами Соловьев формулировал так: -национализм то есть стремление отдельного народа к утвердекнию себя за счет других народов к госполству над ними есть полное извращение национальной идеи, ведущее народ к упадку и гибели. Политика России дожна исходить из учета нацио-нальных особенностей и одноваременно быть универсальной - не отрывающей себя от запада. Для народа, имеющего такие природные и исторические задатки как русский, неестественно замыкаться в себе, настаивать на своем национальном и еще хуже навя-зывать его другим - значит отказаться от истинного величия и достоинства, отречься от себя и от своего исторического призвания.

Первым российским ученым, попытавшимся на базе итдей классической геопо-литики сформулировать собственное видение места России ьыл Венимамин Семонов Тян-Шанский с позиций антопогеографии Ратцеля. А работе о могущественном терри-ториальном влпадении применительно к России. Очерк по поkитичекой географии свое отличное от Макиндера обозначение системы геополитического могущества. Первое - это стремление опровергнуть Точку зрения Тютчева умом Россию не понять.

Насталао время когда положительно гнль не пытаться умом Россия понимать измерить общим аршином чтобы не остаться вмсеть в воздухе наивным мечтателем за флагом других наций реально преслкдующихз ясно видимые им цели.

Он считало, то у кочевых народов место чквства патриотизма обыкновенно заступали либо сознание экономисчнской нужды вызывая бурные нашествия или фанатизм в расространении своих идей (арабы -мусульмане)

На глобальном уровне он выделял три основных региона определяющих полити-ческое могущество Северное Средиземное море (Балтика), Европейское Cредиземное море и средиземное море у берегов Китая и Японии. Господином моря будет тот кто овладеет всеми тремя морями. Одна из основных его наличие в российском прост-ранстве колонизационных баз (Уральская, АлтайскаяТуркестанская и Прибайкальская) Федеративное устройство России будет для нее гибелью в смысле могущественного владения (ну и потеряли Туркестан). Элементом геополитической слабости России он полагал широтнгую систему от моря дло моря в отличие от кольцевой (в наших условиях колонизацтия имметь вид постепенно суживающего зазубренного меча на восточном конце очень легко обрубить конец такого меча желтой расе. Необходимо создание особых культурно-экономичеких центров для окраин для преодоления представления об окраинтм типе восточных областей

После революции и гражданской войны сформировалась белая эмиграция где возникли новые концепции счо страными корнями об особом геополитическом месте России ее народа и государства на планетарном пространстве.

Это направление геополитической получило мысли название евразийства. Создателями этой теории были историк князь Николай Трубецкой, геополитик Петр Савицкий и историк Г В Вернадский. Суть евраизийства в понимании России как особого мира в Евразии (неповторимая географическая среда) определяющая формирование как отдельного человека., так и этносов, и характер государственной организации народа. Этонародная нация обладающая особым национализмом

Православие - высшее единственно по своей полноте и непорочности испо-ведание христианства мистичекая созерцательность православия и специфичность религилзной этики.

Cоборность -оелигиозный православный принцип, религия определяет культуру культуцра одно из проявлений культуры. Культурное единство = сказывается как единство этнологическое.

Евразия- -особое симфоническое единство православиия и культуры

Еврпореизация исказила русское национальное сознание. Культура России - не культура запада или востока и не сумма их, она специфическая особая культура

Скорее смесь традионной релиозной традиции и греческого христианства, то и в культуре смешение традиций и греческой культуры. А куда девать верования других народов и их особую культуру.

-основные черты евразийского психического уклада сознание органичности социально-политической жизни и связи ее с природой и русская широта.

Петр Cавицкий писал, что Россиия Евразия -центр старого света это мир к востоку от Европы и севернее от классической Аии это то звено которое связывает их Россия как срединный мир представляет собой самостоятельную и особую духовно-историческую геополитичекую реальность. Но формудлирует он сновной тезис евразийцев, что сама Россия - не Азия и не Европа и если там есть возможность создания малых государств, то в Евразии характерна тенденция у единству прожи-вающих на ее территории народов славянских, угро финских, монгольских, тюркских.

Специфика России у Савицкого в принципе идеократии государство должно строиться посредством некого духовного начала и во главе должен стоять особый класс духовных вождей - идеократов, Формы этого государства могут быть различны - теократическая соборность, народная монархия, национальная диктатура и партийное государство.

Евразийцы противостовляли идеократию доминирование духовнаго начала суши либеральной демократии торговому прагматизму моря

С позиций этногенеза и этнических циклов геополитичеcкие проблемы рассматривал ученик Савицкого историк и этнограф Лев Гумилев. Основой его теории являетcя утверждение, что основным действующим лицом истории явялбтся этносы. Человечество как вид едино и представляет антропосферу планеты внутривидовое этническое разнообразие - этносфера - часть биосферы земли Гумилев утверждал, что этнос явление истрорическое и ему своиственны теже циклы развития, что и живой природе. Для каждого этноса характерен свой стереотип поведения, позволляющий сформировать самосознание на уровне свой -чужой, мы и они. Единство этноса под-питывается энергией биосферы проявляющейся в пассионарности, то есть в стремлении к достижени. цели пуcть и иллюзорной.

Этносы могут объединятся в суперэтносиы посредством сибмиоза, ассимиляции и объединения бех слияния, войны за господство на определенной территории и войны за истребление.

Перспективным дяля этноса является определение идеи ориентира и программы пассинареорностим в дизнеуверждающем направлении.

90-е гг прошли под знаком безоговорочного дломинирования геополитики в самом примитвном ее истолковаании 1890-1930 гг в сознании россииской элиты - причины очевиднач связь геополики с интересами силовоиков и ВПК, реакция на утрату привычного международного статуса страны а также легкомст ухода от марксизма к концепиция м классических геопалитиков с неизбежность борьбы на политико-геогопафической основе.

Империалистичекая политика эффективна при условии если она прододится империалистическим государством. Авторами, прямо заявившим о необходимости возрождения России как имперского государства, выступали А Дугин и А Чубайс

В современной дискуссии внутри страны по поводу места Росстии в глобальной геополитике можно выделить 3 напровления А) западническое б) антизападное включая евразийство и в) прагматическое

Концепция евразийства представлена работами А Г Дугина и Л Г Ивашова, Проханова и других

Неоевразийстьво возникло как реакция части отечественной интеллигенции и представителей ВПК на развал СССР и его последствия для ВПК. Методология представителей этого направления явялется симбиоз географического детерменизма ти культурно-типологической концепции Данилевского.

Одним из главных представителей радикального направления неоевразийства Дугин основной посылка его взгядов и идея о том, что однополюсный мир должен изменится к новой биполярности только в этом направлении Евразия могда бы обрести перспективу полной геополитической суверенности. Россия по мысли Дугина является синтетическим единством евразийского Запада и евразийского Востока- хартлендом. Россия представляет собой духовно нечто самобыстоятельное и особенное, но это не означает полного изоляционизма. В культурном плане это отрицание и Запада и Востока. Но в геополитичеком смысле этот лозунг оценивается им как политическая диверсия для дезорентации внешней политики России, а она должна быть ориентированна на автаркию и свободу Великой России.

Русский народ, по его мнению, - мессианский народ, способный служить осью для создания многихх государств. Его циыилизацтионная роль должна быть ориентирована на установление контроля над северо- западом Евразии. В отношении анлантичеcкого мира стратегические интересы должны быть ориаентированы антизападно и в перс-пективек возможна цивилизационная экспансия русских. Требования усиления азиатской составляющей российской геополитики у неоевразийцев сопровождается возмозносмть стратегического компромисса с Западными союзниками могут быть Германия и на востоке либо Киай либо Япония и Иран

Умеренное крыло неоевразийцев представлялект АС Панарин, который по свои философским позициям выступал противник позитивизма, отриал экономический и политический либьерализм как парадигмы Запада, ведущие человечество в тупик протребительства и потому неприемлимые для России.

Бездуховность Запада не способна решить глобальную проблему выживания человечества, так как это связано не с научными открытиями, а с необходимостью пробуждения совести и ответсвенности. На путях преодоления протребительства емку видится формирование нового типа социальной организации и трудовых отношений.

Геополитику он рассматривает с позиций - способности Росстии к самозащите

- ее ценности с точк зрения других центров геополитики

анализируя геополитические реалии он пришел к выводу, что Запад исчерпал свою историческую перспективц и его геополитическое мышлене сновится все более одновариантныс

Запад с остальным человечеством ведет необъявленную вону испольуя встернизацию и подкуп элиты поощрение этнического сепаратизма и тотальной регионализации -

- отсюда историческая миссии России, которая должна дать миру стабилизационную модель - основное содержание которой возможность существования больших государств. Для Панарина нет сомнения в том, что миру будет предъявлена не только духовность и полиэтничность России. но и культ натуральных продуктов и естественных образцов.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия