Студопедия — Понимающая» социология М.Вебера: общество, идеальные типы действия и рациональность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понимающая» социология М.Вебера: общество, идеальные типы действия и рациональность

Немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки.

Он родился в Эрфурте, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В Гейдельбергском университете Вебер изучал юриспруденцию. Однако его интересы не ограничивались одной этой областью: в студенческие годы он еще занимался политэкономией и экономической историей.

В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. Из-за тя­желой болезни он был вынужден бросить препода­вательскую деятельность на долгое время. В течение двух лет до своей смерти Вебер работал профессо­ром в университетах в Вене и Мюнхене.

Творчество Макса Вебера значительно и разнообразно. В целом труды Вебера можно разделить на четыре кате­гории:

1. Методологические исследования, критические и филосовкие разработки. Эти труды касаются в основном духа, объекта и методологии истории и социологии. Они одновременно научно-исследовательские и философские и выводят нас к философскому постижению человека в ходе истории, к осмыслению концепции взаимоотношений науки и практики;

2. Работы сугубо исторического характера: исследование о производственных отношениях в сельском хозяйстве античной эпохи, общая история экономики работы, посвященные некоторым специфическим проблемам Германии или современной Европы;

3. Социологические работы о религии, начиная со знаменитой работы «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжение которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений;

4. Главный труд Вебера — трактат по общей со­циологии, который он назвал «Хозяйство и общество», — был опубликован уже после смерти автора. Вебер продол­жал работать над ним, даже заболев «испанкой», вскоре по­сле окончания первой мировой войны.

 

Социологическая док­трина, развиваемая Максом Вебером, наполнена скепти­цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен­трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет­ных индивидов. Свои взгляды Вебер изложил в концепции «понимающей социологии» и теории соци­ального действия. «Понимающая социология»исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспытатель), а через познание и понима­ние самого себя. Только таким образом, считал он, можно понять дей­ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возни­кающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого чело­века, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объясне­нии мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного чело­веческого действия.

С учетом сказанного становится понятным определение социо­логии, данное
М. Вебером: «Социология – наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. «Как и всякое событие, человеческое поведение обнаруживает связи и закономерности протекания. Но отличие человеческого поведения состоит в том, что его можно понятно истолковать»

Социология, по Веберу, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии и истории, их «атомом», тем «простейшим единством», которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению. Поведение индивида изучает, однако, и психология. В чем же отличие психологического и социологического подходов к изучению индивидуального поведения?

Социология, говорит Вебер, рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Только такое поведение может интересовать социолога; что же касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим. Таким образом, социологическое понятие действия вводится Вебером через понятие смысла. «Действием, — пишет он, — называется... человеческое поведение... в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл».

Важно отметить, что Вебер имеет в виду тот смысл, который вкладывает в действие сам индивид; он многократно подчеркивает, что речь идет не о «метафизическом смысле», который рассматривался бы как некий «высший», «истинный» смысл, и не о том «объективном» смысле, который могут в конечном счете получать действия уже независимо от его собственных намерений. Вебер лишь утверждает, что предметом социологического исследования является действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно. Но это понимание не является «психологическим», поскольку смысл не принадлежит к сфере психологического и не является предметом психологии.

Понятие социального действия, по мнению Вебера, является самым основным понятием социологии. Это такое действие, которое соотносится с поведени­ем окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентирует­ся на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследовате­лем, а не исследуемым.

Иначе говоря, действием считается лишь такое поведение человека, которое но­сит осмысленный характер. Этим и отличается действие от раз­личного рода аффектов и реактивных поступков. Правда, автор подчеркивает, что отнюдь не всегда можно провести четкую грань между осмысленным действием и реактивным поступком. Но это не мешает ему все же критерий осмысленности рассматривать как важный признак того, что отличает человеческое действие от всех других проявлений его активности.

Наличие этого критерия и придает действию социально значимый характер. Ибо, во-первых, смысл придает действию его четко обозначенную направленность, во-вторых, позволяет людям понять это действие и вступить в осмысленный контакт с действующим лицом, в-третьих, сам факт этого понимания пе­реводит действие во взаимодействие и тем самым придает ему социальный смысл. "Социальным, — пишет М. Вебер, — мы на­зываем такое действие, которое по предполагаемому действую­щим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него". Иначе говоря, социальным считается такое действие, которое ориентировано на поведение других, все остальные виды чело­веческой активности под это определение не подпадают. "Не все типы взаимоотношения людей, — пишет автор, — носят социаль­ный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подоб­ное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них из­бежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — яв­ляется уже "социальным действием".

С социальными действиями, в понимании М Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть длительным или преходящим, а его содержание способно изме­няться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов.

Вебер подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми опе­рирует социология, помогают определить и упоря­дочить причины действия. Идеальные типы пред­ставляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобще­ние не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точ­ки для рассмотрения различных вопросов. На осно­ве «идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследователь­ской практике.

Типологизируя социальные действия, М. Вебер предпо­лагает, что они могут быть: 1) целерациональными; 2) ценностно-рациональными; 3) эмоциональными (или аффективными); 4) тра­диционными.

Различие между этими типами социального действия опре­деляется степенью их рациональности. Целерационально дейст­вует тот человек, который своим умом доходит до четкого осоз­нания "условий", "средств" и "целей" действия, умея их анализи­ровать и сопоставлять, предвидеть результаты (последствия) своих поступков. Ценностно-рациональный тип действия ориентирован на убеждения, на представления о долге, чести, красоте и досто­инстве без должного их критического осмысления. Ценностно-рациональное действие, подчеркивает автор, всегда подчинено "заповедям", "предписаниям" или "требованиям". Аффективное действие находится на грани или за порогом "осмысленности", но при определенных проявлениях разума может переходить в ценностно-рациональный тип, сублимируясь в виде творчества. Традиционное же действие представляет собой пример чисто реактивного поведения или действия по привычке.

Взяв за исходные понятия социальной деятельности и социальных отношений, Вебер путем все новых и новых описа­ний и типизаций приходит к категориям «обобществления» и «социализации», из которых, используя понятие «порядка», выводятся типы «объединений» и «учреждений». Макс Вебер использует этот аппарат, чтобы проанализировать с со­циологической точки зрения экономику, власть, право и рели­гию. Вебер сводит все виды социальных отношений и структур, все случаи культур­ной объективации и области объективного духа к изначально­му событийному элементу социального поведения индивида.

В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, посто­янно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих ад­министративных аспектов организации применяется термин «бюро­кратия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей.

Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные ин­ституты, характерные особенности которых состоят в следующем:

1) люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);

2) основными факторами, определяющими поведение в них, служит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и др.) и аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Веберу, выступают государство, церковь, политическая партия.

Теория рационализации, модифицированная в учении об ор­ганизациях и институтах, подводит М.Вебера вплотную к теоретическому осмыслению явлений господства, подчинения и власти, зани­мающих главенствующее положение в политике. Концентрированным воплощением господства и власти является государство, которое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».

М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. закон­ного господства:

1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству — от князя или короля его наследнику;

2)господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;

3)авторитет необычного личного дара, которым обладает носитель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать магическое воздействие на других людей и властвовать над ними.

М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых рели­гий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на воз­никновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.

Итак, основным элементом социальной структуры, по М. Веберу, считается человек, отличительным признаком которого яв­ляется осознанное целеполагание. Именно по этому критерию и определяется сущность социального действия, т.е. действие счи­тается социальным, если и только если оно имеет определенную рациональную основу, т.е. смысл. Все остальные проявления че­ловеческой активности оказываются вне рамок социального и ес­ли они и представляют какой-либо интерес для науки, то только не для социологии. Наиболее чистым проявлением целерационального действия, по мнению Вебера, является сфера экономи­ческих отношений. Не случайно, что все основные примеры про­явления социального действия берутся М. Вебером из этой сферы, что помогает понять и еще один аспект веберовской трактовки осмысленного целеполагания. Дело в том, что целеполагание рассматривается не в общенаучном плане, а как особый ответ на ожидание действия другого человека, то есть понимается как способность правильно понять и оценить поступки и действия другого человека с тем, чтобы максимально рационализировать свою ответную реакцию. Подобное истолкование осмысленного целеполагания переносится далее на оценку деятельности парт­нера, коллектива, организации, правительства, рыночной конъ­юнктуры и т.д. Именно эта идея легла в основу так называемой понимающей социологии.

Разобрав подобным образом исходную ячейку социальной структуры, Вебер далее переходит к анализу самой этой структу­ры. Правда, он стремится отойти от теоретических, философски обобщенных и расплывчатых характеристик общества, присущих многим его предшественникам, и концентрирует свое внимание на природе современного ему капиталистического общества.

Этот тип общества представляется ему как логическое за­вершение рационализма европейской культуры, европейского мен­талитета и целерационального действия отдельных индивидов, истоки которого отыскиваются еще в античном мире. Можно за­метить, что рационализм у М. Вебера оказывается тем стержнем, вокруг которого разворачивается капиталистическая цивилизация, объясняется "тяга" европейцев к точному научному знанию, к точному (позитивному) оцениванию событий, к точному расчету и предсказанию. Им рационализируется религия (в частности, протестантизм), искусство, управленческая деятельность (капита­листическая бюрократия), классовые отношения и многие другие стороны общественной жизни, на основе чего и доказывается гармоничность социального устройства.

Можно сказать, что теория М. Вебера давала неплохую кар­тину развития и функционирования капитализма в его спокой­ные периоды, но она оказывалась совершенно беспомощной пе­ред лицом социальных катастроф (кризисов, войн, революций, терроризма, роста преступности, деклассирования общества и т.д.), ибо здесь апелляция к разуму утрачивала свою доказатель­ную силу, чем, очевидно, и объясняются новые попытки осмыс­ления природы человеческого действия.

Макс Вебер указал немецкой социоло­гии, как науке, ее назначение и разработал логико-метдологический инструментарий, необходимый ей для решения ее специфических задач. Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Важнейшие работы немецких социологов, например, таких как Шелер, Визе, Фрайер, Зандер, были бы не мыслимы без основопола­гающих трудов Вебера.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 910. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия