Студопедия — Человек психологический
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек психологический






Явственнее всего концепция человека психологического проступает в обобщающей работе К. Д. Ушинского "Человек как предмет воспитания". К. Д. Ушинский написал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"; (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М. -Л.,1946. - с. 18). Великий педагог указывает путь - "приобретение педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила педагогической теории" (Там же. - с. 21). Их изучение позволит педагогам приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой они берутся. К числу самых важных антропологических знаний К. Д. Ушинский относит знания психологические. "Пересматривая психические факты, добытые в разных теориях, - пишет он, - мы поражаемся едва ли еще не более обширной возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке" (Там же. - с. 28). "Но, конечно, психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место (курсив мой - И.П.) между всеми науками" (Там же. - с. 41).

В первой части своего труда - физиологической - К. Д. Ушинский рассматривает определение организма, описывает силы его развития, раскрывает отличия между организмами единичными и общественными, к числу которых он относит людей. Он заявляет свой решительный отказ от "жизненной силы", которой прежде обозначали все причины развития организмов и предлагает говорить об идее, управляющей жизненным развитием. "Во всяком живом зародыше есть творящая идея, которая развивается и обнаруживается в организации. В продолжение своего существования, живое существо остается под влиянием этой самой творящей жизненной силы, и смерть наступает, когда она не может более реализоваться. Здесь, как повсюду, все исходит от идеи; которая одна только творит и управляет" (Там же. - с. 47). К. Д. Ушинский не отрицает душу - принадлежность существ одушевленных, он только предлагает отличать ее от силы развития, действующей во всех живых организмах.

Рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как: рост, план, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Он полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.

Далее в книге анализируется растительный организм в животном. Отличительный признак животного - жизнь и нервная система. Подробно изучается вопрос о необходимости и особенных условиях возобновления тканей живого организма. Проанализированы причины утомления и возобновления сил, условия правильного возобновления организма. Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. "Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном" (Там же. - с. 58).

В 6-10 главах анализируются нервная система и органы чувств:

· орган зрения и его деятельность,

· разделение нервной системы на центры, разветвления и окончания,

· физические основы зрения,

· устройство глаза,

· орган слуха,

· деятельность слухового органа,

· гармония звуков и развитие слуха,

· орган обоняния, его устройство и деятельность,

· орган вкуса и его связь с ощущениями обоняния и осязания,

· орган осязания и его деятельность,

· мускулы, мускульное чувство,

· орган голоса и способность членораздельных звуков,

· нервная система, ее центр и разветвления,

· деятельность нервной системы и ее состав.

К. Д. Ушинский на высоком уровне обобщил результаты научных исследований в этой области и вывел на арену педагогики целостного физиологического человека со всеми его преимуществами и недостатками. "Весьма вероятно предположить, - пишет он, - что органом, посредством которого душа наша испытывает различные состояния нервной системы, является головной мозг, и при том не весь, а только та часть его, которая называется большим мозгом. Но все, что известно о большом мозге, не отличающемся ничем ни по анатомическому своему устройству, ни по химическому составу от других нервных центров, ни малейшее не объясняет нам возможности самостоятельного зарождения в нем ощущений и мотивов произвольных движений" (Там же. - С. 62).

Весьма важна правильная деятельность нервной системы. Нервная усталость, нервное раздражение - постоянные спутники плохо организованного обучения.

Переход от физиологии к психологии К. Д. Ушинский начинает с рассмотрения рефлексов. Рефлекторная деятельность лежит в основании привычек, а выработка правильных привычек - важная цель всякого воспитания. Привычное действие есть действие рефлекторное, как раз настолько, насколько оно привычно. Привычки и навыки, как усвоенные рефлексы, обеспечивают стабильное поведение человека в ежедневных привычных ситуациях. Благодаря им, обширное значение привычек в человеческой деятельности часто становится определяющим. Поэтому правильное воспитание должно быть направлено на формирование полезных привычек. Механизм образования привычек известен и сводится к многократным упражнениям, закрепляющим поведение на нужном уровне.

К. Д. Ушинский приходит к выводу о возможности наследования привычек и их связи с инстинктами и характерами. "Теперь становится ясно само собой, почему наша душа может выбирать с особенной охотой те деятельности, мысли, стремления, чувства, наклонности, телесные движения, мимические черты, для которых находит уже подготовку в нервной системе. Душа беспрерывно ищет деятельности и из двух представляющихся ей деятельностей избирает ту, которая легче для организма, к которой организм более подготовлен наследственно" (Там же. - С. 96). Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему.

По мнению К. Д. Ушинского, есть два вида памяти - животная и душевная. Приписывая акт памяти только нервной системе, исследователи допускают ошибку. Должно отдать телу все, что принадлежит телу, а душе все, что принадлежит душе. Духовная память, о которой говорит Фихте, конечно, есть, но есть также и неравная память, о которой говорит физиология.

Отметим ту естественность, с которой К. Д. Ушинский говорит о душе, как неотъемлемой силе человека, постоянно связывая с ней все, что с ним происходит. Объяснить что-либо без присутствия жизненной силы для него не представляется возможным. Может быть, поэтому рассуждения учителя русских учителей на эту тему обходили, а из его сочинений брались только практические советы.

Переход от физиологии к психологии К. Д. Ушинский начинает анализом отношения души к нервному организму. "Отношение, в которое душа поставлена к нервному организму, составляет одну из величайших тайн творения... Теперь, по крайней мере, ясно для нас уже одно, что нервный организм стоит неизбежным звеном и единственным посредником между внешним миром и душой..."(Там же. - С. 132). Он отказывается от устоявшейся системы изложения психических явлений и предлагает свою систему - дидактическую, максимально приспособленную к педагогике. Разделение психических явлений на явления сознания, чувства и воли выполнено под признанием особенного субстрата душевных явлений. "Таким образом, мы будем иметь в нашей антропологии три главные отдела: отдел... телесного организма, ко второму отделу, посвященному душевным явлениям, приступаем теперь, а третьим отделом, отделом явлений духовных, закончим нашу психологию" (Там же. - С. 142).

Сознание проявляется в различных душевных процессах: в процессе внимания, памяти, воображения и рассудка. Внимание принадлежит душе. Точно также ей принадлежат и сознание, и ощущение. Припоминание может быть механическим или душевным. Ассоциации "по сердечному чувству" тоже существуют (рис. 2.2).

Душа и память - неразделимы. Мы - то, что мы помним. Только то, что мы удерживаем внутри нас, можем мы перерабатывать далее: развивать в высшие духовные формы и прилагать к жизни. Вспоминать, воображать и мыслить - не одно и то же. Процесс воображения совершается в форме единичных представлений, а процесс мышления в форме понятий. Отсюда еще одно определение человека: он может образовывать понятия, а животное - нет.

рис. 2.2.

Влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс выражается в том, что идеи и слова, являясь основой этого процесса, совершенно различным образом соединяются в рассудочном процессе, откуда возникает огромное многообразие заключений, вычленить среди которых правильные и неправильные не представляется возможным. Человеку дано руководствоваться рассудком и разумом. Рассудок - это принцип науки, а разум - принцип практической жизни.

Заключая свой труд, К. Д. Ушинский еще раз подчеркивает значение знаний психологических, которые он рассматривает в единстве с душевными и духовными, для правильного воспитания юношества. Если знания, которыми мы обладаем будут разумно использованы наставниками молодых поколений, то польза от этого отечеству и каждому человеку будет большая.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия