Студопедия — ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ






С переходом от явления к сущности познание не останавливается, не прекращает свое движение, а проникает все глубже и глубже в суть исследуемых предметов, раскрывает все новые и новые стороны и связи и переходит таким образом от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так без конца. «Мысль человека,— писал В. И. Ленин по этому поводу,—бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца»1.

Проникая все глубже и глубже в сущность предметов и явлений, раскрывая все новые и новые стороны объективной действительности, человеческое познание выявляет все новые и новые всеобщие стороны, все новые и новые связи и отношения, в связи с чем возникает необходимость в формировании и применении новых категорий.

Например, раскрывая сущность исследуемых материальных образований, познание обращалось к прошлому, прослеживало историю возникновения и развития этих материальных образований. Достигнув же сущности и опираясь на нее, познание начинает заглядывать вперед, в будущее и сразу же выявляет новые всеобщие формы связи бытия, новые всеобщие стороны и отношения. В самом деле, воспроизведя сущность тех или иных материальных образований, мы уже можем судить не только о том, что из себя представляет та или иная вещь в данное время, в данных отношениях, но и о том, как она поведет себя в другое время, в других отношениях. Больше того, если мы познали, как данная вещь возникла, какие основные стадии она прошла в своем развитии, мы с достоверностью можем предсказать, во что эта вещь превратится, чем она станет в будущем, при других условиях.

Одним словом, если мы познали сущность какого-ли-

' В. II. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 227.

бо материального образования, мы знаем как действительное его состояние, так и возможные, такие, которых еще нет, но которые неизбежно наступят при определенных условиях. Но действительное состояние не тождественно возможному; то, что есть, не тождественно тому, чего еще нет, что будет (наступит) лишь при определенных условиях. Значение первого и второго для практики, для жизни людей далеко не одинаково. Поэтому возникает необходимость разделить, отличить действительное от возможного, выявить особенности того и другого, уяснить диалектику превращения одного в другое, а вместе с этим возникает необходимость и в категориях «возможность» и «действительность».

Проблема возможности и действительности привлекает внимание философов давно, начиная с далекой древности. Определенная попытка ее решения наблюдается, например, уже у Платона, который различал возможное существование и действительное, реальное. Действительным бытием у Платона обладал мир идей, идеальных сущностей, возможным — мир вещей. Пребывая в состоянии возможности, мир вещей, по Платону, не может превратиться в действительность, обрести реальное существование. Реальное бытие и возможное разделены непроходимой гранью. «Что всегда существует,— замечает он, —...никогда не становится», а «что всегда становится,...никогда не существует»1.

В отличие от Платона Аристотель, признавая отдельное, независимое друг от друга самостоятельное существование возможности и действительности, отрицает наличие непроходимой грани между ними. Он считает, что возможное может превращаться в действительное, так же как и действительное в возможность. В качестве чистой возможности у Аристотеля выступает первома-терия, в качестве чистой реальности — форма, сливающаяся в конечном счете с богом, являющимся формой всех форм. В результате соединения формы с материей возникают качественно-определенные вещи, которые обладают возможным и действительным бытием и изменяются в результате перехода одной противоположности (возможности) в другую (действительность). «И сущности, и количества, и различные другие стороны основного бытия,—пишет Аристотель,—бывают даны или в

1 Платон. Тимей, 27д.

реальном осуществлении, или в возможности, или в той и в другой форме вместе, а изменения во всех этих областях бытия происходят соответственно имеющимся в каждой из них противоположным определениям»4.

Переход возможности в действительность у Аристотеля происходит не на основе внутренних сил, тенденций, свойственных вещи, а связан с действием внешних факторов, внешней силы — той или иной реально существующей вещи. «Всегда, — заявляет он, — из вещи, существующей в возможности, возникает вещь, существующая в действительности, действием «другой» вещи, «тоже» существующей в действительности»2.

Опираясь на данное положение Аристотеля, Фома Аквинский обосновывал необходимость существования чистой действительности, которая своим воздействием вызывает превращение той или иной возможности в действительность. В роли такой (чистой) действительности, по его мнению, может выступать только бог. «Все, что есть в мире, — рассуждает он, — переходит из потенции в акт. Но оно не само переводит себя из потенции в акт, ибо того, что есть в потенции, еще нет, а потому оно не может действовать....Поэтому, — продолжает он, — необходимо дойти до некоторой вещи, которая только актуальна и никаким образом не потенциальна, а ее мы именуем богом»3.

Метафизический отрыв возможности от действительности, их абсолютизация неизбежно ведут к идеализму, поиску деятельного начала, способного соединить возможность с действительностью и тем самым создать наблюдаемое в мире многообразие вещей и явлений.

Против разрыва возможности и действительности решительно выступил Джордано Бруно. По его мнению, возможность не может существовать вне действительности, независимо от нее, а находится с ней в органической связи. «...Возможность быть,—пишет он,—дана вместе с бытием в действительности, а не предшествует ему»4. Развитие данной мысли мы находим у Гоббса, который, доказывая органическую взаимосвязь возможности и действительности, подчеркнул то, что они имеют одну и ту же природу, касаются одного и того же яв-

' Аристотель. Метафизика. М.—Л., 1934, стр. 194.

2 Т а м же, стр. 158.

3 См.: Ю. Б о pro ш. Фома Аквинский. М., 1966, стр. 201.

4 Д. Бруно. Диалоги. М., Госполитиздат, 1949, стр. 241.

ления. Возможность, или потенция, и действующая причина по существу означают одно и то же, рассматриваемое лишь в различной связи, а именно, о причине говорят, имея в виду действие, которое уже наступило; о возможности же — имея в виду действие, которое еще должно наступить '.

О диалектической взаимосвязи возможности и действительности, о том, что возможность всех изменений вещи содержится в самой вещи, в ее внутренней природе, говорил и Лейбниц. «В вещь, — писал он, — не может проникнуть извне ничто такое, что потенциально, в возможности уже не находилось бы в ней..., что с ней происходит, происходит лишь потому, что основа происходящего находится в ее недрах, потому что это может произойти так...»2.

Иную точку зрения развивал Кант. По его мнению, возможность и действительность не свойственны вещам, внешнему миру, а являются характеристиками человеческого разума, его познавательных способностей. «Различие возможных вещей от действительных,— замечает он,— есть такое, которое имеет значение только субъективного различия для человеческого рассудка» 3.

Субъективистский подход Канта к возможности и действительности был подвергнут обстоятельной критике Гегелем, который, развивая дальше мысль Лейбница об органической связи возможности с непосредственной действительностью, показал не только обусловленность первого вторым, но и диалектику превращения одного в другое. «Непосредственная действительность, — писал Гегель, — содержит в себе зародыш чего-то совершенно другого. Сначала это другое есть только возможность, но эта форма затем снимает себя и превращается в действительность. Эта новая действительность, — продолжал он,—...есть подлинно внутреннее непосредственной действительности, которое пожирает последнюю. Таким образом возникает совершенно новый образ вещей и вместе с тем не возникает ничего другого по сравнению

' См.: Т. Гоббс. Избранные произведения. В 2-х томах, т. 1. М., 1964, стр. 156.

2 См.: Л. Фейербах. История философии, т. 2. М., 1967, стр.341.

3 И. К а н т. Критика способности суждения. СПб, 1898, стр. 294.

с тем, что было раньше, ибо первая действительность лишь полагается соответственно его сущности»4.

Действительность, по Гегелю, представляет собой единство внутреннего и внешнего, сущности и существования, необходимое в его проявлении (существовании) через случайное.

Угаданные Гегелем закономерности взаимосвязи возможного и действительного были материалистически осмыслены и научно обоснованы в диалектическом материализме. С точки зрения диалектического материализма действительностью является то, что существует реально, возможностно — что может наступить при соответствующих условиях.

Могут сказать: «Если действительность представляет собой то, что существует реально, то ее нельзя отличить от возможности, ибо и возможность тоже существует реально». Возможность действительно существует реально, но лишь как свойство, способность материи при соответствующих условиях превратиться из одной вещи или качественного состояния в другие. В этом своем виде, т. е. как способность превратиться из одного в другое, возможность, являясь моментом действительности, естественно, обладает такой существеннейшей чертой действительности, как реальное существование.

Когда же мы говорим о возможности как о чем-то еще не существующем, не обладающем реальным существованием, мы имеем в виду не способность одного материального образования или состояния превратиться в другое, а эти другие материальные образования, состояния, в которые при соответствующих условиях должно превратиться данное материальное образование или качественное состояние. Они не обладают реальным бытием, их еще нет в действительности, но они могут наступить, проявиться.

Таким образом, под, возможностью мы понимаем те материальные образования, свойства, состояния, которых нет в действительности, но которые могут появиться вследствие присущей материи способности переходить из одного состояния Е другое.

Возможность, реализуясь, превращается в действительность, поэтому действительность можно определить как осуществившуюся возможность, а возможность — как потенциальную действительность.

' Гегель. Соч., т. I, стр. 246.

Возможность превращается в действительность не всегда, а лишь при наличии соответствующих условий. Например, превращение возможности социалистической революции в капиталистических странах в действительность может осуществиться лишь при наличии в стране такого положения, когда не только низы не хотят жить по-старому, но и верхи не могут управлять по-старому, когда обостряются выше обычного нужда и бедствия угнетенных классов и повышается их активность и, наконец, когда революционный класс обладает способностью «на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство...» '.

Условия представляют собой совокупность факторов, необходимых для превращения какой-либо возможности в действительность.

Превращение тех или иных возможностей в действительность не означает уменьшения числа возможностей. Осуществление одних возможностей приводит к возникновению других. Они порождаются новой действительностью. Превращаясь из одного качественного состояния в другое, материя, таким образом, никогда не сможет исчерпать своих возможностей. Ее возможности безграничны.

Как уже отмечалось ранее, всякое материальное образование представляет собой единство множества различных и противоположных сторон и тенденций, каждая из которых обладает способностью превратиться (при соответствующих условиях) в другую и в свою противоположность. В связи с этим любое материальное образование имеет много различных возможностей. Учитывая особенности этих возможностей, их можно разделить на такие виды, как реальные и формальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые, сосуществующие и исключающие, возможности сущности и возможности явления.

Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными — возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями.

Примером реальной возможности является возмож-

' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 219.

ность ведения планового хозяйства в социалистических странах. Она обусловлена таким необходимым для социалистических стран фактором, как господство общественной собственности на средства производства. Примером формальной возможности является возможность рабочего стать капиталистом. Эта возможность не основывается на необходимости, не вытекает из законов функционирования капиталистического способа производства, а обусловлена внешними факторами, случайным стечением обстоятельств. Законы капитализма обусловливают прямо противоположное, именно то, что рабочий в капиталистическом обществе всегда должен оставаться рабочим.

Порождаясь необходимыми сторонами и отношениями действительности, реальные возможности различаются между собой связью с условиями, необходимыми для их осуществления. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на абстрактные и конкретные возможности.

Конкретной возможностью является такая возможность, для осуществления которой могут сложиться соответствующие условия в настоящее время; абстрактной — возможность, для реализации которой в настоящее время нет необходимых условий. Чтобы она осуществилась, обладающему ею материальному образованию необходимо пройти ряд стадий развития.

Наглядным примером конкретной возможности может служить возможность экономических кризисов в условиях зрелого капитализма. Для реализации этой возможности в развитых капиталистических странах могут сложиться и, как свидетельствует об этом практика, складываются соответствующие условия. Будучи конкретной применительно к зрелому состоянию капиталистического общества, рассматриваемая возможность является абстрактной применительно к простому товарному производству. Для превращения этой возможности в действительность в рамках простого товарного производства не было необходимых условий. Чтобы они сложились, простому товарному производству нужно было пройти ряд стадий развития. Оно должно было превратиться в капиталистическое товарное производство, а последнее, в свою очередь, должно было достигнуть определенного уровня развития. Не случайно поэтому первый экономический кризис разразился лишь в 1825 г.

В зависимости от особенностей процесса превращения той или иной возможности в действительность все возможности можно разделить на обратимые и необратимые.

Обратимой называется такая возможность, с осуществлением которой первоначальная действительность превращается в возможность; необратимой — возможность, с осуществлением которой первоначальная действительность становится невозможностью.

Обратимой, например, является возможность механического движения превратиться в теплоту, ибо с ее осуществлением то, что было раньше действительностью (механическое движение), становится возможностью. В самом деле, теплота содержит в себе возможность перехода в механическое движение. Необратимой возможностью будет возможность превращения химической энергии каменного угля в электричество. С ее осуществлением первоначальная действительность превращается в невозможность: электричество не обладает возможностью превратиться в каменный уголь.

Будучи свойственны одному и тому же материальному образованию, различные возможности находятся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Учитывая характер связи возможностей между собой, их можно разделить на сосуществующие и исключающие.

Существующей (по отношению к какой-либо другой возможности) называется возможность, осуществление которой не приводит к исчезновению другой; исключающей — возможность, осуществление которой вызывает исчезновение другой.

Примером сосуществующей возможности является возможность крестьянина превратиться в кулака по отношению к возможности его превратиться в батрака. Став кулаком-эксплуататором, крестьянин может не выдержать конкуренции, разориться и таким образом превратиться в батрака—наемного рабочего. Возможность же крестьянина вступить в колхоз является исключающей но отношению к возможности превращения в кулака-эксплуататора. С превращением мелкотоварного, частного хозяйства в коллективное, социалистическое, эксплуатация человека человеком становится невозможной.

Осуществление различных возможностей, свойственных материальному образованию, неодинаково сказыва-

ется на его сущности. Реализация одних из них не изменяет сущности, реализация других изменяет, приводит к превращению данного материального образования в другое материальное образование. Возможность, осуществление которой не изменяет сущности вещи, называется возможностью явления; возможность же, осуществление которой связано с изменением сущности вещи, с превращением ее в другую вещь,— возможностью сущности.

Например, возможность добиться повышения заработной платы рабочих той или иной отрасли промышленности в результате борьбы с капиталистами является возможностью явления, ибо ее осуществление не изменяет социальной сущности данных рабочих. Они остаются теми, кем были до этого,—лишенными собственности на средства производства, устраненными от власти, эксплуатируемыми буржуазией людьми. Возможность же социалистической революции в капиталистических странах является возможностью сущности. С ее осуществлением меняется сущность общественного строя — капиталистическое общество превращается в социалистическое общество.

Рассмотренные здесь виды возможностей имеют прямое отношение к практической деятельности людей, их учет позволяет обеспечить более правильное решение той или иной практической задачи, более правильный выбор путей и средств достижения того или иного практического результата.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 613. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия