Студопедия — ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ






 

Рассматривая категории как узловые пункты, ступени познания, мы, по сути дела, касались теории данного вопроса, но он, как и всякий другой научный вопрос, имеет свою историю. Категории в истории философии выступали и исследовались не все сразу и не в одно.время, а в определенном порядке, который в целом и основном должен соответствовать последовательности их формирования и применения в процессе познания. Другими словами, теория соотношения категорий как ступеней познания должна быть выводом из истории их познания, должна выражать определенные закономерности развития философской мысли.

В связи с этим мы должны рассмотреть, насколько соответствует представленная нами последовательность движения познания от одной категории к другой той последовательности, в которой соответствующие категории выступали и разрабатывались в истории философии.

Как известно, впервые данный вопрос был поставлен Гегелем. У него последовательность категорий в логике в основном соответствует разработке их в истории философии. Но поскольку Гегель, руководствуясь своими идеалистическими принципами, рассматривал категории не как ступени познания человеком объективной действительности, а как моменты развития чистой мысли, духа, он в решении данной проблемы обрек себя на отступление от действительности, на искажение действительной истории философии.

Вместо того, чтобы при разработке системы категорий в «Логике» учитывать логику развития философской мысли, он историю философии стал подгонять под заранее разработанную, надуманную схему. И там, где история не соответствовала этой схеме, он или объявлял ее (историю) недействительной, или делал произвольные перестановки и тем самым создавал видимость определенного соответствия.

Например, в связи с тем, что воззрения первых древнегреческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — не соответствовали исходной, начальной категории «Логики» — чистому бытию, Гегель игнорировал их и объявил началом философии учение элеатов, в частности Парменида, который уделял большое внимание проблеме чистого бытия. «Начало ее (философии. — А.Ш.),— пишет Гегель,—мы находим в элеатской философии, главным образом у Парменида, который понимает абсолютное как бытие и говорит: «лишь бытие есть, а небытия нет»1.

По этой же причине он не относит к философии «в подлинном смысле этого слова»2 и пифагорейскую философию, в которой подверглась тщательному исследованию категория количества, появляющаяся у Гегеля гораздо позже, чем категория чистого бытия. Заявляя, что пифагорово учение является как бы переходным мостом от неистинной философии (философии ионийцев) к философии в «настоящем смысле этого слова» (философии элейцев) 3, он тем не менее при рассмотрении категорий количества вынужден был отметить, что она (эта категория) связана прежде всего с именем Пифагора. Вместе с этим некоторые категории качества, предшествующие категории количества, Гегель связывает с такими философами, как Демокрит и Лейбниц, которые жили значительно позже Пифагора. Все это наглядно свидетельствует о том, что выдвинутая Гегелем схема движения познания от одной категории к другой не отражает действительного положения вещей.

Так выглядит у Гегеля решение проблемы совпадения расположения категорий в «Логике» с последовательностью их разработки в истории философии. Гегель нащупал эту проблему, поставил ее, но дать последовательно научного решения ее ему не удалось.

В. И. Ленин весьма положительно отнесся к постановке этой проблемы Гегелем, он считал, что она позволяет выявить новую сторону всей «Логики». Касаясь ее в «Философских тетрадях», он заметил: «Видимо, Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в свя-

' Гегель. Соч., т. V. М., 1937, стр. 75.

2 Гегель Соч., т. I, стр. 148.

3 Гегель. Соч., т. I, стр. 181.

зи со всей историей философии. Это дает еще новую сторону всей Логики»1.'

В дальнейшем, ставя задачу исследования категорий. как ступеней познания, В. И. Ленин учитывал данную сторону дела. Не случайно, определяя пути решения этой задачи, он указал на необходимость обобщения не только истории науки и техники, но и истории философии. Он писал: «Двоякого рода примеры должны бы пояснять это: 1) из истории естествознания и 2) из истории философии. Точнее: не „примеры,, тут должны быть—соmраraison n'est pas raison (сравнение не есть доказательство.— А. Ш.),—а квинтэссенция той и другой истории + + истории техники»2.

Итак, как же обстоит дело с взаимосвязью категорий с точки зрения истории философии?

Известно, что в воззрениях первых философов решающую роль играло отдельное, единичное чувственно-конкретное бытие. В его рамках и на его основе строились все учения о внешнем мире, все объяснения происходящих в нем явлений. Отдельные виды чувственно-конкретного бытия выступали и в качестве первоначала всего существующего и в качестве его проявлений. Об этом, в частности, наглядно свидетельствует история возникновения и развития древнегреческой философии.

В самом деле, родоначальник древнегреческой философии Фалес, а вместе с ним и все представители милетской школы, стремясь понять мир в целом, объяснить происходящие в нем явления, в качестве исходного начала брали отдельное, то или иное тело, чувственно-конкретное вещество (воду, воздух и т. п.). Оно выступало у них в роли единой природы всего существующего. Все существующее объявлялось этим видоизмененным веществом, его различными проявлениями.

Отдельное, выступая здесь в роли единого, отрицает, по сути дела, существование множества, поскольку рассматривается как единственно существующее. Все это в учении ионийцев содержалось пока лишь в зародыше, в зачатке. Но то, что у ионийцев лишь намечалось, получило дальнейшее развитие у элеатов. Последние открыто объявили о том, что все многообразие наблюдаемых вещей и явлений есть мираж, простая видимость. В дей-

1 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 104.

2 Т а м же, стр. 143.

ствительности же существует лишь «единое», которое однородно, неизменно, неподвижно, занимает все пространство.

В философии Эмпедокла как бы восстанавливается множество, но уже на новой основе. Эмпедокл в качестве единой природы всех вещей выдвигает не одно какое-либо отдельное, чувственно-конкретное тело, как это было у ионийцев, а четыре (воду, землю, воздух и огонь). Но выставляя в качестве «единого» начала несколько веществ, Эмпедокл, по сути дела, подрывал саму основу единого, оно начинает выступать уже как многое.

Эта тенденция особенно четко проявилась в учении Анаксагора, а затем и Демокрита. Анаксагор число «начал», или «элементов», определяющих единую природу вещей, довел до бесконечности. То же делает и Демокрит, выдвигая в качестве таких начал бесконечное множество атомов. Таким образом, единое превращается в свою противоположность—множество. Единством становится множество.

Дальнейшей стадией развития философской мысли является восстановление исчезнувшего единства при сохранении множества. Попытка решения этой проблемы наблюдается уже в философии Платона. Платон восстанавливает единство и в то же время сохраняет множество. В роли единства у него, с одной стороны, выступает сократовское «высшее благо», с другой — бесформенная материя, очень сходная с «единым» элеатов, поскольку она качественно не дифференцирована, существует в виде сплошной однообразной массы и не принимает никаких индивидуальных форм '. Множество же у него составляет бесчисленное количество качественно своеобразных идей2.

Хотя в учении Платона единство и множество не исключают друг друга, но связаны они между собой еще механически. Единство, например, у него может существовать вне множества, наряду с ним и рядом с ним. Разрыв единства и множества, наблюдаемый у Платона, более или менее успешно преодолевается Аристотелем. По Аристотелю, единство не существует самостоятельно, вне

' См.: Платон. Тимей. В сб.: «Античная философия». М., 1940, стр. 102—103.

2 См.: Платон. Государство. В сб.: «Античная философия», стр. 97—101.

отдельных вещей и явлений, а в них самих, в виде их общей материи или сущности (второй сущности) 1. Оно становится здесь единством, тождеством многого, т. е. тем, что повторяется у многих предметов, явлений, что присуще всем им. Превращаясь в общее, присущее множеству отдельных единичных вещей, единство как бы отходит на второй план, становится второй сущностью, роль же первой сущности, первого бытия, определяющего и обусловливающего все остальное, сохраняется за отдельным, единичным чувственно-конкретным бытием.

Показывая, что в роли сущности (первой) может выступать только отдельное — отдельные единичные предметы, вещи, Аристотель пишет: «Мы применяем название сущностей к животным, растениям и их частям, а также к естественным телам, например, к огню, воде и земле и ко всяким разновидностям их; кроме того—к составным частям названных тел или к тому, что (само) состоит из этих тел, — из их частей или из всей совокупности их, — какова, например, наша вселенная и ее части, звезды, луна и солнце»2.

Рассматривая отдельное (отдельные единичные предметы) в качестве первой сущности, Аристотель считает, что только оно имеет самостоятельное существование, все же остальное является его моментами, сторонами, определениями. Оно, замечает Аристотель, представляет собой то, что не сказывается о субстрате, но о чем сказывается все остальное3. Будучи сущностью, оно, отдельное, по Аристотелю, является первым и в действительности и в познании. «Сущность, — пишет он, — есть первое со всех точек зрения,—и по понятию, и по знанию, и по времени. Из других определений ни одно не может существовать отдельно; только она одна (способна на это)»4.

Итак, мы видим, что древнегреческая философия начинает свое развитие с рассмотрения отдельного, единичного чувственно-конкретного бытия, которое играет в ней определяющую роль, и идет к выявлению общего.

В рамках движения от отдельного к общему через переходы от одного к множеству и затем к единству в

' См.: Аристотель. Метафизика. М.—Л., 1934, стр. 142.

2 Аристотель. Метафизика, VII, 2, 1028в, 9.

3 См. там же, VII, 3, 1028в, 36.

4 Там же, VII, I, 1028a, 113.

древнегреческой философии осуществлялось исследование категорий «отношение» (взаимосвязь) и «изменение» (движение). У первых древнегреческих философов изменчивость и взаимосвязь выступают в роли исходных принципов, опираясь на которые они пытались объяснить все наблюдаемые в окружающей действительности явления. В самом деле, беря в качестве первоначала то или иное конкретное вещество, они доказывают, что все наблюдаемые в мире формы бытия появились вследствие определенных изменений этого вещества (первоначала), что, будучи различными состояниями одной и той же природы, они органически связаны между собой, переходят друг в друга и в исходное начало.

Выдвигая в качестве первоначала так называемый апейрон (некое беспредельное вещество), Анаксимандр, например, говорит: «Беспредельное есть начало сущего. Ибо из него все рождается и в него все разрешается»'. Из него «выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно», «все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех»2.

Очевидно, что всеобщность движения и взаимосвязи здесь, у Анаксимандра, выступает в роли исходного принципа его учения о внешнем мире. Аналогичное имеет место и у Фалеса, рассматривающего в качестве первоначала воду, и у Анаксимена, считавшего первоначалом воздух.

По поводу воззрений Анаксимена Симплиций, например, утверждает, что у него первооснова вещей (воздух) вследствие свойственных ей изменений бывает то одним веществом, то другим, «разрежаясь, она становится огнем; сгущаясь же, она становится ветром, затем облаком, сгущается еще больше, делается водой, затем землей, потом камнем, все же прочее возникает из этих веществ» и что «он... признает вечным движение, вследствие которого происходит изменение вещей»3.

Итак, первые древнегреческие философы признавали всеобщность движения и взаимосвязи явлений действи-

' «Античные философы», стр. 13.

2 Там же, стр. 12.

3 Там же, стр. 16.

тельности и исходили из нее при разработке своих воззрений на мир.

Подчеркивая, что с взаимосвязью и движением явлений действительности мы сталкиваемся на первоначальной стадии познания и что эти всеобщие формы бытия осмысливаются в первых философских воззрениях на мир, Ф. Энгельс писал: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегреческой философии и впервые ясно выражен Гераклитом...» '.

Исследуя категории «предмет» (отдельное), «отношение» (связь), «движение», древнегреческие философы неизбежно вынуждены были анализировать понятия «пространство» и «время». К понятию пространства древние философы обращались в связи с обоснованием реальности существования вещей и их движения. В представлении древних реально существующие вещи должны иметь определенное реальное место, в котором они могли бы находиться и перемещаться. Таким реально существующим местом они и считали пространство.

Достаточно четкое указание на пространство, как на реальность, существующую независимо от вещей и являющуюся местом для существования последних, мы находим у пифагорейца Архита Тарентского и Демокрита. «Место,—говорит Архит,—есть первое из бытия, нечто отличное от тел и независимое от них. Его особенность в том, что все вещи находятся в нем, но само оно не находится ни в чем. Оно независимо от тел, но тела зависимы от него»2. Являясь необходимым условием существования вещей, пространство у Архита выступает в роли препятствия, ограничивающего движение вещей. Оно, по его мнению, «мешает объемам тел возрастать и убывать беспредельно»3.

Иное наблюдается у Демокрита. У него пространство

' К. Маркой Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 20.

2 А. В. Васильев. Пространство, время и движение. Берлин, изд-во «Аргонавты», 1922, стр. 9.

3 См. там же.

(пустота) выступает не только в роли необходимого условия существования отдельных вещей (поскольку составляет место их бытия и разделяет их), но и в роли необходимого условия движения последних, их возникновения и исчезновения (поскольку лишь благодаря реальному существованию пустоты атомы могут перемещаться и встречаться друг с другом, образовывать конкретные вещи и, расходясь в разные стороны, разрушать их).

Показывая в учении Демокрита связь признания реального существования пустоты (пространства) с обоснованием движения, Аристотель писал: «Наиболее методически обо всем учили, давая одно и то же учение, Левкипп и Демокрит, а именно, они приняли начало соответственно природе, какова она в действительности есть. Дело в том, что некоторые из древних полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет... Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Согласившись в этом с показаниями чувственных явлений, а с философами, принимавшими единое, — в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота — небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Ибо сущее в собственном смысле — абсолютно полное бытие. Таковое же не едино, но таковых сущих бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости своих объемов. Они носятся в пустоте, [ибо пустота существует], и, соединяясь между собой, они производят возникновение, расторгаясь же, — гибель» 1.

Особенно заметна связь понятия пространства с понятиями реального существования вещей и движения в изложении атомистического учения Лукрецием. «Если..., — пишет он, — пространства иль места, что мы пустотой называем, не было б вовсе, тела не могли бы нигде находиться и не могли б никуда и двигаться также различно...»2.

' «Материалисты Древней Греции». М., Госполитиздат, 1955, стр. 56.

2 «Античные философы», стр. 282.

Формирование философского понятия пространства завершается в философии Аристотеля, который впервые оперирует этим понятием как категорией. Соглашаясь с предшествующими философами в том, что пространство представляет собой самостоятельную, чуждую «всему внедряющемуся в него и меняющемуся»', т.е. независимую от существующих в ней вещей реальность, Аристотель, в отличие от них, не считает его пустотой. Оно у него попеременно занимается то одной, то другой вещью и не пропадает, когда существующие в нем вещи погибнут2. Объявив всякое пространство заполненным теми или иными вещами, Аристотель неизбежно приходил к утверждению того, что пространством следует считать не только само место, но и границу, отделяющую одно тело от другого, т. е. их определенное соотношение, и тем самым он связывал категорию пространства с категорией «отношение».

Что касается понятия времени, то оно тоже окончательно оформилось в категорию только у Аристотеля. Категория времени у Аристотеля является производной от категории движения. По Аристотелю, время есть «не что иное, как число движения»3. Показывая органическую взаимосвязь и взаимозависимость этих двух понятий и отражаемых ими всеобщих форм бытия материи, он писал: «...мы не только измеряем движение временем, но и время движением, вследствие их взаимного определения, ибо время определяет движение, будучи его числом, а движение—время»4. Вместе с этим Аристотель был склонен считать, что в отличие от движения, которое в зависимости от условий меняет свои формы, время везде одинаково, течет равномерно, однообразно5. Представляя время как характеристику движения, как длительность последнего, Аристотель в то же время рассматривает его как особое отношение, именно — соотношение настоящего («теперь») с прошедшим и будущим. Время, говорит Аристотель, измеряя движение, «разграничивает предыдущее и последующее движение»б.

' Аристотель. Физика. М., 1937, IV; 1, 108 в.

2 См. там же, стр. 95.

3 Там же.

4 Там ж е, IV, 12, 220 в.

5 См. там же, IV, 10, 218 в.

6 Там же, IV, 11, 220 в.

Итак, история возникновения и развития философской мысли в Древней Греции свидетельствует о том, что первыми категориями, с которыми имели дело философы, которые они исследовали и из которых исходили в разработке своих воззрений на мир, являются: «отдельное» (конкретное бытие, вещь), «отношение» (связь вещей), «движение», «пространство» и «время». «Отдельное», конкретное бытие (вещь) выступало здесь в качестве исходной, определяющей категории. Оно выражало и первоначало, из которого выводилось и к которому сводилось все существующее (у ионийцев, Гераклита, Эмпедокла и др.), и сущность, определениями которой являлись все другие формы бытия (у Аристотеля). Движение и отношение рассматривались как всеобщие характеристики отдельных конкретных форм бытия (вещей); пространство—как условие существования и движения вещей и их особый вид отношения; время как характеристика движения и определенное соотношение его моментов и моментов покоя. Формирование рассмотренных категорий осуществлялось в период, начинающийся с первых древнегреческих философов (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) и продолжающийся до Аристотеля.

В этот же период в древнегреческой философии имело место исследование и таких категорий, как «количество» и «качество». Анализируя наблюдаемое многообразие явлений, а также ту или иную «стихию», принятую за первоначало, первые древнегреческие философы подходили к ним пока лишь со стороны качества, старались понять их качественную природу. В отличие от этих первых древнегреческих философов (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра), пифагорейцы главное свое внимание сосредоточили на количественной стороне предметов, в результате чего подвергли тщательному исследованию категорию количества. В учениях Эмпедокла и Анакса-гора количество и качество исследуются уже со стороны их взаимосвязи. Согласно Эмпедоклу, например, качество каждой вещи зависит от той пропорции, в которой соединены в ней четыре элемента, или «корня» (вода, земля, воздух и огонь). С увеличением количества того или иного элемента вещь меняет свое качество. Аналогичную точку зрения проводил и Анаксагор. У него качество вещи тоже является необходимым следствием количественных соотношений элементов, ее образующих.

Каждая вещь, согласно его учению, отличается от других вещей и кажется тем, чего в ней больше 1. Эмпедокл и Анаксагор, таким образом, вплотную подходят к пониманию меры. К тому, что сказано Эмпедоклом и Анаксагором по вопросу взаимосвязи качества и количества, не смогли ничего добавить ни Платон, ни Аристотель.

Итак, в процессе развития мысли от отдельного (конкретного бытия, вещи) к общему и в то же время к взаимосвязи и движению, а затем пространству и времени в древнегреческой философии имело место движение от качества к количеству и к их взаимосвязи.

Проследим в общих чертах дальнейшее развитие философской мысли.

Как мы уже отметили, Аристотелем завершился период движения от единичного к общему. Но, завершая один этап движения познания, Аристотель в то же время начал другой. Он подверг тщательному анализу такие категории, как «причинность» и «форма». Средневековая философия ничего не добавила к тому, что сделал Аристотель в разработке данных категорий. Больше того, она не внесла ничего нового даже в разработку категорий единичного и общего, хотя последние все время были в центре ее внимания.

Но вот на смену средневековью с его пренебрежительным отношением к изучению природы, с его безраздельным господством бесплодной схоластики пришла эпоха Возрождения. С возникновением и развитием новых, капиталистических производственных отношений, дающих простор развитию производительных сил, активизировалось производство, возникла и стала развиваться промышленность, торговля. Для успешного развития производства необходимы были конкретные знания причин, необходимых сторон и связей явлений внешнего мира. В связи с этим в философии выдвинулась на первый план проблема исследования категорий причинности, формы, закона, начатого еще Аристотелем. Особенно много внимания категории причинности уделяется в учении Бэкона.

В отличие от Аристотеля, по мнению которого производящая причина находилась вне материи, Бэкон считал, что причины вещей заключены в тех элементах (природах), из которых образуется вещь, т. е. не вне, а в самой материи2. Понимая, что открытие и объясне-

' См.: «Античные философы», стр. 67.

2 См.: Ф. Бэкон. Новый Органон. М., 1938, стр. 105.

ние причин наблюдаемых в мире явлений «служат основанием как знанию, так и деятельности»', Бэкон исключительно большое внимание уделил исследованию способов познания причинно-следственных связей, в частности, им разработаны такие приемы познания причин, как «метод сходства», «метод остатка» и «метод сопутствующих изменений».

Осуществляя исследование причинности, Бэкон нащупал связь ее с категориями формы и закона (необходимости). По его мнению, причинами отдельных природ (явлений, свойств) выступают формы, которые представляют собой не что иное, как законы. «Форма какой-либо природы такова,—пишет по данному поводу Бэкон,— что когда она установлена, то и данная природа неизменно за ней следует»2. И далее: «Говоря о формах,— замечает он,—мы разумеем только законы... В самом деле, сказать форма теплоты, форма света, или сказать закон теплоты, закон света для нас одно и то же»3.

В вопросе понимания формы Бэкон по сравнению с Аристотелем сделал значительный шаг вперед. Аристотель, как известно, отрывая форму от материи, признавал существование неопределенной (бесформенной) материи и чистой нематериальной формы, в частности, формы всех форм—бога. Согласно же учению Бэкона, форма неотделима от материальной вещи, существует в ней, определяет ее природу, является законом, которому эта вещь подчиняется4.

Все это свидетельствует о том, что именно учение Бэкона является той стадией в истории философии, которая соответствует ступени познания, связанной с выявлением причинно-следственных связей и формированием понятий о форме и законе (необходимости).

Но Бэконом не завершается эта стадия. Дальнейшее развитие учения о причинности и связи ее с необходимостью мы находим у Спинозы. Спиноза подчеркнул всеобщий, универсальный характер причинно-следственной связи и, отождествляя ее с необходимостью, пришел к отрицанию объективного существования случайности

' Ф. Бэкон. Новый Органон. М., 1938, стр. 108.

2 Т а м же, стр. 104.

3 Ф. Бэкон. Соч., т. II, стр. 152.

4 См. там же.

и утверждению того, что все в мире одинаково необходимо ', что существующие в объективной действительности «вещи не могли быть произведены... никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» 2. Вместе с этим он поставил вопрос о первопричине, основе наблюдаемых в мире явлений, о том, «каким образом вещи начали существовать и в какого рода зависимости они находятся от первопричины» 3, и увидел ее в субстанции, которая, будучи причиной самой себя, является основой всего существующего.

Таким образом, продолжая начатое Бэконом исследование причинности и необходимости, Спиноза делает шаг к новой ступеньке, новому узловому пункту развития познания — к категориям основы и обоснованного. Выдвинув в качестве основы всего существующего субстанцию и объявив ее вечной, бесконечной, неизменной, Спиноза не смог, исходя из нее, объяснить возникновение и изменение конечных в пространстве и времени вещей и явлений.

Первую попытку решений данной проблемы — выведения из основы обоснованного—предпринял в ранний-период своей философской деятельности Кант. Согласно гипотезе Канта, возникновение и гибель отдельных миров, вещей и явлений происходит в результате свойственных материи 'противоположных тенденций (сил) — притяжения и отталкивания. Этим самым Кант пробил первую брешь в метафизическом взгляде на мир и окончательно устранил вопрос о «творце» и «первом толчке», обычно встававший при объяснении возникновения а изменения внешнего мира и происходящих в нем явлений 4.

Сделав шаг вперед в исследовании взаимосвязи основы и обоснованного, заключающийся в выявлении противоречивой природы основы и объяснении из нее обоснованного (возникновения и изменения отдельных вещей и явлений). Кант также уделил большое внимание проблеме закона, необходимости, формы, поставленной и определенным образом решенной Бэконом и Спинозой.

1 См.: Б. Спиноза. Принципы философии Декарта. Л., 1926,. стр. 86.

2 Б. Спиноза. Этика. М.—Л., 1932, стр. 26.

З Б. Спиноза. Переписка. М, 1932, стр. 64.

4 См: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т. 20, стр. 349—351.

В отличие от Бэкона, считавшего закон и необходимость особой формой материальных вещей и процессов. Кант объявил их чистыми формами сознания — рассудочной деятельности и тем самым в решении данного вопроса пошел не вперед, а назад. Вместе с этим, в отличие от Спинозы, который отрицал случайность, Кант признал ее существование, хотя и лишил ее связи с необходимостью. Это было некоторым движением вперед в разработке категорий необходимого и случайного.

Период исследования категорий необходимого и случайного, закона, содержания и формы длился вплоть до Гегеля, который в ходе диалектического анализа этих категорий четко отграничил их друг от друга, раскрыл их противоречивое единство, показал их взаимосвязь и взаимопереходы и тем самым как бы завершил этот этап движения философской мысли. Но это не главное для гегелевской философии. С Гегелем связано исследование закономерностей движения познания к сущности.

Развивая дальше мысль Спинозы о том, что субстанция является причиной самой себя и всего существующего, и учение Канта о противоречивой природе первопричины, Гегель показал, как субстанция (основа) развертывает свое содержание и порождает все многообразие форм бытия. В качестве субстанции—основы и первопричины всего существующего—у Гегеля выступает «абсолютная идея», которая благодаря присущей ей от природы противоречивости в ходе диалектического отрицания одних форм бытия другими формирует, а вместе с этим и обосновывает свою сущность. Показывая процесс движения познания к сущности, Гегель переосмыслил и поставил в строго необходимую связь и зависимость все другие категории диалектики.

На материалистической и последовательно научной основе закономерности формирования и познания сущности применительно к капиталистической формации открыл и проследил Маркс. В качестве основы, определяющего начала Маркс взял материальное явление — товар (товарное отношение), раскрыл свойственные ему противоречия и, прослеживая их развитие и обусловленное им отрицание одних качественных состояний другими, воспроизвел в сознании в системе абстрактных понятий сущность капиталистической формации.

Такова в общих чертах тенденция движения познания от одной категории к другой, наблюдаемая в истории философии. Она не расходится с выдвинутой нами выше схемой.

Итак, соотношение категорий, отражая движение познания от низших стадий к высшим, соответствует последовательности появления и разработки их в истории философии, т. е. выражает определенные закономерности развития философской мысли. Требуемое диалектическим методом единство исторического и логического, истории и теории здесь особенно заметно.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия