Студопедия — Седьмая лекция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Седьмая лекция






Вы уже видели в этих лекциях, как мы понемногу приближаемся к нашей цели, причем мы пытаемся, с каждым дальнейшим шагом глубже проникнуть в содержание.

Вчера мы говорили о сущности болей, которые могут быть связаны с течением заболевания; но мы обратили внимание также на то, что в иных случаях протекание болезни, - хотя бы в известном отношении - может проходить и без болезненных переживаний. Теперь мы должны более точно поговорить о существе болей. Мы должны еще раз поставить перед глазами, что боль может наступить как явление, идущее рядом с заболеванием. Уже из вчерашнего рассмотрения мы выяснили, что мы не должны рассматривать болезнь и боль, как обязательно совпадающие явления. Мы должны принять, что если с заболеванием связаны боли, то здесь должно быть налицо еще нечто другое, чем только заболевание.

Мы уже обращали внимание на то, что при том событии, которое происходит при переходе из одной инкарнации в другую, когда переживания прежних инкарнаций превращаются в причины заболеваний – что здесь принимают участие – с одной стороны – люциферический принцип, а с другой – ариманический.

Благодаря чему же закладывает человек основу для процессов заболеваний? Почему он принимает в себя тенденцию к заболеванию? Что ведет его к тому, чтобы между смертью и новым рождением подготовить те силы, которые в следующей жизни изживают себя в заболевании? Это приводит человека к тому, что он может подпасть под влияние искушения от люциферических сил, с одной стороны, - а с другой стороны - под искушение ариманических сил. Мы знаем ведь уже, что значит "подпасть под влияние люциферических сил". Все, что действует в нас, как жадность, эгоизм, честолюбие, высокомерие, тщеславие, все свойства, которые связаны с неким "выпячиванием" нашего Я, это все связано с искушением люциферических сил в нас. Если же мы подпали под власть сил, действующих в нашем астральном теле выражающихся в наших эгоистических желаниях и страстях, тогда мы совершаем в данной инкарнации поступки, являющиеся следствием Люцифера. И мы видим затем результаты таких, вызванных Люцифером поступков во время между смертью и новым рождением - и принимаем в себя тенденцию к такой инкарнации, в которой мы сможем пройти через процесс заболеваний, - которые, если мы их преодолеем, помогут нам освободиться из сетей этих люциферических сил. Следовательно, если бы вообще люциферических сил не существовало, то мы не могли бы подпасть искушениям, которые приводят нас к принятию в себя таких сил. Если бы в жизни не существовало бы ничего другого, кроме того, что я только что охарактеризовал, того что вызывает Люцифер и в следствии чего рождаются в нас те или иные эгоистические побуждения и страсти, - если бы нужно было считаться только с этим, то мы никогда бы в жизни не смогли освободиться от люциферических искушений, даже в последующих инкарнациях, т. к. мы все снова подпадали бы им. Если бы в земном развитии мы были бы предоставлены только нам самим, и влияние Люцифера все же существовало бы, го мы имели бы в одной инкарнации искушения люциферических сил, затем после смерти принимали бы к чему они привели нас, то мы признали бы процесс заболевания, но, если бы ничего другого не принимало бы в нас участия, этот процесс заболевания в жизни, когда он изживает себя, не привел бы нас ни к какому особенному улучшению. Он только тогда приводит нас к улучшению, когда те силы, противником которых является Люцифер, - в свою очередь добавляют нечто ко всему процессу.

Итак, если мы, с одной стороны, подпадем люциферическим силам, тотчас же навстречу им выступают силы, противником которых является Люцифер, и они пытаются развить противоположные силы, которые и помогают нам действительно изгнать из нас люциферическое влияние. И эти силы, противниками которых суть люциферические силы, добавляют к процессу, вызванному под влиянием Люцифера, - боль. Итак, мы должны рассматривать боль, как нечто, - если мы называем люциферические силы - злыми силами,дарованное нам добрыми силами, благодаря чему мы можем вырваться из сетей злых сил и никогда больше не подпасть им во власть.

Если бы при процессе заболевания, являющемся последствием воздействия люциферических сил, - не наступили бы боли, то мы подучили бы следующий опыт: "Не так уж плохо подпасть во власть люциферическим силам!". И ничто не заставило бы нас применить наши силы, чтобы вырваться из власти люциферических сил. Боль являющаяся сознанием неправильно бодрствующего астрального тела. - есть в то же время то, что заставляет нас не подпадать дальше под власть люциферических сил в той области, где это уже произошло. Таким образом, боль становится нашим воспоминанием в отношении искушений люциферических сил.

Не говорите теперь: как может боль стать нашим воспоминанием, если мы только ощущаем боль, не осознавая ее благодатной силы? То, что мы не понимаем этого, - только следствие нашего Я-сознания. В сознании, описанном мною, как лежащем под Я-сознанием, уже происходит процесс, - хотя человек ничего не знает об этом в своем дневном сознании: "Теперь я испытываю боль, и она является следствием данного мне в придачу к моим прегрешениям!" И это - сила в подсознании, действующая как кармическое исполнение не подпасть больше под власть поступков, стремлений и желаний, вызвавших именно эти заболевания. Так видим мы, как действует Карма, - когда мы подпадаем во власть люциферическим силам, как они нам приносят такое заболевание, которое выявляет в следующей инкарнации; и мы видим, как благодатные силы привносят к этому боль и повреждению наших органов, чтобы мы имели в этой боли средство воспитания, лежащее под поверхностью нашего сознания. Поэтому мы можем сказать: всюду, где при протекании процесса болезни идет параллельна ему боль, - там имеется люциферическая сила, вызвавшая этот процесс, а эта боль - именно - признак этой силы.

Люди, любящие охотно все подразделять - почувствуют потребность разделять болезни, на такие, где имеется Люциферическое влияние, и на те, в основе которых лежит чисто ариманическое влияние; и т. к. при всяких теоретических занятиях самым удобным является подразделение и схематизация, то люди считают, что они этим достигли большого понимания. Но на самом деле, не всякие вещи можно охватить с помощью этих "удобных" средств. Они ведь все время перекрещиваются и переплетаются друг с другом. И мы легко поймем, если налицо имеется действительный процесс заболевания, что одна его часть должна быть отнесена к люциферическому заболеванию; т. е. к вещам, которые следует искать больше в свойствах нашего астрального тела а другая - к вещам, находящимся в ариманическом влиянии. И пусть никто не думает, что. если у него что-нибудь болит, то это является люциферическим влиянием, что эти боли имеются - это указывает ему на ту часть, которую следует отнести к люциферическому воздействию. Но мы еще легче поймем это, если мы спросим себя: "Откуда же происходит ариманическое влияние?".

Люди вообще не подпали бы ариманическому влиянию, если бы они сперва не оказались бы во власти влияния Люцифера. Благодаря тому, что люди восприняли Люциферическое влияние, произошло такое соединение четырех членов человеческого существа - физического, эфирного, астрального тела и Я, какое не произошло бы, если бы действовали только те силы, противником который является Люцифер. Человек развился бы тогда иначе. Следовательно, в отношении внутреннего существа человека люциферический принцип произвел какие-то нарушения. Но от внутреннего существа человека зависит ведь, как он дает внешнему миру подойти к себе. И как вы не можете правильно видеть внешний мир глазом, в котором имеется повреждение, благодаря этому внутреннему недостатку, также не может человек видеть мир, как он есть, благодаря вступлению Люцифера. И т. к. человеку было дано основание – видеть мир не таким, каков он есть, – то в эту неправильную картину внешнего мира смогло проникнуть и ариманическое влияние. Итак, первоначальное влияние Люцифера дало возможность Ариману приблизиться к человеку. Ариманическое влияние вызвано затем, что человек не только мог подпасть эгоистическим страстям, желаниям, стремлениям, тщеславию, высокомерию и г. д., но и в организме человека, где действовал таким образом эгоизм, начали вырабатываться органы, воспринимавшие мир неправильно. И таким образом, смог Ариман вмешаться в эти неправильные картины мира. С приближением Аримана, человек подпадает под другое влияние так, что он смог попадать не только во власть внутренних искушений, но и впадать в заблуждения при суждении о внешнем мире, и в своих высказываниях о нам, - и в ложь и т. п. И хотя Ариман действует извне, но мы дали ему возможность приблизиться к нам. Никогда оба эти влияния не стоят отдельно сами по себе. Они всегда действуют друг на друга, находясь в каком-то равновесии. Изнутри пробивается Люцифер, извне проникает Ариман, и между этими двумя образуется картина мира. Если в какой-либо инкарнации внутреннее человека становится сильнее, если он подвергается большим внутренним воздействиям, то им все больше овладевают высокомерие, тщеславие и т. д., и человек отдается больше влиянию Люцифера. В инкарнации же, когда человек, благодаря своей Карме, меньше предназначен отдаваться во власть внутренним свойствам, он легче сможет подпасть заблуждениям и искушениям Аримана. Так происходят вещи действительно в нашей жизни. И приходя ежедневно в жизни, мы становимся жертвами то искушений Люцифера, то – искушений Аримана. И мы, как маятник, качаемся между ними, туда и сюда, и то кичимся нашими внутренними свойствами, то создаем себе иллюзии о внешнем мире.

Здесь можно упомянуть – и это крайне важно, – что искушениям с обеих сторон, особенно должен оказывать сопротивление тот, кто пытается и стремится к высшему раз­витию и к проникновению в духовный мир, – либо благодаря тому, что он хочет за явлениями внешнего мира увидеть их духовную основу, – или же мистически углубиться в свое внутреннее. При проникновении в духовный внешний мир – всегда встает то, что создает Ариман в обманчивых картинах; если же человек хочет мистически углубиться в собственную душу, – особенно возможны и сильны искушения Люцифера.

Если человек становится мистиком, но не создает никаких средств сопротивления высокомерию, тщеславию и т. д. в работе над образованием своего характера, и следовательно, ему удается жить как мистику, без особой моральной культуры, то он может очень легко подпасть искушениям Люцифера, проникающего в его душу. И если мистик не обращал внимания на свою моральную культуру, тогда он может, - если ему удастся проникнуть в свое внутреннее - попасть в большую опасность, вызвать действующую обратно силу люциферического влияния еще сильнее, чем до сих пор, - и он становится все более тщеславным и высокомерным при проникновении в свое внутреннее. - Поэтому так необходимо заранее позаботиться, с помощью образования характера о том, чтобы уметь оказывать сопротивление искушениям тщеславия, высокомерия и т. п. наступающим на нас со всех сторон. И мы должны сколько возможно усваивать именно качества, ведущие к скромности, смирению и т. п. Это крайне необходимо для нашего высшего развития, которое мы называем "мистическим". С другой стороны, человеку необходимо защищать себя от обманных картин Аримана, когда он попытается, благодаря развитию, показывающему ему за явлениями внешнего мира – духовные первоосновы мира. И, если он тогда не попытается достичь такого образования характера, делающего его внутренне сильным и крепким, тогда очень легко может случится, что данный человек, именно, когда он имеет счастье вступления в духовный мир, попадает во власть Ариману, который создает ему обманные видения и галлюцинации без конца.

Очень часто говорилось, что высшее развитие, - когда стремятся постичь, что скрыто за явлениями внешнего мира, должно сопровождаться полным сознанием, и тогда случается, что люди приводят к нему лиц наполовину сомнамбул, которые его уверяют: "Да, мы воспринимаем духовный мир и именно при полном сознании!". И когда надо было бы сказать им: "Вот, если бы ты был при этом не в сознании, - это было бы гораздо лучше!". Именно в этом "сознании" и лежит заблуждение этих людей. Это просто сознание в образах, - астральное сознание; т. к. если бы эти лица не имели бы в какой-то подсознательной степени - такого сознания, -то они его бы и не воспринимали. Но именно в этом - все дело, чтобы при проникновении в духовный мир крепко держать свое Я-сознание собранным. Но с этим Я-сознанием связана сила суждения и ясная способность различения! А этого-то и не имеют люди по отношению к образам, которые они видят в духовном мире. То, что они обладают познанием - вовсе не удивительно; но ведь мы должны обладать сознанием, связанным с культурой нашего Я. Поэтому-то при развитии для проникновения в высший мир подчеркивается, что дело не в том, чтобы люди как можно быстрее проникали в высший мир и видели бы всевозможные образы или даже слышали голоса, а в том. чтобы культивировать и утончать свое сознание и силу суждения, чтобы проникновение в духовный мир могло бы принести счастье и успехи. А это лучше всего происходит при изучений теософских истин. Поэтому-то и подчеркивается, что изучение их является защитой от обманного видения всевозможных образов, на которых не распространяется сила суждения. Кто действительно прошел такую школу, тот не примет любое явление за то, или иное, но он прежде всего, сможет различить между реальностью и туманным образом,и ему будет вполне ясно, что именно с восприятиями слуха надо быть очень осторожными, т. к. никогда они не будут истинными, если данный человек не прошел через сферы абсолютного покоя. И кто не знает основательной тишины и покоя духовного мира, тот может вполне уверенно сказать себе, что образы, им воспринимаемые — обманчивы, даже если бы они ему и говорили очень умные вещи. Только тот, кто старается заострить свою силу суждения - и именно тем, что он пытается пояснить истины высших миров, только тот может защититься от обманных образов. Средств внешней науки для этого не достаточно. Внешняя наука не дает той острой, укрепляющей силы суждения, какая необходима, чтобы уметь различить в духовном мире. Поэтому можно действительно сказать: когда люди сообщают что-нибудь о высших мирах, но перед этим тщательно не обращают внимание на утончение своей силы суждения - что особенно возможно, благодаря теософии, - то такие сообщения заслуживают недоверия и их всегда надо проверять методами, достигнутыми при наличии предварительного, настоящего обучения.

Есть только одна сила, перед которой отступает Люцифер: – Это моральность. Она жжет Люцифера, как самый ужасный огонь. И нет другой силы, противодействующей Ариману, как сила суждения и способность различения, приобретенные благодаря школе духовноведения. То, что мы приобретаем на Земле, как силу суждения, заставляет убегать Аримана; ничто не вызывает в нем такого отвращения, как полученное, благодаря здоровому обучению – наше Я-сознание.

Мы увидим, что Ариман принадлежит к совсем другой области, и очень далек от того, что мы развиваем в себе как здоровую силу суждения. В тот момент, когда Ариман встречается с тем, чего мы достигли во время земного бытия, как силу суждения, он ужасно пугается; это – что-то совершенно незнакомое для него, – что внушает ему ужасный страх. Поэтому чем больше мы стараемся выработать нашу силу суждения, которая нам может быть дана в жизни, между рождением и смертью, тем больше мы работаем против Аримана. Особенно это видно на тех личностях, которые при встрече рассказывают всевозможные небылицы о тех духовных мирах, которые они видели. И когда делаешь первые попытки разбудить в этих личностях понимание и способность различения, то Ариман настолько крепко завладел ими, что они с трудом могут принимать сказанное им; и это будет тем больше, чем сильнее становится искушение Аримана в сторону акустики. Люди же, имевшие визионерные переживания - образы и видения не имеют никакой охоты чему-то учиться, чтобы достичь правильных знаний в нашем Я-сознании между рождением и смертью. Они просто не хотят этого. Но это не они сами не хотят этого. Это – ариманические силы, которые уводят их прочь от правильного знания. Когда же доводят человека все-таки до развития здоровой силы суждения, и когда он уже соглашается привиться за обучение, то тогда скоро появится следующее: голоса и галлюцинации прекращаются, т. п. эти были ведь туманные образы вызванные Ариманом, и он ужасно боится, как только почувствуют, что от человека идет здоровая сила суждения.

Таким образом, самым лучшим средством против этих заболеваний, - вызванного Ариманом – видений и галлюцинаторных переживаний слуха, - следующее: с помощью имеющихся средств довести человека до приобретения им здоровой силы суждения. Для некоторых личностей это часто - необычно трудно. Здесь имеется случай, когда другая сила делает все для них очень удобное; эта сила ведет их. Но тот, кто хочет изгнать эту силу (не может иметь такие удобства). С такими личностями очень трудно иметь дело. Они утверждают, что у них отняли то, что их раньше привело к духовному миру. Тогда как на самом деле их оздоровили и сохранили от дальнейшего влияния на них этих сил.

Мы видим теперь, к чему люциферические и ариманические силы питают большое отвращение. Смирение, скромность, не считать себя больше, чем это обоснованно здоровой силой суждения, - это все очень мало нравится Люциферу. И, наоборот, он сейчас же появляется, как мухи в грязной комнате, когда обнаруживаются - честолюбие и тщеславие. Это все - и особенно вещи, исходящие из неверных представлений о самом себе, - готовят нас для воздействия Аримана. Лучшая защита от него - это когда мы действительно стараемся - в жизни иметь правильное и здоровое мышление, как учит нас жизнь между рождением и смертью.

И именно те, кто стоит на духовноведческой основе, – имеют все поводы отмечать так интенсивно, как это только возможно, – что нам, как земным людям, не полагается пре­небрегать тем, что дает нам именно земная жизнь.

Люди, которые не хотят присвоить себе здоровое суждение и разумную способность различения и хотят без них легко проникнуть в духовный мир, они по существу, хотят уйти от земной жизни. Они хотят парить над земной жизнью; они находят, что им просто не подобает заниматься вещами, ведущими к пониманию земной жизни. Они считают себя чем-то лучшим. Но именно такое чувство и есть – новая основа для высокомерия. И поэтому мы можем все снова видеть, что личности, склонные к мечтательности и нежеланию соприкасаться с земными вещами и земной жизнью, – отказаться от них, потому что ведь они уже "стоят во всем другом", – именно они и не хотят иметь ничего общего с таким течением, как наше. Такие люди говорят: "Человечество должно ведь войти в духовный мир!". Но туда существует только один "здоровый" пропуск, – это здесь на Земле достичь моральности в высшем смысле слова, которая не позволит нам переоценивать себя, и не приведет к неверному суждению о нас самих и не даст нам зависеть от наших желаний, стремлений и страстей; а, с другой стороны, – это усердная, здоровая совместная работа в земных условиях, а не желание "парить" над ними.

Всем сказанным мы вынесли нечто из глубины Кармы, это связано с глубинами духовной жизни, и что исполнено огромного значения. Но ничто так не важно для развития человека и его индивидуальности, как то, что добыто с помощью здоровой разумности из духовного мира. И не имеет никакой цены то, что добыто без моральности. Если мы с этим согласны, то мы можем сказать: почему бы люциферическому влиянию, именно потому что оно уже раньше действовало и претворялось в заболевание и было уравновешено болью, по­чему бы ему не вызвать в человеке, как бы потянуть за собой ариманическое влияние? И почему бы тому, что причиняет боль, и что указывает на Люциферическое течение заболевания, – не появиться вслед за люциферическим влиянием – как ариманическому влиянию? Но как же действует это ариманическое влияние? И как претворяются искушения Аримана в причины заболевания? Как выступает это в следующей инкарнации?

То, что приписывается ариманическому влиянию, следует ведь отнести к люциферическому. Но если даже люциферическое влияние и было очень сильным и повело за собой ариманическое, – все же последнее является самым коварным. Оно лепит много глубже, – не только в ошибках астрального тела, но и в ошибках тела эфирного. В сознании, лежащем под сознанием боли, выступает ариманическое влияние в повреждении, которое не должно совпадать с болью, – в таком повреждении, когда орган, где оно совершается, теряет свою применяемость и становится негодным, для употребления в жизни. Примем, что в одной инкарнации действовало ариманическое влияние, и вызвало все то, что может вызвать это влияние. Человек переживает теперь время между смертью и новым рождением – и вступает в следующую инкарнацию. И тут обнаруживается, что в каком-либо органе заключено ариманическое влияние; иными словами: в этом органе эфирное тело проникло гораздо глубже чем это должно было быть; орган гораздо сильнее проникнут эфирным телом, чем это нужно. В таком случае человек, благодаря этому больному органу еще больше подвергается искушению Аримана и впадает в еще большее заблуждение, что и является целью Аримана в мире, – человек все больше погружается в Майю. Но то, что внешний мир создает, как Майю, не может быть взято с собой в духовный мир; и этого не хватает нам в духовном мире, т. к. там царит только истина, но не иллюзия! И чем больше мы запутываемся, в иллюзии созданной Ариманом. тем более мы просто принуждены еще сильнее погружаться в мир иллюзии, в иллюзию физически-чувственного мира, чем это пришлось бы нам делать, если бы мы не имели такого поврежденного органа. Тут выступает противоположное действие так же, как это бывает в боли при люциферическом влиянии.

Противоположное действие Аримана состоит в том, что в ту минуту, когда имеется опасность слишком сильно привязаться к физически-чувственному миру и этим отнять у себя многое, что могло нас поднять в духовный мир, что в эту минуту разрушается орган, т. е. он или парализуется или становится слишком слабым для действия. Следовательно, на­ступает процесс разрушения. Когда мы видим, что какой-то орган разрушается, то мы должны уяснить себе, что этим мы обязаны, собственно говоря, благодатным силам: орган отнимается у нас, чтобы мы могли вновь найти путь в духовный мир. И это действительно так, – если извне сделать невозможно – получаем орган, разрушенный известными силами, или же снабжаемся больными органами, потому что этим создается защита слишком глубокого погружения в иллюзию.

Итак, когда кто-нибудь имеет болезнь печени,которая не сопровождается болезненными переживаниями, то мы имеем дело с предыдущим ариманическим влиянием, – который и привел к нанесению повреждения печени, так или иначе, – благодаря силам, связанным с глубоким погружением эфирного тела,

Мы слишком глубоко погрузились бы в Майю, если бы этот орган не был бы отнят у нас. Сказания и мифы всегда знали о глубокой мудрости, которую и выражали. Именно печень является хорошим примером. Она – тот орган, который легче всего подвержен опасности помочь человеку сжиться в физически-иллюзорный мир. И одновременно печень есть орган, привязывающий нас к Земле.

С этой истиной связано то, что сущность, которая согласно сказанию, принесла людям силу войти в земную жизнь и стать в ней действенными, – именно Прометей, – должен подвергнуться тому, что орел периодически терзает его печень. Орел терзает печень, – но не потому, что это должно принести Прометею особенно сильные страдания, т. к. в таком случае сказание не совпадало бы с истинными причинами. Но сказания всегда совпадают с физиологическими фактами. Здесь надо было указать на то, что Прометей принес нечто, что могло бы погрузить людей еще глубже в ариманизм, если бы не происходило противоположное уравновешивающее действие. Оккультные провозвестия всегда совпадают с истинами, сообщаемыми в духовноведении. Я показал вам сегодня, что именно подобные силы посылают людям боль в противовес к влиянию Люцифера. Сопоставьте это в связь с провозвестием Древнего Завета. Когда влияние Люцифера совершилось, как это символизировалось в "змее", соблазняющем Еву, – противники Люцифера должны были придать боль именно к тому, к чему Люцифер хотел принести людей. И сила, противником которой является Люцифер, должна была появиться и сказать о том, что с этих пор в жизнь человека вошла боль. Это и делает Иегова, когда он говорит: "В страданиях будешь ты рожать детей!". Такие вещи в оккультных произведениях не умеют оценить, пока не имеют еще духовноведческих провозвестий.

Только после этого приходят к пониманию всей глубины – первых. Поэтому вы никогда не должны требовать от меня, чтобы я вам объяснял всегда без предварительных предпосылок и объяснений их. Чтобы стало возможным говорить об этом месте: "В страданиях будешь рожать ты детей!", нужно сделать предварительно объяснения некоторых рассмотрений Кармы, и тогда уже в нужном месте внести объяснение этих слов. Поэтому мало пользы объяснять то или иное из оккультных провозвестий, прежде чем не достигли нужного пункта в оккультном развитии. И не нужно спрашивать: "что означает это или то?". Человек должен всегда ждать и иметь терпение, пока не пришел нужный пункт в развитии, одними объяснениями нельзя ничего достигнуть.

Итак, в нашу жизнь вторгаются, с одной стороны, – люциферические силы, а, с другой стороны, – те силы, противником которых является он. Затем действуют ариманические си­лы, – и мы должны уяснить себе, что силы, делающие наши органы негодными к употреблению, – когда мы подпадаем во власть Аримана – должно причислять к благим силам, противником которых является Ариман. Если вы возьмете все сказанное за исходную точку для себя, вы заглянете глубоко в сложную жизнь человеческой природы и сможете сказать себе: люциферические силы это те, которые отстали от развития во время древнего лунного периода; они действуют сегодня в нашем земном развитии вместе с теми силами в человеческой жизни, которые являются собственно лунными силами, и которые на том мировом плане, где действуют, например, только те силы, противником которых и есть Люцифер, – не могут вовсе развить свою деятельность на нашей Земле. Так воздействует Люцифер на плане иной сущности.

Но мы можем пойти обратно к далеким эпохам развития. Если мы, с одной стороны, видим, что на Луне отстали сущности в своем развитии, – чтобы затем на Земле вступить в человеческую жизнь, то нам станет ясным, что и на старом Солнце тоже отстали сущности, которые затем сыграли такую же роль на Луне, как люциферические сущности – теперь на Земле.

Мы имеем сегодня в человеческом существе нечто, что мы можем назвать борьбой: борьба, совершающаяся между люциферическими силами, проникающими в наше астральное теле, – и тем, что может воздействовать на нас через наше Я, через наши достижения на Земле. Силы же, противником которых является Люцифер, могут действовать на нас только через наше Я. Если мы приобретем ясность и правильную оценку самих себя, то это возможно только с помощью тех сил, которые действуют на наше Я. Для этого мы должны использовать наше Я. Поэтому мы можем сказать: когда наше Я восстанет против люциферических сил, – это Иегова борется против Люцифера: здесь борется то, что заботится о добром плане мира, против того, что восстает против этого мирового плана, против того, чтобы только он имел значение. И мы всем своим внутренним существом стоим посредине в этой борьбе Люцифера с другими существами. Мы сами – арена этой борьбы. И то, что мы являемся ареной этой борьбы, – это втягивает нас в Карму, – но только благодаря тому, что эта борьба происходит с Люцифером. Если же мы обратим над взор на внешний мир, мы будем втянуты в ариманические силы. Тут совершается нечто идущее извне и здесь Ариман проникает в нас.

Мы теперь знаем, что на старой Луне жили существа, прошедшие свою человеческую ступень тогда так же, как мы проходим ее теперь во время земного развития. Вы можете найти в "Акаша-хронике" или в "Тайноведении" обозначения этих существ как "Ангелов" – Питрис. Дело не в имени. – Внутри этих существ разыгрывалась тогда та же борьба, подобная люциферической борьбе в нашей собственной душе. Эти существа были на старой Луне ареной борьбы, происходившей благодаря тем существам, которые в свою очередь отстали на Солнце. Эта борьба на Луне не имеет ничего общего с нашим внутренним Я, ведь мы не имели еще на Луне нашего Я. Она находилась вне того в чем могло принимать участие наше Я; она происходила на древней Луне "в груди Ангелов". Благодаря этому, эти сущности тогда стали чем-то, чем они могли стать только под влиянием сущностей, отставших от нормального солнечного развития и сыгравших для Ангелов тогда ту же роль, которую играют теперь для нас люциферические сущности. И это были ариманические сущности, которые отстали во время солнечного развития так же, как люциферические сущности во время лунного развития. Поэтому мы можем подойти к ним непосредственно, Ариман же был, так сказать, "искусителем" в груди Ангелов, и он действовал в них. Благодаря ему Ангелы стали тогда тем, чем они стали и они же принесли то, чем они стали благодаря Ариману так же, как и то, чего они достигли в отношении добра. От Люцифера мы имеем как добро так и то, что мы можем отличить добро от зла, развивать свободную способность различения, достигать свободной воли. Мы можем достичь всего этого только благодаря Люциферу.

Но эти сущности достигли чего-то, что они взяли с собой в земное бытие и о чем мы можем сказать: "Ангелы окружают нас теперь, как духовные существа, но они подготовили себя к своему теперешнему бытию, благодаря ариманической борьбе в своей душе, во время древнего лунного развития".

Нас совершенно не касается в нашем внутреннем Я то, что проделали эти сущности, и что они имеют в себе, как последствия этого. Мы не принимаем никакого участия в этом нашем Я. (Мы увидим, как мы приходим к этому, потому что ведь это ариманическое влияние действует и на нас). То, чего достигли эти сущности под влиянием Аримана, это известные воздействия, причины которых они приняли в себя, в течение своего лунного развития. Во время этого лунного развития, эти сущности приняли в себя, благодаря влиянию Аримана нечто, что они внесли затем в наше земное бытие.

Попробуем найти в нашем земном бытии то, что может явиться нам, как последствие воздействия тогдашней ариманической борьбы. Если бы на старой Луне не имела бы места эта ариманическая борьба, то эти сущности не могли бы внести в наше земное бытие то, что принадлежало старому бытию на Луне. Это должно было бы прекратиться после гибели древней Луны. Но благодаря тому, что Ангелы приняли в себя ариманическое влияние, они связали себя с лунным бытием также, как мы связаны с земным бытием, благодаря люциферическому влиянию. Они приняли в себя внутренне этот лунный элемент принесли его в наше земное бытие. И благодаря этому, они стали способны вызывать в нашем земном бытии именно то, что должно быть вызвано, чтобы наша Земля не подпала бы окончательно под влияние Люцифера. А это должно было бы случиться если бы тот факт, соответствовавший борьбе Ангелов с Ариманом на Луне, не был бы внесен в наше земное бытие.

Но каковы же события в земном бытии, которые мы можем обозначить как нормальные?

Когда же наша теперешняя солнечная система образовалась согласно этой земной цели, выступило то, что мы видим как равномерные движения Земли и других планет, и что повело за собой регулярную смену друг за другом времен года, свет солнца и дождь, созревание плодов на полях и т. д. этот порядок, повторяющийся все снова и снова, согласно ритму космоса, выработавшийся для теперешнего земного бытия, посла того, как лунное бытие погружается в сумерки. Но в земном бытии действует Люцифер. И мы увидим, что он действует гораздо больше, чем только в той области, где мы смогли проследить – в самом человеке, – где он, правда, выбрал себе важную арену действия и во всем порядке, который наступил, благодаря равномерному ходу планет вокруг Солнца, благодаря смене лета, зимы, дождю и солнечному свету и т. п., люди подпали тому, что мы называем "искушением Люцифера". И если бы люди получали все, что может прийти к ним из порядка космоса, из всего созданного регулярными, ритмическими движениями солнечной системы, если бы господствовали только законы, приурочение к нашему теперешнему космосу, то все же человек должен был бы подпасть люциферическому влиянию, потому что Люцифер существует, то человек должен был бы предпочесть "хорошую" жизнь тому, что он должен добиваться, ради своего космического благополучия и спокойный ход жизни любить больше, чем то, что он должен завоевывать.

Поэтому должны были быть созданы противоположные силы. Это должно было наступить, чтобы эти силы могли бы вмешаться в равномерные космические события нашей земной жизни; но эти события были для старой Луны благодатными и нормальными, но которые сегодня действуют в нашем земном бытии, – становились ненормальными и угрожали регулярному ходу развития. Эти воздействия наступают так, что они как бы выравнивают то, что должно было бы возникнуть, если бы налицо был бы только ритм, как наклонность к хорошей жизни, уюту и роскоши; и такие силы обнаруживаются, например, в том, что стремится на земле как буря с градом. И когда разрушается то, что могло быть создано под воздействием правильных сил Земли, то в таком случае создается корректура, действующая в общем благоприятно, хотя человек сперва и не понимает того, но существует ведь разумность более высокая, чем та. которой обладает человек. Когда град обрушивается на поля, то мы можем сказать: на старой Луне эти силы, действующие в граде, были регуля­рными, – как сегодня те, которые действуют, неся благословение в дожде и солнечном свете; но они несутся как буря, чтобы была создана корректура того, что наделали бы иначе люциферические влияния. И когда прекращается регулярный ход развития, они обрушиваются вновь, чтобы создать еще большую корректуру. Все что ведет к регулярному ходу развития, принадлежит силам самой Земли. Когда вулкан выбрасывает свою лаву, в этом действуют силы, принесенные как запоздавшие со старой Луны, и создают корректуру в жизни Земли. И так бывает с элементарными событиями вообще. И мы можем видеть, что многое, идущее извне, находит свое разумное основание в общем ходе развития. В какой связи это находится с человеческим Я-сознанием. это мы еще увидим; что показалось неудовлетворительным в сегодняшней лекции, выровняется завтра.

Но мы должны уяснить себе одно, что эти вещи все выражают только одну сторону человека, бытия Земли, и космического бытия. И если мы говорим, с одной стороны, – когда у нас разрушается какой-либо орган, – что в этом действуют благодатные, духовные силы, и если даже нашли сегодня, что весь ход развития Земли должен корректироваться силами из старого бытия Луны, то мы должны тогда спросить: а как обстоит дело с тем, что мы должны попытаться как земные люди, с другой стороны, вновь создать корректуру для вредных влияний?

Мы уже предвидели, что как земные люди, мы не должны желать извержения вулканов и землетрясений, или самостоятельного разрушения органов, для поддержания благодатного действия духовных сил. Поэтому мы будем также предчувствовать смысл, заключающийся в нашем вопросе: "Где то разражается эпидемия, которая приносит то, чего ищет человек для уравнения чего-то в нам самом. И затем мы можем принять и то, что человек просто приводится к известным случаям, чтобы получить повреждения, преодолевая которые он приближается к совершенствованию. Л как обстоит тогда дело с гигиеническими и санитарными мероприятиями? Не мог бы кто-нибудь сказать: "Итак, эпидемии могут принести что-то хорошее?" или "А не мешаем ли мы такими оздоровляющ







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия