Студопедия — ПРАВИЛА ТВЕРДОЙ РИТМИЧНОЙ РЕЧИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРАВИЛА ТВЕРДОЙ РИТМИЧНОЙ РЕЧИ






Формируемая у заикающихся речь характеризуется, как уже указывалось, выделением ударных слогов на­пряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым (чем в обычной речи) произ­несением звуков неударных слогов. Темп речи вначале аамедленный, в дальнейшем средний за счет сокращения длительности фонации ударных гласных. Место вдоха не регламентируется и выбирается самим говорящим в за­висимости от его индивидуальных особенностей и слож­ности текста, речевого сообщения.

Для сохранения ритма нормальной речи некоторые слова, относящиеся к служебным частям речи (предлоги, союзы, частицы), произносятся в одних случаях раздельно, в других — слитно с самостоятельными частями речи.

Самостоятельные части речи (имя существительное, гля гол и т. д.) без служебных слов всегда произносятся раз­дельно.

Правила произнесения служебных слов:

а) Предлоги, состоящие из одного — трех звуков, при износятся слитно с последующим словом, т. е. при произ] несении этого слова с предлогом осуществляется одн<| сжатие и одно отведение пальцев, например: Порг в школу. По нёбу плывут тучи. Подойди ко мне! С ёлк^ на ёлку скачет белка. В степи, за рекой, по дороге сып-

лет мелкий дождь.

Предлоги, состоящие из четырех и более звуков, прея износятся раздельно от последующих слов, например После дождя бывает радуга. Около дома растёт дуб. Пё ред грозой нёбо потемнело. Отец придёт через час.

б) Союзы, состоящие из одного-двух звуков, произ носятся слитно с последующим словом, например: Мгы золотник, да дорог. И тополь, и осина, и береза пожелтё! ли. Она говорил^ мало, но толково- Ему и больно и смеш-но, а мать грозит ему в окно.

Союзы, состоящие из трех и более звуков, произно' сятся раздельно от последующих слов, например: Я дав­но знал, что мы уезжаем. Коля рисует тоже хорошо. Бы­ло темно, когда я проснулся. Засмеялась она, словно ко локбльчики зазвенели. Ребята спешили, чтобы успёт-1 в кино-

в) Частицы, состоящие из двух звуков, произносятся слитно со словом, к которому они примыкают, например! пойдём-ка домой. Белке ни мороз, ни ветер не страшны..

Не пылит дорога, не дрожат листы. Да здравствует Пёр-, вое мая! Хорошо ли устроился, Пётя, не нужно ли чего! Кому же отдать книгу?

Частицы, состоящие из трех и более звуков, произно-; сятся раздельно от других слов, например: Вокруг шумё-3 ла лишь тайга. Неужели мы заблудились? Было жарщ даже в тени. Как хороши, как свежи были розы! Пусть крепнет Родина!

Частицы, пишущиеся через дефис, произносятся как слитно, так и раздельно. При слитном произнесении уда4 рение на первой или второй части: Всё-таки он уехали

Отец устал больше, чём когда-либо. Где-то стучал дятел. Кое-где краснела рябина. Кое-как мы нашли дорогу. В Некоторых случаях частицы произносятся раздельно, на­пример: Какой-нибудь охотник найдёт нас.

Междометия произносятся как самостоятельные сло-нл, например: Ух! напугал меня филин. Эх, жаль — опо-идпл я. Ну, рассказывай правду. Ох, Вася, заблудились м 1.1 Как хорошо ты, о море ночное! I Сложные слова, пишущиеся через дефис, произносят-1'н раздельно, например: жар-птица, рад-радёхонек, неж-дмппо-пегаданно. Сложные короткие слова произносятся Кик одно слово, например: пароход, ледокол, самолёт, следопыт. Сложные длинные слова произносятся по ус­мотрению говорящего либо с одним ударением, напри- Мер:снегозадержание, либо с ударением на каждом сло­ми (одно ударение основное, другое побочное), напри­мер: снегозадержание.

Наконец, соблюдаются правила литературного произ­ношения: звонкие согласные перед глухими и на конце Слова оглушаются; гласные о, ев безударном положении произносятся как а, и; окончания -ого, -его, -тся произно­сится как -ова, -ева, -ево, -ца и т. п.

Для лучшего понимания правил приводятся два рас­сказа— один в повествовательной, другой в диалогиче­ской форме.

ВЬЮГА

Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга- Грозно шумели деревья.

Искажался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рндом- Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе по­шли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

В. Сухомлинский

При этом каждое слово в рассказе читается с выделе­нием ударного слога: У/тром первокла/ссник То/ля вы/-шел... ж^т. д.

томкины сны

Когда Томка спит, он лает во^снё, повизгивает, а_ин<5 раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у^меня ребята:

— Почему это Томка лает? Ведь 6н_же спит!

— Он сны видит, — отвечаю.

— А^какйе?

— Да,_навёрно, какие-нибудь свой, собачьи сны -про_рхбту, про^зверёй, прожитии. Человеку таких снб: не^увйдеть.

— Вот интерёсно-то! — говорят ребята. Обступили они Томку, глядят, как он спит. А^Тбмка спал, спил и^залаял тоненьким голоском. Я поспрашиваю у^ребят:

— Чего^же это он во^снё видит? Вам понятно?

— Понятно, — говорят ребята. — йто он зайчика увй дел небольшого.

Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил.

— Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал.

— Заткём побежал?

— Да^не^за^кём, а^от^козы. Он её увидел, а^,он^ бодается.

Тут Томка зарычал, залйял.

— Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Том­ка!

Ведь он сейчас тебя съест?

— Кто, — спрашиваю, — съест?

— Тигр! Томка с нйм^подраться хочет. Тйгр-то вон какой страшный! Томке с_нйм не^справиться.

' ' Е. Чарушин

Произнесение стихотворений и басен отличается от про­изнесения прозы.

Стихотворениям свойственна внутренняя и внешняя организованность, которая придает речи ритмичность, мелодичность и легкость произнесения. От прозы стихот­ворная речь отличается строгим чередованием ударных и безударных слогов, расчлененностью текста на интонацион-' ные группы и рифмой. Басня занимает- промежуточное! положение между прозой и стихотворением. По интонации | и своеобразному чередованию длинных и коротких строк; басня напоминает разговорную речь, а по рифмовке строк —

Стихотворение. В сравнении с повествовательной и даже дмшюгической речью басни более трудны для заикающих-1Н, что объясняется прежде всего меньшим количеством I них раздельно произносимых слов и более быстрым темпом (при сохранении твердой и четкой артикуляции).

Приведем несколько примеров. Следует учитывать, что слитное произнесение двух или трех недлинных слов со-проиождается одним движением руки (одно сжатие и одно отнедение).

Не^вётер бушует над^бором, Не^с^гбр побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свой. Глядит — хррошо^ли метели Лесные тропы занесли, И_нёт_ли где трещины, щели, И_нёт_ли где голой земли?

Н. Некрасов

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Трйвка зеленеет, С_нёю солнце краше

Солнышко блестит; И^весна милей...

Ласточка с_весною Прощебёчь судороги

В сени к^нам летит. Нам привет скорей!

Дам тебе я^зёрен,

А_ты песню спой,

Что_из_стран далёких

Принесла с^собой...

А. Плещеев

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯ'НА

Мартышка, в^зёркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногбй:

«Смотрй-ка, — говорит, — кум мйлый^мбй! Что-то тйм за_рбжа? Какие у_неё ужимки и^прыжкй! Я_удавйлась_бы с_тоскй, Когда^бы на_неё хоть_чуть была похожа. А^вёдь, признайся, есть Из^кумушек моих таких кривлйк пять-шёсть: Я^даже^их могу по^пальцам перечесть». — «Чем^кумушек считать трудиться,

Не_лучше_ль на_себя, кума, оборотиться?» -Ей_Мйшка отвечал.

Но^Мйшенькин совет лишь^пбпусту пропал.

И. Крылов

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; ' Оглянуться не^успёла, Как_зима катит в^глаза. Помертвело чисто поле; Нёт^уж дней тех^свётлых боле, Как^под каждым ей^листкбм Был_готбв и^стбл и^бм. Всё прошло: с^зимбй холодной Нужда, голод настает; Стрекоза^уж не^поёт: И_кому_же в_ум пойдёт На^желудок петь голодный! Злой_тоскбй удручена, К^Муравыб ползёт она: «Не^оставь меня, кум милый! Дай^ты мне собраться с^сйлой И_до_вёшних только дней Прокорми и^обогрёй!» — «Кумушка, мне^странно это: Да_раббтала_ль ты в_лёто?» — Говорйт^ей Муравей. «До^тогб^ль, голубчик, было? В^мягких муравах у^нас Песни, резвость всякий час, Так,_что голову вскружило». — «А,_так_ты...» — «Я без^душй Лето целое всё^пёла». — «ТьГвсё_пёла? это^дёло: Так^подй„же, попляши!»

И. Крылов

17,сли логопед замечает трудности (или сам учащийся гонорит о них), необходимо стихотворения и басни произ­носить в темпе прозы, так как учащийся не подготовлен К среднему темпу. (Причиной может быть недостаточное упюение твердой артикуляции или сопровождающего дви­жения руки.)

У многих учащихся до исправления речи наблюдается Пысгрый темп речи. Естественно, что по мере устранения Нпннок у них появляется желание говорить в ускоренном Темпе. Но ускоренный темп речи недопустим, так как за­трудняет осуществление твердой артикуляции и, следова­тельно, снижает эффективность механической тренировки речевой мускулатуры.

Различие между оптимальным и быстрым темпом речи можно показать наглядно и убедительно с помощью графи­ческой записи воспринимаемой на слух речи. С этой целью Логопед, а затем каждый учащийся по очереди читают текст, остальные, внимательно слушая, выполняют на бумаге графическую запись — отмечают услышанные слова гори­зонтальной чертой. Понятно, что при медленном темпе чер­точки длиннее, при быстром — короче. Возьмем для при­мера такой текст:

Раз после дождя выглянуло солнышко, и^появйлась семицветная (семй__цвётная) дуга-радуга. Кто ни^глянет па_радугу, всяк ею любуется.

Загордилась радуга, да_й стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко наговорит:

«Ты красива — это правда, но^вёдь без^меня и^радуги не^бывает». А^радуга только смеётся да^пуще хва­лится.

Тогда солнышко рассердилось и^спряталось застучу — н^радуги как не^бывало.

В этом примере 51 слово и соответственно 51 движение руки. (Если слово семицветная произносится как два слова, будет 52 слова и 52 движения.) Для сравнения графической записи текст читается в медленном, а затем в среднем тем­пе. Все слоги в каждом слове стягиваются к ударному, который является ядром слова. При графической записи рука автоматически фиксирует каждый ударный слог. Со­ответственно двум различным темпам чтения учащиеся сделают две.графические записи: а)

и т. д. (всего 51 черточка);







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия