Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 28 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 28 страница






Теэтет. Вполне справедливо, если мы согласимся,
что одни роды склонны смешиваться, другие же нет.


Чужеземец. К доказательству этого положения мы
пришли еще раньше теперешних доказательств, когда ут-
верждали, что так оно по природе и есть.

Теэтет. Как же иначе?

Чужеземец. Скажем, однако, снова: движение от-
лично от иного, равно как оно есть другое по отношению
к тождественному и покою?

Теэтет. Безусловно.

Чужеземец. Стало быть, согласно настоящему объ-
яснению, оно каким-то образом есть и иное и не иное.

Теэтет. Правда.

Чужеземец. Что же дальше? Будем ли мы утверж-
дать, что движение — иное по отношению к трем [видам],
а о четвертом не скажем этого, признав в то же время, что
всех видов, о которых и в пределах которых мы желаем
вести исследование, — пять?

Теэтет. Как же? Ведь невозможно согласиться на
меньшее число, чем то, что вышло теперь.

Чужеземец. Итак, мы смело должны защищать по-
ложение, что движение есть иное по отношению к
бытию?

Теэтет. Да, как можно смелее.

Чужеземец. Не ясно ли, однако, что движение на
самом доле есть и небытие, и бытие, так как оно причаст-
но бытию?

Теэтет. Весьма ясно.

Чужеземец. Небытие, таким образом, необходимо
имеется как в движении, так и во всех родах. Ведь распро-
страняющаяся на всё природа иного, делая все иным по
отношению к бытию, превращает это в небытие, и, следо-
вательно, мы по праву можем назвать всё без исключения
небытием и в то же время, так как оно причастно бытию,
назвать это существующим.

Теэтет. Похоже на то.

Чужеземец. В каждом виде поэтому есть много
бытия и в то же время бесконечное количество небытия.

Теэтет. Кажется.

Чужеземец. Таким образом, надо сказать, что и са-
мо бытие есть иное по отношению к прочим [видам].

Теэтет. Это необходимо.

Чужеземец. И следовательно, во всех тех случаях,
где есть другое, у нас не будет бытия. Раз оно не есть дру-

 


гое, оно будет единым; тем же, другим, бесконечным по
числу, оно, напротив, не будет.

Теэтет. Похоже, что так.

Чужеземец. Не следует огорчаться этим, раз роды
по своей природе взаимодействуют. Если же кто с этим не
согласен, пусть тот опровергнет сначала наши предыду-
щие рассуждения, а затем также и последующие.

Теэтет. Ты сказал весьма справедливо.

Чужеземец. Посмотрим-ка вот что.

Теэтет. Что именно?

Чужеземец. Когда мы говорим о небытии, мы разу-
меем, как видно, не что-то противоположное бытию, но
лишь иное.

Теэтет. Как так?

Чужеземец. Ведь если мы, например, называем
что-либо небольшим, кажется ли тебе, что этим выраже-
нием мы скорее обозначаем малое, чем равное?

Теэтет. А как же.

Чужеземец. Следовательно, если бы утверждалось,
что отрицание означает противоположное, мы бы с этим
не согласились или согласились бы лишь настолько,
чтобы «не» и «нет»» означали нечто другое по отношению
к рядом стоящим словам, либо, еще лучше, вещам, к ко-
торым относятся высказанные вслед за отрицанием слова.

Теэтет. Несомненно, так.

Чужеземец. Подумаем-ка, если и тебе угодно, о сле-
дующем.

Теэтет. О чем же?

Чужеземец. Природа иного кажется мне раздроб-
ленной на части подобно знанию.

Теэтет. Каким образом?

Чужеземец. И знание едино, но всякая часть его,
относящаяся к чему-либо, обособлена и имеет какое-ни-
будь присущее ей имя. Поэтому-то и говорится о многих
искусствах и знаниях.

Теэтет. Конечно, так.

Чужеземец. Поэтому и части природы иного, кото-
рая едина, испытывают то же самое.

Теэтет. Может быть. Но каким, скажем мы, обра-
зом?

Чужеземец. Не противоположна ли какая-либо
часть иного прекрасному?


Теэтет. Да.

Чужеземец. Сочтем ли мы ее безымянной или
имеющей какое-то имя?

Теэтет. Имеющей имя; ведь то, что мы каждый раз
называем некрасивым, есть иное не для чего-либо друго-
го, а лишь для природы прекрасного.

Чужеземец. Ну хорошо, скажи мне теперь сле-
дующее.

Теэтет. Что же?

Чужеземец. Не выходит ли, что некрасивое есть
нечто отделенное от какого-то рода существующего и
снова противопоставленное чему-либо из существую-
щего?

Теэтет. Так.

Чужеземец. Оказывается, некрасивое есть противо-
поставление бытия бытию.

Теэтет. Весьма справедливо.

Чужеземец. Что же? Не принадлежит ли у нас, со-
гласно этому рассуждению, красивое в большей степени
к существующему, некрасивое же в меньшей?

Теэтет. Никоим образом.

Чужеземец. Следовательно, надо признать, что и не-
большое и самое большое одинаково существуют.

Теэтет. Одинаково.

Чужеземец. Не должно ли и несправедливое пола-
гать тождественным справедливому в том отношении, что
одно из них существует нисколько не меньше другого?

Теэтет. Отчего же нет?

Чужеземец. Таким же образом будем говорить и о
прочем, коль скоро природа иного оказалась принадлежа-
щей к существующему. Если же иное существует, то не в
меньшей степени нужно полагать существующими и его
части.

Теэтет. Как же иначе?

Чужеземец. Поэтому, как кажется, противопостав-
ление природы части иного бытию есть, если позволено
так сказать, нисколько не меньшее бытие, чем само
бытие, причем оно не обозначает противоположного
бытию, но лишь указывает на иное по отношению к нему.

Теэтет. Совершенно ясно.

Чужеземец. Как же нам его назвать?


Теэтет. Очевидно, это то самое небытие, которое мы
исследовали из-за софиста.

Чужеземец. Может быть, как ты сказал, оно с точки
зрения бытия не уступает ничему другому и должно смело
теперь говорить, что небытие, бесспорно, имеет свою соб-
ственную природу, и подобно тому, как большое было
большим, прекрасное — прекрасным, небольшое — не-
большим и некрасивое — некрасивым, так и небытие, бу-
дучи одним среди многих существующих видов, точно
таким же образом было и есть небытие? Или по отно-
шению к нему, Теэтет, мы питаем еще какое-либо со-
мнение?

Теэтет. Никакого.

Чужеземец. А знаешь ли, мы ведь совсем не послу-
шались Парменида в том, что касалось его запрета.

Теэтет. Как так?

Чужеземец. Стремясь в исследовании вперед, мы
доказали ему больше того, что он дозволил рассматривать.

Теэтет. Каким образом?

Чужеземец. А так, ведь он где-то сказал:

Этого нет никогда и нигде, чтоб не-сущее было;
Ты от такого пути испытаний сдержи свою мысль.

Теэтет. Конечно, он так сказал.

Чужеземец. А мы не только доказали, что есть не-
существующее, но и выяснили, к какому виду относится
небытие. Ведь, указывая на существование природы
иного и на то, что она распределена по всему существую-
щему, находящемуся во взаимосвязи, мы отважились ска-
зать, что каждая часть природы иного, противопоставлен-
ная бытию, и есть действительно то самое — небытие.

Теэтет. И кажется мне, чужеземец, мы сказали это
в высшей степени правильно.

Чужеземец. Пусть же никто не говорит о нас, будто
мы, представляя небытие противоположностью бытия,
осмеливаемся утверждать, что оно существует. Ведь о том,
что противоположно бытию, мы давно уже оставили
мысль решить, существует ли оно или нет, обладает ли
смыслом или совсем бессмысленно. Относительно же
того, о чем мы теперь говорили, — будто небытие сущест-
вует, — пусть нас либо кто-нибудь в этом разубедит, до-

 


казав, что мы говорим не дело, либо, пока он не в состо-
янии этого сделать, пусть говорит то же, что утверждаем
и мы, а именно что роды между собой перемешиваются и
что в то время, как бытие и иное пронизывают всё и друг
друга, само иное, как причастное бытию, существует бла-
годаря этой причастности, хотя оно и не то, чему при-
частно, а иное; вследствие же того, что оно есть иное по
отношению к бытию, оно — совершенно ясно — необхо-
димо должно быть небытием. С другой стороны, бытие,
как причастное иному, будет иным для остальных родов
и, будучи иным для них всех, оно не будет ни каждым из
них в отдельности, ни всеми ими, вместе взятыми, поми-
мо него самого, так что снова в тысячах тысяч случаев
бытие, бесспорно, не существует; и все остальное, каждое
в отдельности и все в совокупности, многими способами
существует, многими же — нет.

Теэтет. Это верно.

Чужеземец. Если, однако, кто-либо не верит этим
противоречиям, то ему надо произвести исследование
самому и привести нечто лучшее, чем сказанное теперь.
Если же он, словно измыслив что-либо трудное, находит
удовольствие в том, чтобы растягивать рассуждение то в
ту, то в другую сторону, то он занялся бы делом, не стоя-
щим большого прилежания, как подтверждает наша бесе-
да. Ведь изобрести это и не хитро, и не трудно, а вот то —
и трудно, и в такой же море прекрасно.

Теэтет. Что именно?

Чужеземец. А то, что было сказано раньше: допус-
тив все это как возможное, быть в состоянии следовать за
тем, что говорится, отвечая на каждое возражение в том
случае, если кто-либо станет утверждать, будто иное
каким-то образом есть тождественное или тождественное
есть иное в том смысле и отношении, в каких, будет он
утверждать, это каждому из них подобает. Но объявлять
тождественное каким-то образом иным, а иное — тожде-
ственным, большое малым или подобное неподобным и
находить удовольствие в том, чтобы в рассуждениях по-
стоянно высказывать противоречия, — это не истинное
опровержение, здесь чувствуется новичок, который лишь
недавно стал заниматься существующим.

Теэтет. Именно так.


Возможность лжи в речах и мнениях

Чужеземец. И в самом деле,
дорогой мой, пытаться отделять все
от всего и вообще-то не годится, и
обычно это свойственно человеку
необразованному и нефилософу.

Теэтет. Почему же?

Чужеземец. Разъединять каждое со всем остальным
означает полное уничтожение всех речей, так как речь
возникает у нас в результате взаимного переплетения
идей.

Теэтет. Правда.

Чужеземец. Обрати поэтому внимание, как была
полезна для нас сейчас борьба с такими людьми и как хо-
рошо, что мы заставили их допустить смешение одного
с другим.

Теэтет. В каком отношении?

Чужеземец. А в том, что речь для нас — это один из
родов существующего: лишившись ее, мы, что особенно
важно, лишались бы философии. Нам теперь же надо
прийти к соглашению о том, что такое речь. Если бы она
была у нас отнята или ее бы совсем не существовало, мы
ничего не могли бы высказать. А ведь мы бы лишились ее,
если бы признали, что нет никакого смешения между чем
бы то ни было.

Теэтет. Это справедливо. Но я не понимаю, для чего
надо согласиться относительно речи.

Чужеземец. Быть может, ты скорее бы понял, сле-
дуя вот каким путем.

Теэтет. Каким?

Чужеземец. Небытие явилось у нас как один из
родов, рассеянный по всему существующему.

Теэтет. Так.

Чужеземец. Поэтому надо теперь рассмотреть, сме-
шивается ли оно с мнением и речью.

Теэтет. Как так?

Чужеземец. Если оно с ними не смешивается, все
по необходимости должно быть истинным, если же сме-
шивается, мнение становится ложным и речь тоже, так
как мнить или высказывать несуществующее — это и есть
заблуждение, возникающее в мышлении и речах.

Теэтет. Так.


Чужеземец. А если есть заблуждение, то существует
и обман.

Теэтет. Да.

Чужеземец. Но если существует обман, тогда все
необходимо должно быть полно отображений, образов
и призраков.

Теэтет. Как же иначе?

Чужеземец. О софисте мы сказали, что, хотя он
и скрылся в этой области, сам он, однако, полностью от-
рицал существование лжи: мол, о небытии никто не мыс-
лит и не говорит и оно никак не причастно бытию.

Теэтет. Да, так и было.

Чужеземец. Теперь же небытие оказалось причаст-
ным бытию, так что он, пожалуй, не станет здесь спорить.
Но он легко может сказать, что одни из идей причастны
небытию, другие — нет и что речь и мнение как раз отно-
сятся к непричастным. Поэтому софист снова может спо-
рить, что вовсе нет искусства, творящего отображения и
призраки, в области которого, как мы утверждаем, он
пребывает, раз мнение и речь не взаимодействуют с небы-
тием. Заблуждения вовсе не существует, раз не существует
такого взаимодействия. Поэтому прежде всего надлежит
точно исследовать, что такое речь, мнение и представле-
ние, дабы, когда они для нас станут ясными, мы увидели
и их взаимодействие с небытием; видя это последнее, мы
сможем доказать, что заблуждение существует, доказавши
же это, мы свяжем с ним софиста, если, конечно, он в
нем виновен, или, оставив его на свободе, станем искать
его в ином роде.

Теэтет. Вполне справедливо, чужеземец, было вна-
чале сказано о софисте, что род этот неуловим. У него,
как кажется, полно прикрытий, и, когда он какое-нибудь
из них выставит, то приходится его преодолевать, прежде
чем удастся добраться до самого софиста. Едва мы теперь
одолели одно прикрытие — что, мол, небытия нет, — как
уже другое пущено в ход, и теперь надо доказать, что су-
ществует заблуждение и в речах и в мнениях, а вслед за
этим, быть может, возникнет еще одно, а после еще и дру-
гое, и, кажется, никогда им не будет конца.

Чужеземец. Не надо, Теэтет, терять мужества тому,
кто может хоть понемножку пробираться вперед. Кто па-
дает духом в таких случаях, что будет он делать в других,

 


когда либо ни в чем не преуспеет, либо будет отброшен
назад? Такой, по словам пословицы, едва ли когда возь-
мет город. Теперь, мой дорогой, когда с тем, о чем ты го-
воришь, покончено, нами должна быть взята самая высо-
кая стена; остальное будет легче и менее значительно.

Теэтет. Ты прекрасно сказал.

Чужеземец. Прежде всего, как уже сказано, возь-
мем-ка речь и мнение, дабы дать себе ясный отчет: сопри-
касается ли с ними небытие или и то и другое безусловно
истинны и ни одно из них никогда не бывает заблужде-
нием.

Теэтет. Правильно.

Чужеземец. Давай, как мы говорили об идеях и бук-
вах, рассмотрим таким же образом и слова, так как при-
мерно таким путем раскрывается то, что мы теперь ищем.

Теэтет. На что же надо обратить внимание в словах?

Чужеземец. А вот на что: все ли они сочетаются
друг с другом или ни одно из них? Или некоторые склон-
ны к этому, другие же нет?

Теэтет. Ясно, что одни склонны, а другие нет.

Чужеземец. Быть может, ты думаешь так: те, что,
будучи произнесены одно за другим, что-то выражают,
между собой сочетаются, те же, последовательность кото-
рых ничего не обозначает, не сочетаются.

Теэтет. Как? Что ты сказал?

Чужеземец. То, что, как я думал, ты принял и в чем
со мной согласился. У нас ведь есть двоякий род выраже-
ния бытия с помощью голоса.

Теэтет. Как?

Чужеземец. Один называется именем, другой —
глаголом.

Теэтет. Расскажи о каждом из них.

Чужеземец. Обозначение действий мы называем
глаголом.

Теэтет. Да.

Чужеземец. Обозначение с помощью голоса, отно-
сящееся к тому, что производит действие, мы называем
именем.

Теэтет. Именно так.

Чужеземец. Но из одних имен, последовательно
произнесенных, никогда но образуется речь, так же и из
глаголов, произнесенных без имен.


Теэтет. Этого я не понял.

Чужеземец. Очевидно, недавно согласившись со
мною, ты имел в виду что-то другое; ведь я хотел только
сказать, что эти слова, высказанные в таком порядке, не
представляют собою речь.

Теэтет. Как?

Чужеземец. Возьми, например, [глаголы] «идет»,
«бежит», «спит» и все прочие слова, обозначающие дейст-
вие: если бы кто-нибудь произнес их по порядку, то этим
он вовсе не составил бы речи.

Теэтет. Да и как он мог бы составить?

Чужеземец. Таким же образом, если произносится
«лев», «олень», «лошадь» и любые другие слова, обозна-
чающие все, что производит действие, то и из их последо-
вательности не возникает речь. Высказанное никак не вы-
ражает ни действия, ни его отсутствия, ни сущности
существующего, ни сущности несуществующего, пока
кто-либо не соединит глаголов с именами. Тогда все на-
лажено, и первое же сочетание [имени с глаголом] стано-
вится тотчас же речью — в своем роде первою и самою
маленькою из речей.

Теэтет. Как ты это понимаешь?

Чужеземец. Когда кто-либо произносит «человек
учится», то не скажешь ли ты, что это — самая маленькая
и простая речь?

Теэтет. Да.

Чужеземец. Ведь в этом случае он сообщает о суще-
ствующем или происходящем, или происшедшем, или бу-
дущем и не только произносит наименования, но и до-
стигает чего-то, сплетая глаголы с именами. Поэтому-то
мы сказали о нем, что он ведет речь, а не просто называ-
ет, и такому сочетанию дали имя речи.

Теэтет. Верно.

Чужеземец. Подобно тому как некоторые вещи со-
вмещаются одна с другой, другие же нет, так же и обозна-
чения с помощью голоса: одни не сочетаются, другие же,
взаимно сочетаясь, образуют речь.

Теэтет. Несомненно, так.

Чужеземец. Теперь еще вот какая малость.

Теэтет. Какая же?

Чужеземец. Речь, когда она есть, необходимо долж-
на быть речью о чем-либо: ведь речь ни о чем невозможна.


Теэтет. Так.

Чужеземец. Не должна ли она иметь и какое-то ка-
чество?

Теэтет. Как же иначе?

Чужеземец. Обратим-ка теперь внимание на нас
самих.

Теэтет. Действительно, это следует сделать.

Чужеземец. Я тебе произнесу речь, соединив пред-
мет с действием через посредство имени и глагола; ты же
скажи мне, о чем будет речь.

Теэтет. Так и будет, по мере возможности.

Чужеземец. «Теэтет сидит». Эта речь, конечно, не
длинная?

Теэтет. Нет, напротив, в меру.

Чужеземец. Твое дело теперь сказать, о ком она и к
кому относится.

Теэтет. Очевидно, что обо мне и ко мне.

Чужеземец. А как вот эта?

Теэтет. Какая?

Чужеземец. «Теэтет, с которым я теперь беседую,
летит».

Теэтет. И относительно этой речи едва ли кто скажет
иначе: она обо мне и касается меня.

Чужеземец. Мы утверждаем, что всякая речь необ-
ходимо должна быть какого-то качества.

Теэтет. Да.

Чужеземец. Какого же качества должно теперь счи-
тать каждую из этих двух?

Теэтет. Одну истинной, другую ложной.

Чужеземец. Из них истинная высказывает о тебе
существующее, как оно есть.

Теэтет. Конечно.

Чужеземец. Ложная же — нечто другое, чем суще-
ствующее.

Теэтет. Да.

Чужеземец. Она говорит поэтому о несуществую-
щем, как о существующем.

Теэтет. Похоже, что так.

Чужеземец. По крайней мере, о существующем, от-
личном от существующего, которое должно быть высказа-
но о тебе. Ведь мы утверждали, что в отношении к каждо-
му многое существует, а многое и нет.


Теэтет. Именно так.

Чужеземец. Вторая речь, которую я о тебе произ-
нес, прежде всего в силу нашего определения, что такое
речь, необходимо должна быть одною из самых коротких.

Теэтет. Мы ведь недавно в этом согласились.

Чужеземец. Затем, речью о чем-либо.

Теэтет. Так.

Чужеземец. Если она не о тебе, то и ни о ком дру-
гом.

Теэтет. Как это?

Чужеземец. Ведь, не относясь ни к чему, она и во-
обще не была бы речью. Мы доказали, что невозможно,
чтобы речью была ни к чему не относящаяся речь.

Теэтет. Вполне справедливо.

Чужеземец. Если, таким образом, о тебе говорится
иное как тождественное, несуществующее как сущест-
вующее, то совершенно очевидно, что подобное сочета-
ние, возникающее из глаголов и имен, оказывается поис-
тине и на самом деле ложною речью.

Теэтет. Весьма верно.

Чужеземец. Как же теперь? Не ясно ли уже, что
мышление, мнение, представление, как истинные, так и
ложные, все возникают у нас в душе?

Теэтет. Каким образом?

Чужеземец. Ты это легче увидишь, если сначала уз-
наешь, что они такое и чем отличаются друг от друга.

Теэтет. Говори, говори.

Чужеземец. Не есть ли мысль и речь одно и то же,
за исключением лишь того, что происходящая внутри
души беззвучная беседа ее с самой собой и называется
у нас мышлением?

Теэтет. Вполне так.

Чужеземец. Поток же звуков, идущий из души
через уста, назван речью.

Теэтет. Правда.

Чужеземец. И мы знаем, что в речах содержится
следующее...

Теэтет. Что же?

Чужеземец. Утверждение и отрицание.

Теэтет. Да, знаем.


Чужеземец. Если это происходит в душе мысленно,
молчаливо, то есть ли у тебя другое какое-либо название
для этого, кроме мнения?

Теэтет. Да каким же образом?

Чужеземец. Что же, когда подобное состояние воз-
никает у кого-либо не само по себе, но благодаря ощуще-
нию, можно ли правильно назвать его иначе, нежели
представлением?

Теэтет. Нельзя.

Чужеземец. Таким образом, если речь бывает ис-
тинной и ложной и среди этого мышление явилось нам
как беседа души с самою собой, мнение же — как завер-
шение мышления, а то, что мы выражаем словом «пред-
ставляется», — как смешение ощущения и мнения, то не-
обходимо, чтобы и из всего этого как родственного речи
кое-что также иногда было ложным.

Теэтет. Как же иначе?

Чужеземец. Замечаешь ли ты теперь, что ложное
мнение и речь найдены нами раньше, чем мы предпола-
гали, опасаясь, как бы, исследуя все это, не приняться за
дело совершенно невыполнимое?

Теэтет. Замечаю.

Чужеземец. Не будем же падать духом и во всем ос-
тальном. Ввиду того что все это теперь стало нам ясным,
вспомним о прежних делениях на виды.

Теэтет. О каких?

Чужеземец. Мы различали два вида изобразитель-
ного искусства: один — творящий образы, другой — при-
зраки.

Теэтет. Да.

Чужеземец. И мы сказали, что недоумеваем, к ка-
кому из них двух отнести софиста.

Теэтет. Так это и было.

Чужеземец. И пока мы так недоумевали, разлился
еще больший мрак, как только возникло рассуждение,
ставящее все под сомнение, — будто нет ни образов, ни
отображений, ни призраков и потому никак, никогда
и нигде не возникает ничего ложного.

Теэтет. Ты говоришь верно.

Чужеземец. Теперь, когда обнаружилось, что суще-
ствует ложная речь и ложное мнение, освободилось место

 


для подражаний существующему, а уж из этого возникает
искусство обмана.

Теэтет. Пожалуй.

Чужеземец. И действительно, что софист принад-
лежит к одному из этих двух [искусств], мы уже признали
раньше.

Теэтет. Да.

Чужеземец. Попробуем-ка, снова разделяя надвое
находящийся перед нами род, каждый раз держаться в
пути правой части, имея в виду то, что относится к софис-
ту, пока мы, пройдя мимо всего общего [между ним и
другими видами] и оставив ему его собственную природу,
не выставим ее напоказ прежде всего нам самим, а потом
и тем, кто от природы близок такому методу исследо-
вания.

Теэтет. Правильно.

Чужеземец. Не с того ли мы начали, что различили
искусства творческое и приобретающее?

Теэтет. Да.

Чужеземец. И не явился ли нам софист в области
охоты, состязания, торговли и некоторых других видов
приобретающего искусства?

Теэтет. Конечно, так.

Чужеземец. Теперь же, когда его захватило подра-
жательное искусство, ясно, что сперва надо расчленить
творческое искусство надвое. Ведь подражание есть
какое-то творчество; мы, однако, говорим об отображени-
ях, а не о самих вещах. Не так ли?

Теэтет. Несомненно, так.

Чужеземец. Пусть, следовательно, будут прежде
всего две части творческого искусства.

Теэтет. Какие?

Чужеземец. Одна — божественная, другая челове-
ческая.

Теэтет. Я пока не понял.

Чужеземец. Творческое искусство, говорили мы, —
если вспомнить сказанное вначале — есть всякая способ-
ность, которая является причиной возникновения того,
чего раньше не было.

Теэтет. Да, мы это помним.

Чужеземец. Станем ли мы утверждать относитель-
но всех живых существ и растений, которые произрастают

 


на земле из семян и корней, а также относительно неоду-
шевленных тел, пребывающих в земле в текучем и нетеку-
чем виде, — станем ли мы утверждать, говорю я, что все
это, ранее не существовавшее, возникает затем благодаря
созидательной деятельности кого-либо иного — не бога?
Или же будем говорить, руководствуясь убеждением
и словами большинства...

Теэтет. Какими?

Чужеземец. Что все это природа порождает в силу
какой-то самопроизвольной причины, производящей без
участия разума. Или, может быть, мы признаем, что при-
чина эта одарена разумом и божественным знанием, ис-
ходящим от бога?

Теэтет. Я, быть может, по молодости часто меняю
одно мнение на другое. Однако теперь, глядя на тебя и
понимая, что ты считаешь, что все это произошло от бога,
я и сам так думаю.

Чужеземец. Прекрасно, Теэтет! И если бы мы пола-
гали, что в будущем ты окажешься в числе мыслящих
иначе, то постарались бы теперь с помощью непреложно
убедительной речи заставить тебя с нами согласиться. Но
так как я знаю твою природу, знаю, что и без наших слов
она сама собою обратится к тому, к чему, как ты утверж-
даешь, ее ныне влечет, то я оставляю это: ведь мы напрас-
но потеряли бы время. Лучше я выставлю положение, что
то, что приписывают природе, творится божественным
искусством, то же, что создается людьми, — человеческим
и, согласно этому положению, существует два рода твор-
чества: один — человеческий, другой — божественный.

Теэтет. Верно.

Чужеземец. Расчлени-ка, однако, каждый из них
двух снова надвое.

Теэтет. Как?

Чужеземец. Подобно тому как ты все творческое
искусство делил в ширину, раздели его теперь, напротив,
в длину.

Теэтет. Пусть будет разделено.

Чужеземец. Таким образом, в целом возникают че-
тыре части: две, относящиеся к нам, — человеческие,
и две к богам — божественные.

Теэтет. Да.


Чужеземец. Теперь они снова разделены, уже
иначе: одна часть в каждом отделе собственно творческая,
обе же остальные могут быть лучше всего названы изобра-
зительными. И в силу этого творческое искусство снова
делится на две части.

Теэтет. Скажи, как теперь образуется каждая из них?

Чужеземец. Мы знаем, что и мы, и другие живые
существа, и то, из чего произошло все природное, —
огонь, вода и им родственное — суть произведения бога,
каждое из которых им создано. Или как?

Теэтет. Так.

Чужеземец. Каждое из них сопровождают отобра-
жения, а вовсе не сами вещи, тоже произведенные боже-
ственным искусством.

Теэтет. Какие?

Чужеземец. А [образы] во сне и все те [образы], ко-
торые днем называются естественными призраками: те-
ни, когда с огнем смешивается тьма, затем двойные ото-
бражения, когда собственный свет [предмета] и чужой
сливаются воедино на блестящих и гладких предметах и
порождают отображение, которое производит ощущение,
противоречащее прежней привычной видимости.

Теэтет. Следовательно, здесь два произведения бо-
жественного творчества: сама вещь и образ, ее сопровож-
дающий.

Чужеземец. Но что же с нашим искусством? Не
скажем ли мы, что оно с помощью строительского мас-
терства воздвигает дом, а с помощью живописи нечто
другое, создаваемое подобно человеческому сну для бодр-
ствующих?

Теэтет. Конечно, так.

Чужеземец. Так же обстоит и с остальным: соответ-
ственно двум частям двояки и произведения нашего твор-
чества: с одной стороны, говорим мы, имеется сам пред-
мет, а с другой — его изображение.

Теэтет. Теперь я понял значительно лучше и допус-
каю два вида творческого искусства, расчлененных в свою
очередь надвое: согласно одному делению, это человече-
ское и божественное искусства, согласно же другому,
произведения каждого из них состоят, с одной стороны,
из самих предметов, а с другой — из некоторых подобий
последних.


Чужеземец. Вспомним-ка теперь, что один [вид]
изобразительного искусства должен быть творящим обра-
зы, а другой — призраки, если ложь действительно есть
ложь и представляет собой нечто принадлежащее по
своей природе к существующему.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия