Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 36 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 36 страница






Из орудий они прежде всего устроили те, что несут с
собой свет, то есть глаза, и сопрягли их [с лицом] вот по
какой причине: они замыслили, чтобы явилось тело, ко-
торое несло бы огонь, не имеющий свойства жечь, но из-
ливающий мягкое свечение, и искусно сделали его подоб-
ным обычному дневному свету. Дело в том, что внутри
нас обитает особенно чистый огонь, родственный свету
дня, его-то они заставили ровным и плотным потоком из-
ливаться через глаза; при этом они уплотнили как следует
глазную ткань, но особенно в середине, чтобы она не
пропускала ничего более грубого, а только этот чистый
огонь. И вот когда полуденный свет обволакивает это
зрительное истечение и подобное устремляется к подоб-
ному, они сливаются, образуя единое и однородное тело в
прямом направлении от глаз, и притом в месте, где огонь,
устремляющийся изнутри, сталкивается с внешним пото-
ком света. А поскольку это тело благодаря своей однород-

 


ности претерпевает все, что с ним ни случится, однород-
но, то стоит ему коснуться чего-либо или, наоборот, ис-
пытать какое-либо прикосновение, и движения эти пере-
даются уже ему всему, доходя до души: отсюда возникает
тот вид ощущения, который мы именуем зрением. Когда
же ночь скроет родственный ему огонь дня, внутренний
огонь как бы отсекается: наталкиваясь на то, что ему не
подобно, он терпит изменения и гаснет, ибо не может
слиться с близлежащим воздухом, не имеющим в себе
огня. Зрение бездействует и тем самым наводит сон. Дело
в том, что, когда мы при помощи устроенных богами при-
родных укрытий для глаз, то есть век, запираем внутри
себя силу огня, последняя рассеивает и уравновешивает
внутренние движения, отчего приходит покой. Если по-
кой достаточно глубок, то сон почти не нарушается греза-
ми, но если внутри остались еще сильные движения, то
они сообразно своей природе и месту порождают соответ-
ствующие по свойствам и числу изображения, отражаю-
щиеся внутри нас и вспоминающиеся после пробуждения
как совершившееся вне нас.

Теперь не составит труда уразуметь и то, как рождают-
ся образы на глади зеркал и других блестящих предметов.
Ведь если внутренний и внешний огонь вступают в обще-
ние и сливаются воедино возле зеркальной глади, много-
образно перестраиваясь, то отражение по необходимости
возникнет, как только огонь, исходящий от лица, сольет-
ся возле гладкого и блестящего предмета с огнем зрения.
При этом левое будет казаться правым, ибо каждая
часть зрительного потока соприкоснется не с той частью
[встречного света], как это бывает обычно, а с противопо-
ложной. Однако стоит только свету при сопряжении с
другим светом повернуть в противоположную сторону,
и правое будет казаться правым, а левое — левым. Имен-
но так происходит, если гладкая поверхность вогнутого
зеркала направляет свет, идущий справа, в левую сторону
глаза, и наоборот. Если же такое зеркало повернуть в на-
правлении длины лица, почудится, будто человек опроки-
нут вниз головой, ибо оно будет опять-таки отбрасывать
свет снизу к верхней части зрительного луча, а сверху —
к нижней.

Все это принадлежит к разряду вспомогательных при-
чин, которыми бог пользуется как средством, дабы в меру
возможности осуществить идею высшего совершенства.

 


Однако большинству людей кажется, будто это не вспо-
могательные, но основные причины всего, коль скоро
они производят охлаждение и нагревание, сгущение и
разрежение и так далее. Между тем все подобные причи-
ны ни в каком отношении не могут обладать ни рассуд-
ком, ни умом. Должно признать, что из всего сущего стя-
жать ум подобает одной лишь душе, но душа невидима, в
то время как огонь, вода, земля и воздух — это видимые
тела. Итак, почитатель ума и знания должен рассматри-
вать прежде всего причины, которые связаны с разумной
природой, и лишь во вторую очередь те, которые связаны
с вещами, движимыми извне и потому с необходимостью
движущими другие вещи. Так надо поступать и нам, а по-
тому будем разграничивать причины двух родов: ода-
ренные умом, которые производят прекрасное и доброе,
и лишенные разума, которые вызывают все случайное
и беспорядочное.

О вспомогательных причинах, послуживших к тому,
чтобы глаза обрели свою нынешнюю способность, мы
уже сказали; теперь осталось ответить, какова же высшая
польза от глаз, ради которой бог их нам даровал. По
моему разумению, зрение — это источник величайшей
для нас пользы; вот и в нынешнем нашем рассуждении
мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе Все-
ленной, если бы никогда не видели ни звезд, ни Солнца,
ни неба. Поскольку же день и ночь, круговороты месяцев
и годов, равноденствия и солнцестояния зримы, глаза от-
крыли нам число, дали понятие о времени и побудили ис-
следовать природу Вселенной, а из этого возникло то, что
называется философией и лучше чего не было и не будет
подарка смертному роду от богов. Я утверждаю, что имен-
но в этом высшая польза очей. Стоит ли воспевать иные,
маловажные блага? Ведь даже и чуждый философии чело-
век, ослепнув, примется

Стенаньями напрасными оплакивать

потерю глаз. Как бы то ни было, нам следует считать, что
причина, по которой бог изобрел и даровал нам зрение,
именно эта: чтобы мы, наблюдая круговращения ума в
небе, извлекли пользу для круговращения нашего мышле-
ния, которое сродни тем, небесным, хотя в отличие от их
невозмутимости оно подвержено возмущению; а потому,

 


уразумев и усвоив природную правильность рассуждений,
мы должны, подражая безупречным круговращениям
бога, упорядочить непостоянные круговращения внутри
нас. О голосе и слухе должно сказать то же самое — они
дарованы богами по тем же причинам и с такой же целью.
Ради этой цели устроена речь, она сильно способствует ее
осуществлению; так и в музыке: все, что с помощью звука
приносит пользу слуху, даровано ради гармонии. Между
тем гармонию, пути которой сродны круговращениям
души, Музы даровали каждому рассудительному своему
почитателю не для бессмысленного удовольствия — хотя
в нем только и видят нынче толк, — но как средство про-
тив разлада в круговращении души, долженствующее при-
вести ее к строю и согласованности с самой собой. Рав-
ным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток
изящества, которые проступают в поведении большинст-
ва из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили
ритм.

Все до сих пор нами сказанное, за незначительными
исключениями, описывало вещи как они были созданы
умом-демиургом. Однако рассуждение наше должно
перейти к тому, что возникло силой необходимости, ибо
из сочетания ума и необходимости произошло смешанное
рождение нашего космоса. Правда, ум одержал верх над
необходимостью, убедив ее обратить к наилучшему боль-
шую часть того, что рождалось. Таким-то образом и по
таким-то причинам путем победы разумного убеждения
над необходимостью была вначале построена эта Вселен-
ная; и, если мы намерены представить ее рождение так,
как оно совершалось на деле, нам следует привнести
также и вид беспорядочной причины вместе со способом
действия, который по природе этой причине принадле-
жит. Поэтому мы должны вернуться вспять и, приняв в
свой черед для тех же самых вещей другое, подходящее им
начало, еще раз, от начала, вести о них речь, как мы это
уже делали раньше. Нам необходимо рассмотреть, какова
была сама природа огня, воды, воздуха и земли до рожде-
ния неба и каково было их тогдашнее состояние. Ибо до-
ныне еще никто не объяснил их рождения, но мы назы-
ваем их началами и принимаем за стихии Вселенной, как
если бы мы знали, что такое огонь и все остальное; между
тем каждому мало-мальски разумному человеку должно

 


быть ясно, что нет никакого основания сравнивать их
даже с каким-либо видом слогов. Вот что мы думаем по
этому поводу: мы не будем сейчас высказываться ни о на-
чале всего, ни о началах или как там это еще называется,
и притом только по той причине, что при избранном
нами способе исследования затруднительно было бы при-
вести наши мысли об этом предмете в должную ясность.
Поэтому ни вы не должны требовать от меня последнего
слова на этот счет, ни я не могу убедить себя, что поступ-
лю правильно, если взвалю на себя такую задачу. Напро-
тив, я намерен и здесь придерживаться того, что обещал в
самом начале, а именно пределов вероятного, и попыта-
юсь, идя от начала, сказать обо всем в отдельности и обо
всем вместе такое слово, которое было бы не менее, а
более правдоподобным, нежели любое иное. Итак, при-
ступая к речам, еще раз обратимся с молитвой к богу-спа-
сителю, дабы он указал нам счастливый путь от странного
и необычного повествования к правдоподобному выводу,
и затем начнем сызнова.

Начало же наших новых речей о Вселенной подверг-
нется на сей раз более полному, чем прежде, различению,
ибо тогда мы обособляли два вида, а теперь придется вы-
делить еще и третий. Прежде достаточно было говорить о
двух вещах: во-первых, об основополагающем первообра-
зе, который обладает мыслимым и тождественным быти-
ем, а во-вторых, о подражании этому первообразу, кото-
рое имеет рождение и зримо. В то время мы не выделяли
третьего вида, найдя, что достанет и двух; однако теперь
мне сдается, что сам ход наших рассуждений принуждает
нас попытаться пролить свет на тот вид, который темен и
труден для понимания. Какую же силу и какую природу
припишем мы ему? Прежде всего вот какую: это — вос-
приемница и как бы кормилица всякого рождения. Сколь
ни верны, однако, эти слова, нужно определить предмет с
большей ясностью, а это весьма затруднительно по раз-
ным причинам, и особенно потому, что ради этого необ-
ходимо наперед разрешить сомнение относительно огня и
всего того, что стоит с ним в одном ряду. Нелегко сказать
о каждом из них, что в самом деле лучше назвать водой,
чем огнем, и не правильнее ли к чему-то одному прило-
жить какое-нибудь из наименований, чем все наименова-
ния, вместе взятые, к каждому, ведь надо употреблять

 


слова в их надежном и достоверном смысле. Что, собст-
венно, желаем мы этим сказать, чем вызваны и оправда-
ны наши недоумения? Но возьмем для начала хотя бы
то, что мы теперь называем водой: когда она сгущается,
мы полагаем, что видим рождение камней и земли, когда
же она растекается и разрежается, соответственно рожда-
ются ветер и воздух, а последний, возгораясь, становится
огнем; затем начинается обратный путь, так что огонь,
сгустившись и угаснув, снова приходит к виду воздуха, а
воздух опять собирается и сгущается в облака и тучи, из
которых при дальнейшем уплотнении изливается вода,
чтобы в свой черед дать начало земле и камням. Так рож-
даются они, переходя по кругу одно в другое. Если, стало
быть, ни одно вещество не предстает всякий раз одним
и тем же, отважимся ли мы, не испытывая стыда перед са-
мими собой, настойчиво утверждать, что какое-либо из
них именно это, а не иное? Конечно, нет, и куда безопас-
нее будет выражаться так: когда мы видим, как нечто —
хотя бы огонь — постоянно являет себя то одним, то дру-
гим, надо говорить не об «этом», но о «таком» огне и
также воду именовать не «этой», но «такой», да и вообще
не надо приписывать всем подобным вещам устойчи-
вости, выражаемой словами «то» и «это», посредством ко-
торых мы обозначаем нечто определенное. Не дожидаясь,
покуда мы успеем приложить к ним слова «то», «это»,
«нечто» или любое другое речение, описывающее их как
пребывающие на одном и том же месте сущности, они
от нас ускользают. Значит, таких слов мы и употреблять
не будем, а станем описывать вещи словом «такой», оди-
наково приложимым ко всем им вместе и к каждой по-
рознь, — говоря, например, об огне как о вечно «таком»
и соответственно обо всех вещах, которые имеют рожде-
ние. Только сущность, внутри которой они получают
рождение и в которую возвращаются, погибая, мы назо-
вем «то» и «это»; но любые качества, будь то теплота, бе-
лизна или то, что им противоположно либо из них слага-
ется, ни в коем лучае не заслуживают такого наименования.

Надо, однако, постараться сказать о том же самом еще
яснее. Положим, некто, отлив из золота всевозможные
фигуры, без конца бросает их в переливку, превращая
каждую во все остальные; если указать на одну из фигур

 


и спросить, что же это такое, то будет куда осмотритель-
нее и ближе к истине, если он ответит «золото» и не ста-
нет говорить о треугольнике и прочих рождающихся фи-
гурах как о чем-то сущем, ибо в то мгновение, когда их
именуют, они уже готовы перейти во что-то иное, и надо
быть довольным, если хотя бы с некоторой долей уверен-
ности можно допустить выражение «такое». Вот так об-
стоит дело и с той природой, которая приемлет все тела.
Ее следует всегда именовать тождественной, ибо она ни-
когда не выходит за пределы своих возможностей; всегда
воспринимая все, она никогда и никоим образом не ус-
ваивает никакой формы (μοοφήν), которая была бы по-
добна формам входящих в нее вещей. Природа эта по сути
своей такова, что принимает любые оттиски, находясь в
движении и меняя формы под действием того, что в нее
входит, и потому кажется, будто она в разное время быва-
ет разной; а входящие в нее и выходящие из нее вещи —
это подражания вечносущему, отпечатки по его образцам,
снятые удивительным и неизъяснимым способом, к кото-
рому мы еще вернемся.

Теперь же нам следует мысленно обособить три рода:
то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение,
и то, по образцу чего возрастает рождающееся. Восприни-
мающее начало можно уподобить матери, образец — отцу,
а промежуточную природу — ребенку. Помыслим при
этом, что, если отпечаток должен явить взору пестрейшее
разнообразие, тогда то, что его приемлет, окажется лучше
всего подготовленным к своему делу в случае, если оно
будет чуждо всех форм, которые ему предстоит воспри-
нять, ведь если бы оно было подобно чему-либо привхо-
дящему, то всякий раз, когда на него накладывалась бы
противоположная или совершенно иная природа, оно да-
вало бы искаженный отпечаток, через который прогляды-
вали бы собственные черты этой природы. Начало, кото-
рому предстояло вобрать в себя все роды вещей, само
должно было быть лишено каких-либо форм (είδών), как
при выделывании благовонных притираний прежде всего
заботятся о том, чтобы жидкость, в которой должны рас-
творяться благовония, по возможности не имела своего
запаха. Или это можно сравнить с тем, как при вычерчи-
вании фигур на каких-либо мягких поверхностях не до-
пускают, чтобы на них уже заранее виднелась та или иная
фигура, но для начала делают все возможно более глад-

 


ким. Подобно этому и начало, назначение которого со-
стоит в том, чтобы во всем своем объеме хорошо воспри-
нимать отпечатки всех вечно сущих вещей, само должно
быть по природе своей чуждо каким бы то ни было фор-
мам. А потому мы не скажем, будто мать и восприемни-
ца всего, что рождено видимым и вообще чувствен-
ным, — это земля, воздух, огонь, вода или какой-либо
другой [вид], который родился из этих четырех [стихий]
либо из которого сами они родились. Напротив, обозна-
чив его как незримый, бесформенный и все-
восприемлющий вид, чрезвычайно странным путем
участвующий в мыслимом и до крайности неуловимый,
мы не очень ошибемся. Если только предыдущие наши
рассуждения помогают нам напасть на след этой приро-
ды, справедливее всего было бы, пожалуй, сказать о ней
так: огнем всякий раз является ее воспламеняющаяся
часть, водой — ее увлажняющаяся часть, землей же и воз-
духом — те ее части, которые подражают этим [стихиям].
Однако нам следует определить наш предмет еще
более точно и для этого рассмотреть, есть ли такая вещь,
как огонь сам по себе, и обстоит ли дело таким же обра-
зом с прочими вещами, о каждой из которых мы привык-
ли говорить как о существующей самой по себе? Или же
только то, что мы видим либо вообще воспринимаем те-
лесными ощущениями, обладает подобной истинностью,
а помимо этого вообще ничего и нигде нет? Может быть,
мы понапрасну говорим об умопостигаемой идее каждой
вещи, и идея эта не более чем слово? Нехорошо было бы
оставить такой вопрос неисследованным и нерешенным,
ограничившись простым утверждением, что дело-де об-
стоит так и не иначе; с другой стороны, не стоит отяго-
щать нашу и так пространную речь еще и пространным
отступлением. Поэтому, если бы удалось в немногих сло-
вах определить многое, это было бы наилучшим выходом.
Итак, вот каков мой приговор. Если ум и истинное мне-
ние — два разных рода, в таком случае идеи, недоступные
нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом,
безусловно, существуют сами по себе; если же, как пред-
ставляется некоторым, истинное мнение ничем не отли-
чается от ума, тогда следует приписать наибольшую до-
стоверность тому, что воспринимается телесными
ощущениями. Но следует признать, что это — два различ-
ных [рода]: они и рождены порознь, и осуществляют себя

 


неодинаково. Так, ум рождается в нас от наставления,
а истинное мнение — от убеждения; первый всегда спосо-
бен отдать себе во всем правильный отчет, второе — без-
отчетно; первый не может быть сдвинут с места убеж-
дением, второе подвластно переубеждению; наконец,
истинное мнение, как приходится признать, дано любому
человеку, ум же есть достояние богов и лишь малой горст-
ки людей. Если все это так, приходится признать, во-пер-
вых, что есть тождественная идея, нерожденная и негиб-
нущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то
ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак
иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли.
Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то
же имя — ощутимое, рожденное, вечно движущееся, воз-
никающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и
оно воспринимается посредством мнения, соединенного
с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно
пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует
обитель всему рождающемуся, но само воспринимается
вне ощущения, посредством некоего незаконного умо-
заключения, и поверить в него почти невозможно. Мы
видим его как бы в грезах и утверждаем, будто всякому
бытию непременно должно быть где-то, в каком-то месте
и занимать какое-то пространство, а то, что не находится
ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует.
Эти и родственные им понятия мы в сонном забытьи
переносим и на непричастную сну природу истинного
бытия, а пробудившись, оказываемся не в силах сделать
разграничение и молвить истину, а именно что, посколь-
ку образ не в себе самом носит причину собственного
рождения, но неизменно являет собою призрак чего-то
иного, ему и должно родиться внутри чего-то иного, как
бы прилепившись к сущности, или вообще не быть
ничем. Между тем на подмогу истинному бытию выступа-
ет тот безупречно истинный довод, согласно которому,
если некая вещь представляется то чем-то одним, то дру-
гим, причем ни то, ни другое взаимно друг друга не по-
рождает, то вещь эта будет одновременно единой и раз-
дельной.

Итак, согласно моему приговору, краткий вывод та-
ков: есть бытие, есть пространство и есть возникновение,
и эти три [рода] возникли порознь еще до рождения неба.
А о Кормилице рождения скажем вот что: поскольку она

 


и растекается влагой, и пламенеет огнем, и принимает
формы земли и воздуха, и претерпевает всю чреду подоб-
ных состояний, являя многообразный лик, и поскольку
наполнявшие ее силы не были ни взаимно подобны, ни
взаимно уравновешены и сама она ни в одной своей части
не имела равновесия, она повсюду была неравномерно
сотрясаема и колеблема этими силами и в свою очередь
сама колебала их своим движением. То, что приводилось
в движение, все время дробилось, и образовавшиеся части
неслись в различных направлениях точно так, как это бы-
вает при провеивании зерна и отсеивании мякины: плот-
ное и тяжелое ложится в одном месте, рыхлое и легкое от-
летает в сторону и находит для себя иное пристанище. Вот
наподобие этого и четыре упомянутых рода [стихии] были
тогда колеблемы Восприемницей, которая в движении
своем являла собой как бы сито: то, что наименее сходно
между собой, она разбрасывала дальше всего друг от
друга, а то, что более всего сходно, просеивала ближе
всего друг к другу; таким образом, четыре рода обособи-
лись в пространстве еще до того, как пришло время рож-
даться устрояемой из них Вселенной. Ранее в них не было
ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух яв-
ляли кое-какие приметы присущей им своеобычности,
однако они пребывали всецело в таком состоянии, в ко-
тором свойственно находиться всему, чего еще не коснул-
ся бог. Поэтому последний, приступая к построению кос-
моса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с
помощью образов и чисел. То, что они были приведены
богом к наивысшей возможной для них красоте и к наи-
высшему совершенству из совсем иного состояния, пусть
останется для нас преимущественным и незыблемым ут-
верждением; но теперь мне следует попытаться пояснить
вам устройство и рождение каждого из четырех родов.
Рассказ мой будет непривычен, но, раз вы сроднились с
теми путями научения, без которых не обойтись моим
речам, вы последуете за мной.

Во-первых, каждому, разумеется, ясно, что огонь и зем-
ля, вода и воздух суть тела, а всякое тело имеет глубину.
Между тем любая глубина по необходимости должна быть
ограничена некоторыми поверхностями; притом всякая
прямолинейная поверхность состоит из треугольников.
Однако все вообще треугольники восходят к двум, из ко-
торых каждый имеет по одному прямому углу и по два

 


острых, но при этом у одного по обе стороны от прямого
угла лежат равные углы величиной в одну и ту же долю
прямого угла, ограниченные равными сторонами, а у дру-
гого — неравные углы, ограниченные неравными сторо-
нами. Здесь-то мы и полагаем начало огня и всех прочих
тел, следуя в этом вероятности, соединенной с необходи-
мостью; те же начала, что лежат еще ближе к истоку, ве-
дает бог, а из людей разве что тот, кто друг богу.

Теперь должно сказать, каковы же те четыре рожден-
ных тела, прекраснейшие из всех, которые не подобны
друг другу, однако способны, разрушаясь, друг в друга
перерождаться. Если нам удастся попасть в точку, у нас
в руках будет истина о рождении земли и огня, а равно и
тех [стихий], что стоят между ними как средние члены
пропорции. Тогда мы никому не уступили бы в том, что
нет видимых тел более прекрасных, чем эти, притом каж-
дое из них прекрасно в своем роде. Поэтому надо прило-
жить старания к тому, чтобы привести в соответствие че-
тыре отличающихся красотой рода тел и доказать, что мы
достаточно уразумели их природу. Из двух названных
раньше треугольников равнобедренный получил в удел
одну природу, тогда как неравнобедренный — бесчислен-
ное их множество. Из этого множества нам должно из-
брать наилучшее, если мы хотим приступить к делу надле-
жащим образом. Что ж, если кто-нибудь выберет и
назовет нечто еще более прекрасное, предназначенное
для того, чтобы создавать эти [четыре тела], мы подчи-
нимся ему не как неприятелю, но как другу; нам же пред-
ставляется, что между множеством треугольников есть
один, прекраснейший, ради которого мы оставим все про-
чие, а именно тот, который в соединении с подобным ему
образует третий треугольник — равносторонний. Обосно-
вывать это было бы слишком долго (впрочем, если бы кто
изобличил нас и доказал обратное, мы охотно признали
бы его победителем). Итак, нам приходится отдать пред-
почтение двум треугольникам как таким, из которых со-
ставлено тело огня и [трех] прочих тел: один из них рав-
нобедренный, а другой таков, что в нем квадрат большей
стороны в три раза больше квадрата меньшей.

Но мы обязаны более четко определить одну вещь,
о которой прежде говорилось неясно. В самом деле, нам
казалось, будто все четыре рода могут последовательно
перерождаться друг в друга, но такая видимость была не-

 


правильной. Ведь четыре рода действительно рождаются
из выбранных нами треугольников: три рода слагаются из
одного и того же неравнобедренного треугольника и толь-
ко четвертый род — из равнобедренного, а значит, не все
роды могут разрешаться друг в друга и рождаться один из
другого путем соединения большого количества малых
[величин] в малое количество больших, и обратно. Если
это и возможно, то лишь для вышеназванных первых трех
[родов], ведь коль скоро все они произошли из единой
[основы], то при разрушении более крупных [тел] из их
[частей] составится множество малых, принимающих
свойственные им очертания; и, напротив, если разъять
много малых [тел] на отдельные треугольники, они обра-
зуют единое количество однородной массы, из которой
возникнет единое большое [тело] иного вида. Вот как об-
стоит дело с их переходом друг в друга. Следующей нашей
задачей будет изложить, какой вид имеет каждое тело и из
сочетания каких чисел оно рождается.

Начнем с первого вида, состоящего из самых малых
частей: его первоначало — треугольник, у которого гипо-
тенуза вдвое длиннее меньшего катета. Если такие тре-
угольники сложить, совмещая их гипотенузы, и повторить
такое действие трижды, притом так, чтобы меньшие кате-
ты и гипотенузы сошлись в одной точке как в своем цент-
ре, то из шестикратного числа треугольников будет рож-
ден один, и он будет равносторонним. Когда же четыре
равносторонних треугольника окажутся соединенными в
три двугранных угла, они образуют один объемный угол,
а именно такой, который занимает место вслед за самым
тупым из плоских углов. Завершив построение четырех
таких углов, мы получаем первый объемный вид, имею-
щий свойство делить всю описанную около него сферу на
равные и подобные части.

Второй вид строится из таких же исходных треуголь-
ников, соединившихся в восемь равносторонних тре-
угольников и образующих каждый раз из четырех плоских
углов по одному объемному; когда таких объемных углов
шесть, второе тело получает завершенность.

Третий вид образуется из сложения ста двадцати ис-
ходных треугольников и двенадцати объемных углов, каж-
дый из которых охвачен пятью равносторонними тре-
угольными плоскостями, так что все тело имеет двадцать
граней, являющих собой равносторонние треугольники.


На этом порождении и кончилась задача первого из
первоначал. Но равнобедренный треугольник породил
природу четвертого [вида], и притом так, что четыре тре-
угольника, прямые углы которых встречались в одном
центре, образовывали квадрат; а из сложения шести квад-
ратов возникало восемь объемных углов, каждый из кото-
рых гармонично охватывается тремя плоскими прямыми
углами. Составившееся таким образом тело имело очерта-
ния куба, наделенного шестью квадратными плоскими
гранями. В запасе оставалось еще пятое многогранное по-
строение, его бог определил для Вселенной и прибегнул
к нему в качестве образца.

Если бы теперь кто-нибудь, тщательно обдумывая все
сказанное, задался вопросом, следует ли допустить бес-
численные космосы или ограниченное их число, ему при-
шлось бы заключить, что вывод относительно неограничен-
ности этого числа позволительно делать разве что тому,
кто сам очень ограничен, и притом в вопросах, которые
следовало бы знать. Если, однако, поставить иной во-
прос — существует ли один космос или их на самом деле
пять, то здесь, естественно, причин для затруднения было
бы куда больше. Что касается нас, то мы, согласно прав-
доподобным словам и указаниям бога, утверждаем, что
существует один космос; но другой, взглянув на вещи
иначе, составит себе, пожалуй, иное мнение. Как бы то
ни было, оставим этот вопрос и начнем разделять роды,
только что рожденные и нашем слове, на огонь, землю,
воду и воздух.

Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех
четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образо-
ванию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь
самые устойчивые основания. Между тем не только из
наших исходных треугольников равнобедренный, если
взять его как основание, по природе устойчивее неравно-
стороннего, но и образующийся из сложения двух равно-
бедренных треугольников квадрат с необходимостью более
устойчив, нежели равносторонний треугольник, причем
соотношение это сохраняет силу как для частей, так и для
целого. Значит, мы не нарушим правдоподобия, если на-
значим этот удел земле, а равно и в том случае, если на-
именее подвижный из остальных видов отведем воде,
наиболее подвижный — огню, а средний — воздуху; далее,
наименьшее тело — огню, наибольшее — воде, а среднее —







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 330. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия