Студопедия — Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 2 страница






Важной осо­бенностью понятия «социокультурная деятельность» является его довольно широкий объем. В своем практическом воплощении эта деятельность включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени, непро­фессиональным, а отчасти и профессиональным занятиям взрослого человека, производству и усвоению культурных ценностей, досуговому общению, се­мейно-бытовой сфере жизни и т.д. Как объект научного познания социокуль­турная деятельность вполне поддается научно-теоретическому осмыслению.

Ю. А. Стрельцов считает, что «здесь можно определить цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты исследуемого процесса. Несколько труднее обстоит дело с технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она должна разрабатываться на уровне конкретных состав­ляющих, т.е. на уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, культурно-рекреационных занятий»[7].

К вышесказанному следует добавить, что социально-культурная деятель­ность как замкнутая система имеет свою инфраструктуру, а как смыслосодержательный феномен имеет всепроникающий характер, в том числе и в культурно-досуговую деятельность.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систе­му, имеющую свою инфраструктуру, основными структурными компонентами которой являются история, теория, технология, материально-техническая база учреждений культурно-досугового типа, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности, управление. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно переходят одни в другие на основе закономерных свя­зей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функ­ционирования целостной системы.

В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокуп­ность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм разви­тия и совершенствования каждого элемента: субъекта, объекта, цели, со­держания, средств, методов, форм, предмета исследования.

Поскольку культур­но-досуговая деятельность – творческая деятельность, автор исходит из поло­жения М.М. Бахтина: «Всякое творчество определяется своим предметом и структурой и поэтому не допускает произвола и, в сущности, ничего не выду­мывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете»[8], В связи с этим наиболее актуальной теоретической проблемой является исследование предме­та культурно-досуговой деятельности, определение его границ с учетом того, что объект представляет собой сложный, противоречивый конгломерат миро­воззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств.

Анализ существующих концепций позволяет спроектировать модель це­лостного процесса развития личности в условиях функционирования социаль­но-культурной и культурно-досуговой деятельности на основе вариативного, многоаспектного и многоуровневого обобщения.

Поэтому сравнительный анализ понятий «социально-культурная» и «культурно-досуговая» деятельность необходим и для разработки общей мето­дологии и отраслевых методик, и для «определения их границ», что является сейчас одной из актуальнейших научных и утилитарных задач, поскольку оба понятия широко представлены как в учебном процессе в вузах культуры, так и в научной и популярной литературе, это важно и для понимания теории эстрадного искусства.

Академик М.С. Каган считает, что «значение различения-сцепления по­нятий «социальный» и «культурный» в проекции на самого человека помогает осознать: его сущность не чисто природная (биологическая), не двусторонняя биосоциальная, как говорили философы, пытавшиеся преодолеть здесь крайно­сти биологизаторства и социологизма, а трехсторонняя, биосоциокультурная»[9]. Здесь ещё места эстрадному искусству не отводится. Академик В.Г. Иванов, автор статьи «О понятии «социокультурная деятель­ность», считает, что «не любая культурная деятельность» есть «деятельность социальная» и, наоборот, не любая «социальная деятельность» есть «деятель­ность культурная». Если придать им ценностно-нормативный характер, то со­циальная деятельность (+) может противостоять асоциальной (-), а культурная деятельность (созидательная (+) – акультурной (разрушительной). Так, дея­тельность библиотекаря, музейного работника есть общественно-культурная деятельность в отличие от индивидуальной деятельности читателя, посетите­ля»[10]. Несмотря на то, что здесь также есть противоречие, ибо нельзя сравнивать деятельность субъектов-профессионалов и потребителей культуры. Тем не менее, здесь уже есть место и функции эстрадного искусства.

По предмету и объекту деятельности социально-культурная отличается от культурно-досуговой, ибо в инфраструктуру последней входит и подсистема домашнего досуга. На наш взгляд, всякая культурно-досуговая деятельность имеет социальный аспект. Провести различия между социальным и культурным очень непросто, все дело в акцентах, дозировке.

В социально-культурной и культурно-досуговой деятельности опреде­ляющим является содержание идей, символов веры, социальных теорий, норм, ценностей, образцов, примеров, т.е. всего того, что входит в понятие «эстрадное искусство».

Главная идея сравнительного анализа рассматриваемых феноменов состоит в определении масштаба их границ для наиболее продуктивно­го изучения каждого из них в поисках отличительных характеристик, свя­занных с технологическими, творческими и результативными составляющими компонентами. На методическом уровне культурно-досуговая деятельность обладает богатым ар­сеналом отличительных от социально-культурной деятельности выразительных средств воздействия на личность условий функционирования в учреждениях и домашнего досуга, что чрезвычайно важно для понимания теоретических основ и технологии эстрадного искусства. Следовательно, социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры являются одними из основных сфер функционирования эстрадного искусства.

 

Глава 20. Сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности

 

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включённая в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О социально-культурной деятельности написано мало несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом многих исследований как научного, так и прикладного характера.

Культурно-досуговая деятельность настолько разнообразна, насколько развиты культурные интересы и потребности населения. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам «космос») культурно-досуговая деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

В отличие от социально-культурной, культурно-досуговая деятельность более наполнена искусством, в том числе и эстрадным; это проявляется в коллективных и индивидуальных формах творчества, в создании художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.

В концептуальных подходах к теории эстрадного искусства социально-культурная деятельность является, с одной стороны, смыслосодержательной, а с другой – структуро-образующей.

Здесь надо различать общественно регулируемую часть и лично регулируемую.

Многообразие социально-культурной деятельности порождает и соответствующее число подходов, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания, в том числе и эстрадного искусства.

Уже при первичном анализе социально-культурной деятельности обращает на себя внимание широта и глубина рассматриваемого феномена. Данное понятие складывается из четырёх терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщённом виде трактуются следующим образом:

Социальный – в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими средствами, формами и способами, в том числе и эстрадного искусства.

Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата, где эстрадное искусство занимает одно из ведущих мест.

Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к эстрадному искусству.

Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая её целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия эстрадного искусства.

Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики социально-культурной деятельности:

– процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её цели, задачи, функции, прогнозируемые результаты;

– пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;

– содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.

Социально-культурная деятельность как специфическое явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая, рекреационная, научная, образовательная деятельность и т.п.

Социально-культурная деятельность осуществляет своё воздействие как формирующая и формируемая составляющая. Специализированная социально-культурная деятельность носит воспитательно-формирующий характер и выполняется специалистами.

Поэтому систему социально-культурной деятельности, как самостоятельную отрасль педагогической науки, схематично можно представить следующим образом:

– иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;

– последовательность: на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;

– дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

– логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречит настоящему;

– сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и т.п.) «сильнее», «выше» и т.п.

Цель системы социально-культурной деятельности задаётся как некоторый набор «естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в питании, образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальное благополучие» и т.д.). Несмотря на признаваемую «минимальность» этих потребностей (как по содержанию, так и по задаваемому уровню удовлетворения) этот набор считается достаточным для описания целей, с помощью которой исследуются частные проблемы культуры, образования и стратегии развития личности.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса учёных и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но в основном есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга.

В нашем обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Каждое из предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц социально-культурной деятельности могут стать предметом анализа научных дисциплин.

Социально-культурная деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности, является сегодня главной ценностью для нашего общества.

Поэтому ведущим научным направлением исследований социально-культурно-досуговой деятельности как самостоятельной научной отрасли педагогической науки является технология.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство, и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта и особенно такого сложного, как эстрадное искусство.

Под технологией социально-культурной деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчёта, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определённой воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект деятельности с целью формирования общественно – значимых качеств личности.

Технология социально-культурной деятельности как учебная и научная дисциплина объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д.

Фунциональные (отраслевые) технологии исходят из функционального предназначения субъекта. Например, для музея приоритетной функцией является сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры; для учреждений культуры – функция рекреативная; для вуза – образовательная функция. С учётом этих функций и строится технологический процесс того или иного учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа.

Частные технологии социально-культурной деятельности представляют собой определённые процедуры по созданию информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

Учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения, которая строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учёт социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.

Разработка социально-культурных технологий связана с определёнными сложностями, поскольку это и специальная учебная дисциплина, занимающая видное место в подготовке квалифицированных специалистов в педагогических вузах и вузах культуры и искусств. Действующая сегодня сеть средних и высших специальных учебных заведений позволяет решать базовые кадровые вопросы. Вместе с тем, динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания учёных и педагогов к разработке новых учебных программ, планов, перечня специальностей и квалификаций специалистов, удовлетворяющих современным насущным потребностям практики.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, учёных, методистов и практиков, которые так или иначе заинтересованы в изучении особенностей общественной организации досуга. Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследова-тельский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт искусствознания, региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук, Государственный Российский Дом народного творчества, Государственный Российский Дом фольклора, Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремёсел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры.

К сожалению, с каждым годом ухудшается снабжение территорий специальной литературой, сокращается число проводимых научно-практических конференций, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства, сужаются возможности повышения квалификации работников культуры, исчезают каналы методической помощи, уменьшается количество наименований и тираж бюллетеней комплексных научных исследований по проблемам культурно-досуговой деятельности. Намечается явный крен в сторону региональных эмпирико-технологических исследований социально-культурной деятельности.

Сущность, специфика и природа социально-культурной деятельности заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях досуга.

Поскольку социально-культурная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то её функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение социально-культурной деятельности состоит в активном приобщении личности к культуре и искусству общества на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его функционирование.

В рамках учреждений социально-культурного типа создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

В этих условиях одной из главных функций социально-культурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение и предприятие, призванное обеспечить использование развивающего потенциала социально-культурной деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия лич­ности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр си­стемы личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что функции социально-культурной дея­тельности определяются учеными по-разному. Большинство из них трактуют функции социально-культурной деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений: в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) общение, обеспечивающее знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, воспитание населения; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Рекреационная функция социально-культурной деятельности наиболее популярная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения; социально-культурная деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, личность готовит себя для творческого самоутверждения.

Перечисленные функции социально-культурной деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы социально-культурной деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и коммуникативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной (отчасти – и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стиму­лировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

В проведение праздников вовлекаются значительные группы людей: организаторы федеральных, региональных и локальных программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, которые оказывают влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей. При этом формирующее начало социально-культурной деятельности следует рассматривать как результат определенно разработанной программы, созданной профессионалами. Современный специалист социально-культурной деятельности – это высокопрофессиональный организатор досуга, обладающий знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия в сочетании с просвещением, отдыхом и развле­чением. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности: с одной стороны, это деятельность штатных работни­ков (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу: са­мопроизвольную, спонтанную, возникающую без прямых побуждений со стороны специалистов.

Функции социально-культурной деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный.

На федеральном уровне:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятель­ности в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа;

- защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населе­ния, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.

На региональном уровне:

- создание условий административной децентрализации в сфере культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения куль­туры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различ­ными культурными группами региона.

На местном уровне:

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной само­деятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования творческой деятельности;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию социально-культурную деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно-ориенти-рованную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением ин­формации и получением нового знания в результате участия в дискус­сии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ри­туалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобре­тать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических ре­альных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам социально-культурной деятельности и носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность имеет и автономный характер, когда она непосредственно связана с конкретным видом искусства, в том числе и эстрадным.

Содержательный аспект функций социально-культурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния кон­кретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

Осуществление функций социально-культурной деятельности в условиях домашнего досуга происходит на основе удовлетворения разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает максимально разностороннее развитие ее активности.

Функции социально-культурной деятельности обладают большим общественным зна­чением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизируется высшее назначение культуры.

Практическая деятельность учреждений социально-культурного типа строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого можно назвать функции направления и средств. Осуществляя эти функции, учреждение социально-культурного и культурно-досугового типа выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных социально-культурных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубо­ким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа, во-первых, выступают как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организуют и проводят воспита­тельно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность всех организаций, заинтересованных в создании конкретной социально-культурной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполни­тельских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, тоже весьма важно. Это относится, в первую очередь, к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узло­вых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Одним из основных элементов теории социально-культурной деятельности является принцип. Принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане – основное правило поведе­ния, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности.

Под принципами социально-культурной деятельности принято пони­мать основные требования, которым следуют профессионалы в ее ор­ганизации.

Раскрытие и конкретизация принципов социально-культурной дея­тельности – это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они оставляют фунда­мент, на котором строится здание науки о социально-культурной деятельности. Знание и глубокое понимание принципов социально-культурной деятельности – необходимое условие правильной научной организации деятельности.

Важнейшим принципом социально-культурной деятельности является её неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание социально-культурной деятельности – возрождение духовного наследия предшествующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Действенность, кон­кретные, осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают условия для развития их инициативы и самодеятельности, ро­ста самосознания.

Учреждения социально-культурной и культурно-досуговой деятельности чутко реагируют на события общественной жизни. Они придают широкой огласке, подвергают крити­ке антиобщественные поступки, формируют соответствующее обще­ственное мнение. В этих целях дворцы, дома культуры, клубы исполь­зуют самые разнообразные средства, имеющиеся в их распоряжении.

Осуществление принципа связи социально-культурной деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.

· Целенаправленность социально-культурной деятель­ности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей. Этим целям подчиняется вся практическая деятельность учреждения.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия