Студопедия — Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел III. Социально-культурные основы теории эстрадного искусства 3 страница






· Конкретность социально-культурной деятель-ности. Каждое учреждение осуществляет свою деятельность в соци­уме, решая ежедневно присущие только ему задачи.

· Оперативность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое – ценное качество специалиста учреждения. Очень важно вовремя ин­формировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяс­нить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты насе­ления.

· Непрерывность процесса социально-культурной дея­тельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.

Расширение сферы влияния учреждений, как показывает опыт, требует повышения качества их деятельности, использования массовых форм в сочетании с индивидуальными, организации социально-культурных программ непосредственно на рабочем месте или по месту жительства.

Поскольку социально-культурная деятельность строится на добро­вольных началах, административные методы воздействия для привлечения посетителей неприменимы, да и возможности оказания мо­рального влияния весьма ограничены. Люди идут в учреждение культуры в силу потребности, внутренних мотивов. Большинство домов культуры и клубов работают насыщенно, в них всегда много посетителей. Но встречаются и такие учреждения культуры, в которых намеченные программы из-за отсутствия зрителей или слушателей срываются, где посетители весьма желанные, но редкие гости. Для всех типов учреждений культуры наиболее сложной является проблема развития эстрадного искусства.

Социально-культурная деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на эстрадных программах, когда последние интересны, увлекательны. Каждое учреждение призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Наличие у населения устойчивого интереса к эстрадному искусству позволит решить многие проблемы социально-культурной деятельности.

Важнейшим принципом социально-культурной деятельности являет­ся дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию социально-культурной деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как необходимых условий доходчивости и действенности.

Популярность эстрадного искусства обеспечивается дифференцированным подходом к различным слоям населения, ибо нельзя одина­ково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сель­ских жителей или банкиров и предпринимателей.

Принцип дифференцированного подхода при организации социально-культурной деятельности предполагает прежде всего необходимость учета специфики труда и профессиональных интересов различных групп населения. Не могут быть идентичными, например, планы работы Дома культуры железнодорожников, Дома культуры автомобилистов, Дома учителя, районного дома культуры, сельского клуба и т.д. Дея­тельность этих учреждений, направленная на развитие эстрадного искусства, проходит с учетом задач и про­фессиональных интересов обслуживаемых групп населения, обуславливает ее связь о жизнью, создает предпосылки высокой эффектив­ности.

Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп на­селения к эстрадному искусству существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно учитывать возраст­ные особенности аудитории.

Прежде всего следует тщательно продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более поло­вины всего взрослого населения страны, а на эстрадных программах она – в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками – очень ответ­ственная задача, требующая для своего выполнения дифференциро­ванной, глубоко продуманной, профессиональной и интересной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правиль­ном определении содержания и соответствующих методов работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосред­ственными участниками и активистами в подготовке и проведении эстрадных программ.

Дифференцированный подход необходим и по другим признакам. Так, организация работы среди женщин представляет значительные труд­ности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин. Они зачастую не могут «оторваться» от детей. Всё это следует принимать во внимание.

Одним из важных принципов социально-культурной деятельности является опора на художественную самодеятельность людей. Этот принцип означает наличие в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа специально подготовленных, знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов, пони­мающих необходимость использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для раз­вития активности населения.

Формы приобщения населения к деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятель­ности. Учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства нередко вы­ступают в качестве руководителей коллективов художественной само­деятельности, организаторов или участников отдельных эстрадных программ, руководителей эстрадных театров, коллективов, концертных бригад и т.д.

Поэтому принцип индивидуализации становится ведущим в культурно-досуговой деятельности, при­обретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскры­тия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл социально-культурных основ эстрадного искусства и органически заключить их в единую систему.

И здесь важен следующий принцип – принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей системы деятельности, выстраивается ее последовательность решения взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение. Конструируются средства воздействия эстрадного искусства, имеющие разные аспекты: це­левые (связанные с социальным заказом), содержательные и методи­ческие, обусловленные соответствующими целями и содержанием, тех­нологические, направленные на обработку "человеческого материала", и организационно-формальные.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму эстрадного искусства коллективно или индивидуально организованных занятий и выстраи­вание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами социокультурной деятельности позволяет выделить принцип системного подхода к решению социально-культурных и эстрадных задач. Например, задач формирования положительно воспитывающих видов занятий у различ­ных социально-демографических групп населения, борьбы с деструк­тивными занятиями, превращающими досуг в криминогенный фактор, и других целей перевоспитания. Выстраивание структуры занятий эстрадным искусством позволяет поднять уровень социальной и творческой активности людей.

Следовательно, сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности являются основополагающими при определении социальных функций и принципов эстрадного искусства.

 

 

Глава 21. Сущность, социальные функции и принципы эстрадного искусства

В результате длительного исторического развития в художественной культуре сложились и развиваются следующие основные виды искусства: литература, музыка, театр, архитектура, живопись, скульптура, кино, хореография, прикладное искусство, цирк и т.д. Эстрадное искусство постепенно оформилось как самостоятельный вид, но, как и многие другие виды искусства, носит собирательный характер, а его теория пока ещё только создаётся.

Научный анализ этой новой области знания неизбежно начинается с определения понятийно-категориального аппарата разработки исходных понятий, объекта и предмета изучения.

Известно, что многие ключевые дефиниции эстрадного искусства в настоящее время трактуются слишком широко или противоречиво.

В понимании теории эстрадного искусства, на наш взгляд, исходных понятий по меньшей мере три: «сущность эстрадного искусства», «функции эстрадного искусства», «принципы эстрадного искусства».

Определение сущности эстрадного искусства как функционирующей составляющей социально-культурной деятельности может быть обусловлено существованием цепи связанных между собой блоков: создатели продуктов (сценаристы, режиссёры, артисты, художники, осветители, техники и т.д.); институты создания и тиражирования продуктов (телевидение, радио, киностудии, издательства, фирмы звукозаписи, театры, эстрадные площадки и т.д.); продукты эстрадного искусства – институты сохранения и распространения (библиотеки, архивы, театры, цирки, концертные организации, клубные учреждения, парки культуры и отдыха, книготорги и т.д.).

В настоящее время эстрадное искусство как особая реальность, имеющая социальную значимость для человека, может быть познана, изучена во всём многообразии её механизмов и закономерностей, поскольку в процессе её развития обнаружилось не только индивидуальное, неповторимое и уникальное, но и общее, закономерное.

Теория социально-культурной деятельности рассматривает эстрадное искусство как один из своих системообразующих элементов, служит методологической основой для его анализа, позволяет проанализировать богатство его содержания, формы и жанры. Наряду с другими науками эта теория служит познанию мира, препятствует интеллектуальному оскудению общества.

Формирование научного знания об эстрадном искусстве, механизмов его функционирования как самостоятельной системы обусловлено логикой социального познания и современными духовными потребностями населения. Л.О. Утёсов писал: «Эстрада – понятие, трудно поддающееся точному определению. Но она, несомненно, настолько иногда близка к театру, что границу провести почти невозможно»[11]. Выдающийся эстрадный певец понимал эстраду как одну из разновидностей театра, и всё же в своих высказываниях не отождествлял её с театром.

На наш взгляд, более точную характеристику этого понятия даёт Е.М. Кузнецов: «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в лёгкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, – в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики»[12].

Здесь можно дискутировать о том, что все эти признаки принадлежат исключительно эстраде, но главное состоит в том, что отдельные её свойства присущи и другим видам искусства, и эти свойства в их комплексе отличают последнюю от других видов художественного творчества.

Автор настоящего учебного пособия уже отмечал, само слово «эстрада» в переводе с латинского языка, означает «настил», «помост», «возвышенную площадку». Ещё более важна эволюция русского толкования этого слова. В словаре В.И. Даля – это только «помост, возвышенная площадка, например, для музыки». Как видим, речь не идёт о содержании этого вида искусства. В словаре Д.Н. Ушакова приводится и другое значение этого слова: «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене». И здесь не говорится о ценностных ориентациях в контексте взаимодействия с другими видами искусства. С.И. Ожегов впервые рассматривает содержание эстрадного искусства, подчёркивая его специфику в отражении мира. Слово «эстрада» трактуется как: «1 – возвышение для исполнителей, выступающих перед публикой; 2 – вид исполнительского искусства – представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Что происходит на возвышенной площадке, чем отличается эстрада от театральной сцены или помоста в концертном зале? Специфика эстрадного искусства – художественное отражение жизни»[13].

Только последняя фраза даёт направление для теоретического анализа эстрадного искусства. Такой подход вполне закономерен и исключительно важен: без него это искусство не может быть понято. Однако абсолютизация этого подхода, поиски лишь уникального, неповторимого в художественно-творческом процессе на эстраде не дают возможности делать научно обоснованные выводы.

Все теории рассматривают основные виды искусства как специфические, имеющие свою форму бытия, свою "единицу измерения". В театре – это спектакль, целостное, художественно завершенное произведение. Для симфонического оркестра, камерных ансамблей или солистов – концерт; для эстрады – тоже концерт, но особого рода. В эстрадном концерте нередко выступают мастера самых разных жанров. Основой искусства эстрады, его решающим звеном является номер.

С теоретической точки зрения, до сих пор нет общепринятого, достаточно обоснованного и внутренне непротиворечивого перечня функций эстрадного искусства. Основная причина - множественность системных связей, в которые включена эстрада, и обусловленная этим возможность построить единый ряд функций, описывающих задачи и особенности её реального функционирования хотя бы в основных метасистемах, в которые она включена. Нам представ­ляется, что именно недостаточная осознанность последнего обс­тоятельства служит главным препятствием удовлетворительного решения вопроса о системе функций названного искусства.

Основными значениями термина "функция", которые мы будем применять, являются, во-первых, "задача, назначе­ние", а во-вторых, – "отрасль или вид деятельности".

Любой достаточно сложный объект, в том числе эстрадное искусство, безусловно, является таковым по следующим причинам: во-первых, он представляет собой систему, во-вторых – как правило, включен в ряд метасистем. Очевидно, что назначение и деятельность такого сложного объекта (т.е. его функции) необходимо анализировать и описывать по-разному, в зависимости от того, в какой системе связей, в рамках какой метасистемы мы рассматриваем изучаемый сложный объект.

Сущность эстрадного искусства, на наш взгляд, следует рассматривать, по крайней мере, в трёх аспектах: эстрада как элемент метасистемы «социум», как часть общества; эстрадное искусство как относительно самостоятельная система; эстрадная программа в рамках системы: «исполнитель – аудитория».

Для определения сущности этого вида искусства необходимо рассмотреть его функции и принципы. Сначала следует выделить функции эстрады, имеющие непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от эстрады социальный, общественно значимый эффект. Это – функции-цели, целевые функции. Через них конкретизируется высшее назначение эстрады: обогащение культурной сокровищницы общества путём массового вовлечения граждан в углублённое освоение, а затем – и в созидание культурных ценностей.

Затем функции-направления функционирования эстрадного искусства. Функции-средства, с помощью которых оно выполняет своё общественное назначение.

Однако ведущей функцией является общение. Органичное, всестороннее и одновременное рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон общения создаёт возможность для научного анализа и выработки рекомендаций по управлению процессами эстрадного искусства.

При характеристике общения в эстрадных программах необходимо отметить значение субъектов, играющих роль технологов эстрадного искусства. Как отмечал известный учёный М. Марков, «технолог – это импресарио знания, а вместе с тем и его интерпретатор. Он использует наличное знание, обогащает его своим опытом и трансформирует его в полезный практический результат»[14]. Субъекты в процессе взаимодействия с эстрадным искусством общаются в условиях поливариантности, при наличии множества возможностей и способов действия. Поэтому даже теоретически никакое технологическое действие не может быть оптимальным, ибо возникает проблема психологической, интеллектуальной совместимости. Разработка каждого отдельного варианта требует времени, сил и средств, коммуникативных способностей, профессиональной компетентности, организаторского таланта.

По своей сущности «общение есть непосредственно наблюдае­мая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма»[15]. В эстрадном искусстве общение и отношение неразрывны, поскольку все формы общения здесь становятся общественными отношениями. Происходящий отбор, выявление ведущих тенденций позволяет общению трансформироваться из межсубъектного взаимодействия в общественные отношения, где средствами эстрадного искусства формируется общественное мнение.

С этой точки зрения, общественное мнение можно определить как активное отношение большинства населения к актуальным проблемам, событиям и фактам эстрадного искусства.

Для этого общественное мнение нужно выразить в оценоч­ных суждениях. Специалисты, изучающие общественное мнение об эстрадном искусстве, чаще всего определяют его как своеобразный барометр мнения разных слоев населения, как надежное средство определения "пульса" народа.

Свободное общение – это вполне самостоятельный компонент, которой органично совпадает с сущностью, функциями и принципами эстрадного искусства. Окружающая нас жизнь настолько динамична и насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь людям поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное вне учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

И здесь эстрадное искусство способно превратить свободное общение в культурное. Увеличение объёма межличностных контактов не означает автоматического повышения их формирующей ценности. Эстрадное искусство с помощью телевидения также участвует в процессе общения в учреждении социально-культурного и культурно-досугового типа. Существуют такие эстрадные телевизионные передачи, которые интересны для относительно большой аудитории. При этом значительной популярностью пользуются коллективные просмотры телепередач в холлах, гостиных, комнатах отдыха и других общественных местах. Коллективный просмотр эстрадных программ всегда представляет собой единство двух взаимосвязанных моментов: с одной стороны, это восприятие определённого зрелища, а с другой – особый вид межличностного общения. Многие из эстрадных телепередач по природе своей предполагают и допускают возможность сиюминутного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями. У экранов спорят, доказывают, радуются, огорчаются. Здесь человек получает информацию, оказывающую очень серьёзное влияние на формирование гражданских убеждений, нравственных представлений, эстетических вкусов. Высший уровень восприятия эстрадного искусства характерен для праздничного общения.

Прежде всего следует помнить, что праздник это социально-культурное явление в любом государстве. В данном контексте важно подчеркнуть, что праздничное общение создаёт праздничное настроение, снимает у людей прошлые обиды и огорчения, ибо в праздник сознание личности раскрыто для восприятия в основном положительных эмоций.

Опыт подготовки и проведения праздничных эстрадных программ показывает, что та достигает наибольшей эффективности, подготовка которой ведётся на основе особого, праздничного общения. Здесь общение как своеоб­разное проявление социальной активности людей вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей. Содержанием общения является отношение людей к событию, которое лежит в основе праздника.

Общение людей в праздничные дни является синтезом различ­ных интересов, эмоциональных компонентов, смысловых элемен­тов общественно-политической направленности. Это сложный и многогранный процесс, способствующий взаимодействию, взаи­мовлиянию, сопереживанию событий и взаимопониманию лич­ностей. Разумеется, коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию.

Специалистам следует обращать самое пристальное внимание на процесс общения как в период подготовки праздничных эстрадных программ, так и в дни их проведения. Это необходимо потому, что праздничное общение является сильнейшим инструментом воздействия, кото­рый позволяет судить о нарастании эмоциональных переживаний и сопереживания, увидеть динамику настроений и чувств людей. Содержание праздника и художественная форма его воплощения призваны возвысить состояние его участников до нового уровня осознания и переживания, так что участники праздника проходят путь от восприятия внешней стороны события к осознанию его внутренней сущности.

Праздничное общение в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа под­нято на уровень духовного общения, которое в ходе эстрадного представления создаёт особую атмосферу, обеспечивающую взаимный обмена мыслями, чувствами.

По своему содержанию общение может быть разделено на ин­формативное, эмоционально-действенное и регулятивное. В каж­дом акте общения заключены все эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно[16]. Поскольку каждый человек обладает особым стилем или манерой общения, в зависимости от своей духовно-ценностной ориентации он избирательно относится к эстрадному искусству. Одни замечают и предпочитают то, на что другие не обращают внимания, охотно вступают в общение с одними людьми и избегают других. Здесь повышается роль эмоций как своеобразных регуляторов действий организма в ответ на определенную ситуа­цию. Положительные эмоциональные ощущения возникают то­гда, когда в мозгу подтверждается успешность тех или иных дей­ствий. Отрицательные эмоции возникают при сигналах, свидетельствующих о неполноценности того или иного действия, о том, что поставленная цель не достигнута.

В процессе воздействия эстрадного искусства общение осуществляется как непосредственно, так и опосредованно. В зависимо­сти от целей, формы программы, конкрет­ной ситуации общения словесное обращение может быть адресовано либо конкретному лицу (или лицам) либо некоторому множеству вероятных адресатов. Непосредственное общение осуществляется с помощью устной речи, мимикой, пластикой, опосредованное — с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. Передавае­мая с их помощью информация, адресованная разнородной по своему составу аудитории, воспринимается в зависимости от уровня культуры личности, предрасположенности партнёров, их доброжелательности, взаимного уважения.

И здесь мы выходим на самую сложную проблему теории эстрадного искусства – перцептивно-коммуни-кативный процесс, где функция общения является его составной частью. Но этот теоретический аспект эстрадного искусства мы рассмотрим в специальной главе.

Сейчас важно подчеркнуть, что эстрадное искусство выполняет в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа функцию развития творческих способностей личности. В них личность встречается как с профессиональными мастерами эстрадного искусства, так и членами любительского художественного творчества, эстрадное искусство функционирует как в институциализированных (организованных) формах: кружки, студии, клубы, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), так и неорганизованных. Главное, что в названных учреждениях имеются все условия для самого разнообразного развития всех форм и жанров эстрадного искусства, позволяющие решать три цели: воспитывать эстетический вкус, развивать способность анализировать и создавать произведения эстрадного искусства.

Влияние этих функций сказывается и в том, что, наряду с усилением влияния мировой и отечественной культуры, происходит и активизация местной культурной жизни, усиление самодеятельного начала.

Эстрадное искусство осуществляет важную познавательную функцию, которая проявляется в двух ипостасях: усвоении информации и эвристической деятельности – получение нового для себя знания в результате размышлений, участия в программах, кружковых занятиях и т.д. Самое ценное, что эстрадное искусство несёт ценностно-ориентационный смысл: человек приобретает, закрепляет или видоизменяет своё отношение к окружающему миру, вырабатывает свою оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Одной из ведущих функций эстрадного искусства является практически преобразующая. Так как оно не просто отражает жизнь,– её элементом, звеном, средством эстетического воспитания, чрезвычайно привлекательного для самых широких слоёв населения.

В число функций эстрадного искусства входит и рекреационная. Снять бытовое и производственное утомление, восстановить силы – одна из его функций. Поэтому есть эстрадные программы, ставящие своей главной задачей именно разрядку, отдых. Не менее важна и их гедонистическая функция. Следовательно, правомерно говорить о гедонистическом элементе во всех формах и жанрах эстрадного искусства, если оно выполнено на высоком профессиональном и любительском уровне, сохраняет свою привлекательность для зрителей, а вместе с этим – и долю самой полезности.

Но прежде всего эстрадное искусство выполняет воспитательную функцию. Осуществляя эту функцию, оно, во-первых, создаёт эстетическую среду; во-вторых, в силу своего профессионализма оно привлекательно и обеспечивает равенство доступа зрителей к художественным ценностям. На наш взгляд, это наиболее специфическая характеристика. Эстрадные программы удовлетворяют разнообразные потребности зрителя. В содержательном отношении именно воспитательная функция наиболее многопланова и эмоционально насыщена, воздействует на самую массовую аудиторию.

Анализ рассмотренных выше дефиниций эстрадного искусства позволяет сделать вывод о том, что невозможно понять его сущность и функции без учёта особенностей восприятия, коммуникации, мотивации, психологических установок объекта воздействия. Оно немыслимо и без разработки вопросов психологического и педагогического регулирования этого процесса.

Особое значение в теории эстрадного искусства имеет осмысление принципов его функционирования. Один из них – принцип синтезирующего элемента, обеспечивающего целостность синтеза. Каждый эстрадный исполнитель, выходя на эстраду, строит своё выступление с учётом психологических особенностей – и на уровне отдельной личности, и на уровне социально-демографических и социально-психологических групп. Это относится и к принципу доступности и последовательности, учитывающему уровень развития способностей и мотивации исполнителей.

На основе педагогических принципов осуществляется конкретизация общих целей эстрадного искусства, выстраивается их система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение. Затем – под углом зрения целей и задач – отбирается содержание эстрадных программ, которое воплощается в адекватные формы и обеспечивается специфическими для этого вида искусства формообразующими принципами. В соответствии с этими принципами конструируются средства эмоционального воздействия, имеющие целевые, содержательные и технологические аспекты.

Здесь следует учитывать, что цель эстрадного искусства состоит в формировании не потребителя искусства, а человека-творца начиная с самых ранних возрастных этапов. Средства, используемые в эстрадной программе, обретают зачастую самодовлеющий характер, проникают в сознание зрителей, исключают созерцательно-пассивное отношение. Поэтому содержание и структуру этого вида нельзя ограничивать только развлекательными по характеру программами. Необходимо включение и других видов искусств, возвышающих их эстетический уровень. Игнорирование наиболее ценной в педагогическом отношении эстрадной программы, посвящённой продуктивному, творческому использованию времени, негативно влияет на развитие личности.

Оценка возможностей приобщения или включения личности в ту или иную форму эстрадного искусства и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложными и общественно ценными видами деятельности позволит посмотреть на эту проблему с позиций социально-культурного подхода решения творческих задач – не частных, на методическом уровне, а более общей и принципиальной: формирование прогрессивных идей у различных социально-демографических групп населения.

Эстрадное искусство – одно из самых ёмких и, пожалуй, противоречивых явлений. Ёмкое потому, что до сих пор не выявлены специфические особенности, которые отличают его от других искусств, нет единого точного определения понятий этого вида искусства, нет разработанной методики воспитания и обучения артиста эстрады. В этом виде искусства, как ни в одном другом, много противоречий, ибо здесь рядом с высокими проявлениями человеческого духа и искренним служением искусству порой уживаются ничем не прикрытая пошлость, халтура, двусмысленность и просто бессмысленность.

Определение «развлекательный вид искусства», применяемое для эстрады, не только неточно, оно не характеризует в полной мере его социально-культурную сущность, социальные функции и принципы.

В основе эстрадного искусства лежит особая природа отношений со зрительным залом, «артист всегда обращается непосредственно к зрителям».

Это искусство, безусловно, выполняет развлекательную функцию: оно, кроме того, может быть источником положительных эмоций, доставляет удовольствие и радость. Но только развлекательность никогда не была и не может быть задачей искусства. Произведения, не несущие и не пробуждающие мысль и чувства, не имеют отношения к искусству. Поэтому, чтобы понять сущность эстрадного искусства, следует осознать, что оно прекрасно тем, что несёт свою мысль, идею «методом от противного», создавая у зрителей желание неприятия жизненных прототипов отрицательных героев номеров или программ, спектаклей, противостоянию им в действительности. Используя эту специфику эстрадного искусства, учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа способны развивать и раскрепощать инициативу и самодеятельность, помогать более активному раскрытию творческого потенциала личности.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1293. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия