Студопедия — Некоторые понятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Некоторые понятия






Агрессивность: Инстинктивная А. вторична по отношению к самосохранению и репродуцированию (через создание потомства, а также жизнеобеспечивающих условий для него). Она возникает как реакция на препятствия, появляющиеся при реализации подобных целей. А. может быть как бессознательной (на инстинктивном уровне или в форме подсознательной установки), так и осознанной (связанной со свободным и рационально осмысленным решением). В бессознательной А. преобладает ориентация на непосредственные, ближайшие цели, спонтанное безрассудство, внеморальные или аморальные действия Осознанная А. может преследовать как ближайшие, так и отдаленные цели, иметь отсроченный характер, удовлетворять в какой-то мере не только потребности и интересы самого субъекта (напр., месть, военная А. и т.п.) А. на животном уровне может быть как межвидовой, так и внутривидовой, как спонтанной (ситуационной), так и “хронической” (устойчивой). Уже Дарвин придавал большое значение в эволюции непримиримой борьбе за выживание, жестокому отбору наиболее приспособленных особей. Значительный вклад в осмысление филогенеза и онтогенеза агрессивности у животных и человека внес К. Лоренц (1903-1989). Его исследования, как и других этологов, обнаружили удивительное сходство агрессивного поведения людей с определенными типами внутривидовой враждебности животных. Согласно Лоренцу, в «Великом Парламенте Инстинктов» особо весомо звучат голоса четырех самых основных из них - голода, сексуальности, агрессии и страха, ведущего к бегству. А. наравне с остальными инстинктами служит в естественных условиях поддержанию жизни и сохранению вида. В то же время Лоренц предостерегает от главной опасности со стороны агрессивного инстинкта, которая состоит в его спонтанности. Чрезмерная А. человека в психическом плане может быть связана с чрезмерным эгоизмом, фрустрацией, комплексами неполноценности или превосходства, утратой жизненных смыслов и целей, агрессивными стереотипами (такими, как “ксенофобия”) и т.п. А., сложившуюся на подсознательном уровне, можно постараться уменьшить или даже приостановить, развивая альтруизм, гуманность, эмпатию, идентификацию, децентрацию, которые ведут к лучшему пониманию другого человека и большему сопереживанию с ним. Агрессивное поведение людей не вытекает из неизменной врожденной программы (подобной той, которая может управлять поведением животных). Человеческая А. на социальном уровне порождена в основном социально-экономическими и социально-политическими причинами. [1, с. 316-]

Адаптация (лат. adaptare - приспособлять): важная форма взаимодействия с природной и социальной средой; она характеризует соответствующую приспособительную направленность внутренних процессов, внешних действий и поведения. Для животных явно преобладает аутопластический тип взаимодействия со средой, т.е. изменение самих себя. Для людей постепенно становится преобладающим аллопластический тип взаимодействий с окружающей средой, ведущий к ее преобразованию, а также надситуативная активность. Можно выделитьть такие уровни в рамках целостной А.: природно-физический; биологический; социокультурный. Социокультурная А.: процесс приспособления отдельных людей или социальных групп к новым для них общественным условиям жизни, социальным порядкам, нормам, обычаям, ценностям. [1, с. 340]

 

Антропогенез: процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. А. изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об А. — раздел антропологии, центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле. Проблема антропогенеза в 20 веке В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная (от лат. simia — обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и аргументированная Ч. Дарвином (1871). Впоследствии было получено много новых данных в подтверждение этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических (связанных с изучением поведения приматов), а также из области сравнительной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики. Вторая половина 20 в. в антропологии ознаменовалась информационным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии. Начиная с 60-х годов, в антропологии широко внедряются новые, прежде всего, радиометрические методы датирования костных остатков и вмещающих их геологических пород, а также методы молекулярной биологии, позволяющие установить примерное время расхождения современных видов приматов и человека от общего предка и определить степень прямого родства современных и ископаемых форм по особенностям строения их молекул (ДНК, белков и др.). [4]

Антропокосмизм: философское и общенаучное учение, которое считает деятельность человечества ключевой в универсальной эволюции мироздания. Между "микрокосмосом" отдельного человека и "макрокосмосом" Вселенной существуют глубокие взаимосвязи. Среди сторонников этого подхода много славных имен - Г.С. Сковорода, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. См. также Антропоцентризм. [1, с. 365]

Антропология: исследует происхождение и эволюцию человека, появление и развитие человеческих рас, естественные вариации физического строения человека. А. включает в себя такие разделы как морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. Специфические морфологические задачи у антропометрии, которая изучает физические характеристики человека, такие как рост, вес, величина костей и пр., сравнивая представителей разных рас. А. соседствует (и даже во многом совпадает) с биологией человека. [1, с. 286]

Антропоцентризм: общенаучный (или философский) принцип (или учение), согласно которому ценностным, смысловым и творчески деятельностным центром всего мироздания является сам человек. Религия связывает антропоцентризм с актом божественного творения. См. также Антропокосмизм. [1, с. 365]

«Биологический паспорт» человека: царство – животные; подцарство – многоклеточные; тип – хордовые (Chordata); подтип – позвоночные; класс - млекопитающие (Mammalia); отряд – приматы (Primates); семейство - гоминиды (Hominidae); род - человек (Homo); вид - человек разумный (Homo sapiens). [1, с. 289]

 

Генно-культурная коэволюция: суть данной концепции состоит в следующем утверждении - отдельно функционирующие гены или зарождающаяся культура не смогли бы привести к появлению человеческого разума; его способно породить лишь “компактное соединение” генетической эволюции и культурной истории. Э.Уилсон и Ч.Ламсден в заключительном разделе “Прометеева огня” пишут, что культурный детерминизм столь же непривлекателен как и генетический. “Обычно говорят, что всё следует воспринимать только в историческом свете, подразумевая под этим культурные изменения, происходящие на протяжении нескольких столетий. Более точно следовало бы говорить о том, что всё следует рассматривать в свете органической эволюции, которая и управляет процессами тесно связанных между собой культурных и генетических изменений, охватывающих сотни тысяч лет”. Ч.Ламсденом, А.Гушурстом разработаны понятия “культурген” (информационная форма, выражающая множество повторяющихся артефактов, образцов поведения и ментальных шаблонов) и “эпигенетические правила” (термин эпигенез в широком смысле слова обозначает в биологии совокупность всех взаимодействий между генами и средой). “Эпигенетические правила” - это особые врожденные регуляторы поведения и развития, нацеливающие на овладение традиционной культурой; они определяют специфичность цветового восприятия, некоторые особенности слуха, предрасположенность к определенным языковым формам и невербальной коммуникации, своеобразие памяти, существование определенных фобий. [1, с. 355]

Гоминиды (от лат. homo — человек): семейство отряда приматов, в которое входят человек современного типа (Homo sapiens) и ископаемые люди (питекантропы, неандертальцы, а также некоторые ископаемые высших приматов типа австралопитеков). [1, с. 340]

Деятельность: способ существования человека, благодаря которому происходит как его самореализация, так и социализация, усвоение социальных ролей и разнообразных форм коммуникации, приобретение социального статуса. Между Д. и потребностями имеет место взаимная связь. Любая Д. основана на тех или иных потребностях и сама порождает какие-то потребности. Можно выделить такие типы Д.: ценностно-ориентированная, познавательная, производственно-трудовая (практически-преобразовательная), организационно-управленческая, коммуникативная, игровая. Каждый из названных типов Д. связан со всеми остальными. Поэтому могут существовать взаимоопосредованные типы Д., такие как, например, познавательно-коммуникативная, организационно-производственная и т.п. Ценностная ориентация любого типа Д. приводит к тому, что последняя имеет либо созидательный, либо потребительский, либо деструктивный характер. Созидательная Д. может быть как продуктивной (творческой), так и репродуктивной. Сознательная Д. опирается на такие более простые механизмы психического функционирования как поведение (“бессознательная Д. ”) и активность* (“действия”). Д. сама по себе есть только средство; лишь целеполагание придает ей осознаваемые значимость и смысл. Целеполагающая Д. относится к основным конституирующим признакам человека. [1, с. 340]

Знак: воплощает единство материального (как носитель информации) и идеального (как сама пронизавшая его информация). Со своей идеальной стороны, он характеризуется значением, значимостью, смыслом. Особую роль играют знаки- символы. Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит. Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для "потребителя" (пример: значимость числа, принесшего лотерейный выигрыш). Базовая значимость знака задается тем местом, которое он занимает в системе знаков, выражающих жизненные потребности и ценностные ориентации человека (социальной группы). Смысл задается теми значениями и значимостями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, будучи соотнесенным с другими системами знаков. Это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с другими знаковыми системами, со всем миром знаков. [1, с.]

КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ - потребность, возникшая на основе истинной, или первичной потребности, т.е. из нужды в том, что в данных конкретных условиях может служить средством удовлетворения любых потребностей. В ряде случаев термин "К." употребляется в отношении искусственных, мнимых, извращенных потребностей, сформировавшихся под влиянием конкретной социальной среды (моды, увлечения, штампов поведения): потребности в курении, алкоголе, наркотиках, в приобретательстве и т.д.

Термин "К." впервые введен в науч. употребление нем. и амер. психологом К. Левином для обозначения потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности. Собственную движущую силу имеет, по К. Левину, только истинная, т.е. первичная потребность. К. использует лишь отраженную энергию истинной потребности (Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981).

Мотив: непосредственное побуждение к деятельности, представляющее собой эмоциональные переживания в связи с информацией об объекте, способном удовлетворить ту или иную потребность. Если выраженное в М. побуждение рационализируется, оно переходит на осознаваемый уровень в форме интереса или желания. Мотивация: система внутренних побуждений, лежащих в основе как отдельных человеческих поступков, так и деятельности в целом [1, с. 341]

Нейрокомпъютинг: новое, весьма продуктивное научное направление. Вначале это была попытка математического моделирования процессов в мозге. Но выявились возможности эффективных практических реализаций (напр., в медицине, робототехнике и пр.). Возник «мост», соединяющий теорию распознавания и нейрофизиологию.

Отчуждение: обусловленный определенными социальными и психобиологическими причинами процесс подчинения людей продуктам их собственной деятельности. Отчужденный человек менее свободен, чем мог бы быть. Он в значительной мере лишается возможности распоряжаться собой и становится “вещью” в мире вещей. Первоначальное отчуждение в материально-экономической сфере, согласно К. Марксу и его последователям, порождено прежде всего разделением труда[1] и частной собственностью. Одна из причин, приводящих к феномену отчуждения, - незнание или недостаточно глубокое знание человеком фундаментальных законов природы и социальной жизни [1, с. 6, 341].

 

Память: способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Различают несколько видов памяти: лабильную (кратковременную), иконическую (мгновенную) и постоянную (долговременную).

 

 

ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизне­деятельности организма человеческой личности, социальной группы, об-ва в це­лом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: есте­ственные и созданные обществом. Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т.д. П.с. - это потребности человека в тру­довой деятельности, социально-экономич. активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности яв­ляются основой, на к-рой возникают, развиваются и получают удовлетворение П.с. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без по­требностей нет и не может быть производства. Они - исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К П.с. относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в много­численные социальные группы и коллективы, в различ. сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность об-ва в целом.

П.с. являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и об-ва. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворе­ния. Фиксация П.с. в форме ценностных ориентации, осознание реальных возмож­ностей их реализации и определение путей и способов их достижения означают пе­реход от стадии побуждения деятельности к стадии более или менее адекватного от­ражения потребностей в сознании человека.

[ 2]

 

ПОТРЕБНОСТЬ - состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимули­рующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из от­личительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, ин­дивиды, социальные группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию ин­тереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия.

П. составляют единую систему и классифицируются по различ. критериям: ма­териальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производ­ственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традици­онные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элемен­тарные и сложные, возвышенные и низменные и т.д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексу­альные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различ. до­стижениях, в дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовы­ражении).

Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят общественный, а не просто биологич. характер. Они опосредствуются общественным производством, об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.

Социологией изучаются социальные П. людей: П. в общении, в самосо­хранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных П.; особенности общественного формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П.

Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина пове­дения личности или социальной группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека порождаются в процессе общественно-историч. развития.

Отправным пунктом в осмыслении П. выступает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно пред­ставить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность чело­века, тем богаче его П.

В психологии встречается ряд определений П. Анализ их позволяет выделить три категории П., которые понимаются как нужды, как требования организма и как отно­шения.

Первое определение традиционно и наиболее распространено. Оно вполне до­статочно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности.

Во втором определении причина развертывания активности скрыта в самом ор­ганизме, а не в объектах среды.

Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда и не просто требова­ния, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль как субъек­та, так и объекта. Исходным и самым глубоким смыслом данного определения яв­ляется противоречие между субъектом и объектом.

За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П.

Испытывая П., человек чувствуют зависимость от предмета, способного удо­влетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым сущест­вом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворе­ния этой П.

Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт, разря­дить напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот по­чему П. оказываются источником активности человека.

Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974; Проблемы фор­мирования социогенных потребностей. Т.1,2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. По­требности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура мотивации поведения // Мотивационная регуляция деятельности и поведе­ния личности. М., 1988. [2]

Потребность: осознаваемое или неосознаваемое ощущение или переживание, отражающее относительно устойчивую нужду в чем-то необходимом для сохранения или развития организма, личности. Первичные потребности порождают немало производных (названных Куртом Левиным квазипотребностями). Так первичная П. в пополнении энергетических запасов организма приводит к П. в пище, а та - к П. в развитии соответствующих форм деятельности, производства и т.п. Чем развитей духовный мир человека, тем разнообразней и всесторонней система его П. Эта система П. находится в глубокой связи с системой ценностей, т.к. П. лежат в основе ценностей и ценностных ориентаций. Появление новых П. далеко не всегда связано с возвышением старых, нередко это новообразования, порожденные саморазвитием личности или развитием ее социокультурного окружения. [1, с. 341]

Приматы (лат. prīmātes – первенствующие): высший отряд млекопитающих, включающий два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Определенные характеристики, общие для приматов, говорят об их высоком эволюционном развитии. [1, с. 341] См. также в т.20

Природа: многозначное понятие, которое может подразумевать как непосредственно окружающую природу (совокупность естественных условий существования человечества), так и весь материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений (лат. Universum). В первом случае также принято употреблять выражение “ природная среда ”. Человек взаимодействует с природной средой на таких уровнях как литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, космосфера. Брюсов в 1899 году писал Бунину, что мы «почему-то называем природой только дорожки в саду, словно не природа камни тротуаров, узкие дали улиц и светлое небо с очертаниями крыш". Человечество не только окружено природой, но и погружено в нее. Природа пронизывает каждое живое существо, являясь его физической и биологической основой. Природа в самом широком смысле слова – это вся материальная действительность весь материальный и информационный мир всей Вселенной, по латыни - Universum, то есть все, что только может быть вокруг нас. [1, с. 108; Сп. Ст.]

Природное в человеке: его природная основа, природная данность, непосредственно представленнаяна нескольких уровнях - физическом, биологическом и врожденно-психическом (последний уровень включает такие психофизиологические и психические механизмы функционирования и программы жизнедеятельности, которые детерминированы предшествующим филогенетическим развитием: инстинкты, витальные влечения, безусловные рефлексы, архетипы, импринтинг и т.п.) Косвенное влияние природной основы охватывает всего человека. Существует и обратное влияние надприродного (социокультурного, индивидуально-самобытного и др.) в человеке на природное в нем. Следует различать выражения “природное в человеке” и “природа человека”. Последнее имеет, как правило, не логический и категориальный, а разговорно-метафорический смысл (так говорят о “природе” музыки или любви). Показателем подобного метафорического выражения является его многозначность и необязательность. Нередко под природой человека подразумевают либо его сущность и первооснову (чаще всего неприродную), либо его содержание (весь духовно-телесный мир), либо закономерности и специфику его существования.

Ранние люди: Древнейшими достоверно известными представителями человеческой линии эволюции были высокоразвитые двуногие человекообезьяны — австралопитеки и близкие к ним формы, которых обычно уже считают первыми людьми (гоминидами). Они появились в Восточной, а затем и в Южной Африке, в плиоцене — ок. 5-4 млн. лет назад. Возможно, что уже в одной из групп ранних австралопитеков развились древнейшие представители рода человек, известные в Восточной Африке, по крайней мере, начиная с 2 млн. лет назад. Большую их часть относят к виду человек умелый (Homo habilis). Хабилисы — преимущественно восточно-африканские гоминиды периода 2-1,5 млн. лет, напоминавшие по внешнему виду некоторых австралопитеков, но со значительно более крупным мозгом (средний объем около 660 см3 против 400-500 см3 у австралопитеков). Их считают основными творцами древнейшей каменной культуры — олдувайской, впервые обнаруженной в 1959 в ущелье Олдувай, в Танзании. Иначе эту культуру именуют еще галечной или рубило-осколочной. [4]

Регулятивные системы организма (основные): центральная нервная, вегетативная нервная, эндокринная, иммунная. Они непосредственно контролируют устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и др.) Правильнее говорить о динамичном (а не статичном) гомеостазе (реже его называют ритмостазом). [1, с. 342]

Символ - это условный знак какого-нибудь отвлеченного представления или идеи. Многие символы служат для того, чтобы в наглядно-образной форме выражать абстрактные соображения и установки. Одним из символов монархической власти является корона, христианского культа – крест, больших достижений и побед – лавровый венок; государственные символы – это флаг, герб и гимн. Особую роль в жизни человека играют символы, возникшие в результате условного наполнения знака таким смыслом, который имеет высшую ценность идеала, соединяющего его с другим человеком или другими людьми. Согласно одной из духовно-культурных традиций, символ трансцендентен и многозначен, а его глубинные смыслы лежат за пределами посюстороннего мира. [1, с. 240]

Социализация: процесс формирования и развития в человеке его социального качества, то, как он взаимодействует с образом жизни, познавательными моделями и ценностными ориентациями своего социального окружения. Социальная сторона формируется благодаря освоению различных форм социальной деятельности и общественных отношений, интернализации ролевых ожиданий, норм, традиций, социальных установок, которые непосредственное социальное окружение передает индивиду начиная с самого раннего детства. Нецелесообразно видеть в С. единственно ее принудительный характер, когда ответной реакцией индивида оказывается только приспособление, социальная адаптация. В процессе С. важно оберегать человеческую незащищенность в далеком от совер­шенства обществе. Не менее важно активизировать человеческую потребность привносить в мир что-то свое, сокровенное, подлинное, то, что способствовало бы развитию и духовному оздоровлению общества. [1]

Стадии онтогенетического развития психики: индивидуальное психическое развитие человека, воспроизводящее в существенных чертах историческое социопсихическое развитие человечества, повторяя в сжатой форме его основные этапы - непосредственно-деятельностный, конкретно-образный, абстрактно-понятийный. По Фрейду, доминирующую роль в филогенетическом и онтогенетическом развитии психики играет сексуальность. Она проходит определенные стадии развития, каждая из которых характеризуется доминирующей ролью соответствующей эрогенной зоны: оральная (1-й год), садистско-анальная (2-ой-3-ий годы), фаллическая (4-ый-5-ый годы), латентная (от 6-го года до половой зрелости), генитальная. В операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже раннее формирование личности выражено через такие выделяемые им стадии: сенсорно-моторная (до 2-х лет; из отдельных восприятий формируется понятие объекта, а также своего “я”); дооперациональная стадия (2-4 года; преобладание эгоцентризма и антропоморфизма в понятиях); интуитивная стадия (4-7 лет); стадия конкретных операций (8-11 лет); стадия формальных операций (начиная с 12-14 лет). Э. Эриксон прежде всего исходит из рассмотрения конфликтов в социальных и социокультурных ориентациях. Он выделяет 8 стадий становления и развития личности, на каждой из которых переживается специфический кризис, порожденный противостоянием между: 1) доверием и недоверием к окружающему миру (1-ый год жизни); 2) чувством независимости и сомнениями, ощущением стыда (1-3 года); 3) инициативностью и чувством вины (4-5 лет); 4) трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет); 5) пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет); 6) стремление к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление); 7) жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление); 8)ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление). Существуют варианты, основанные на совмещении нескольких концепций. Так, А. Унгерсма считает, что “фрейдовский принцип удовольствия является ведущим принципом поведения маленького ребенка, адлеровский принцип могущества - подростка, а стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека”. Изучая онтогенетическое развитие психики, сторонники деятельностного подхода, в частности, выделяют игру, учение и труд, как поочередно играющие ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев и др.). В дошкольной жизни человека царит игра, в школьной - на первое место выходит учеба, а после завершения учебы, как правило, главенствующей становится трудовая деятельность. [1, с. 366-367]

1. Стереотип: достаточно простое по форме, примитивное и неточное по содержанию представление, сопровождаемое строго неизменной чувственной оценкой, причем такое, которое разделяют многие люди. Приходя в сознание из подсознания, стереотипные убеждения и предубеждения воспринимаются как очевидности, не нуждающиеся в проверке и доказательствах. С. позволяют манипулировать поведением людей, игнорируя их собственные политические или экономические интересы. Бесспорна связь многих С. с теми или иными идеологиями.

Темперамент: характеристика индивида со стороны динамических способностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).

Установка: психическая готовность к определенной целесообразной активности в соответствующей ситуации, подсознательно опирающаяся на ценностные ориентации и предшествующий опыт. У. свидетельствует о бессознательной активности и вполне доступна для экспериментального изучения. Наряду с неосознаваемыми возможны и У., становящиеся осознанными. Наиболее развитые типы осознанных У. переходят в жизненные позиции и проекты.

У. социальная: это такая У., в которой доминирует направленность на те или иные внешние социальные связи (в том числе, на непосредственные межсубъектные взаимодействия). В этом плане социальные установки могут быть ориентированы на продуктивное сотрудничество, адаптивное приспособление, соперничество, избегание и т.п. Зачастую социальные установки подсознательного уровня базируются на родственных им социальных установках глубинного бессознательного уровня, являясь их реализацией с учетом социального опыта, приобретенного в процессе онтогенетического развития человека.

Характерные особенности человека: трудовая деятельность, использование огня, развитие речи, способность к абстрактному мышлению, наличие фонда социальной и культурной информации

Целенаправленность: осознанная ориентация деятельности на достижение избранного (в процессе целеполагания) желаемого конечного результата. Еще “отец” американской социологии Л.Ф.Уорд (1841-1913) различал “ генезис ” (слепую стихийную эволюцию, имеющую место в природе, которая опирается на естественный отбор) и “ телезис ” (целенаправленный и творческий характер социальной жизни). Последний формируется на основе осознанного стремления к прогрессу. М.Вебер (1864-1920), В.Парето (1848-1923) разработали углубленные варианты концепций целенаправленного человеческого поведения.

Целеполагание: осознанный выбор, проектирование желаемого конечного результата (который является или кажется возможным). Деятельность сама по себе есть только средство; лишь целеполагание и целереализация придают ей осознаваемые значимость и смысл. Объясняя поведение обладающих разумом и свободой воли существ, мало привлекать одни причинно-следственные связи, забывая о роли самостоятельного целеполагания. Оно не укладывается в рамки традиционного детерминизма и связано с тем, что можно условно назвать “целевыми причинами”, стимулирующими деятельность субъекта. Однако согласно религиозной телеологии, не только высокоразвитые организмы, но и все природные процессы наделены как целесообразностью, так и целеполаганием.

Цель: проективное воспроизведение в воображении желаемого результата, не только переживаемого, но и рационально осмысленного, а также побуждающего к определенной деятельности.

Ценность: положительная (или отрицательная) значимость тех или иных предметов и процессов, способствующих (или мешающих) тому, чтобы удовлетворять потребности и интересы субъекта, будь то отдельная личность или целая социальная группа. Ценностные представления неразрывно связаны с чувствами и переживаниями. От ценностных ориентаций человека зависят направленность внимания, избирательность интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Принято отмечать, что ценность - это не только субъективно желанное, но и объективно желательное, не только субъективно предпочитаемое, но и объективно предпочтительное. И действительно, ценность, как правило, подразумевает полезность или целесообразность. Однако ценность вовсе не сводится к последним. Ведь ценность оформляется в процессе оценки. А при оценке, которая в значительной мере опирается на чувства, далеко не всегда исходят из полезности или целесообразности.

Человек социокультурный: субъект сознательной психической деятельности, осознающий себя, окружающий мир и свои взаимодействия с ним. Человек, в котором в силу тех или иных трагических обстоятельств не выработалось социокультурное качество, остается просто “социальным человеком”, мало отличающимся от высших “социальных животных”. [1, с. 345]

Эволюция человека (Homo): протекала на протяжении плейстоцена — ледниковой эпохи, в течение которой происходили значительные колебания климата. (…)Вероятно первым видом рода Homo, расселившимся во внетропическом пространстве и проникшем в область с умеренным климатом, был человек прямоходящий (H. erectus), или архантроп. Эти люди жили в Восточной и Северной Африке, Индонезии, Китае в период от 1,8/1,6 до 0,3 млн. лет назад; они имели более крупный мозг (в среднем 900-1000 см3), изготовляли более совершенные орудия, чем их предшественники, охотились на крупную дичь, использовали огонь. Типичными их представителями были питекантропы и синантропы. В Европу представители человека прямоходящего проникли ок. 1 млн. лет назад, а возможно и раньше — до 1,5-2 млн. лет, если судить по археологическим данным и возрасту одной из последних находок эректуса непосредственно «у ворот Европы» — в Южной Грузии. Человек современного типа — человек разумный (H. sapiens), или неоантроп, — появляется в некоторых регионах Старого Света не позднее 0,1 млн. лет назад или даже раньше. Полное же замещение сапиенсом его предшественников произошло примерно 40-30 тыс. лет назад. Именно этот переходный период между эректусом и сапиенсом считается наиболее сложным и загадочным этапом эволюции человека. Это время палеоантропов — весьма разнообразного по физическому типу населения Африки и Евразии. Гоминид этого периода многие ученые считают уже архаическими (древнейшими) сапиенсами, которые по времени предшествовали «анатомически современному человеку». Наиболее







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия