Студопедия — Предмет и цвет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предмет и цвет






Научное понимание света, цвета и колорита
давно пробивало себе дорогу в область искусства.
Выше говорилось, что на лекции Ф. Ф. Петрушев-
ского ходил П. П. Чистяков. Петрушевский пользо-
вался привычными понятиями о свете и цвете, но
всеже отмечал, что Эпикур понимал — цвет не
есть неотъемлемое свойство тел, так как тела не
имеют цвета в темноте. На занятиях же с худож-
никами-передвижниками Петрушевский мог дать
и научное толкование света и цвета. Оно было не-
привычным, обескураживающим. У Чистякова по-
являются записи о том, что каждый предмет не
имеет своей краски, а имеет свойство принимать и
отражать сродные лучи. Это не очень понятно.
Н. И. Пирогов говорил, что цвет не присущ предме-
ту,
а атомы его имеют свойство пропускать цвето-
вые лучи. В это время Чистяков вырабатывал свою
художественно-педагогическую систему и научные
сведения как раз были ему необходимы. Система
Чистякова сложилась не сразу. Были раздумья,
поиски. Об этом свидетельствуют его записи, под-
час противоречивые. Но система, единственная в
мире, оригинальная, сложилась.

Что значит отделить цвет от предмета? Мы ви-
дим, что Солнце движется над нашими головами с
востока на запад. Но мы должны мысленно пред-
ставить, что Земля движется вокруг своей оси и
вокруг Солнца. Для этого необходимы некоторые
усилия мысли и знания. Мы видим, что яблоко
красное, но мы должны мысленно представить, что
красное — это наше ощущение, которое вызвала
световая волна, отразившаяся от яблока. Для этого
тоже необходимо некоторое усилие, знание и при-
вычка.

Художники Матисс, Ван Гог, Дюфи, Леже, Ни-
винский,Сарьян, Кузнецов отделили цвет от пред-


мета, они пользовались краской для того, чтобы
вызвать у зрителя те же ощущения, а значит,
и переживания, которые вызывали в действитель-
ности световые лучи, идущие от предметов, или
могли бы вызвать при определенных условиях осве-
щения и восприятия. Матисс ездил на Таити в
поисках сильного света. Он жил там три месяца,
наблюдал природу, думал, сделал один этюд в
обычной «европейской» манере и потом сформули-
ровал свое кредо. Матисс наносит на холст чистые
краски, дает им полную силу звучания и воздей-
ствия. Чтобы световые излучения от чистых красок
не вызывали у зрителя неприятных ощущений, гар-
монизирует их, находит величину каждого красоч-
ного пятна. Матисс отделил цвет от формы предме-
та, свел объемную форму к пятну, силуэту и тем
самым отделил цвет от предмета.

Не ведет ли метод Матисса к субъективному
произволу? Безусловно, нет. Наоборот, художник
призывал всех, претендующих на выражение своих
чувств, средствами красок глубоко изучать приро-
ду, чтобы быть способными вести цвет путями ра-
зума
.

Подобно Матиссу Ван Гог в своих красочных
построениях также искал опору в ощущениях от
натуры. Ни Матисс, ни Ван Гог, ни Сарьян не ухо-
дили в беспредметные красочные построения, ли-
шенные всякого смысла, как это делают формали-
сты. Наше сознание связано с предметным миром
и во всяком красочном построении оно ищет смысл.

Наше знание того, что Земля вращается вокруг
Солнца, не уберегает нас от привычной мысли о
том, что Солнце идет над Землей. Так же и знание
того, что цвет не присущ предмету, не уберегает
насот привычной мысли о цветности предмета.
Привычка видеть предметы цветными воспитывает-
ся у нас со дня рождения, задолго до получения
знаний о свете и цвете. Но художники должны
усвоить истину о предмете и цвете так же хорошо,
как астрономы знают истину о Земле и Солнце.
Безусвоения этой истины невозможно было бы
дальнейшее развитие науки о Космосе и Вселен-
ной. Так и без знания законов света, цвета и ко-
лорита невозможно дальнейшее плодотворное раз-
витие искусства живописи.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия