Студопедия — ISBN 5-93321-09-9 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-93321-09-9 2 страница






ГНИЛЫЕ ТЕКСТЫ

— тексты, не спо­собные «засохнуть» во временном про­странстве. В. Сорокин. Из разговоров начала 80-х годов.

ГНОЙНОЕ

— состояние метафизическо­го хаоса. В. Сорокин. Из текстов и разговоров начала 80-х годов.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖАЖДА

— па­радоксальное сочетание слов, которое связывает умозрительную потребность в познании с физиологическим процессом. Имеется в виду представление о русском «коллективном бессознательном» как о едином нерасчлененном «теле», мучи­тельно желающем узнать о себе, что оно есть «на самом деле». И. Кабаков. Гносеоло-

[35]

гическая жажда, 1983., опубл. «Жизнь мух», Кельн, 1993.

ГОРГОНАЛЬНОСТЬ (ГОРГОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ)

— «прямой взгляд», ведущий к «прямому действию», как главенствую­щая интенция западной культуры. С. Ану­фриев. Пантагрюэль бокового зрения, 1989.

ГРАФОМАНИЯ - см. БУТАФОРИЯ

ГУГУЦЕ синдром

— синдром тотального непонимания (противоположный синд­рому Тедди). Назван по имени героя рас­сказов молдавского писателя Иона Друце. Шапка Гугуце - эффект внезапного тотального непонимания, который ино­гда «накрывает» одного или нескольких человек («Шапка Гугуце» - название кни­ги Иона Друце). МГ. Диалог «Тедди», 1988.

Д

ДВОЙНОЕ ПОСЛЕ (Double after)

— име­ет отношение к репрезентации непри­глядных сцен городской жизни в рабо­тах постсоветских фотографов — всех тех, чье «после» является отсроченным по от­ношению к столь же неприглядному «до», с которым было покончено «после» Рево­люции. (Это первое «после» — важней­ший риторический ингредиент советской фотопродукции 20-х и 30-х годов.) М. Ту­пицына. Photography as a Remedy/or Stammering. in Boris Mikhailov Unfinished Dissertation, Scalo, Zurich/New York, 1998.

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПОЛЕ

— система элементов пространст­венно-временного континуума,созна­тельно задействованная авторами в по­строение текста конкретного произведе­ния. Одна из двух составляющих корреля-

[37]

тивной пары «демонстрационное знако­вое поле — экспозиционное знаковое по­ле». Формообразование этого соотноше­ния в дискурсе КД строится на элементах события, которые в равной степени могут относиться и к одному, и к другому чле­ну коррелятивной пары («категории КД»):

хождение, стояние, лежание в яме, «лю­ди вдали», движение по прямой, «неза­метность», свет, звук, речь, группа, слуша­ние слушания и т.д. А. Монастырский. Пре­дисловие к 1-му тому «Поездок за город», 1980. А. М. Земляные работы, 1987.

ДЕТРИУМФАЦИЯ

— Состояние, в кото­ром та или иная вещь освобождается от своего бытия в качестве именно этой ве­щи, выходит из состояния «триумфа», ко­торым является ее встроенность в определяемость мира. П. Пепперштейн. Пассо и детриумфация, 1985-1986.

ДИССИДЕНТСКИЙ МОДЕРНИЗМ (Dissident modernism)

— определяет нео­фициальное искусство 60-х годов. М. Ту­пицына. Avant-Garde and Kitsch, in:M. Tupitsyn. Margins of Soviet Art, Giancarlo Politi Editore, Milan, 1989.

ДУПЛЕТЫ (Doublets)

— комические и занижающие мифы, которые создавались соцартистами в качестве негативного до-

[38]

полнения по отношению к официальной мифологии. М. Тупицына. Sots art: The Russian De-constmctive Force, in: M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986.

Е

ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ

— динамичное социокультурное пространство, местона­хождение которого возможно определить только при знании его стилистико-мифологической топографии. В. Захаров. По­следняя прогулка по Елисейским полям. -Кельнский Кунстферайн. Издательство «Кантц», Остфильдерн, 1995.

ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ

— высшие онтоло­гические и «культурные» иконы детских текстов и иллюстраций. Как всякие ико­ны, ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ находятся вне трансмутаций и представляют собой не­тленные метаколонны внутри онтологи­ческих вихрей. В. Пивоваров. «Метампсихоз», 1993.

ЗАПАД

— выступает в качестве супер-эго по отношению к России, доказательст­вом чего служат постоянный протест про­тив Запада и желание выйти за пределы западной культурной нормы, столь ха­рактерные для русской культуры. Б. Гройс. Die Erfindung Russlands. Hanser, Munchen, 1993.

ЗАРАЖЕНИЕ

— процесс размывания формально-стилистических канонов при удержании смысловых неизменными.

[41]

В. Захаров. См. работы группы «Инфекцион­ная», 1989.

ЗОНДИРОВАНИЕ (ЗОНД-РАБОТЫ)

— инструментальное действие (работа), вы­полняющее ту или иную задачу автора и не имеющее самостоятельной ценности. В. Захаров. «Слоники», «Папуасы» и др. МАНИ №3 и 4,1'982.

И

ИДЕОДЕЛИКА

— «психоделические» ма­нипуляции с идеями и идеологическими конструктами, а также галлюциногенный или онейроморфный слой, содержащий­ся в составе идеологии. П. Пепперштейн. Введение в идеотехнику, 1989.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФАКТУРА (Ideological factura)

— эффект наложения советских идеологических клише на чи­сто формальные, технологические аспек­ты живописи — цвет, материалы — все то, что связано с традицией станкового ис­кусства. М. Тупицына. Sots art: The Russian De -constructive Force, in: M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986.

ИДЕОТЕХНИКА

— учет и каталогиза­ция технических приемов, применяемых в ходе идеологического производства или

[43]

же идеологического творчества. П. Пеп­перштейн. Введение в идеотехнику, 1989.

ИЕРАРХИИ АЭРОМОНАХА СЕРГИЯ

— системы иерархий в кругу МАНИ-НО­МЫ, введенные А. Монастырским и В. Сорокиным (при участии С. Ануфри­ева; слово «аэромонах» придумано Ю. Кисиной) в 1986 г. (первая иерархия: «Пе­ревод обсосов военного ведомства МАНИ на положение резидентуры»).

ИЛЛЮСТ

— порождаемый механизмами иллюстрирования фантазм, являющий­ся переносчиком наслаждения (люста), генератором которого можно считать «ли­бидо иллюстрирования» (либидо произ­вольной визуализации). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989. (Термин П. Пепперштейна.)

ИМПЕРСКИЙ ЦЕНТР

— редакционная инстанция, заведующая выработкой норм материализации речи и опредмечивания языка. МГ. Зона инкриминаций, 1988. (Термин П. Пепперштейна.)

ИМ/ПУЛЬС ПРОСЛУШИВАНИЯ (Im/pulse to hear)

— мое добавление к при­надлежащему Розалинде Краусс опреде­лению визуального модернизма как «им­пульса смотрения» («the im/pulse to see»). Это добавление подчеркивает тот факт,

[44]

что, в отличие от западного, советский (послевоенный) модернизм тяготел к фоноцентризму. М. Тупицына. About Early Soviet Conceptualism, in: Conceptualist Art: Points of Origin, Queens Museum of Art, New York, 1999.

ИНСПИРАТОРЫ

— объекты (процессы) экспозиционного знакового поля, по­рождающие мотивационные контексты эстетической деятельности. Чаще всего этот термин относится к элементам (про­цессам) строительного, топографическо­го, экономического и других коллектив­ных дискурсов. А. Монастырский. Земляные работы, 1987.

ИОП

— интеллектуально-оценочное про­странство (сознания зрителя). В демонст­рационном поле акций КД временной век­тор интеллектуального восприятия дей­ствия (дособытийного, событийного и послесобытийного). Попытка зрителем рас­судочно объяснить себе происходящее. Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций КД, 1985.

ИПП (Индивидуальное Психоделическое Пространство)

— почти недостижимый горизонт устремлений МГ. Впоследствии описывалось как неоднократно достига­емое в многообразных вариантах. МГ. В по­исках ИПП, 1988.

[45]

ИСКУССТВО ФОНОВ

— такого рода произведения, в которых сознание зрите­лей является составляющей эстетическо­го акта и конкретного произведения, и самого направления «искусства фонов». Чаще всего речь идет о произведениях с акцентированием пауз и осознанной ра­боты с ними (Кейдж, Кабаков, КД и т.п.). А. Монастырский. Об искусстве фонов, 1982-83. Текст акции КД «Перевод», 1985.

К

КАПРОМАНТИЯ

— гадание по фекали­ям. В переносном смысле — мнение, что «судьба» содержится в «отходах». П. Пеп­перштейн. Капромантия, 1987.

КАТЕГОРИИ КД

— ряд эстетических методов и приемов, используемых груп­пой КД чаще всего для построения собы­тия как «демонстрации демонстрации» (хождение, стояние, лежание в яме, «лю­ди вдали», движение по прямой, оста­новка, выход, составление, «незамет­ность», свет, звук, крик, стук, речь, груп­па, повторы, слушание слушания и т.д.), но которые также могут иметь и самосто­ятельное значение. В частном смысле — серия объектов А. Монастырского к ак­ции КД «Обсуждение». КД. Описательный текст акции «Обсуждение», 1985. А. Монас­тырский. Предисловие ко 2-му тому ПЗГ, 1983.

[47]

А. М. Закрытый город, 1985 (с. 407-408 в кни­ге ПЗГ).

КДЦ (Коллективный Дискурс Детства)

— детство как культурная ниша, обслужива­емая различными культурными индустриями (детская литература, иллюстра­ции книг, кино, детские телепередачи, производство игрушек, детские журна­лы, дизайн детских площадок, детских садов, магазины для детей, детское пита­ние и т.д.). МГ. Шубки без швов, 1989. (Термин П. Пепперштейна.)

КЛАВА

— сокращенное наименование «Клуба авангардистов». Термин введен С. Ануфриевым и С. Гундлахом в 1987г.

КНИГА ЗА КНИГОЙ

— принцип текстообразования и экспонирования, разра­ботанный в практике МГ: информацион­ные блоки (книги, серии и т.п.) следуют не непосредственно друг за другом, а про­ложены пустотой, промежутками, чей объем должен несколько превышать объ­ем информационных блоков. Термин П. Пепперштейна. МГ. Объект «Книга за кни­гой», 1988. Вторая выставка КЛАВЫ.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТЕЛА

— тела, закреп­ляющие свое единство на уровне речи и тем самым не поддающиеся разложению

[48]

на составляющие индивидуальные ком­поненты; линия тела в них непроработа­на, линия же речи переразвита. Идеоло­гия коммунизма была возможна лишь в климате, созданном преобладанием та­ких тел. М.Рыклин. «Сознание в речевой куль­туре», 1988 (также см. ряд эссе в книге «Террорологики» Москва—Тарту, Эйдос-Культура,1992).

КОЛОБКОВОСТЬ

— мифологическая фигура «ускользания» в эстетическом дис­курсе московской концептуальной шко­лы. И. Бакштейн, А. Монастырский. Вступи­тельный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986.

КОЛОБОК

— испеченный шарик теста, персонаж многих русских сказок, катя­щийся по дороге, постоянно убегающий от того, кто его собирается съесть: лисы, волка, медведя и т.д. Удачный образ того, кто не хочет быть опознанным, назван­ным, прикрепленным к какой-то опреде­ленной роли, к какому-то месту, усколь­зающий от всего этого. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.

КОЛУМБАРНЫЕ МАШИНЫ

— объек­ты, аппараты, инсталляции, призванные остановить поток интерпретационного производства и иллюстрирования. Мыс-

[49]

лясь как альтернатива «машинам безбра­чия» (термин, инспирированный фран­цузским литературоведом Мишелем Карружем), занятым, по Делезу, «производст­вом потребления» и дающим «галлюцина­циям их предмет, а бреду - его содержа­ние», К.М. разрушают предзаданный кон­текст (в основном, путем различных тем­поральных манипуляций), возвращая его к чистой случайности текста с его всегда отсутствующим автором и недоступным содержанием. Ю Лейдерман. Колумбарные ма­шины. — Имена электронов. СПб, 1997.

КОММЕНТАРИЙ

— смещение внутрен­него интереса с изготовления «предме­та» — романа, картины, стихотворения — на рефлексию, на создание сферы дис­курса вокруг него, на интерес по выявле­нию его контекста. Уверенность, что «комментирование» намного глубже, ин­тереснее, «креативное» самого объекта комментирования. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.

КОМНАТА ОТДЫХА

— экспозиционное пространство, в котором кристальная яс­ность концепции, стиля, мотивировок автора оборачивается тотальной тупиковостью для зрителя. С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. — Pastor Zond Edidion, Кельн—Москва, 1997.

[50]

КОНАШЕВИЧ (принцип)

— многоразо­вое последовательное применение прин­ципа Балларэт, огибающая практика, со­здающая метаиллюстративную поверх­ность, очерчивающую Индивидуальное Психоделическое пространство. Назван по имени видного советского иллюстра­тора В.Конашевича. Ю.Лейдерман. «Балла­рэт и Конашевич», 1989; М Г. «Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)». Инспек­ция «Медицинская Герменевтика», Идеотехника и Рекреация, М., 1994.

КОНЕЦ ГЕОГРАФИИ

— причина, ко­торая вызвала современное обществен­ное самочувствие «конца истории», так как исчерпались культуры, доселе друг другу неизвестные. Это объясняет «ко­нец прогресса», уничтожение идеи «чело­вечества», низведение в ничтожество «че­ловечества» и «человеческой истории» как категории — с одной стороны, с дру­гой — становится понятной апологетика «личности» и «личной истории» в совре­менном обществе. С. Гундлах. Конец геогра­фии, 1990.

КОНКЛЮЗИИ

— в XVII-XVIII веках в духовных семинариях Западной Украи­ны имели хождение гравированные таб­лицы, соединяющие сложные символико-метафорические изображения с об-

[51]

ширными текстовыми вставками. Эти таблицы назывались конклюзиями и ис­пользовались в качестве тезисов, рамирующих религиозные диспуты и семинары. Во многих отношениях конклюзии близ­ки к альбомам. В начале 70-х годов, ког­да жанр альбома еще не имел своего твер­дого названия, конклюзии было одним из «рабочих» названий этого жанра. В. Пи­воваров. Альбом «Конклюзии», 1975.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНИМАЛИЗМ (зооморфный дискурс)

— зоологическая знаковая конвенция, выступающая как опосредованность между «двумя текста­ми» в концептуальном произведении — инспиратором и конкретным демонстра­ционным высказыванием. А. Монастыр­ский. Концептуальный анимализм, 1989. А. Мо­настырский. Фрагмент зооморфного дискурса, 1991 (сб. МАНИ «Реки, озера, поляны») и «О работах, связанных с «Зооморфным дискурсом», 1996.

КОММУНАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬ­НОЕ

— психический феномен, предусма­тривающий расширенную шкалу субъек­тивности и обусловленный необычайны­ми масштабами стереотипизации (не пу­тать с «коллективным бессознательным» Юнга). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., AdMarginem, 1998.

[52]

КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕЛА

— коллектив­ные тела на стадии первичной урбаниза­ции, когда их агрессивность усиливается под влиянием неблагоприятного окру­жения. Особое значение для формирова­ния этого термина имели работы И.Каба­кова, В.Пивоварова, В.Сорокина и Мед-герменевтики, а также беседы с А.Мона­стырским и И.Бакштейном. М. Рыклин. Террорологики... с. 11-70, 185-221.

КОММУНАЛЬНЫЙ МОДЕРНИЗМ (KM)

— комплекс эстетических взглядов и установок, практиковавшихся альтерна­тивными советскими художниками и ли­тераторами с конца 50-х по начало 70-х годов. Коммунальность KM — в том, что его представители были объединены в неформальные коллективные тела, но не в принудительном (институциональном) порядке, а на добровольной (контракту­альной) основе. Поэтому речь в данном случае идет о «контрактуальной комму­нальности». Коммунальный постмодер­низм (КПМ) возник в начале 70-х годов и — начиная с этого момента — развивал­ся параллельно с КМ. Частью КПМ явля­ется Московский коммунальный концеп­туализм (МКК). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.

[53]

КОСМОНАВТЫ, ТИТАНЫ, КОЛОС­НИКИ, КОРОТЫШКИ, ГРУЗИНЫ

— пять «бесплотных чинов» советского кол­лективного сознательного, которые пред­ставлены в архитектурно-скульптурно-парковом сакральном дискурсе ВДНХ. А. Монастырский. ВДНХ-столица мира, 1986.

КПП (Коллективное Психоделическое Пространство)

— грандиозный резервуар психоделических эффектов, откуда «все­общее» черпает нужный материал в соот­ветствии с текущими потребностями конъюнктуры фантазмов. КПП в неко­торых случаях становится частично обо­зримым с площадки ИПП и даже прово­дит частичные самоинвентаризации с по­мощью таких площадок. МГ. В поисках ИПП, 1989. МГ. Боковое пространство сакраль­ного в СССР, 1991. (Термин П. Пепперштейна.)

КРАЕВЕДНОСТЬ

— фигура дискурса, в свете которой западные групповые вы­ставки московского концептуального ис­кусства конца 80-х - начала 90-х годов обнаруживались как традиционные ре­гиональные выставки с привкусом этно­графических (типа «австралийских ху­дожников-аборигенов» и т.п.), а не как выставки представителей эстетического направления современного искусства. А. Монастырский, С. Хэнсген. Два кулика, 1992.

[54]

КРЕПЕЖ («связанность», «футлярность», «витринность», «полочность»)

— работы со «снятым» дискурсом, «пустым местом философствования» (в стиле «этического» концептуализма). Художественная (пла­стическая) предметность «техницизмов» как плана содержания, возникшая в эсте­тике позднего концептуализма в середи­не 80-х годов (например, «Куда идут эти белые человечки?» И. Кабакова, тетрадь «Шли годы» Ю. Лейдермана, работы с веревочными «обмотками» А. Монастыр­ского - «Музыка согласия» и др.). Л. Мо­настырский, И. Бакштейн. ТСО или черные ды­ры концептуализма (1986) в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. М. Земляные работы, 1987 (с. 542 в «ПЗГ).

КРЕСТЬЯНЕ В ГОРОДАХ

— обозначе­ние номадической крестьянской массы, затопившей города СССР после насиль­ственной коллективизации и полностью изменившей их экономическую и куль­турную инфраструктуру. Террор был не просто направлен против этой массы (что ясно на уровне здравого смысла), но и укоренен в ее огромном деструктивном потенциале, связанном с отсутствием у нее навыков жизни в городской среде и травмой форсированной индустриализа­ции. Термин употреблялся М.Рыклиным в бесе­дах с А.Монастырским в 1986-1987 годах ив ра-

[55]

боте над оставшимся в рукописи трудом «Рос­сийское общественное сознание» (Институт философии, 1984-1986).

КРУГ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

— термин Программы работ, призванный заменить такие мало что в то время и в той ситуации означающие понятия, как «чи­татели», «публика» и т.д. Предполагалось, что основные идеи и художественные же­сты Программы должны иметь хождение в этом обозначенном «Круге». Кроме то­го, более или менее активное участие К.З.Л. в Программе было необходимым условием самого ее существования. Роль Автора сводилась к роли инициатора, провокатора тех или иных действий со стороны К.З.Л. Л. Рубинштейн. Работы 1975г.

Л

ЛИВИНГСТОН В АФРИКЕ

— самоопре­деление культурного положения и миро­ощущения участников школы московско­го концептуализма в России. Термин А. Мо­настырского в диалоге И. Бакштейна и А. Мо­настырского «Вступительный диалог к сборни­ку МАНИ «Комнаты», 1986.

ЛЫЖНИК

— одна из двух основных дис­курсивных фигур «скольжения без Об­мана» (вторая фигура — Колобок). С. Ану­фриев. На склоне горы, 1993.

[57]

М

МАНИ

— Московский архив нового ис­кусства. В конце 70-х годов термин введен А. Монастырским (при участии Л. Ру­бинштейна и Н. Алексеева) для обозначе­ния круга московских концептуалистов (периода второй половины 70-х и до кон­ца 80-х годов, т.е. до появления термина НОМА). Первая папка МАНИ- 1981 год (со­ставлена А. Монастырским).

МЕНТАЛЬНЫЙ ПОП-АРТ

— как, на­пример, Энди Уорхол в изобразительном искусстве эстетизировал банальные ве­щи, точно так же могут быть причислены к серьезной философии совершенно иди­отские и банальные идеи. С. Гундлах. Пер­сонажный автор, 1984.

МЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ

— утвердившаяся в последние годы стратегия отстояния ху-

[58]

дожника от текстов, жестов и поведения предполагает временное «влипание» его в вышеназванные язык, жесты и поведе­ние ровно на то время, чтобы не быть полностью с ними идентифицирован­ным, — и снова «отлетание» от них в метаточку стратегемы и не «влипание» в нее на достаточно долгое время, чтобы не быть полностью идентифицированным и с ней, — и называется «мерцательностью». Полагание себя в зоне между этой точкой и языком, жестом и поведением и является способом художественной мани­фестации «мерцательности». Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов.

МЕТАБОЛА

— тип метафоры (в постмо­дернистской поэтике), которой a priori присвоен статус «экскремента», статус «отходов жизнедеятельности» (что требу­ет разработок специальных канализаций для этих «токсичных» отходов). МГ. Текст «Метаболика» в книге «Латекс», 1988.

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ТЕЛО

— тело, пер­манентно становящееся фантазмом. Яв­ляется типом отходов, возникающих при производстве и использовании метафор. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. П. Пепперштейн. Сексо­патологи» метафорических тел, 1988.

[59]

МЕТРОДИСКУРС

— совокупность ре­чевых практик, связанных со строитель­ством московского метро, замысленного партией как «лучшее в мире», беспреце­дентный по удобствам и насыщенности художественными артефактами. М.Рыклин. «»Лучший в мире»: дискурс московского ме­тро» (по-русски «Wiener SlavischerAlmanach», 1995, по-немецки в «Lettre Internationale», 1995). М. Рыклин. «Метродчскурс», 1996.

МОКША

— Московская концептуальная школа. Третий этап развития московско­го концептуализма (после МАНИ и НО­МЫ). Термин введен А. Монастырским в про­цессе интерпретации фильма «Dead alive» в 1993 году. См. также письмо А. М. к С. Хэнсген от 28.10.1993 г.

МОНГОЛЬСКОЕ ОКОШКО

— гераль­дический стереотип венка-окна, исполь­зуемый в гербах всех социалистических стран. Одна из оптико-инструменталь­ных фигур (гаджетов) в галлюцинозе. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна.)

МОСКОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

— содружество мос­ковских альтернативных художников, ко­торые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жан-

[60]

ре перформанса. Для многих из них ком­мунальные и авторитарные речевые прак­тики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.

МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

— романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60—70-х го­дов. Б. Гройс. Московский романтический кон­цептуализм. «А-Я» № 1, 1979.

МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНА­ТЕЛЬНОЕ

— то, благодаря чему происхо­дит перенос (трансфер) инстинкта само­сохранения с физического тела индиви­да на результаты его деятельности, заслу­ги и достижения — достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается фор­мулой «Я — наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998.

Н

НАРЕЗАНИЕ

— принцип работы с текс­том, применявшийся в практике МГ, ког­да дискурс на ту или иную тему направ­лялся содержанием цитат из книг, всле­пую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические те­ла Ульяновых, 1988.

НЕДОНОС БАНКИ

— метод прекраще­ния процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразова­ния в момент его начала. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien.

НЕЗАЛИПАНИЕ

— двойственное отно­шение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего оп­ределить как своеобразное «мерцание»:

то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание»

[62]

происходит постоянно, в одном и том же ритме — то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то—в следующее мгновение - оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.

НЕЗАМЕТНОСТЬ

— одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная не­заметность» — эстетический прием, пред­полагающий наличие какого-либо (час­то — основного) события в той простран­ственно-временной зоне общей событий­ности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и ин­тереса зрителей. В значении «экспози­ционная незаметность» — скрытый от ав­тора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (напри­мер, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сдела­на работа А.М. «Пушка» в 1975 г., постро­енная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.)

НЕИЗВЕСТНОЕ

— центральная катего­рия медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (карти-

[63]

ны и т.п.) и что нельзя распознать в каче­стве наличествующего или невозможно­го, операторами которого являются допу­щения и оговорки как варианты одного и того же». — С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точ­но известно, что нам неизвестно, изве­стно ли нам неизвестное или неизвест­но». — П. Пепперштейн. Идеология Неизвест­ного, 1988.

НЕОЛЖЕИСКУССТВО

— согласие на­зывать современное искусство «лжеис­кусством» по сформировавшейся с юно­сти привычке находить подобное опреде­ление современного искусства в доступ­ной (советской) литературе 60—70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искус­ство, но всегда получалось только совре­менное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитар­но-демократическое искусство», 1987.

НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ

— термин С. Ану­фриева. Определение автором не предо­ставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.)

НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ

— в пределах утвердившейся современной тотальной

[64]

конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традици­онно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Пре­дуведомление к текстам «Новая искренность», 1984.

НОМА

— введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концеп­туализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НО­МА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно выраба­тываемого комплекса языковых прак­тик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Егип­те части расчлененного тела Озириса. «Номы» — территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из час­тей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г.

О

ОБСОСИУМ

— феномен в гносеологиче­ской упаковке. (В варианте А. М. — «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов.

ОКНА

— конструкции, имитирующие ре­альные окна и являющиеся гибридом ок­на и картины, претендующие на демонст­рацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»).

ОМЫ

— трансмутационные монады от­дельной металичности, способные к вер­бализации, текстуализации и воплоще­нию в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тек­сты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других лич-

[66]

ностей, животных и вещей, образуя двой­ные, тройные и многочленные (коллек­тивные) омы. Примером такой коллек­тивной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993.

ОНАНИУМ

— эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988.

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА

— на­звание (почетное), присвоенное Пус­тотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февра­ля 1988г.

ОТКРЫТАЯ КАРТИНА

— если классиче­ская картина, которая в основном сохра­нила свои особенности и в эпоху модер­низма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имма­нентный «мир в себе», то открытая, кон­цептуальная картина — разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрите­ля. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону дру­гих картин или художественных объек­тов, т.е. она исключительно контексту­альна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977.

[67]

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ, ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ

— метод вторично­го открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ни­чего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. — Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995.

П

ПАНОРАМЫ

— объекты, образованные выворачиванием обычной панорамы, так что внутреннее становится внешним, и наоборот. При этом наблюдатель оказы­вается не внутри панорамы, а снаружи, доводя таким образом разделение между объектом и субъектом до абсурда. И. Чуй­ков. Панорамы 1, П, III, IV, V, 1976 и инстал­ляция «Панорама» (1993) в Сантьяго-де-Компостелла.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия