Студопедия — ТЕМА 1. МЕТОДИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАЦИЙ, КОСТЮМОВ И РЕКВИЗИТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1. МЕТОДИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАЦИЙ, КОСТЮМОВ И РЕКВИЗИТА






В данном разделе мы используем раскрытие условий изучения и выполнения комплекса заданий по теме, используя методические рекомендации А.Д. Жаркова в составленной им программе «Сценография КДП» советует следующее: «Приступая к изучению темы, надо уяснить роль и значение подмакетника и макета в воплощении сценария, замысла в конкретном мероприятии. Подмакетник является по сути дела конкретной площадкой для выступления коллектива художественной самодеятельности. Подмакетник и детали макета должны быть изготовлены в соответствующем масштабе – как правило, 1:10, 1:20, 1:25 (то есть с уменьшением натуральной величины предметов 10,20 и в 25 раз). Макет – основа декоративно-художественного оформления, по которой можно изготавливать декорации в натуральную величину. Макеты бывают выставочные (копия декорационного оформления) и черновые, по которым режиссер определяет мизансцены, выгородки, перестановку и т.п. Роспись деталей макета осуществляется в зависимости от постановочного плана или сценария подготовленного мероприятия. Одежда сцены в подмакетнике может изготавливаться из картона, бумаги и других материалов. Освещение подмакетника и деталей макета осуществляется условно, так как практически невозможно при изготовлении макета рассчитать степень освещенности конкретной или сценической площадки для выступлений на открытом воздухе.

Одежда сцены играет большую роль в художественном оформлении, особенно в сельских Домах культуры, где, как правило, имеется небольшая сценическая площадка. Поэтому надо научиться максимально ее использовать. Представляет интерес система диагональной развертки сукна, состоящей из шести полотнищ, подвешенных при помощи колец к проволоке под потолком сцены. В развернутом виде полотнища должны разделять сцену пополам, а в собранном – служить кулисами.

Особое место в декоративно-художественном оформлении клубных мероприятий занимает мягкое декорационное оформление, включающее одежду сцены (кулисы, падуги, задники и т.д.). Если кулисы и падуги сделать с двусторонней основой разного цвета, их можно быстро трансформировать для проведения различных мероприятий. Таким образом появится более широкая возможность оперативно решать некоторые вопросы, связанные с постановкой мероприятий.

Дежурный набор ширм, призм (треугольников из секций ширм), различных кубов, подставок поможет оформить сцену или площадку для выступления в любом месте. Ширмы с двусторонней основой из материала разного цвета, соединенные мягкими холщевыми петлями, быстро трансформируются из одного цвета в другой. Если трехстворчатую ширму соединить треугольником, можно получить призму, которая сделает более разнообразным сценическое пространство.

Интересное свойство имеет театральный тюль. При полном отсутствии света на сцене фронтально (из зрительного зала) освещенный тюль, закрепленный на первом плане сценической площадки, смотрится как занавес. Нанесенное на него анилиновыми красками изображение будет выглядеть как декоративный задник. Но достаточно включить свет в зрительном зале и включить освещение на сцене, как театральный тюль исчезнет. Используя театральный тюль, можно расширить сценическое пространство, создать воздушную перспективу и т.п.

Применение задника (панорамы, горизонтально-полукруглого задника) расширит постановочные возможности проводимой программы.

Очень часто в клубных мероприятиях используются диафильмы, диапозитивы и другие средства, делающие декоративно-художественное оформление более занимательным и динамичным. Во время исполнения миниатюры, стихотворения, небольшой сценки, песни и т.п. часто необходимо создать в зале ощущение причастности к изображаемым в них событиям. Важно научиться несколькими штрихами оформления ввести зрителя в атмосферу действия исполняемого произведения.

Необходимо научиться оформлять культурно-досуговые программы при помощи аппликаций, вырезанных из всевозможных материалов и закрепленных на различных предметах на сцене, площадке.

Особенно четко необходимо выполнять требования техники безопасности при изготовлении, установке, перестановке, транспортировке декораций, а также организации сценических площадок при выезде. Необходимо помнить, что любой станок выдерживает нагрузку 240 кг на один квадратный метр. Несколько станков обязательно соединяются вместе или закрепляются в основании. Лесенка для подъема на станок выше одного метра должна иметь поручни. Все декорации, установленные вертикально, крепятся угольниками выше центра тяжести (т.е. карниз должен иметь высоту больше половины высоты декорации).

Если в учреждении культуры нет авансцены, ее можно сделать из небольших подставок, изготовленных вровень с планшетом сцены. Необходимо находить пути рационального размещения декораций при организации сценической площадки для выступления в лесу, в парке, в красном уголке и т.п.

Необходимо уделить большое внимание изучению правил техники безопасности, так как из-за небрежного крепления декораций, неправильной установки кубов, прожекторов и другого оборудования могут произойти несчастные случаи. Например, устанавливаемые станки необходимо соединить между собой. Если используется наклонный станок «пандус», на его поверхность прибиваются рейки, тормозящие скольжение актеров, и т.п.

От специалиста культурно-досуговой деятельности требуются квалифицированные знания в области техники и технологии художественной обработки тканей и материалов для сцены.

Имеются разнообразные приемы и способы художественной обработки самых простых материалов и тканей при изготовлении изделий для сцены.

К основным способам и приемам художественной обработки изделий относятся: тиснение ворсистого материала с применением трафарета, роспись кистью, залоснивание при помощи горячего утюга, способ батик (старинный, применявшийся еще в странах Древнего Востока), способ художественной обработки легких тканей и другие.

Наиболее простой является обработка с помощью трафарета. Для его изготовления несколько листов бумаги или картона помещают на сутки в раствор олифы и высушивают. Сверху наносят рисунок (орнамент), который вырезается по контурам, кроме перемычки.

Прием тиснения состоит в следующем. На ворсистую ткань накладывается трафарет и сверху кистью наносится клеящий состав. При этом ворс склеивается, а основа материала остается немного выпуклой. Орнамент или рисунок получается углубленным. Для получения орнамента с золотым или серебряным оттенком на еще не высохший узор насыпается сухая краска (бронзовая или алюминиевая).

Художественную обработку тканей и материалов можно выполнить при помощи фунтика (целлофанового или бумажного кулечка, который на одну треть объема заполняется рельефной пастой). В зависимости от требуемой толщины линии его нижний конец срезается ножницами. При обработке фунтик надо держать на весу и постепенно выдавливать рельефную пасту по контурам предварительно вычерченного рисунка. Таким же способом изготавливаются и кружева, только вместо пасты используются серебряные или алюминиевые порошки, разведенные в специальном масляном лаке или клее БФ-6.

Листья деревьев и другие плоские предметы изготавливаются из любой ткани, предварительно накрахмаленной и высушенной на шаблонах различных конфигураций, несколько увеличенных в размерах. Для получения нужного цвета в крахмальный раствор добавляются различные краски (анилиновые, цветная тушь, акварель).

При обработке и использовании легковоспламеняющихся тканей и материалов необходимо удалить от рабочего места нагревательные приборы, а помещение тщательно проветрить.

При изготовлении костюмов для клубного представления очень важно выбрать удачную униформу и легкие приспособления для ее трансформации. Большое внимание следует обратить на то, чтобы выступающий не был стеснен в своих действиях новым костюмом. В понятие «костюм» входят все атрибуты туалета (прическа, обувь, сумочка, зонтик и т.п.). Как правило, костюм характеризует образ выступающего. Существуют три типа костюмов: накладной, распашной и драпировочный. Костюм должен соответствовать тематике мероприятия. Его изготовление можно поручить и самому выступающему, но при этом ему надо учитывать особенности замысла постановщика.

При необходимости изготовленный костюм художественно дорабатывается до полного соответствия замыслу каждой конкретной постановки (театрализованного представления, карнавала, тематического вечера и т.д.). Костюм может быть символичным (кожаная куртка, красная косынка, синяя блуза).

«Костюм – это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его искусства, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целостно слиться с ним, чтобы стать неотторжимой», – писал А.Я. Таиров.

Чтобы на достаточно высоком уровне организовать освещение клубных мероприятий, надо хорошо знать осветительную и проекционную аппаратуру и оборудование, усвоить классификацию осветительных систем. Условно можно выделить следующие виды освещения: освещение всей сцены; освещение сцены аппаратурой, установленной за ее пределами; освещение переносным оборудованием, а также фронтальное, нижнее и контражурное освещение.

Световая аппаратура состоит из набора: рампа, софиты, бережки и подсветы (переносные фонари), прожектора. Для освещения используют приборы рассеянного и направленного света. Приборы рассеянного света, переносные и направленного света. Приборы рассеянного света, переносные и стационарные. Это горизонтальный фонарь ГФ -1М со штативом ШТУ-1 нижний подсвет НП-2 (переносной).

Софиты КС-3; КС-4; КСЗ-5; КСЗ-4МИ (обозначения: К – камерный, С – софит, З – зеркальная лампа, цифры – количество камер). К приборам направленного освещения относятся прожекторы ПР -05 115 и ПР – 05 -150 (устанавливаются на штативе или подвешиваются). Для получения различных световых эффектов, динамических и статических (дождь, снег, облака, волны) можно использовать ПРП -1 и др. приборы. При помощи синих и зеленых светофильтров создают ощущение ночи.

Для иллюзии яркого солнечного дня достаточно два-три ярких луча бликами падающих на детали декораций в одном направлении. С помощью света передаются отсветы молнии взрывов, вспышек. Включая их на короткий промежуток времени, получают резкие вспышки яркого света (подключают группы ламп напряжения 110 вт.)

При разработке постановочного плана клубного мероприятия надо учитывать время его проведения, а также технические возможности конкретной сценической площадки. Чтобы объемные предметы не казались из зрительного зала плоскими, их следует освещать верхним, боковым и фронтальным освещением.

Если установить осветительную аппаратуру на арьерсцене, можно осуществлять проекцию на просвет, а также теневую проекцию.

Хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации на небольшой сцене прожектор ПРУ-1-212. Оснастив его конденсорной линзой ОСК-150 и эффективными приставками ПРЭ-1М и ПП-2, можно осуществлять различные световые эффекты и имитации. Необходимо уметь юстировать лампы в прожекторах и проекционных аппаратах, пользоваться реостатом напряжения.

Нужно обратить внимание на правила техники безопасности при эксплуатации осветительного и проекционного оборудования и приборов. Например, нельзя заменять лампу накаливания в прожекторе, если он не отключен от сети. Если прожектор устанавливается за пределами сценической коробки, необходимо заизолировать провода, поставить вокруг него ограждение и организовать дежурства.

Световые эффекты и имитации играют немаловажную роль в проведении культурно-досуговых программ. Основная их задача – создать подлинную атмосферу действия, возбудить у зрителя эмоциональную память и заставить его поверить в происходящее на сценической площадке. Специалисту культурно-досуговой деятельности необходимо знать устройство различных видов оборудования и аппаратуры (уметь обращаться с приставками, создающими эффект снега, дождя, пожара на небольшой сцене и др.).

При помощи универсального прожектора ПРУ-1-212 можно проецировать на экран изготовленные на различной просвечивающей основе (оргстекле, стекле, светофильтрах) диапозитивы. Для изготовления диапозитива на стекле потребуется две стеклянные пластинки, вырезанные по размеру кадрового окна (в данном случае приставки ПРЭ-1), и приспособление для ретуши. Вначале надо сделать эскиз диапозитива. Для этого необходимо положить на матовое стекло устройство для ретуши, сверху накрыть стеклянной пластиной с нанесенным на ее поверхность слоем связующего вещества (желатина). Затем следует включить подсветку и перенести на стекло просвечивающее изображение эскиза. Изготовленный таким образом эскиз покрывается второй стеклянной пластиной для защиты от механического повреждения и по периметру оклеивается черной бумажной лентой.

Интересный эффект можно получить, применяя в декоративно-художественном оформлении цветную теневую проекцию даже на небольшой сцене или импровизированной сценической площадке в вечернее время. Для этого потребуется нейтральный задник или экран, несколько прожекторов или проекционная аппаратура. Один из прожекторов с источником света мощностью, например, в 500 Вт устанавливается за задником (на арьерсцене). Другой – с менее мощным источником света, например, мощностью 200 Вт – впереди задника (экрана), со стороны зрительного зала. Ко второму прожектору прикрепляется серпантин (круг с несколькими светофильтрами). За задником или на нем помещаются предметы или вырезанные детали оформления, которые при включении прожектора со стороны арьерсцены должны давать тень на экран задника. Тень в этом случае будет темная, а весь экран белый. Но достаточно включить проектор, установленный перед экраном, как тень примет цвет светофильтра, помещенного в серпантине.

Методика светового оформления сцены может быть следующей: художник светового оформления сцены обязан прочитать сценарий и поговорить с режиссером, посмотреть макет. Важно чувствовать жанр, понять и режиссера и художника, а затем придумывать интересное световое решение.

Режиссер и художник мыслят разными художественными категориями и у них разные средства выражения, т.е они находятся в постоянном творческом конфликте. Художник по свету стоит между ними и ему надо увязать два разных подхода.

Мастерство художника по свету отмечается в драматическом спектакле от работы в опере или балете. Драматический театр – лицо и пластика, балет – пластика. Свет помогает созданию настроения. В опере присутствует средство выразительности – голос и музыка. Делается общее оформление – и световое, и декорационное.

Обучают знаниям светотехники театральные и художественно-технические училища Москвы и Одессы.

В профессии художника по свету дают азы, профессиональные навыки как делать, но необходим талант художника, которому научить нельзя.

Условием для применения цветной теневой проекции должно быть различие мощностей источника света в прожекторах, установленных в зрительном зале и на арьерсцене.

Специалисту культурно-досуговой деятельности надо научиться творчески использовать различное оборудование и аппаратуру. Например, применение стробоскопа (вспышки) может сделать более увлекательным клубное мероприятие. При этом данный эффект должен стать органической частью постановочного плана сценария.

Эта тема является итоговой, так как содержит весь комплекс вопросов по оформлению культурно-досуговой программы. Поэтому студент будет должен собрать весь материал для работы и представить его на зачет. На зачете этот материал будет практической частью освоения предмета.

Если подготовленная студентом для зачета программа планируется на открытом воздухе (в парке, в лесу, на ферме, на полевом стане), необходимо предусмотреть все: интенсивность движения автомашин, маршрут движения колонны, безопасность при транспортировке декораций, составление монтажного листа и т.д. Следует оповестить органы ГИБДД о движении колонн через опасные зоны магистрали.

Все это должно быть четко обозначено в постановочном плане.[21]

 

Литература:

  1. Базанов В. Техника и технология сцены. – Л.: Искусство, 1986.
  2. Буйнов А., Смирнов Г. Первоначальные сведения о перспективе. – М., 1980. – С. 79 (Библиотека "В помощь самодеятельному художнику").
  3. Варламов Р., Струков О. Элементы художественного конструирования и технической эстетики: Учебник для сред. спец. уч. заведений. – М., 1990. С. 73-80.
  4. Емельянов Е. Технические средства клуба. – М., 1989. (Б-ка «В помощь сельскому клубному работнику», № 7).
  5. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. Ч. 1,2. – М.,1989.
  6. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для педучилищ. – М., 1990. – С. 15-36, 84-105, 193-201.
  7. Основы декоративного искусства в школе: Учеб. Пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М.: Просвещение, 1981 – 175с., ил.
  8. Основы техники сцены: Методическая разработка к курсу «Техника сцены и художественное оформление спектакля» для учащихся режиссерской специализации заочных отделений культурно-просветительных училищ./Сост. А.А. Терентьев. ЦНМК Министерства культуры РСФСР. – М., 1983.
  9. Пейль В. Свет на сцене – М., 1986.
  10. Правила технической эксплуатации зданий, техника безопасности культурно-просветительных учреждений, расположенных в сельской местности. (Министерство культуры СССР). – М., 1983. – С. 92-122.
  11. Сосунов Н. От макета к декорации. – М.: Искусство, 1982.
  12. Сосунов Н. Театральный макет. – М., 1990. – С. 132.
  13. Тарасевич Г., Грохотов В., Павлинова Е. Художник-оформитель. – М., 1986. - С. 7-14, 149-158, 207.
  14. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1986.
  15. Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений: Учеб. пособие для театр. ин-тов и ин-тов культуры. – М., 1985.
  16. Шверубович В. Режиссер и оформление спектакля. – М., 1985. С. 16-27.
  17. Шверубович В. Режиссер и оформление спектакля. – М.: Сов. Россия, 1986. С. 47-56.
  18. Шпак Л. Световое оформление спектакля. - М., 1985. (Биб-ка «В помощь художественной самодеятельности», № 13).
  19. Элияссон И.Л. Художественная обработка тканей для сцены. – М.: Искусство, 1990.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 2082. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия