Студопедия — Великий земляк
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Великий земляк






Естественным, закономерным итогом экономического развития Северного края было появление великого сына России, гения человечества Михаила Васильевича Ломоносова, вышедшего из самых глубин русского народа, из недр крестьянства.

Холмогорская земля – родная Ломоносовская сторона. Рядом с древними Холмогорами за речкой Курополкой, на прибрежном холме стояла небольшая деревня Мишанинская, где были очень близко Денисовка, Афанасьевская и Григорьевская, переименованные в XIX веке в одну деревню Денисовку. Здесь 19 ноября 1711 года родился гениальный учёный, поэт, создатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов, прославивший русскую науку и Россию, здесь прошли его детские и юношеские годы. Эти слившиеся деревни, в числе которых Мишанинская и Денисовка, теперь носят его имя – село Ломоносово. Здесь в семье холмогорского крестьянина-помора он познал грамоту, получил первую жизненную закалку, прошёл школу свободомыслия и трудолюбия. Михайло Ломоносов к девятнадцати годам был моряком и крестьянином, понимал в торговле и ремёслах. Умел варить соль, составить карту, добыть речной жемчуг, закинуть в море шестиверстный «ярус». Отец Михаила Василий Дорофеевич был «черносошным» - государственным крестьянином, имел тридцать четыре квадратные сажени пашни, платил государственный налог с каждой крестьянской души мужского пола. Он имел парусное судно (гукор), на котором перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. С десятилетнего возраста в течение девяти лет брал отец с собой Михаила в качестве юнги (зуйка) в плавание по северным морям. Познал Михайло штормы, боролся со льдами Северного Ледовитого океана, бывал на волоске от смерти. Михаил помогал отцу в нелёгком морском промысле. В это время пробудилась у мальчика любознательность, превратившаяся в жажду знаний. Когда мальчику было 9 лет (в 1720 г.), умерла его мать Елена Ивановна. Потом с мачехой трудно ему было жить. Она его не понимала.

В 1730 году в 19-летнем возрасте Михаил Васильевич отправился отсюда в Москву за знаниями. Когда он учился, его отец ушёл в море и не вернулся.

Велика Россия, но Ломоносов мог родиться только на Севере – на Холмогорской земле, где витал дух вольности, просвещения. Тут, в низовьях Северной Двины, потомки новгородцев, люди предприимчивые, бесстрашные творили свой устав жизни, приноравливая его к условиям мерзлой и скудной земли. Здесь выковывались твёрдый характер, сильная воля, выдержка, ломоносовская упрямка преодоления любых препятствий для достижения цели. Среди холмогорских крестьян, поморов, особенно отходников, в то время была сравнительно высокая грамотность. В монастырях Холмогор, Архангельска, Соловецких островов и других, что тянулись по берегам северных рек, жили книжники и грамотеи, которые были с веком наравне. Здесь много было рукописных трудов древней литературы, произведений устного творчества русского народа. М.В. Ломоносов довольно рано по тем временам научился грамоте от односельчан. В 15 лет он был грамотен, имел твёрдый почерк.

«Ломоносов – поэт и ритор – вышел именно из той языковой и культурной среды, из которой он в то время и мог и должен был выйти». Михаил Васильевич Ломоносов был, по словам Белинского, «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени».

Жизнь и деятельность Ломоносова были неразрывно связаны с архангельским Севером. В Холмогорах и Архангельске, особенно в монастырях, была известна латынь с петровских времён. С латинским алфавитом Ломоносов познакомился ещё в Холмогорах. Латынь была известна здесь главным образом благодаря постоянному общению с иностранными корабельщиками и купцами. Латинский язык был основным, международным языком тогдашней науки. В последующем латинский язык Ломоносова был превосходен. Он считал латынь обязательной для среднего образования, включая её во все проекты создания учебных заведений и учебные планы. Для Ломоносова латынь стала ключом к высокой науке, которой он посвятил жизнь.

О том, что латынь была известна Ломоносову ещё в Холмогорах, свидетельствует его поступление в первую русскую академию. По прибытии в Москву в начале января 1731 года по совету земляка он пошёл учиться в цифирную школу, что была в Сухаревой башне. Но ему этой «науки показалось мало», и он 15 января 1731 года, то есть через две недели подал прошение о зачислении его в первую русскую академию, которая называлась тогда Славяно-греко-латинской академией, а в просторечии – «Спасские школы». Академия была открыта в 1687 году на Никольской улице (ныне улица 25 Октября). Для поступления у него было препятствие. Указом Синода от 7 июля 1728 года предписывалось «помещиковых людей и крестьянских детей, также непонятных и злонравных отрешить и впредь таковых не принимать». Поэтому Ломоносову, чтобы попасть в заветные стены, пришлось скрыть своё происхождение и назвать себя сыном холмогорского дворянина.

Ряд авторов, освещающих юношеские годы М.В. Ломоносова, по незнанию или умыслу, чтобы принизить культуру русского народа, пишут, что Ломоносов в эти годы не был знаком с латынью.

В наше время трудно найти в России другое село, которое было бы так хорошо известно, как село Холмогоры и рядом с ним село Ломоносово, где родился и жил в юношеские годы великий сын России Михаил Васильевич Ломоносов. Из этих мест вышли первый русский скульптор, чародей формы и поэт изящного реализма Федот Шубин (1740 – 1805), учёный физик-математик академик Михаил Головин (1756 – 1790), племянник Ломоносова, воспитанник Л. Эйлера – современники Ломоносова.

 

 

 

В наши дни село Ломоносово растянулось вдоль живописного Курострова, что лежит против Холмогор, где Северная Двина разветвилась множеством протоков, забугрилась островами. Два с половиной века назад, судя по старинным гравюрам и описаниям, холмогорские деревни были и беспорядочной кучей дворов с тощими огородами и узенькими полосками хлебных полей, вклинившимися между домами, и стройными, вытянувшимися по берегам Северной Двины и вдоль единого тракта, идущего на Москву и Петербург, поселениями, имевшими, как правило, два ряда домов. Родиной чудо-человека было совсем маленькое село на Холмогорской земле. Построек, возведённых тут при жизни Ломоносова, естественно, уже нет. В тридцатых годах был пруд-сажалка, в котором Василий Дорофеевич, отец учёного, разводил рыб. Чудь дальше этого пруда – сад, аллея из которого выводит к деревянному одноэтажному большому дому – бывшему народному училищу, построенному в 1868 году, когда отмечалось столетие со дня смерти учёного. Сейчас в этом доме мемориальный музей М.В. Ломоносова. Теперь в селе Ломоносово современная школа-восьмилетка на одном конце и другая, где готовят мастеров художественной резьбы по кости, - на другом – носят имя великого Ломоносова. Стоит памятник М.В. Ломоносову.

М.В. Ломоносову не довелось возвратиться в родной край. Но связь с родным краем продолжалась всю жизнь – через многочисленные встречи с земляками на Невских берегах, письма к родным. Связь эта выражалась и через проекты полярных экспедиций, которые он разрабатывал для Северного края. Он предвидел роль северных морских путей. Обосновал и практически подготовил две русские экспедиции в Арктику для открытия Великого Северного Морского пути из Европы в Индию. Он разработал планы океанологических наблюдений.

Двести с лишним лет назад, выражая уверенность, что Великий Северный Морской путь будет проложен русскими, Ломоносов писал:

«Колумбы русские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток,

И наша досягнет в Америку Держава».

И вот в тридцатых годах XX века в его родных местах взяла старт советская экспедиция, возглавляемая И.Д. Папаниным, подтвердившая и доказавшая ломоносовскую теорию большого ледовитого дрейфа в Северном Ледовитом океане.

Ломоносов указывал на таящиеся на Севере природные богатства, говорил об освоении этих богатств, но в то же время призывал беречь их при использовании. Он выступал против неразумного использования лесов. Им разработаны прогнозы геологических исследований на берегах Белого моря. Северяне помнят заповедь своего великого земляка-учёного, предсказавшего наличие природных богатств на Севере:

«Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет…»

Север изумляет мир своими минеральными богатствами. Он даёт апатиты, никель, медь, уголь, нефть, газ, золото, олово, алмазы, лес… Открытие богатств в архангельских землях продолжается. В 1989 году в Архангельской области на юго-востоке Белого моря найдены алмазы в том месте, которое предсказал М.В. Ломоносов. Алмазное месторождение назвали именем Ломоносова.

Для Ломоносова был дорого Север, по его выражению, «отец густых снегов».

Великим подвигом Ломоносова стала созданная им «Российская грамматика», положившая начало созданию современного русского литературного языка, прожившая больше двух веков и переведённая на несколько европейских языков.

С первой оды «На взятие Хотина», по словам Белинского, «должно считать начало русской литературы»

Ломоносов жил настоящим и будущим России, он всё, что мог, делал на пользу Отечества, он верил, он ждал:

«О, коль богатый плод поспеет

В тебе, Российская страна!»

Ломоносов, являясь основоположником отечественной науки, славен своими гениальными трудами не только в области естественных наук и техники, но и в области философии и истории, поэзии и литературы. Он талантливый организатор науки, просвещения, изобретатель, конструктор большого числа замечательных приборов, и его по праву считают основоположником отечественного приборостроения.

М.В. Ломоносов внёс значительный вклад в развитие химических исследований. В 1748 году он создал химическую лабораторию Академию наук, которая была первым учебно-исследовательским центром в мире. Вторая подобная лаборатория была открыта в Германии лишь в 1825 году, т.е. через семьдесят семь лет.

Основоположник русской науки М.В. Ломоносов был страстным поборником мира. Источники процветания и благополучия государства не видел только в условиях мира.

В Марбургском университете Ломоносов учился на двух факультетах: философском и медицинском, где преподавали очень увлекавшую его химию.

Знания медицины позволили ему поставить вопрос при создании Московского университета в 1755 году о необходимости учредить в нём медицинский факультет. Практическую медицину применял только при лечении своей дочери. Так скромно говорил он о себе. Но мы должны знать, что Ломоносов внёс большой вклад в область охраны здоровья населения. В его трудах много высказываний о причинах и лечении болезней, а главное, их предупреждении. Особое значение придавал он движению. С этим связана забота учёного о развитии спорта в России. Ломоносов говорил и об оздоровительной роли труда, но в то же время указывал на необходимость облегчения труда рудокопов, сокращения рабочего дня в шахтах, специальной одежде, предохраняющей от ушибов, и т.п.

М.В. Ломоносов много внимания удалял охране здоровья детей. Охрану здоровья детей он предлагал начинать ещё до родов, помощи при родах и др. Говорил о необходимости учить повитух и учиться у более опытных. Он протестовал против крещения детей в холодной воде. Дело в том, что при крещении запрещалось подогревать воду, так как теплоту считали особой «материей», прибавляемой к подогреваемому теплу, тогда как церковные правила требовали крещении в воде без всяких примесей. Ломоносов негодовал, требовал к невеждам-попам власть применить, заставить их крестить детей в воде тёплой.

Ломоносов придавал огромное значение правильному и достаточному питанию. Он восстал против изнурительных постов, и в первую очередь, семинедельного Великого поста, приходящегося на раннюю весну. С той же силой, что и против голодания во время постов, выступал он против резкого перехода от постов к перееданию, особенно во время Масленицы.

Ломоносов правильно оценил значение свежих ягод и овощей в предупреждении цинги. Он настойчиво напоминал мореплавателям о необходимости «запастись противоцинготными лекарствами».

«Один опыт, - писал он, - я предпочитаю шестистам мнениям, рождённым единственно воображением». «Опытное», ломоносовское направление стало знаменем передовых русских врачей уже в XVIII веке. Вместе с тем Ломоносов отстаивал право учёных на гипотезы – единственный путь, для открытия самых важных истин.

М.В. Ломоносов положил начало к научному познанию леса. В его записке «Мнение об учреждении Государственной коллегии» есть раздел «О лесах», содержащий много ценного для лесоводственной науки того времени. Его глубоко интересовала проблема сбережения лесов путём их рационального использования. Он предвосхитил важные положения учения о лесах, в том числе о воздушном питании растений, о лесной почве, даже о роли различных древесных пород в образовании гумуса. Только в XX веке положения о почвообразующих породах экспериментально подтверждены, и берёза вместе с рядом других древесных растений признана почвообразующей породой, о чём писал Ломоносов. Он указывал на важное экономическое значение леса, предопределил дальнейшее изучение природных ресурсов, в частности, растительности, в том числе и лесной.

М.В. Ломоносов предсказал болотам большое будущее. Со временем, говорил он, люди узнают ту роль, которую отвела природа болотам в цепочке своих взаимосвязей, увидят всё многообразие ценностей, которые она заключила в эти куски своего организма, и научно используют болота с учётом важности каждого элемента.

Его земляки Архангельской области пренебрегли этими указаниями, осушили болота вдоль Северной Двины, нарушили равновесие во многих природных процессах, особенно, снизили питание Северной Двины, высохли родники, упал уровень грунтовых вод. Погибло много растений, занесённых в Красную книгу, лишены гнездовья, приюта и корма птицы (особенно журавли, глухари, тетерева и куропатки).

Сохранение болот Севера имеет огромную научную т практическую ценность. Вот почему и сегодня мысли М.В. Ломоносова о лесе имеют огромное значение для развития отечественного лесоводства.

Как же потомки вняли этим научно-обоснованным рекомендациям великого сына Севера?

Северодвинская тайга теперь, в восьмидесятых годах XX века – это сплошные вырубки с редкими кучками семенных куртин. Зарастают кустарником лесовозные автодороги и подвесные дороги, ведущие от Северной Двины вглубь бывшей тайги. Валяются несобранные стволы деревьев, да кучи хвороста от обрубленных ветвей хвойных деревьев, захламленные лесосеки с брошенной на ней лиственной древесиной и тонкомером. Когда на них вырастет новый лес?

Из-за вырубки леса обмелела Северная Двина, да ещё болота продолжают осушать, нанося непоправимы ущерб могучей когда-то реке. В 1988 году впервые за всю историю её существования река стала несудоходной. Не прекратились рассуждения о том, чтобы повернуть реку Сухону на юг, чем окончательно сгубить кормилицу Севера Северную Двину. Вот где беда. Больно видеть, как скудеет лесом вся Северная земля вдоль обоих берегов Северной Двины.

Использование древесины всё ещё такое, что больше половины её уходит в отходы, на выброс, в костёр, на свалку. Как будто нет хозяина леса на Русской земле.

Ломоносов был самым образованным человеком столетия. Первый российский академик-энциклопедист, М.В. Ломоносов – это первая мировая слава России. Он – величайший радетель российской культуры и науки. М.В. Ломоносов не дожил до пятидесяти пяти лет! Это потому, что на всё то непостижимое, могучее, необозримое, что он создал, ушло чуть больше двух десятков лет. Одной гениальностью не объяснить грандиозность сделанного им.… В год делается десятилетний труд. Ответственность, ни с кем не делимая, взваленная на себя доброй волей. По личному разумению сжигает свою жизнь во имя Отчизны. Привлекательная черта характера Ломоносова – это страсть к труду, чувство гражданского долга, забота об Отечестве. Чем бы он ни занимался – будь то химия, история, физика, языкознание, он всегда заботился, говоря его словами, «в приращении общей пользы».

Умирая, с горечью сказал одному из близких:

«Друг мой! Я примечаю, что мне скоро умереть: на смерть взираю равнодушно, но сожалею только о том, что не успел довершить, что начал для пользы Отечества»

Счастье потомков М.В. Ломоносова в том, что сохранены его труды, изучение которых позволяет понять всё величие русского народа и его выдающегося представителя. На протяжении веков пытаются принизить русских, как внешние, так и внутренние недоброжелатели. Уже тогда начал вести борьбу с этим злом М.В. Ломоносов. И в XX веке не унялись западно-европейские и американские неофашисты и даже свои националисты-злопыхатели из Прибалтики, пытающиеся унизить славян, стремясь доказать недоказуемое их превосходство. Да и в России также есть подонки, унижающие русских. Но терпелив русский человек, стремящийся мирно жить со всеми.

В древней глуши Курострова, где теперь село Ломоносово, очень давно возникло чарующее искусство русских крестьян – резьба по кости. Крестьяне-резчики по кости работали от зари до зари, каждый в своей комнате, и никогда не порывали с землёй. Традиции холмогорских умельцев идут из глубины веков. В XV – XVI веках начинался здесь промысел резьбы по кости. Русские резчики по кости пленяли ещё утончённых византийцев раннего Возрождения. Изделия холмогорской резной кости особенно известны в XVIII веке. В этом веке славились именно холмогорские мастера, имевшие в изобилии сырьё в виде драгоценных моржовых клыков («Рыбий зуб»), которое давало Белое и Баренцево (тогда Мурманское) моря. В 50-х годах XVII века братья Шешенины, вытребованные из Холмогор по государственному указу, трудились в Оружейной палате Московского Кремля, прорезывая различные костяные гребни, украшая их сценами соколиной охоты, либо рельефными изображениями. Работали «про царский обиход» холмогорцы «костяного резного дела токарь» гребенщик Прокопий Шешенин и его племянник Евдоким. С детства занимался в родной деревне Тючковской резьбой по кости сын крестьянина-помора Федот Иванович Шубной, впоследствии талантливый скульптор Шубин (1740 – 1805 гг.). Пётр I, сам токарь и резчик, донёс до холмогорцев вкусы XVIII века, и полтора столетия выходили из рук знаменитых куростровских мастеров и расходились по белому свету «артистические пустячки в завитках рококо, табакерки, блохоловки, затейливые ларчики с отделениями для записочек, перстеньков, булавок, мушек и прочих безделушек».

Основателем промысла резьбы по кости считается зять М.В. Ломоносова Головин, научившийся этому мастерству в Петербурге. Наивысший расцвет этого промысла был в XVII – XVIII веках, а в XIX веке начался его упадок. Однако возврат от очаровательной дребедени «во вкусе Помпадур» к реальным сюжетам из окружающей действительности стал намечаться в творчестве холмогорцев именно в конце XIX века. В начале XX века холмогорский промысел резьбы по кости был на грани исчезновения. К 1930 году осталось всего три мастера (Гурьев, Узиков и Петровский), которые стали учителями открывшейся в 1930 году профтехшколы. В самих Холмогорах нет косторезов. Резчики живут в селе Ломоносово, где в конце 20-х годов открылась ломоносовская школа резьбы по кости, в 1930 году создана профтехшкола, в 1932 году – холмогорская косторезная артель имени М.В. Ломоносова, а ныне фабрика художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова. В 1933 году был первый выпуск (38 человек) мастеров-косторезов. Работают теперь косторезы в просторных помещениях. С. 1938 года началось возрождение холмогорской резьбы по кости. Исполненные мастерами уникальные вещи не уступали изделиям мастеров XVIII века. Можно утверждать, что с этого момента возрождено искусство холмогорских мастеров всех известных нам стилей, сохранена чисто русская культура, т.е. культура, привнесённая русскими. Вновь Холмогоры славятся резьбой по кости.

Изделиями косторезной артели в 30-х годах XX века были ножи для разрезки листов книг и книжные закладки из белоснежной моржовой кости и тёплого желтоватого тона мамонтовой кости; мундштуки и трубки; художественные чернильные приборы, футляры для очков, крышки блокнотов, шкатулки, крошечные «панно» и круглая объёмная скульптура… Хороши миниатюры, на которых с жизненной правдой отражена природа. В сороковых годах стали делать миниатюры и хорошо «читающиеся» кубки на темы нашей современности: освоение Арктики, кубок «Полководцы Великой Отечественной», в которых выражено мастерство скульптурного портрета; «материнство» и многие другие. Художественные изделия, созданные здесь, не раз удостаивались золотых наград на выставках в Париже, Брюсселе, Монреале. Изделия холмогорских резчиков хранятся в Эрмитаже, Историческом и других музеях. Косторезы в 1930 – 1950 гг. А. Штанг, П. Черникович, А. Горшкова, А. Гурьев, В. Просвернин восстановили многие забытые приёмы, элементы, мотивы традиционной холмогорской резьбы.

Не только косторезным искусством славится холмогорская земля. Куростровцы – земляки Ломоносова – издревле гончары. Матигорцы - чернотропы, занимающиеся кузнечным делом и испачканные сажей и углем, «снабжали весь север теми ружьями, с которыми воюют на море и в лесах». Золотыми руками создавались россыпи богатств русского Севера. Холмогорскому зодчеству, как и всему двинскому, присущи строгость и суровая торжественность.

М.В. Ломоносов, детство и юность проведший среди холмогорских косторезов, усвоил рукотворную красоту и проявил своё искусство в мозаике, вечной живописи, сохраняющейся тысячелетиями. Он в мозаике шёл своим, новаторским путём: создал новое, отличное от западного, искусство «к пользе и славе Российской». Им созданы собственные необычайной красоты смальты (цветные стеклянные), сверкающие как самоцветы и превосходившие итальянские (лучшие на Западе) мозаики XVIII века. Среди известных 23 произведений портрет Петра Первого, набранный из смальты собственноручно М.В. Ломоносовым с мастерами, и «Полтавская баталия» - любимое детище Ломоносова, законченное в последний год его жизни – это великолепное творение русского искусства, лучшее произведение мозаичного искусства XVIII века. От Ломоносова берут начало великолепные мозаичные панно, украшающие многие станции метро в Ленинграде.

Со смертью М.В. Ломоносова род его прекратился по мужской линии, так как ни он, ни его брат сыновей не имели. Потомство же его по женской линии, от единственной его сестры Марии, продолжало развиваться на Родине. Здесь жил Иван Фёдорович Лопаткин, известный как лучший мастер-косторез, основатель этого рода промысла. Он имел случай поднести свои изделия императору Александру I, посетившему Холмогоры в 1819 году. И.Ф. Лопаткин считал себя потомком знаменитого предка, состоящим в родстве с фамилией Ломоносова. По повелению императора Николая была проведена проверка: точно ли Лопаткин И.Ф. – внук М.В. Ломоносова. Мать Ивана Фёдоровича – Матрёна Евсеевна Головина (по мужу Лопаткина). Следовательно, И.Ф. Лопаткин был внуком Ломоносова. В январе 1827 года «внуку Ломоносова в поощрение искусства резьбы его на кости» пожалована шейная медаль с надписью «За полезное», а матери его выдана тысяча рублей.

Немного о внуках и правнуках М.В. Ломоносова. В 1743 году из Марбурга в Петербург приехала с дочкой Екатериной жена М.В. Ломоносова Елизавет Христина Цильх, ставшая в России Елизаветой Андреевной. Здесь спустя шесть лет родилась вторая их дочь – Елена. Елену, благодаря знаниям практической медицины, отец лечил и, как он писал, «дважды от смерти избавил». Жена Михаила Васильевича пережила мужа на полтора года. Умерла вдова в нищете, нечем было уплатить долги, не на что было поставить надгробие. Дочь Елена Михайловна вышла замуж за Алексея Константинова – библиотекаря при императрице Екатерине II. У Елены было две дочери – внучки Ломоносова – Екатерина и Софья. Софья Алексеевна, широкообразованная девушка, вышла замуж за полковника Раевского Николая Николаевича в 1894 году. В последующем Раевский Н.Н. – герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант, командир 7-го пехотного корпуса. Он известен по батарее Раевского. Достойная и верная спутница его жизни, внучка Ломоносова Софья Алексеевна, родила и воспитала шесть детей – правнуков Ломоносова, весьма известных в истории и почитаемых народом России. Их сын Александр в чине полковника за неблагонадёжность был выслан из Одессы на поселение в Полтаву. Дочь их, Екатерина, была женой генерала Орлова Михаила Фёдоровича, ушедшего со службы за «причастность» к декабризму и удалённого в своё имение без права выезда в столицу. Жили они фактически в заточении. Младший сын Николай Николаевич (младший), друживший с А.С. Пушкиным, после допросов в следственной комиссии по делу 14 декабря долгое время находился в резерве (он был офицер). Среди правнуков особо выделяется Мария Николаевна Раевская, по мужу Волконская, одарённая, образованнейшая женщина с решительным характером и огромной силой духа. Являясь женой декабриста князя Волконского, приговорённого к двадцати годам каторги и пожизненной ссылке, разделила с ним горькую судьбу: последовала за мужем Сергеем на рудники в Забайкалье. Заложив свои бриллианты, заплатив некоторые долги мужа, после получения разрешения царя 27 декабря 1826 года двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская отправилась в путь для встречи с мужем, ещё недавно блестящим генералом, а теперь «государственным преступником», сибирским каторжником. По своей воле едет к любимому, где конец света, как тогда говорили о Сибири. И это несмотря на то, что царём был разрешён быстрый и лёгкий развод с осуждёнными. Этим коварством царя воспользовались многие жёны декабристов. М.Н. Волконская оставила крохотного сына на попечение Зинаиды Волконской, поцеловав его в последний раз, и он без матери вскоре зачах и умер. Её отец, генерал Николай Раевский, умолял не ехать, грозил проклянуть её, если через год не вернётся. Несколько лет спустя умирающий отец скажет про свою дочь: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал». Декабристы её называли «мудрая Волконская». В посвящение к «Полтаве» самыми дорогими словами были: «Последний звук

твоих речей», навеянные прощанием с А.С. Пушкина с Марией Николаевной 26 декабря 1826 года. Из Москвы в Читу стихи А.С. Пушкина для декабристов привезла Александра Муравьёва, и почти одновременно пророческие «Во глубине сибирских руд…» и горячие стихи И. Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный…», переписанные Муравьёвой, рискуя жизнью, отвезла на Благодатский рудник Мария Волконская, спрятав в своей причёске, и, спустившись в шахту, передала их друзьям мужа. Так она завершила миссию курьера.

В Петровском декабрист Ф.Б. Вольф развернул легендарную врачебную деятельность. Ему помогали фельдшера, в том числе М.Н. Волконская.

В Иркутске не просто жили большие семьи двух ссыльных князей; здесь находились центры притяжения рассеянных в таёжной глухомани декабристов, которые под любым предлогом наведывались в Иркутск, чтобы душой отогреться в этих домах, получить через них письма родных, книги, лекарства, деньги и узнать последние новости. Эти дома были также центрами притяжения либеральной интеллигенции края, подлинными очагами культуры. Один из очагов культуры возглавлялся Марией Николаевной Волконской, которая доставила сюда рояль в рыбацком баркасе через неспокойный Байкал. Почти тридцать лет прожила Волконская вместе с мужем на каторге и в ссылке. Об этих годах она написала воспоминания, в которых ярко обрисован тяжёлый тюремно-каторжный режим. Это её подвиг воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины». Текла бунтарская, неподкупная в борьбе за правду кровь М.В. Ломоносова в его потомках.

Могила Ломоносова – в Александро-Невской лавре.

Память о М.В. Ломоносове увековечена. Его жизни и деятельности посвящено много книг, поэм; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы; музеи Ломоносова в Ленинграде и на его Родине. Имя Ломоносова присвоено горному хребту на Новой Земле и подводному в бассейне Северного Ледовитого океана; возвышенности на острове Западный Шпицберген; кратеру на обратной стороне Луны, экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Его именем названы малая планета, минерал и месторождение алмазов. Учреждены Золотые медали имени М.В. Ломоносова (одна из них присуждается советским учёным, другая – зарубежным).

В соответствии с постановлением Совнаркома «Об организации школьных экскурсий», принятом в 1919 году, учителями ШКМ в двадцатых и тридцатых годах школьникам прививались патриотические чувства к своей малой Родине и к своему районному центру. Широко практиковались экскурсии в село Холмогоры. Для изучения истории своего края нас, учащихся ШКМ, начиная с 1930 года, возили из деревни Наволочек, где была школа, в село Холмогоры на экскурсию, где нам показывали и памятники старины.

Нас знакомили с архитектурой Преображенского собора, история которого насчитывала тогда около двухсот пятидесяти лет. Собор, построенный первым архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием (Любимовым) по образцу Московского Успенского Собора, произвёл на нас большое впечатление. Затем осматривали собор внутри, где стояли надгробия архангельских архиереев с их портретами и стихотворными эпитафиями, на стенах росписи – иконы, прекрасно выполненные мастерами тех далёких веков. Рядом с собором стояла интересная по архитектуре каменная колокольня, выстроенная ранее собора на два года. Затем показывали Успенский женский монастырь, основанный на два года позднее собора. В этом монастыре до 1920 года жили монахи и послушницы, с 1924 года в здании монастыря помещена школа крестьянской молодёжи и с ноября 1927 года – Холмогорская зоотехническая станция, которой придавали очень большое значение. Много времени отведено было на осмотр классов ШКМ, чтобы всё лучшее перенять для нашей школы.

Рядом с ШКМ стоял двухэтажный каменный корпус, бывший архиерейский дом, построенный в те же годы, что и собор. В этом доме жила в заточении семья одной из правительниц России в XVIII веке Анны Леопольдовны, свергнутой с престола в 1741 году. Переворот 25 ноября 1741 года возвёл на престол дочь Петра Первого Елизавету Петровну, а Анна Леопольдовна с мужем и детьми, в том числе и сыном-императором (провозглашён не достигший годовалого возраста Иоанн VI Антонович), была арестована, содержалась под стражей и в 1744 году в октябре, под великим секретом, со всем семейством была привезена в Холмогоры. Иоанн VI был помещён отдельно от своей семьи: его запрещено было учить чему-либо, говорить ему, кто он, показывать кому-нибудь кроме караульного офицера. В 1756 году Иоанн был переведён в крепость Шлиссельбург, где и убит в ночь 1764 года, когда поручик Мирович сделал попытку освободить его. Сама Анна Леопольдовна скончалась в Холмогорах от родов 7 марта 1746 года. Тело её было увезено в Петербург. Её муж скончался в 1776 году, 60 лет от рождения, на 32 году своей ссылки. Их дети (два сына и две дочери) в 1780 году по приказу Екатерины II были отправлены в Данию.

После Брауншвейгского семейства в этом доме с 1781 года помещалась мореходная школа, переведённая в 1798 году в Архангельск, а с этого момента вплоть до восстановления на Севере в 1920 году Советской власти здесь жили монахини монастыря.

6 ноября 1927 года в этом помещении был открыт музей краеведения, отражавший природу и экономику Холмогорского района. Мы с большим интересом смотрели экспонаты музея.

В качестве глухого уездного города Холмогоры в прежнее время часто служили местом ссылки опальных людей разного звания. Сюда, в монастырь, постоянно присылались «на увещание и смирение» раскольницы. Со второй половины девятнадцатого столетия, когда началась политическая ссылка на Север, в Холмогорах перебывало много политических ссыльных.

В Денисовку, где родился и жил М.В. Ломоносов, нас не водили, а показывали деревню из Холмогор. За рекой Курополкой на Куростровском острове были видны остатки этой деревни, сад и училище. Единственным новейшим памятником Ломоносову на его родине была тогда школа-четырёхлетка в большом, издали видном деревянном здании. В 1868 году в Денисовке было построено училище, которое в тридцатых годах занимала больница. Видна была полуразвалившаяся церковь. По преданию, Михайло Ломоносов принимал участие в её строительстве. Эта церковь, видимо, помнила своего великого земляка. В заключение экскурсии также издали учитель показал редкий ельник, росший на небольшом холме влево от дороги, ведущей в д. Куростров. Рассказал былину, по содержанию близкую к той, что описана Ломоносовым. Ели, которые мы видели, естественные реликты, представляющие собой остатки священной у язычников рощи, где и был их идол. В этом лесу, по сказаниям летописцев, стояло капище (языческий храм) чудского идола Иомалы, богато украшенного драгоценными камнями, державшего на коленях чашу в виде большой кринки, заполненной золотыми и серебряными монетами. В те далёкие времена на Курострове происходила меховая ярмарка; пришедшие на эту ярмарку норвежцы (викинги) ночью ограбили идола и, чтобы снять с него ожерелье, разрубили. Проснувшаяся стража подняла тревогу, и чудь погналась за норвежцами. Сражение произошло ниже Холмогор в местности, где в тридцатых годах была деревня, носившая название Побоище. В битве норвежцы, более искусные в военном деле и лучше вооружённые, одолели чудь, погрузились на ладьи и уплыли вниз по Курополке.

Помнится, что Холмогоры имели герб: в верхней части нарисован гукор новоманерный, а в нижней – корова «холмогорка». Рассказывали нам и про герб Архангельска. Пётр I, отдыхая от своих ратных и плотничьих дел, начертал эмблему Архангельска: воин на лихом коне длинным копьём поражает дьявола. Рисунок царя стал основой герба города. Следует учесть, что московский герб отличается от архангельского тем, что не Архангел, а Георгий Победоносец на скаку пронзает пикой огнедышащего дракона. В гербах обоих городов единство в том, что всадник – русское государство. Дьявол, дракон – враги его. Так побеждает Русь своих врагов, пытавшихся её поработить.

Особая роль северных земель в судьбе России состоит в том, что сюда была перенесена мощная киевская культура людьми Киевской Руси, пришедшими на европейский север от разорительных набегов печенегов, татар, от княжеских междоусобиц. Холмогорский район не знал крепостного права, татарского ига и опустошительной оккупации фашистов. Здесь сохранились архитектурные памятники старины, которым более пятисот лет, сказки, предания, легенды, художественные изделия из дерева: боги, идолы, «вырезом вырезанные», а также болваны, истуканы – птицы и звери из дерева и, особенно, пав. В селе Ломоносово сувенирами являются художественные изделия из кости.

В селе Холмогоры в сочетании с посещением туристами малой родины великого сына России – материнской его деревеньки на Курострове, возможно привлечение сотен, а может быть и тысяч туристов со всех концов нашей страны.

Туризм в Холмогорах может быть организован не только с началом судоходства на Двине, но и круглый год благодаря автомобильной дороге и параллельно существующему старинному рыбному тракту («Ломоносовке»), по которому шёл томимый жаждой знаний Михайло Ломоносов.

Надо поддержать былую славу древнего города. Затраты на реставрацию монастыря, гостиницу, кемпинг и мост через реку Курополку быстро окупятся.

Богатые соседи Архангельск и новые двинские города обязаны помочь былому городу, их породившему.

Дальнейшее повествование пойдёт о деревне Ичково, маленькой частичке Холмогорского района, о людях этого уникального поселения и о колхозе «Новая жизнь» в первые пять лет его существования (с 1930 по 1936 годы).

 

«Почти нет такой деревни – даже самой

захудалой, - где бы не было своих

замечательных историй и людей»

<






Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 867. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия