Студопедия — Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Растения:все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.).






Обряд:поджигание колес и спускание их с холмов (на Йоль, Остару и в Середине Лета). Обряд встречи Солнца проводится на рассвете любого дня. То, что ви­дится на рассвете,'оказывается предзнаменованием того, что случится в этот день, особенно если он важный.

сюн

Богиня Сюн («отказ»), как считается, сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней также прибегали на тинге для



Галина Бедненко. Школа рун


зашиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Это богиня-защитница. Атрибуты ей нашли уже в совре­менные дни. Обращаются к Сюн за помощью по защи­те дома, жилища или в суде.

Рунический сигель:любые защитные заклинания.

Предметы:метла, меч.

Напиток:заваренные кусочки яблок с щепоткой горь­кой полыни.

труд

Труд — дочь Сив и Тора. Ее имя означает «Сила». Иногда оно используется как составная часть в именах валькирий. Великан Гунгнир похитил ее (это известно по стихам скальда Браги Старого), но Тор вызволил. Считается, что те богини, на которых чаще всего-поку­шаются великаны, олицетворяют «женские» жизненные силы вселенной. Труд — дочь прекраснейшей из богинь и сильнейшего из богов, потому она сильна и пре­красна. Вместе со своими братьями Моди и Магни Труд олицетворяет храбрость и силу — основные дары Тора людям.

Современные язычники считают Труд самой молодой и очень примечательной асиньей. Она олицетворяет новое, по сравнению с родительским, отношение к зем­ле. Фьёргюн-Земле Труд приходится внучкой... Счита­ется, что в период поклонения Земле, как таковой, че­ловек просто собирал то, что она ему давала (ягоды, орехи, коренья). В период почитания Сив как Собира­тельницы злаков (не зря же ей отрезают золотые воло­сы) люди уже умели сеять и собирать хлеб, но не забо­тились о земле, как таковой. Труд же представляет более развитую агрикультуру (трехполье, подкормка почвы и др.). Кроме того, эта богиня ассоциируется с выпечкой хлеба. Когда Труд не печет хлеб, она самостоятельно очищает поля от камней.

Труд представляется как большая сильная женщина, похожая на великаншу. У нее рыжие волосы, откинутые


 

Гру пповая практика ___________________________ 279

назад. Она одета в изношенные, грязные одежды — обычные для занятой работницы. Это довольно цельный образ, но атрибутика этой богини практически не раз­работана.

Напиток:вероятно, пиво.

СИГЮН

Жена Локи — Сигюн — известна своим самопожер­твованием. Она — верная жена неверного супруга, став­шего врагом всех других богов. В этом она так же является зеркальным отражением Фригг, как Локи — отражением Одина. Но она встречается нам только в тот момент, когда Локи уже связали и повесили над ним змею. С тех пор Сигюн держит над Локи чашу, чтоб яд не капал ему на лицо.

И

Сигель богини:сочетание Иваз и Альгиз или Иваз и Берканы. Эти вязи показывают нам постоянную крити­ческую ситуацию и либо надежду женщины на лучшее, либо ее практическую помощь и поддержку.

Сфера проявления богини в мире:все, что связано с реабилитацией преступников.

Способ проявления богини в себе:носить мужу пере­дачи, нанимать адвокатов, писать прошения и пр.

ЁРД

Богиня Ёрд — мать Тора и дочь богини Ночи и ее мужа Аннара («Второго»). У нее несколько имен, в том числе и Фьёргюн. Она была первой создана из тела великана



Галина Бедненко. Школа рун


И мира. Полагают, что мужской половиной Земли-Ёрд был Эгир — морской великан — и что они оба — Ёрд и Эгир — были созданы из обоеполого Имира: Эгир — из крови Имира, а Ёрд — из плоти. Но это все современные

Л I

домыслы, слишком простенькие, на мой взгляд. В любом^ случае Ёрд в наше время почитается как Земля (в русском варианте — мать сыра земля).

Сигель богини:субрунический1 знак Ёрд.

ХЕЛЬ

Хель известна германцам с очень давних пор. Это богиня подземного мира. Ее имя близко к значению «укрывательница». Считалось, что ее царство находится на севере. В скандинавской мифологии ее роль доволь­но двусмысленна: она является чудовищем — дочерью Локи, но вместе с тем самостоятельной правительницей своего мира. Вполне обоснованно предполагают, что ее образ как властительницы подземного царства более архаичен и восходит к общему германскому прошлому. А дочерью Локи она стала считаться гораздо позже, на­ряду с другими страшными хтоническими существами и уже на скандинавской почве.

Современные язычники представляют Хель и Смерть как часть вечного цикла жизни и смерти, смерти и пе­рерождения. Представления о Хель в Скандинавии род­ственны тем, что существуют в славянских странах, — о Белой Девке, предвещающей смерть, разруху, войну и несчастья. Это явление смерти в образе высокой женщи­ны в белом.

' Субрунические знаки— пострунические знаки, не входившие в Футарки, но использовавшиеся в тех же целях, что и руны.


Групповая практика



Скандинавская богиня сурова видом и имеет двой­ственную внешность: иногда она наполовину иссиня-черная, наполовину красная, как сырое мясо, а иногда наполовину живая, наполовину труп. Половины эти со­ответствуют стороне правой и левой.

Некоторые блаженные язычницы полагают, что Хель выглядит уродливой, когда мы боимся смерти, но будет выглядеть прекрасной, если мы отнесемся к ней как к возможности нового опыта или как к облегчению от боли и страданий. Для большего эффекта я бы им по­советовала перед смертью надевать розовые очки.

Сфера проявления богини в мире:смерть и похороны.

Обряд почитания богини:похороны, девять дней, со­роковины.

Животные: традиционные проводники в царстве мер­твых: собака (волк) и конь (кобыла), а также те живот­ные, обращаясь в которых она может приносить смерть.

Nil

Рунический сигель:три руны второго атта — Хагалаз, Науд и Иса. Это разрушение, которое может быть очи­щением. Это непреложная необходимость. И застыва­ние, вечный покой...

Глава 29

МИФОДРАМА «МИРОВОЕ ДРЕВО ЯСЕНЬ ИГГДРАСИЛЬ»

Мировое дерево (Arbor Mundi) в традиционном ми-фопоэтическом мировоззрении воплощает универсаль­ную концепцию мира. Оно может быть «древом жизни», «древом познания», «древом плодородия*, «древом вос­хождения» с земли на небо или нисхождения в под­земный мир. Образы, близкие Мировому Древу, — «ось



Галина Бедненко. Школа рун


мира» (axis mundi), «мировая гора», «мировой столп», «пуп земли», а также «мировой человек» (первочеловек, обычно первое антропоморфное существо, а не соб­ственно человек). Символически с ним связаны образы колонны, обелиска, трона, лестницы или цепи, исполь­зующиеся в описании тех или иных параметров мира.

Мировое Древо играет организующую роль в любой мифологической системе, является своего рода осью той системы координат, в которую вписываются остальные компоненты (или их символы). «Оно является доми­нантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства... Троичность Д.М. по вертикали подчеркивается отнесением к каждой части особого класса существ, чаще всего животных (из­редка классов божеств и других мифологизированных персонажей). С верхней частью Д.М. связываются пти­цы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орел); со средней частью (ствол) — копыт­ные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчелы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, боб­ры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа»1.

Образ этот настолько мощный, что буквально пропи­тывает все времена и культуры, изменяя форму, но со­храняя свой «жизненесущий» смысл2. Вот описание сна, которым любезно со мной поделилась одна дама:

■ «Году этак в 95-м, когда мне было 19 лет, появился в сознании один образ. Шаманизмом я тогда не увлека­лась, в Бога особо не верила и только начинала упоря­дочивать свои взгляды на мир. Образ был и остается очень ярким. Это видение, один раз меня посетив, ни­куда не делось. Так на нем, как на фундаменте, все и строится.

1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энцикло­
педия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. С. 401.

2 Христианский крест — «распятие» — является символической
трансформацией образа Мирового Древа, как и все другие символы
креста.


Групповая практика



Степь, ночь, очень светлая и звездная. Но главный ис­точник света, видимо, не небо, а колоссальный металли­ческий столб-стержень, светящийся, светло-золотистый. Он находится передо мной на расстоянии метров 10—15, и немного влево. Выходит прямо из земли и уходит в небо, и понятно, что либо конца ему нет, либо не в человечес­ких силах представить его протяженность. Я подхожу к нему, и чем я ближе, тем слышнее мягкое, ровное гуде­ние — вроде как в трансформаторной будке. Похоже, что "по этому стержню, как по кабелю, течет энергия. Напря­жение высокое Я бы сказала, высочайшее. Я прикасаюсь к нему — никаких потрясений, ожогов, он такой же теп­лый, как и я. То, что он сделан из металла, — первое впе­чатление, на самом деле сквозь него даже можно пройти без вреда для себя. И тут, очень быстро, приходит пони­мание, что этот столб энергии и есть та самая любовь, благодаря которой и сушествует ВСЁ. На ней держатся все миры и жизни, на нее они нанизаны, вокруг нее обраща­ются и лишь в ней черпают силы».

Горизонтальная структура Мирового Древа обычно связана с ритуалом (жертвоприношением) и его участ­никами. К тому же «значительное количество фактов позволяет реконструировать две горизонтальные оси в схеме Д.М., т. е. горизонтальную плоскость (квадрат или круг, ср. мандала), определяемую двумя координата­ми — слева направо и спереди кзади»'.

Поэтому неудивительно, что условное изображение Мирового Древа в шаманских культурах (где пред­ставление о нем сохранилось лучше всего) традицион­но строится по подобной схеме:

Y

Ч

1 Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энцикло­педия: В 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980."Т. 1. С. 401.


284 Галина Бедненко. Школа рун

Центр ее — Срединный мир, в котором живут люди и откуда начинает свое путешествие в другие миры шаман. Вверху (иногда и в какой-то стороне света) находится Верхний мир, внизу (и вместе с тем в какой-то стороне света) — Нижний мир. Мировое (или шаманское) Древо Верхнего мира обычно изображается или делается ветка­ми вниз и корнями вверх. Мировое (или шаманское) Дре­во Нижнего мира — соответственно, наоборот.

Ясень Иггдрасиль — Мировое Древо в скандинав­ской (древнеисландской) мифологии. В рамках ее мифо-драматического изучения мы обратились к построению ясеня как основы, матрицы Вселенной, необходимой для определения мироздания древних скандинавов. Мы выделили три основных сюжета, связанных с ясенем: «Иггдрасиль и его обитатели», «Девять миров Иггдраси-ля» и «Жертвоприношение Одина». Далее мы предста­вим первую драму: ее структуру, ход конкретной мифод-рамы и трактовку используемых образов.

МИФОДРАМА

Миф — это то, что происходит сейчас и всегда. Это иная реальность, которой мы лишь изредка касаемся, но в универсальных («Больших») сюжетах которой мы уз­наем то, что происходило всегда и случается до сих пор лично с нами.

Мифодрама — это метод драматического разыгрыва­ния мифа или известного сюжета. Она дает нам воз­можность увидеть смысл древних мифов и понять их значение лично для нас. Разыгрывание мифа дает непо­средственный опыт бытия в роли предельно «лако­ничной», архетипической. Это, с одной стороны, может быть новым (и в какой-то мере обучающим) опытом, расширяющим ролевой репертуар человека. С другой — кристаллизацией жизненной позиции, всего обычного спектра поступков и действий человека; и здесь ощуще­ния, испытываемые в роли, окажутся ресурсом развития. Временами проигрывание той или иной роли приводит


 


Групповая практика 285

к сильным чувствам и эмоциям: это может быть катар­сис и исцеляющая боль, обозначающая рану, но и за­живляющая ее. Это возможность войти в контакт со своими чувствами и переживаниями в символической, безопасной реальности — и вдобавок в некоей волшеб­ной действительности, где можно сделать то, что оказа­лось невозможным в реальности.

Проигрывание мифа оказывается ритуальным дей­ствием, участием в мистерии, во время которой мы напрямую взаимодействуем с глубинными, архаичными слоями нашей психики. Это сновидение наяву, конт­ролируемое и управляемое, мифологичное по своему смыслу и сути... Различные мифы (и их драматическое переживание) можно использовать в разных целях и, в частности, для получения некоего мистериального опы­та. Ниже я расскажу о технике и правилах, предложу авторский сценарий работы с этим сюжетом.

ПРАВИЛА МЕТОДА

Ведущий мифодраму называется директором (по пси­ходраматической традиции), и он определяет ход ра­боты. В зависимости от целей группы определяется мифологический сюжет. Читается текст источника и объявляется, что будет полностью проиграно то, что нам из него известно. То, что в тексте не указано, предос­тавляется воле, желаниям и спонтанности участников.

Затем проводится выбор ролей.-Если несколько че­ловек хотят играть одну и ту же роль, то в случае, если это роль главная (или одна из основных), директор мо­жет допустить дублирование этого персонажа несколь­кими участниками. Определяется игровая территория (что где находится и что именно это означает) и основ­ные игровые правила (правила пересечения границ и способы символического отыгрывания тех или иных действий). Затем начинается игровое действие. Обычно оно разделено на несколько сцен, по окончании кото­рых директор останавливает действие и проводит корот-


286 Галина Бедненко. Школа рун

кий опрос участников. Те отвечают из роли на вопросы о чувствах или неких «посланиях» остальным героям. Между сиенами можно снять роли, если какие-то из них в дальнейшем уже не будут задействованы, и взять но­вые. На протяжении сцены могут включаться «стоп-кад­ры», когда директор обращает внимание всех участников на то, что происходит с главными героями, и дает им высказать тот или иной монолог (из роли).

В мифодраме — в отличие от ролевой игры — глав­ное внимание уделяется чувствам и переживаниям уча­стников из роли (а не хитроумности действия и развития интриги). В большинстве случаев сюжет точно опре­делен и известен. Могут развиваться параллельные сце­нарные линии, но время и ограничения обусловлены основным сюжетом.

В конце разыгрывания мифа происходит «шеринг» — обмен впечатлениями из роли и вне роли. Основные правила шеринга: говорить можно только от себя и о себе, либо из своей роли (бога Одина, дракона Нидхёг-га, белки Рататоск и др.), либо вне ее (от себя самого). В последнем случае запрещаются оценочные высказы­вания в адрес других участников драмы («Вася, играв­ший Одина, совершенно не умел играть» или, наоборот, «Вот эта белка была всем белкам белка и хороша не­обыкновенно... девушка, можно ваш телефончик?»). Из роли можно говорить о чувствах, которые возникали по отношению к другому персонажу («Когда дракон вы­крикивал свои ругательства, я чувствовал возмущение и мне хотелось спрыгнуть с дерева и прихлопнуть его»). Но не следует высказывать какие-то суждения и делать выводы на этом этапе. По желанию директора (и в за­висимости от целей драмы) можно провести отдельное обсуждение темы драмы. Затем роли должны быть ри­туально сняты: обычно это делается отряхивающими движениями с себя по всему телу и приговаривается «Я больше не... (имя персонажа), я... (называется свое имя)». Это рекомендуется для того, чтобы не «утащить» в реальную жизнь роль мифологического персонажа и не начать играть вообще не свою роль.


Групповая практика



МИФОДРАМА «ИГГДРАСИЛЬ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Разогрев: «Деревья»1

Каждый из участников становится неким Деревом, выбирает себе место, определяет, какое он дерево, и при­нимает соответствующую позу. Деревья разные: плодовые и неплодовые, цветущие или только с листьями, засохшие и переживающие зиму, только-только расцветающие, большие и маленькие, реальные и фантастические.

Ведущий подходит к каждому Дереву и расспрашивает его о том, какое он дерево. Заодно выясняется условная социометрия расположения: кто где находится, какие по­лучились «группировки», есть ли закономерности.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ

Берем подготовленный атрибут — веревочку с узла­ми. Раскладываем ее таким образом.

I

Это условное изображение ясеня Иггдрасиль, Миро­вого Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.

Вместе с тем она представляет собой двойное изобра­жение руны Старшего Футарка Альгиз, которая давно уже ассоциируется с ясенем. Не случайно на хипповском «па-

1 Перед непосредственно драматическим действом рекомендует­ся сделать обшее разогревающее упражнение на движение, вхожде­ние в роли или знакомство с другими участниками группы.


288 Галина Бедненко. Школа рун

цифике» оказался изображен именно ясень как Мировое Древо в «круге Мира». Получается символ сохранения мира (и в значении «peace», и в значении «world»). По крайней мере, известна такая (и вполне логичная) трак­товка этого символа, хотя другие источники утверждают, что сознательно знак был создан как суперимпозиция (на­ложение) семафорных знаков для букв N и D (Nuclear Disarmament). Если это так, то неожиданное появление Мирового Древа в пацифистской эмблеме кажется удиви­тельным даже не знаком, а знамением.

Ф

Основной текст источника:

«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево', и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая бездна. Тре­тий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллахорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источни­ка, но не получил ни капли, пока не отдал в залог свой глаз. Так сказано об этом в «Прорицании вёльвы»:

Знаю я, Один, Где глаз твой спрятан: Скрыт он в источнике Славном Мимира!

' В «Прорицании вёльвы» (Старшая Эдда) у ясеня девять корней. Но в данном случае мы пользуемся как источником Младшей Эддой, так как в ней есть конкретные указания относительно местонахож­дения и функции этих корней.


Групповая практика



Каждое утро Мимир пьет мед С залога Владыки, Довольно ль вам этого?

Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судьбища богов... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди, Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами... В ветвях ясеня жи­вет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир («полинявший от не­погоды»). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осы­пают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. Их зовут Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом... И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вме­сте с той грязью, что покрывает его берега, и полива­ют ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источ­ник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца... Росу, выпадающую при этом на зем­лю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют ле­бедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так на­зывается»1.

Этап 1. «Корни дерева»

Персонажи:Иггдрасиль, инеистые великаны, асы,

змеи.

Каждый участник группы выбирает себе одну из ро­лей. Роли довольно «общие»: змея, один из асов, боги-

1 Стурлусон С. Младшая Эпда / Пер. О.А. Смирницкой. М.: Ладомир, 1994. С. 32-36.

10 Г. Бедненко «Школа рун»


290 Галина Бедненко. Школа рун

ня, великан и т. д. Каждая группа берется за свой ко­нец веревочки (корень дерева). Взаимодействие друг с другом специально не задается. Происходит некоторое спонтанное игровое действие. После окончания сцены (директор использует, например, звонок колокольчика) все остаются на своих местах. Директор проводит корот­кий опрос.

Вопросы каждому участнику:Кто вы? Чем вы владее­те? Что вы делаете? Чего вы хотите?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае.

Этап 2. «Три источника»

Персонажи:Иггдрасиль, Мимир, три норны, змей Нидхёгг, Один (два лебедя опционально).

Выбираются роли. Три норны могут быть собиратель-ным образом. Два лебедя могут участвовать, если все остальные ключевые роли уже заняты.

Сюжет:Змей живет в источнике и грызет корень. Норны поливают дерево, черпая воду из источника. Мимир — при своем источнике мудрости. Один прихо­дит к Мимиру и просит испить из источника. Торгуют­ся. Два лебедя (если есть) плавают в источнике.

Сцена заканчивается естественным образом, после получения Одином разрешения от Мимира1.

Вопросы:Кто ты? Что это за источник? (Что дает этот источник?) Что ты тут делаешь? Что ты хочешь? Что ты чувствуешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Если участников группы мало, то роли снимаются. Иггдрасиль остается в любом случае.

' В дальнейшем было решено сцену «Один у источника Мимира» оформить и провести как отдельную тему в рамках цикла «Посвяще­ния Одина».


Групповая практика 291

Этап 3. «Обитатели Древа»

Персонажи:Иггдрасиль, орел и ястреб, белка Рата-тоск, змей Нидхёгг.

Участники группы выбирают новые роли. Персонажи занимают свои места на Дереве вдоль «ствола». Представ­ление персонажей («Кто ты?», «Что ты здесь делаешь?», «Что ты хочешь?») можно провести вначале, перед игро­вой сценой. Отводится некоторое время на игровое дей­ствие. Сцена прерывается звоном колокольчика.

Вопросы:Что ты чувствуешь? Одна ключевая фраза из роли.

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Снятие ролей, если мало участников. Иггдрасиль ос­тается.

Этап 4. «Пожиратели Древа»1

Персонажи:три (четыре) оленя и коза Хейдрун.

Введение участников в выбранные ими роли. Персо­нажи занимают свои места в кроне дерева. Звонок ко­локольчика в начале сцены. Произвольное игровое действие. Заканчивается звонком колокольчика.

Вопросы:Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хо­чешь? Что ты чувствуешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Снятие ролей, если участников группы мало. Иггдра­силь остается.

Этап 5. «Собирание всех существ Древа»

Персонажи:орел, ястреб, змей, белка; три норны, два лебедя; четыре оленя, одна коза; Один и Мимир; Хейм-далль.

' Можно провести эту сцену сразу после «Корней и Источников», тогда это будут «Обитатели Кроны».


292 Галина Бедненко. Школа рун

Участники группы выбирают себе роли или остаются в своих ролях. Все персонажи занимают свои места на дереве. Звонок колокольчика знаменует начало игрово­го действия. Произвольное игровое действие. Звонок колокольчика заканчивает сцену.

Вопрос Хеймдаллю:Кто ты? Что ты тут делаешь? Что ты хочешь?

Вопрос Иггдрасилю:Что ты чувствуешь?

Шеринг. Обмен чувствами- и впечатлениями по этой сцене и по всему сюжету в целом. При этом запреща­ются оценочные суждения других участников группы1, рассуждения в целом2, обобщения3.

Затем проводится снятие всех ролей. Для этого дела­ются отряхивающие движения по всему телу и пригова­ривается фраза вроде «Я не... <персонаж драмы>, я <имя участника группы>». Если этого не сделать, то роль может «прилипнуть» и мешать в жизни.

Пример

Ход драмы (17.06.2004)

Разогрев «Деревья»: оказались в основном хвойные и средиземноморские (кедры и сосны, одна «яблоня без яблок»). -

Сцена 1. Трое участников — змеи, трое — инеистые великаны, четверо — асы.

Змеи выражают желание и действие: грызть корни, лежать в неподвижности и сохранять неподвижным ко­рень.

Инеистые великаны говорят о сохранении равнове­сия, им это важно, они собой довольны.

Асы говорят о творчестве, потребности созидать и об истине.

Иггдрасиль чувствует печаль.

«Катя сыграла хорошо, а вот Маня — плохо...» «Так бывает в жизни...» «Все мы понимаем, что...»


Групповая практика 293

Сцена 2. Дракон бурно «варится» в своем Котле, дер­гает за корень (конец веревочки), отчего трясется все «дерево». Норны (четыре, норна Урд — в двух лицах) сидят в Асгарде. Дерево полили один или два раза, не больше. Они рассуждают о чем-то своем, беседуют с лебедями. Лебеди чувствуют себя отстраненными и со­вершенными, идеальными.

Один очень пассивен, неуверен в себе. Вначале чув­ствует себя «младшим братом» Мимира, который дол­жен благоволить Одину и потому непременно уделит ему глоток из источника мудрости. Мимир не дает по­дойти к источнику. Один очень нерешителен, все вре­мя спрашивает, что ему делать. Подключаются норны, советуют отдать глаз. Один все еще колеблется. Безус­пешно торгуется с Мимиром. Наконец он что-то пони­мает (говорит: «Ах, Мимир просто хранитель источника? И все?»), пытается отнять источник силой, выдав свой глаз. Ему помогают норны и силой отнимают источник у Мимира с криками «Такова судьба!».

Нерешительность Одина вызывает нетерпение у ос­тальных персонажей (кроме лебедей). Дракон тоже ждет и кричит Одину, дает советы (потом признался, что хо­тел заманить к себе, сварить и съесть). Иггдрасиль чув­ствует тошноту, ложится на коврик посередине «ствола».

Сцена 3. Самая динамичная сцена. Две белки носят­ся и передают слова от дракона к орлу, прибавляя от себя: «Будет трястись дерево, трястись, трястись, и ты, орел, упадешь», «Ты полиняешь, сойдет вся шкура, и будешь голый, совсем голый дракон» и др. Восторг са­мих белок и всех окружающих. Иггдрасиль в конце сце­ны говорит об утихшей печали и ожидании.

Сцена 4. Четыре оленя и коза. Чувствуют голод и насыщение, сытость в процессе «поедания». Иггдрасиль чувствует грусть, печаль.

Сцена 5. Основная часть группы сосредоточилась в корнях. Орла не было. На вершине были только ястреб и коза; на стволе осталась белка. Был Один, но он по-прежнему не знал, что делать, хотел уйти вообще, снять роль. Дракон очень активен, собирался ползти по дере-


294 Галина Бедненко. Школа рун

ву вверх, грызть уже ствол. Вначале задирал ястреба, кричал «Иди козе в жопу» (к восторгу окружающих). Ястреба же раздражали только белки, в какой-то момент он напомнил белке (одной оставшейся), что вообще-то на них охотится. Норны спокойны.

Шеривг. Норны говорили о равнодушии, о судьбе и постоянстве, неизменности того, что предопределено. Белки — в восторге от трикстерской роли. Козы и оле­ни говорили о голоде и удовлетворении, чувстве жизни. Иггдрасиль — о грусти; радость испытал лишь в четы­рех случаях: два раза — когда полили, один раз — ког­да неожиданно чем-то подкормили, один раз — когда белка вошла в контакт с ним как с живым, а не просто бегала по дереву.

Впечатление участника1

«Вчера почти «случайно» попала на нечто абсолютно новое для меня — МИФОДРАМУ по скандинавским мифам! «Иггдрасиль и его обитатели». Это что-то типа психологического тренинга, но основанного на мифах. Нужно было представлять каких-либо мифических пер­сонажей и через это проживать какой-либо эмоциональ­ный опыт.

Было очень интересно наблюдать за своими реакци­ями. Выбирала роль по первому импульсу, а уже нахо­дясь в ней, чувствовала, что это как раз то, что мне подходит! Еще очень заинтересовали эмоциональные переходы в прямо противоположное состояние, когда играешь разных персонажей, совершенно не похожих!

Выбрала роли:

ас (были еще великаны и змеи);

норна Урд — Судьба, поливающая Иггдрасиль (были еще 2 норны, пассивные лебеди, Мимир, Один и дракон);

олень, объедающий крону Иггдрасиля (было еще 3. оленя и коза).

С любезного разрешения автора Марины (Исиды) Зайцевой.


'


Гр упповая практика _________________________ 295

Еще очень хотела побыть белкой Рататоск, которая осуществляла коммуникацию между орлом на вершине Иггдрасиля и драконом у корней, но этих белок и так было слишком много...

Ас — чувствовала себя Творцом, очень хотелось быть активным и все поменять, упорядочить и т. д.

Норна Судьбы — ощущение полного пофигизма, спокойствия и пассивности. Впрочем, оно дало мне не столько комфорт и гармонию, сколько абсолютную ску­ку! Когда знаешь судьбу всего окружающего и свою соб­ственную, становится безмерно скучно. И совершенно спокойно, и никак не можешь понять, почему все во­круг суетятся, хотят чего-то — и так все давным-давно предопределено!..

Олень — совершенно кайфовое состояние!!! Неожи­данно для себя почувствовала огромное блаженство от поедания листьев с Древа Жизни! Совершенное живот­ное состояние наслаждения! Комментируя, я выдала фразу, которая поразила меня саму: поедая листья с Древа Жизни, я ощущаю экстатическое удовольствие, потому что чувствую ПОЛНОТУ ЖИЗНИ!

Оленем я стала чисто из любопытства, потому как прочитала о них накануне в книге Антона Платова «До­рога на Аваллон». Там повсюду в иллюстрациях на древ­них браслетах и одеждах — узор в виде Мирового Древа и оленей, с двух сторон объедающих листья с него! Я не могла понять глубокого смысла этого символа — что такого в этих оленях, что их везде изображают!!! Ну едят они, дерево портят — и что?!! Поняла, точнее, прочув­ствовала на собственной оленьей шкуре... По-видимому, этим я и занимаюсь ежедневно — поедаю с огромным удовольствием листья с Древа Жизни! И поэтому ощу­щаю, что я ЖИВУ!

Причем другие олени объели быстро и поверхностно свои ветки, а я не могла расстаться со своей и объедала ее медленно, смакуя и наслаждаясь ощущениями...

Белки были хороши и напомнили мне наши СМИ, вот так же вроде всю правду говорят, но ТАК подавая, КАК им самим хочется, и подзуживают обе стороны!


296 Галина Бедненко. Школа рун

Может быть, если бы не белка эта, то и не было бы никакой ругани у орла с драконом — они бы попросту не знали о существовании друг друга».

Мифодрама «Мировое Древо и его обитатели» в сво­ем общем варианте или в частном, древнеисландском, кажется нам чрезвычайно перспективной. Представле­ние этой вечно неизменной картины мира, упорядочен­ного Космоса, приводит нас в некое «место Оно», в освященное пространство, начало и средоточие мира. Для участников это будет ресурсным действом по «по­чинке мира» — от грандиозного и потому символичес­кого Макрокосма до индивидуального Микрокосмоса.

Глава 30 МИФОДРАМА «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ОДИНА»

Тема драмы

Из Старшей Эдды мы знаем, что Один нашел руны, провисев на Мировом Древе — ясене Иггдрасиль — де­вять дней и девять ночей, повесившись и проткнув себя копьем. Так он принес себя в жертву себе же (он сам же-и был главным богом). Именно этот сюжет кажется нам принципиально важным в процессе изучения, познания рун и в наше время. Понятное дело, что вешать и про­тыкать копьем никого не надо, а достаточно обойтись драматическими методами.

Ясень Иггдрасиль и его обозначение в драме

В Младшей Эдде сказано, что «в ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир (Полинявший от непо­годы). Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву.. Их зовут


Групповая практика



Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор. И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёг-гом...»1. И мы вводим сюда именно этих персонажей (оставив пока в стороне антропоморфных норн, которые давали бы слишком прямые указания богу).

В этой драме мы используем приготовленный ат­рибут — веревочку с узлами, которая уже использовалась в мифодраме о ясене. Это наше привычное изображение Мирового Древа скандинавской мифологии: корней, ствола и кроны дерева. В данном случае нас больше интересует вертикальное членение Древа, поэтому фигура у нас разветвляется только на две (а не четыре) стороны.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия