Студопедия — От модернизма к постмодернизму
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От модернизма к постмодернизму






Под влиянием таких философов, как Витгенш­тейн, Рикер, Лиотар, Гадамер — если называть толь­ко самых влиятельных — акцент был сделан на язы­ке. «Границы нашего языка составляют границы на­шего мира», — писал Витгенштейн в 1953 году, указы­вая тем самым, что границы структур нашего расска­за, речи, которую мы адресуем себе и другому, грани­цы нашей способности нечто проговаривать опреде­ляют доступную нам способность понять и объяснить и очерчивают контуры того, что мы назвали бы «ре­альностью». Иначе говоря, слова, которыми мы поль­зуемся, и рассказы, которые мы выстраиваем с целью понимания нашего опыта, составляют то, что может открыть для нас или же закрыть от нас наш опыт.

Отсюда все, что сопряжено с понятием идентич­ности и self, поднято с глубины волной постмодер­низма. Согласно традиционной романтической или модернистской концепции, понятие self отсылает к континууму, к глубине «я». Понятия «нормы» и «па­тологии» в большей или меньшей мере связаны со способностью субъекта быть в контакте со своей на­иболее глубинной идентичностью, и терапия — в осо­бенности, те формы терапии, которые называют «мо­дернистскими»— имеют целью помочь субъекту удов­летворять этому условию.

В постмодернистском рассмотрении акцент сме­щается на эволюцию контекстов, обаяние персональ­ной истории уступает место вниманию к выстраива-


 

76

Жан-Мари Робин

нию перспективы, вопрос «как происходит измене­ние?» получает преобладание над вопросом «почему имеют место открывшиеся смыслы?». Мы есть отны­не продукт контекстов наших разговоров и значений, которые имеют социальное происхождение. И так как наши разговоры постоянно меняются, наши «self» на­ходятся в непрерывном движении; можно даже ска­зать, что они столь же многочислены, как ситуации.

По замечанию Эпштейна, это изменение словаря, который описывает объект, именуемый «self», в сто­рону словаря, который описывает self как продукт постоянно меняющегося социального взаимодейс­твия, требует радикальной перемены в психологии и тем самым — в психотерапии. Действительно, пробле­ма отныне состоит не в том, чтобы быть или не быть в подлинном «контакте» с тем, что существует на самом деле, с нашей «глубинной» идентичностью, а в том, чтобы обрести гибкость в выдумках, рассказах, исто­риях, повествованиях, мифах, которые мы использу­ем повседневно с целью высказать себя.

Вместе с утратой этой перспективы мы теряем уве­ренность в «обладании» внутренними богатствами, которыми мы можем пользоваться или они хранят­ся, скрыты в глубине нас самих. Таким образом мы теряем и фундаментальную опору на понятие бессо­знательного. Мы лишаемся фикции идентичности и по этой же логике мы лишаемся возможности такого познания другого человека, при котором его можно было бы представить как объект и измерить. Мы ли­шаемся нормативности и необходимости знать «исти­ну», под которой отныне понимается лишь фикция. Мы лишаемся озабоченности измерением, диагнос­тикой и другими практиками, более или менее пря­мо связанными с какими бы то ни было нормами. Мы лишаемся интереса к историческому объяснению и


Быть в присутствии другого 77

всякому объяснению вне конкретного контекста. В клиническом и терапевтическом отношении мы ли­шаемся позиции власти и господства того, кто зна­ет, или предполагается, что знает, и тем самым наши пациенты теряют, следовательно, чувство стыда за то, что они не обладают знанием и безотчетно являются объектом манипуляций со стороны скрытых сил и не­известных им истин.

Пусть каждый сам для себя решит, надо ли эти ут­раты оплакивать или же они повод для радости.

Что предлагает нам взамен постмодернистская перспектива?

Мы приобретаем убеждение, что всякая теория есть фикция в ряду других фикций, но что именно благодаря ей и через нее мы пытаемся конструиро­вать смысл нашего опыта. Поскольку ударение сде­лано на совместном конструировании смысла в от­ношении, мы возвращаем первостепенную важность коммуникативным ситуациям и тем самым отноше­нию, связи, солидарности, сообществу — в противо­вес тому, что предлагает индивидуалистическая пара­дигма в терминах автономии и персональной ответс­твенности. Если мы проигрываем в независимости, мы выигрываем во взаимо-зависимости. Рассматри­вая опыт, мы сконцентрированы на вопросе «как?» в большей мере, чем на вопросе «почему?»; на творчес­ком и отвечающем ситуации поиске решения в боль­шей мере, чем на объяснении причин. «Здесь-теперь и потом», а не «здесь-теперь на основании того, что было прежде». Терапия становится, в таком случае, совместным созданием контекста и больше не отсы­лает нас к заданным рамкам. (Любопытно, впрочем, заметить, что там, где мы говорим о «рамках», анг­ло-саксонские клиницисты употребляют выражение «setting», т. е. буквально: «установка», «помещение в».


78 Жан-Мари Робин

Мы снова сталкиваемся с тем, что слова обременены нашими иллюзиями.) Вместо того, чтобы искать не­кое «истинное self», который якобы надо уловить и зафиксировать, следует обратить внимание к гибкос­ти self, которое чаще всего приходится рассматривать как процесс. Психотерапия становится работой, но­вым опытом, основанным на двух отдельно протека­ющих опытах, проговариваемых каждый по-своему; новым опытом, в котором конфликтность этих фик­ций, этих представлений, а также объединение пер­спектив открывают возможность для конструирова­ния новых значений. Следовательно, надо призвать психотерапевта впредь позиционировать себя не как эксперта, а как любопытного, наивного человека и, таким образом, открытого в диалоге для восприятия субъективности другого.

Здесь снова надо сказать, что каждый сам для себя должен решить, считает ли он такую концепцию по­тенциально выигрышной или же проигрышной.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия