Студопедия — РОЛЬ МИФОВ В ИСЦЕЛЕНИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РОЛЬ МИФОВ В ИСЦЕЛЕНИИ






 

У племен бхилов в обряде исцеления есть одна чрезвычайно интересная деталь.

Колдун "очищает" место около постели больного и, посыпая маисовую муку,

рисует ею изображение мандол. Внутрь рисунка он помещает дом Извор и

Вханавана, а также изображает их лица. Это изображение сохраняется вплоть

до полного выздоровления больного. Сам термин мандол обнаруживает свое

индийское происхождение. Речь идет конечно о мандале, сложном рисунке,

который играет важную роль в тантрических индо-тибетских обрядах (Но мандала

есть прежде всего imago mundi: это изображение одновременно и Космоса в

миниатюре и пантеона. Его построение соответствует магическому воссозданию

мира. Вследствие этого колдун племени бхилов, изображая мандол у постели

больного, воспроизводит тем самым космогонию, даже если песнопение,

исполняемое при этом, не имеет непосредственного отношения к

космогоническому мифу. Все эти действие определенно имеют своей целью

исцеление. Став символически современником сотворения мира, больной

погружается в состояние первоначального расцвета; в него проникают

гигантские силы, которые in illo tempore сделали возможным сотворение мира.

 

Важно упомянуть в этой связи, что у племени навахо космогонический миф и

исполняющийся за ним миф о появлении первых людей из лона воспроизводится

непременно по случаю выздоровления или инициации шамана. "Все обряды

совершаются вокруг пациента, хатрали (тот, о котором поется). Им может быть

больной, например, психически больной человек, в которого вселяется страх

после увиденного сна или человек, нуждающийся в обряде, чтобы его изучить в

ходе своей инициации и чтобы потом иметь возможность совершать те же

действия и исполнять песни, так как целитель не может приступить к

исцелению, пока этот обряд не будет совершен над ним самим".

 

Обряд представляет собой исполнение сложных рисунков на песке,

символизирующих различные этапы сотворения мира и мифическую историю богов,

предков и человечества в целом. Рисунки (странным образом похожие на

индо-тибетские мандалы) воспроизводят один за другим события, произошедшие в

мифические времена. Слушая чтение космологического мифа (следующего за мифом

о происхождении) и созерцая рисунки на песке, больной располагает себя вне

времени настоящего и земного и уносится во времена первоначального изобилия;

он восходит к прошлому, к началу мира, он присутствует, таким образом, как

бы при сотворении мира.

 

Сходство между космогоническим мифом, мифом о происхождении болезней и

лекарств, и обрядом магического исцеления великолепно проявляется у племени

накхи, принадлежащего к тибетской семье, но живущего уже несколько столетий

в юго-восточном Китае, главным образом в провинции Юнь-Нань. Согласно их

преданиям, вначале вселенная была мирно разделена между сверхъестественными

существами нагами и людьми, но позже между ними началась вражда. Взбешенные,

наги распространили на Земле болезни, бесплодие, и всякого рода бедствия.

Наги могли также красть души людей, делая их больными. И если их не

задабривали с помощью соответствующего обряда, то жертва умирала. Но шаман

(дтомба), благодаря силе своих волшебных чар, способен заставить нагов

освободить украденные души и выпустить их из плена. Сам шаман способен

бороться против нагов только потому, что Первый Шаман по имени Дтомба при

поддержке Гаруды впервые предпринял эту борьбу в мифические времена. Обряд

исцеления, собственно говоря, представляет из себя торжественное

перечисление событий, произошедших в первоначальные времена. Как говорится в

тексте, переведенном Роком: "Если не рассказывается о происхождении гаруд,

то вообще не следует говорить о них". Итак, шаман излагает миф о

происхождении Гаруды. Он рассказывает, как волшебная сила на вершине горы

Кайласа сотворила яйца, а из этих яиц родились гаруды, которые затем

спустились на равнину, чтобы спасти род людской от болезней, насланных

нагами. Но прежде чем рассказать историю рождения рода Гаруды ритуальная

песня кратко излагает события, связанные с сотворением мира. "В те времена,

когда возникло небо, обрели свое место и солнце, и луна, и звезды, и

растения, и сама земля; когда появились горы, долины, деревья и скалы,

появились и Наги и драконы и т.д."

 

Большинство этих ритуальных песен, предназначенных для исцеления больного,

начинаются с упоминания космогонической системы. Например: "В самом начале,

во времена, когда небо, солнце, луна, звезды, планеты и земля еще не

появились, тогда, когда ничего еще не было..." И далее рассказывается о

сотворении мира, о рождении демонов и о появлении болезней и наконец, о

появлении первого шамана Дтомба, который принес лекарства для излечения этих

болезней. Другой текст начинается также с упоминания мифических времен: "В

начале, когда все еще было неразличимо..." и т.д., а затем переходит к

рождению Нага и Гаруды. Потом рассказывается о происхождении болезни

(поскольку, как мы видели ранее, если не даются сведения о происхождении

лекарства, то нельзя его использовать"), о том, как болезнь распространилась

от одного поколения к другому и, наконец, о борьбе между демонами и шаманом:

"Дух насылает болезнь на зубы и на рот, пуская стрелу, Дтомба вырывает

стрелу, демон насылает болезнь на тело человека, посылая в него стрелу;

Дтомба вырывает ее и т.д."

 

Другая ритуальная песня начинается следующим образом: "Надо рассказать о

происхождении лекарства, иначе вообще не нужно о нем говорить. Во времена,

когда появились небо, звезды, солнце, луна и планеты и когда появилась

земля" и т.д. "в эти времена родился Чо-дзе-пер-ду". Далее следует

достаточно развернутый мифологический сюжет, который объясняет происхождение

лекарств. Возвращаясь домой после трех дней отсутствия, Чо-дзе-пер-ду

находит своих родителей мертвыми. Он решает отправиться на поиски лекарства,

которое их воскресит, и идет в страну Заклинателя духов. После бесчисленных

приключений, он крадет чудодейственные лекарства, но, преследуемый духом,

падает на Землю и лекарства разливаются, давая жизнь лекарственным

растениям.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия