Студопедия — 11 страница. Итак, первый ключ к тому, чтобы подтянуть струны сердца: необходимо развивать все проявления сердца; ни одно из них не должно быть уничтожено
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

11 страница. Итак, первый ключ к тому, чтобы подтянуть струны сердца: необходимо развивать все проявления сердца; ни одно из них не должно быть уничтожено






 

Итак, первый ключ к тому, чтобы подтянуть струны сердца: необходимо развивать все проявления сердца; ни одно из них не должно быть уничтожено. Вы може­те быть немного озадачены: человеку нужно развивать гнев? Я говорю вам, что человеку непременно нужно развивать гнев, потому что однажды гнев сможет быть трансформирован и станет состраданием. В противном случае сострадание не сможет возникнуть. Если вы про­чтете жизнеописания самых сострадательных людей в мире, то обнаружите, что в молодости они были очень вспыльчивы. Гнев имеет свое собственное достоинство и свою собственную гордость. Если вы прочтете жиз­неописания величайших в мире людей, давших обет безбрачия, то обнаружите, что в молодости они были очень сексуальны.

Ганди дал обет безбрачия и стал великим человеком только потому, что в молодости он был очень сексуаль­ным Когда умирал отец Ганди, врачи сказали ему, что отец не переживет этой ночи, но даже в эту ночь Ганди не смог удержаться и быть в отдалении от своей жены. Это была последняя ночь в жизни его отца, было бы очень естественно остаться с ним Это было последнее прощание, он видел отца в последний раз — но в сере­дине ночи Ганди пошел к своей жене. Его отец умер, в то время как Ганди был в постели с женой. Это стало сильнейшим потрясением для его ума — из-за него развилось безбрачие Ганди. Это потрясение преврати­ло всю энергию этого чрезвычайно сексуального ума в желание безбрачия.

Как это могло произойти? Это могло произойти, по­тому что энергия всегда нейтральна, возможно только из­менение направления. Энергия, которая текла по направ­лению к сексу, начала течь в обратном направлении.

Если уже есть много энергии, она может течь в лю­бом другом направлении, но если энергии нет, то нет

 

ничего, что могло бы хоть куда-то двигаться. Что будет двигаться?

Все энергии должны развиваться правильно. Мо­ральные учения превратили человека в очень жалкое и бессильное существо. В прошлом люди ощущали жизнь глубже, чем вы.

Двое юношей-раджпутов явились ко двору коро­ля Акбара. Они были братьями. Придя к Акбару, они сказали:

Мы ищем работу. Акбар спросил:

Что вы умеете делать? Они ответили:

— Мы ничего не умеем делать, но мы храбрые люди.

Мы можем тебе пригодиться.

Акбар сказал;

— У вас есть сертификат храбрости? Какое у вас есть

доказательство того, что вы храбрые?

Браться засмеялись и сказали;

— Разве может быть сертификат храбрости? Мы —

храбрые!

Акбар ответил:

— Вы не можете получить работу без сертификата.

Они снова засмеялись, выхватили свои мечи и в ту же

секунду вонзили их друг другу в грудь. Акбар был потря­сен. Оба юноши лежали на земле, истекая кровью, — но они смеялись! Они сказали:

— Акбар, ты не знаешь, что может быть только один

сертификат храбрости, и это — смерть. Не может быть

другого сертификата. — И оба они умерли.

На глазах у Акбара появились слезы. Он не мог даже представить, что такое могло случиться. Он по­звал одного из своих военачальников-раджпутов и ска­зал ему:

 

— Произошел очень тяжелый несчастный случай;

двое юношей-раджпутов убили друг друга. Я лишь по­

требовал у них сертификат!

Военачальник сказал:

— Потребовав его, вы. совершили ошибку. От этого

закипела бы кровь любого раджпута. Что еще, кроме

смерти, может быть сертификатом храбрости? Только

у труса и слабака может быть сертификат, в котором

сказано, что он храбрый, сказано, что кто-то считает

его храбрым. Как храбрый человек может принести ха­

рактеристику? Вы задали неверный вопрос. Вы совсем

не знаете, как разговаривать с раджпутами, То, что они

сделали, правильно, было невозможно сделать что-либо

еще. Это был очевидный выбор.

Какой сильный гнев! Какое великолепие! Такая лич­ность обладает огромным величием. Человечество те­ряет эти качества. Все великолепие, вся храбрость и сила человека разрушаются — и вы думаете, что даете ему хорошее воспитание! Но это не так: ваши дети раз­виваются очень неправильно, в них не растет ничего из того, что свойственно настоящему человеческому существу.

Один очень известный лама написал в автобиогра­фии: «Когда мне было пять лет, меня отправили учиться в университет. В то время мне было всего пять лет. Ве­чером отец сказал, что на следующее утро меня отпра­вят в университет. И он сказал: „Ни я, ни твоя мать не придем, чтобы попрощаться с тобой. Твоей матери не будет, потому что у нее на глазах были бы слезы, а если бы ты увидел, что она плачет, ты стал бы оглядываться на нее — а в нашей семье никогда не было человека, кото­рый оглядывался бы назад. Меня тоже не будет, потому что если ты, сев на лошадь, хоть один раз оглянешься,

 

 

ничего, что могло бы хоть куда-то двигаться. Что будет двигаться?

Все энергии должны развиваться правильно. Мо­ральные учения превратили человека в очень жалкое и бессильное существо. В прошлом люди ощущали жизнь глубже, чем вы.

Двое юношей-раджпутов явились ко двору коро­ля Акбара. Они были братьями. Придя к Акбару, они сказали:

Мы ищем работу. Акбар спросил:

Что вы умеете делать? Они ответили:

— Мы ничего не умеем делать, но мы храбрые люди.

Мы можем тебе пригодиться.

Акбар сказал;

— У вас есть сертификат храбрости? Какое у вас есть

доказательство того, что вы храбрые?

Браться засмеялись и сказали;

— Разве может быть сертификат храбрости? Мы —

храбрые!

Акбар ответил:

— Вы не можете получить работу без сертификата.

Они снова засмеялись, выхватили свои мечи и в ту же

секунду вонзили их друг другу в грудь. Акбар был потря­сен. Оба юноши лежали на земле, истекая кровью, — но они смеялись! Они сказали:

— Акбар, ты не знаешь, что может быть только один

сертификат храбрости, и это — смерть. Не может быть

другого сертификата. — И оба они умерли.

На глазах у Акбара появились слезы. Он не мог даже представить, что такое могло случиться. Он по­звал одного из своих военачальников-раджпутов и ска­зал ему:

— Произошел очень тяжелый несчастный случай;

двое юношей-раджпутов убили друг друга. Я лишь по­

требовал у них сертификат!

Военачальник сказал:

— Потребовав его, вы. совершили ошибку. От этого

закипела бы кровь любого раджпута. Что еще, кроме

смерти, может быть сертификатом храбрости? Только

у труса и слабака может быть сертификат, в котором

сказано, что он храбрый, сказано, что кто-то считает

его храбрым. Как храбрый человек может принести ха­

рактеристику? Вы задали неверный вопрос. Вы совсем

не знаете, как разговаривать с раджпутами, То, что они

сделали, правильно, было невозможно сделать что-либо

еще. Это был очевидный выбор.

Какой сильный гнев! Какое великолепие! Такая лич­ность обладает огромным величием. Человечество те­ряет эти качества. Все великолепие, вся храбрость и сила человека разрушаются — и вы думаете, что даете ему хорошее воспитание! Но это не так: ваши дети раз­виваются очень неправильно, в них не растет ничего из того, что свойственно настоящему человеческому существу.

Один очень известный лама написал в автобиогра­фии: «Когда мне было пять лет, меня отправили учиться в университет. В то время мне было всего пять лет. Ве­чером отец сказал, что на следующее утро меня отпра­вят в университет. И он сказал: „Ни я, ни твоя мать не придем, чтобы попрощаться с тобой. Твоей матери не будет, потому что у нее на глазах были бы слезы, а если бы ты увидел, что она плачет, ты стал бы оглядываться на нее — а в нашей семье никогда не было человека, кото­рый оглядывался бы назад. Меня тоже не будет, потому что если ты, сев на лошадь, хоть один раз оглянешься,

 

то перестанешь быть моим сыном, и двери этого дома будут навсегда для тебя закрыты. Слуги попрощаются с тобой завтра утром. Помни: сев на лошадь, не огляды­вайся. Б нашей семье никогда не было человека, который оглядывался бы назад"».

Такая перспектива для пятилетнего ребенка! Пяти­летнего ребенка разбудили в четыре часа утра и посадили на лошадь. Слуги попрощались с ним. Когда он тронулся в путь, слуга сказал ему: «Мой мальчик, будь осторожен. Тебя будет видно до перекрестка, твой отец наблюдает с верхнего этажа. Не оглядывайся до перекрестка. Все дети в этом доме уезжали таким образом, но ни один не оглянулся. — И добавил:—Место, куда тебя отправляют, это не обычный университет — величайшие люди стра­ны учились в этом университете. Тебе предстоит очень трудный вступительный экзамен. Что бы ни случилось, постарайся любым способом выдержать вступительный экзамен, потому что, если ты провалишься, то для тебя не будет места в этом доме».

Такая жестокость по отношению к пятилетнему ре­бенку! И в автобиографии лама писал: «Когда я сел на лошадь, на глаза навернулись слезы, но как я мог огля­нуться и посмотреть на дом, на моего отца? Я уезжал в неизвестность. Я был так мал, но я не мог оглянуться, потому что никто в моем доме никогда не оглядывался назад. Если бы мой отец это увидел, я был бы навсегда изгнан из дома. Поэтому я контролировал себя и смо­трел вперед, я ни разу не оглянулся».

Что-то зарождается в этом ребенке Некая сила воли, некая жизненная энергия пробуждается в этом ребен­ке, чтобы усилить его пупочный центр. Его отец не без­жалостный, его отец очень любящий. А все матери и отцы, которые кажутся любящими, причиняют вред: они ослабляют внутренние центры своих детей. Внутри них не создается ни силы, ни решимости.

Мальчик добрался до школы. Это был пятилетний ребенок — нельзя было понять, насколько он будет спо­собным. Директор школы сказал: «Вступительное испы­тание у нас трудное. Сядь у двери с закрытыми глазами и, что бы ни происходило, не открывай их, пока я не вер­нусь. Это твое вступительное испытание. Если ты откро­ешь глаза, мы отошлем тебя назад, потому что тот, в ком нет силы, достаточной хотя бы для того, чтобы некоторое время просидеть с закрытыми глазами, не способен ни­чему научиться. Тогда дверь к учению будет закрыта, по­тому что ты не будешь его достоин. Тогда иди и займись чем-нибудь еще». Все это — ребенку пяти лет!

Мальчик сел у входа с закрытыми глазами. Его начали беспокоить мухи, но он знал, что не должен открывать глаза, потому что, стоит ему их открыть, и испытание закончится. Другие дети входили и выходили из школы, кто-то начал его толкать, кто-то начал ему мешать, но он был полон решимости не открывать глаза, иначе все дело было бы испорчено. Он помнил слова слуги о том, что если он провалится на вступительном испытании, то дом отца будет навсегда для него закрыт.

Прошел час, прошло два часа — он сидел с закрыты­ми глазами, боясь, что может открыть их хотя бы слу­чайно. Было много соблазнов открыть глаза: со стороны дороги доносился шум, вокруг бегали дети, его изводили мухи, некоторые ребята толкали его и швыряли в него камешки. Он хотел открыть глаза, чтобы посмотреть, пришел ли его учитель. Прошел час, прошло два часа, три часа, четыре часа — он просидел там шесть часов!

Спустя шесть часов учитель пришел и сказал: «Дитя мое, твое вступительное испытание закончено. Войди, ты станешь юношей с сильной волей. У тебя внутри есть решимость сделать все, что ты захочешь. Просидеть с закрытыми глазами в течение пяти или шести часов в этом возрасте — великое дело. — Учитель обнял его и

 

сказал: — Не беспокойся, этим детям было приказано тревожить тебя. Им было приказано немного побеспо­коить тебя, чтобы у тебя был соблазн открыть глаза».

Этот лама писал: «Тогда я думал, что со мной обо­шлись очень жестоко, но сейчас, в конце моей жизни, я полон благодарности к тем людям, которые были со мной суровы. Они что-то пробудили во мне, и некая дремлющая сила начала действовать».

Вы делаете противоположное. Вы говорите: «Не сер­дитесь на детей, не бейте их». Сейчас по всему миру пол­ностью отказались от телесных наказаний. Ребенка нельзя ударить, ребенка нельзя подвергнуть физическому нака­занию. Это неблагоразумно, потому что наказание дается из любви, оно не дается с враждебностью. У детей, кото­рых каким-либо образом наказывали, внутренние центры пробредены. Спинной хребет выправлен и усилен. В них возникла решительность. Также возникли гнев и гордость, а внутренняя сила пробудилась и может расти,

Мы создаем бесхребетных людей, которые могут только ползать по земле и не могут, подобно орлам, парить в небе. Мы создаем пресмыкающегося, полза­ющего человека, у которого нет внутреннего стержня. И мы думаем, что делаем это из сострадания, любви и соображений нравственности.

Вы учите человека не злиться, вы учите его не вы­ражать никакой сильной энергии, вы учите его быть слабым и невыразительным. В жизни такого человека не может быть души. Внутри такого человека не может быть души, потому что у него не может быть интенсив­ных чувств сердца, которые необходимы для души.

Жил когда-то мусульманский шах по имени Омар. У него был серьезный конфликт, война с одним челове­ком, которая длилась двенадцать лет. В последней битве

 

он убил коня своего врага, сшиб этого человека на зем­лю и сел ему на грудь. Он поднял свое копье и был готов вонзить его в грудь противнику, как вдруг тот плюнул ему в лицо. Омар отбросил копье и встал. Его враг был изумлен. Он сказал:

— Омар, спустя двенадцать лет ты наконец получил

возможность меня убить. Почему ты упустил ее?

Омар ответил:

— Я думал, что ты враг, который меня достоин, но,

плюнув мне в лицо, ты проявил такую мелочность, что

теперь нет возможности тебя убить. Мелочность, ко­

торую ты проявил, это не качество храброго человека.

Я думал, что ты равен мне, поэтому в течение двенадцати

лет я продолжал эту войну. Но, когда я собирался убить

тебя копьем, ты плюнул в меня — это не поступок храб­

рого человека. Я совершу грех, если убью тебя Что бы

мир сказал мне, если бы я убил кого-то, кто настолько

слаб, что мог только плюнуть в меня? С этим покончено.

Я не собираюсь совершать грех и убивать тебя.

То были удивительные люди. Изобретение совре­менных видов оружия разрушило все то, что было зна­чимо в людях. В битвах лицом к лицу была своя особая ценность. В них раскрывалось все то, что было спрятано внутри человека. Сегодня ни один солдат не сражается напрямую — он бросает бомбу с самолета. Это не име­ет отношения к храбрости, это не имеет отношения к внутренним качествам — солдат просто сидит и нажи­мает кнопку пулемета.

Возможностей для пробуждения того, что скрыто во внутреннем существе человека, теперь меньше, и не удивительно, что он стал таким слабым и немощным. Его подлинное существо не может развиваться. Отдельные элементы внутри человека не могут соединиться вместе и стать выраженными, проявленными.

 

 

Наши системы воспитания поразительны. По моему мнению, все качества сердца внутри человека должны интенсивно и экстремально развиваться; этому должен быть отдан приоритет. Только при наличии такого экс­тремального развития возможна трансформация. Любая трансформация случается в критической точке, до ее до­стижения трансформации не происходит. Если нагревают воду, она не превращается в пар, будучи теплой. Теплая вода — это все еще вода, но при ста градусах, когда она достигает предельной температуры, происходит транс­формация, и вода начинает превращаться в пар. Вода превращается в пар при ста градусах, она не становится. паром до этого. Теплая вода не становится паром.

Вы все — «теплые» люди, в вашей жизни не может произойти трансформация. Все проявления вашего ума и вашего сердца должны быть развиты до предела — только тогда в них может произойти революция. Толь­ко тогда может произойти изменение. Если у гнева есть интенсивность, он может быть трансформирован в со­страдание, иначе — нет.

Но вы враги гнева, жадности, похоти, и поэтому вы стали просто «теплыми» людьми. В этом случае жизнь остается лишь «теплой», и трансформация никогда не может произойти. Эта «теплость» оказала на людей чрезвычайно вредное воздействие.

По моему представлению, первое, что необходимо понять, — это то, что все проявления вашей личности, вашего сердца должны правильно развиваться. У интен­сивного гнева есть своя собственная красота, которая для вас может не быть очевидной. У интенсивного гнева есть сияние, энергия, значение. Он вносит вклад в личность на свой собственный манер. Все чувства сердца должны интенсивно развиваться.

Итак, первый пункт: проявления сердца должны развиваться, а не разрушаться.

Каков второй пункт? Второй пункт: необходимо осо­знание, а не подавление. Чем больше вы подавляете чувства сердца, тем более бессознательными они ста­новятся.

Мы теряем из виду все то, что подавляем: оно уходит в темноту. Все энергии сердца необходимо ясно видеть. Если вы чувствуете гнев, не пытайтесь подавить его, рас­певая: «Рама, Рама». Если вы чувствуете гнев, сядьте в уединении в комнате, закройте дверь и медитируйте на гнев. Увидьте гнев во всей полноте: «Что есть этот гнев? Какова его энергия? Откуда возникает этот гнев? Почему он возникает? Как он окружает мой ум и воз­действует на меня?»

В уединении медитируйте на гнев. Посмотрите на гнев во всей полноте, поймите, осознайте его — откуда он возникает, почему? Тогда постепенно, постепенно вы станете хозяином гнева. А человек, который стал хозяи­ном своего гнева, обладает огромной властью, огромной силой. Он становится сильным, он становится хозяином самого себя.

Так что речь идет не о борьбе с гневом, речь идет об осознании гнева — потому что, запомните, нет более мощной энергии, чем осознание, и нет большей глупости, чем борьба со своими собственными энергиями. Человек, который борется со своими энергиями, совершает ту же ошибку, что и человек, который устраивает соревнование по борьбе между своими собственными руками. Если одна рука борется с другой, то ни одна не сможет вы­играть, потому что обе они принадлежат одному и тому же человеку. Энергия течет в обе руки, и если между эти­ми двумя руками происходит борьба, то не может быть вопроса о победе. В такой борьбе вы потерпите пораже­ние. Вся ваша энергия будет потрачена зря.

Чья энергия присутствует в гневе? Это ваша соб­ственная энергия. Энергия ваша, но вы — тот, кто с нею

 

 

борется. Если вы разделяете себя и боретесь, то будете продолжать разрываться на части, распадаться, вы не будете целым. Человек, который борется с самим собой, не сможет достичь в жизни ничего, кроме поражения. Этого не может быть, это невозможно. Не боритесь. Узнайте свои собственные энергии, осознайте их, по­знакомьтесь с ними.

Итак, второй пункт—не подавление, а осознание. Не подавляйте. Какая бы энергия ни возникла внутри вас, никогда не подавляйте ее. Вы — собрание неизвестных энергий. Вы — центр совершенно неизвестных энергий, с которыми вы не знакомы, которые вы не осознаете.

Тысячи лет назад, когда в землю ударяла молния, человек пугался. Он молитвенно складывал руки и го­ворил: «О, Боже! Ты разгневался? Что произошло?» Он был испуган, и причиной страха была молния. Но сегод­ня мы знаем об электричестве, мы заставили его на нас работать, так что теперь оно перестало быть причиной для страха, вместо этого оно стало слугой. Оно дает свет в каждый дом, помогает лечить больных и приводить в действие механизмы. Вся жизнь человека находится под его влиянием и управляется им. Человек стал хозяином электричества, хотя в течение тысяч лет боялся его, по­тому что не знал, что такое электричество. Как только мы узнали, что это такое, мы стали его хозяевами.

Знание делает вас хозяином. Внутри вас зажжены и светятся много энергий, более мощных, чем электри­чество. Сияет гнев, сияет ненависть, сияет любовь. Вы стали бояться своих проявлений, поскольку не знаете, что представляют собой эти энергии.

Сделайте свою жизнь внутренней лабораторией и начните узнавать все эти энергии внутри — наблюдай­те их, осознавайте их. Никогда не подавляйте, даже не­умышленно. Никогда не бойтесь, даже по оплошности, но старайтесь узнать все то, что есть внутри вас. Если

 

приходит гнев, радуйтесь; считайте, что вам повезло, и будьте благодарны человеку, который вас разозлил: он дал вам благоприятную возможность — внутри вас пробудилась некая энергия, и теперь вы можете на нее посмотреть. Смотрите на нее безмолвно, в уединении, попытайтесь увидеть, что это.

Чем больше будет расти ваше знание, тем глубже будет понимание. Чем больше вы будете становиться хозяином своего гнева, тем больше будете обнаружи­вать, что он у вас под контролем. День, когда вы станете хозяином своего гнева, будет днем, когда вы сможете его трансформировать.

Вы можете трансформировать только то, чему вы хозяин; вы не можете трансформировать то, чему вы не хозяин. И запомните: вы никогда не можете быть хозяином того, с чем боретесь, потому что невозмож­но стать хозяином врага; можно быть только хозяином друга. Если вы стали врагом энергий внутри себя, то вы никогда не станете их хозяином. Вы никогда не побе­дите без любви и дрркбы.

Не бойтесь этого бесконечного богатства энергий внутри вас и не осуждайте его. Начинайте узнавать, что спрятано у вас внутри.

У человека внутри так много скрыто — предела нет. Мы еще даже не познали истоков человечества. Возмож­но, через десять или двадцать пять тысяч лет человече­ство будет от нас так же далеко, как сейчас обезьяны. Может развиться абсолютно новая раса — потому что мы до сих пор не имеем представления о том, сколько энергий скрыто у человека внутри.

Ученые говорят, что примерно половина человече­ского мозга все еще совершенно не используется, она совсем не применяется. Используется лишь небольшая часть мозга, а другая бездействует. Эта другая часть не может быть бесполезной, потому что в природе нет

 

 

ничего бесполезного. Может быть, если опыт и знания человека возрастут, то эта бездействующая часть ста­нет активной и начнет функционировать. Невозможно представить, что человек сможет тогда узнать.

Если человек слеп, то в его мире нет ничего, что было бы подобно свету. Свет для него не существует. Если нет глаз, то нет и света. Те животные, у которых нет глаз, даже не знают, что в мире существует свет. Они не мо­гут даже представить, они не могут даже вообразить, что существует свет. У нас есть пять чувств. Кто знает — если бы у нас было шестое чувство, может быть, мы знали бы о многих других вещах, существующих в мире. А если бы у нас было семь чувств, то мы могли бы узнать еще больше всего. Кто знает, где предел нашим чувствам, и насколько интенсивными они могут стать?

Мы знаем очень мало, а проживаем того меньше. Чем больше мы узнаем о внутреннем, чем глубже мы сможем войти в это внутреннее, чем больше мы позна­комимся с внутренним, тем больше разовьются наши жизненные энергии и кристаллизуется душа.

Второй ключ, о котором следует помнить, — вы не должны подавлять никакие свои энергии: вы должны узнавать их, осознавать их, всматриваться в них и ви­деть их. В результате вы получите удивительный опыт: если вы попытаетесь смотреть на гнев, если, сидя в без­молвии, вы глубоко всмотритесь в него, то гнев исчезнет. По мере того, как вы наблюдаете гнев, он исчезает. Если в тот момент, когда у вас в уме возникнут сексуальные чувства, вы начнете за ними наблюдать, то обнаружите, что они исчезли. Вы обнаружите, что сексуальность воз­никает в бессознательности, и что она исчезает, когда за ней наблюдают.

Тогда вы поймете, что открыли изумительный метод: вы открыли, что гнев, секс и жадность имеют над вами власть только в бессознательности. Когда вы наблюдае-

те за ними, когда вы привносите в них свое осознание, они исчезают.

У меня был друг, у которого были проблемы с гне­вом. Он сказал:

— Я очень обеспокоен им и тем, насколько он вне

моего контроля. Покажи мне метод контролировать его

так, чтобы мне самому не надо было ничего делать — по­

тому что я почти сдался, я не думаю, что могу с этим что-

нибудь поделать. Я не думаю, что смогу освободиться от

гнева своими собственными усилиями.

Я дал ему листок бумаги, на котором были написаны слова: «Сейчас я начинаю злиться». Я сказал ему:

— Держи этот листок у себя в кармане, и в любой

момент, когда почувствуешь гнев, достань его, прочитай

и снова положи обратно.

И еще я сказал:

— Ты можешь делать хотя бы это, это минимум, я

не могу устроить так, чтобы ты делал меньше. Прочитай

этот листок, а затем положи его к себе в карман.

Он заверил меня, что попробует. Через два или три месяца, когда я снова с ним встре­тился, я спросил:

— Ну, как дела?

Он ответил:

— Я удивлен. Эта записка работает как мантра. Вся­

кий раз, когда я чувствую гнев, я достаю ее. В тот мо­

мент, когда я достаю ее, мои руки и ноги немеют. Когда

я опускаю руку в карман, я осознаю, что чувствую гнев,

и тогда что-то во мне расслабляется, та хватка, которой

гнев прежде держал меня внутри, неожиданно исче­

зает. Опускаясь в карман, моя рука расслабляется, и

больше нет необходимости даже читать записку. Когда

я чувствую гнев, я начинаю видеть этот листок у себя

в кармане. — И он спросил меня: — Как эта бумажка

оказывает такое воздействие? Это секрет?

 

 

Я сказал:

— Никакого секрета нет. Все просто: всегда, когда ты бессознателен, тобой овладевают искажения, на­рушения баланса и хаос ума. Но когда ты становишься осознанным, все исчезает.

Таким образом, наблюдение приводит к двум ре­зультатам: во-первых, развивается ваше знание соб­ственных энергий, а их знание делает вас хозяином; и, во-вторых, уменьшается сила хватки, которой эти энергии вас держат. Постепенно, постепенно вы обна­ружите, что сначала приходит гнев, а потом вы наблю­даете; затем, через некоторое время, вы обнаружите, что, когда приходит гнев, наблюдение приходит одно­временно с ним. И наконец, вы заметите, что гнев еще только собирается вспыхнуть, а наблюдение уже здесь. С того момента, когда наблюдение станет приходить до гнева, у гнева больше не будет никакой возможно­сти возникнуть.

Ценностью обладает осознание вещей до того, как они проявятся. Сожаление не обладает ценностью, по­тому что оно приходит позже, а позже уже ничего нель­зя сделать. Позже уже бесполезно плакать и рыдать, поскольку невозможно отменить все то, что уже про­изошло. Вернуться назад нет возможности, нет способа, нет двери. Но все, что еще не произошло, может быть изменено. Сожалеть — значит просто ощущать боль после того, как что-то произошло. Это бессмысленно, это абсолютно неразумно. Вы разозлились — это было ошибкой, а сейчас вы сожалеете — это еще одна ошибка. Вы становитесь излишне обеспокоенным. Это ничего не дает. То, что вам нужно, — это осознавать заранее. Такое осознание разовьется по мере того, как вы постепенно, постепенно будете наблюдать все эмоции сердца.

Второй ключ — это наблюдение без подавления.

А третий ключ — это трансформация.

Каждое проявление сердца может быть трансфор­мировано. У всего есть множество форм, все может пре­вратиться в противоположную форму. Нет такого каче­ства или энергии, которое не могло бы быть направлено к добру, к благословению. И запомните: то, что может стать плохим, всегда может стать хорошим; то, что мо­жет стать вредным, всегда может стать полезным. По­лезное и вредное, хорошее и плохое — это направления. Вопрос только в трансформации посредством измене­ния направления — и вещи станут другими.

Один человек бежал в направлении от Дели. Он оста­новился и спросил кого-то:

— Далеко ли до Дели?

Ему ответили:

— Если вы будете продолжать бежать в том же на­

правлении, то прежде, чем вы достигнете. Дели, вам при­

дется оббежать вокруг земного шара, потому что сейчас

вы от него удаляетесь! Однако если вы повернете назад,

то Дели будет ближайшим городом. Вопрос лишь в том,

чтобы повернуть.

Если бы человек продолжал бежать в том же направ­лении, ему потребовалось бы много времени, чтобы до­браться до Дели, но, если бы он сделал поворот на сто восемьдесят градусов, он бы уже был там.

Если вы будете продолжать двигаться в том направ­лении, в котором движетесь сейчас, то вы никуда не при­дете. Вы не сможете никуда прийти, даже если обойдете вокруг всей Земли. Земля маленькая, а ум огромен, по­этому человек может обойти вокруг Земли, но обойти вокруг ума невозможно — он громаден, бесконечен. Вы можете обойти вокруг всей Земли — этот человек может попасть обратно в Дели, — но ум гораздо больше, чем

 

 

земля, и обойти вокруг него — это очень долгое путеше­ствие. Поэтому понимание необходимости сделать пол­ный разворот, полностью изменить направление — это третий пункт, который следует запомнить.

Путь, по которому вы сейчас движетесь, неправиль­ный. Как установить, что что-то не так? Критерий со­стоит в том, что чем дальше вы движетесь, тем более пустыми становитесь; чем дальше вы движетесь, тем более грустными становитесь; чем дальше вы движе­тесь, тем более беспокойными становитесь; чем дальше вы движетесь, тем больше вас наполняет темнота. Если ситуация такова, то, несомненно, вы движетесь в непра­вильном направлении.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия