Студопедия — КРАСНЫЙ СВЕТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРАСНЫЙ СВЕТ






 

Свет солнца стал меня мучить. В самом деле, я работал, как крот, даже

днем при электрическом свете, опустив занавески на окнах. Я усердно писал

рассказ, а устав от работы, раскрывал историю английской литературы Тэна

[Тэн Ипполит (1822-1893) - французский литературовед] и просматривал

биографии поэтов. Все они были несчастны. Даже гиганты елизаветинского

двора [имеются в виду писатели, творившие в два последних десятилетия

царствования Елизаветы Тюдор (1558-1603): У.Шекспир, Э.Спенсер, Ф.Сидни и

др.; среди них был и Бен Джонсон (1573-1637), драматург, поэт и теоретик

литературы], даже выдающийся ученый Бен Джонсон дошел до такого нервного

истощения, что видел, как на большом пальце его ноги начинается сражение

римлян с карфагенянами. Я не мог удержаться от жестокого злорадства.

Однажды вечером, когда дул сильный восточный ветер (для меня это

хорошая примета), я вышел на улицу, решив навестить одного старика. Он

служил посыльным в каком-то библейском обществе и там на чердаке в

одиночестве предавался молитвам и чтению. Мы беседовали под висевшим на

стене распятием, грея руки над хибати. Отчего моя мать сошла с ума? Отчего

дела моего отца окончились крахом? И отчего я наказан? Он, знавший все эти

тайны, долго беседовал со мной с удивительно торжественной улыбкой на

губах. Больше того - иногда он в кратких словах рисовал карикатуры на

человеческую жизнь. Этого отшельника на чердаке я не мог не уважать. Но в

разговоре с ним я открыл, что и им движет сила влечения.

- Дочь этого садовника и хорошенькая и добрая - она всегда ко мне

ласкова.

- Сколько ей лет?

- В этом году исполнилось восемнадцать.

Может быть, он считал это отцовской любовью. Но я не мог не заметить в

его глазах выражения страсти. На желтоватой кожуре яблока, которым он меня

угостил, обозначилась фигура единорога. (Я не раз обнаруживал

мифологических животных в рисунке разреза дерева или в трещинах на

кофейной чашке.) Единорог - это было чудище. Я вспомнил, как один

враждебный мне критик назвал меня "чудищем девятьсот десятых годов", и

почувствовал, что и этот чердак не является для меня островком

безопасности.

- Ну, как вы в последнее время?

- Все еще нервы не в порядке.

- Тут лекарства не помогут. Нет у вас охоты стать верующим?

- Если б я мог...

- Ничего трудного нет. Если только поверить в бога, поверить в сына

божьего - Христа, поверить в чудеса, сотворенные Христом...

- В дьявола я поверить могу...

- Почему же вы не верите в бога? Если верите в тень, почему не можете

поверить в свет?

- Но бывает тьма без света.

- Тьма без света - что это такое?

Мне оставалось только молчать. Он, как и я, блуждал во тьме. Но он

верил, что над тьмой есть свет. Наши теории расходились только в этом

одном пункте. Однако это, по крайней мере для меня, было непроходимой

пропастью.

- Свет, безусловно, существует. И доказательством тому служат чудеса.

Чудеса - они иногда случаются и теперь.

- Эти чудеса творит дьявол.

- Почему вы опять говорите о дьяволе?

Я почувствовал искушение рассказать ему, что мне пришлось пережить за

последние год-два. Но я не мог подавить в себе опасений, что через него

это станет известно жене и я, как и моя мать, попаду в сумасшедший дом.

- Что это у вас там?

Крепкий не по годам старик обернулся к книжной полке, и на лице его

появилось какое-то пастырское выражение.

- Собрание сочинений Достоевского. "Преступление и наказание" вы

читали?

Разумеется, я любил Достоевского еще десять лет назад. И под

впечатлением случайно (?) оброненных хозяином слов "Преступление и

наказание" я взял у него эту книгу и пошел к себе в отель. Залитые

электрическим светом многолюдные улицы по-прежнему были мне неприятны.

Встречаться со знакомыми было совершенно невыносимо. Я шел, выбирая,

словно вор, улицы потемнее.

Но немного спустя у меня начались боли в желудке. Помочь мог только

стакан виски. Я заметил бар, толкнул дверь и хотел было войти. Но там в

тесноте в облаках дыма толпилась какие-то люди, не то литераторы, не то

художники, и пили водку. Вдобавок в самом центре какая-то женщина с

зачесанными за уши волосами с увлечением играла на мандолине. Я сразу

смутился и, не входя, повернул обратно. Тут я заметил, что моя тень

движется из стороны в сторону. А освещал меня - и это было как-то жутко -

красный свет. Я остановился. Но моя тень все еще шевелилась. Я боязливо

обернулся и наконец заметил цветной фонарь, висевший над дверью бара.

Фонарь тихо покачивался от сильного ветра.

После этого я зашел в погребок. Подошел к стойке и заказал виски.

- Виски? Есть только "Black and white" ["Черное и белое" - марка виски

(англ.)]. - Я влил виски в содовую и молча стал прихлебывать. Рядом со

мной тихо разговаривали двое мужчин лет около тридцати, похожие на

журналистов. Они беседовали по-французски. Стоя к ним спиной, я всем

существом чувствовал на себе их взгляды. Они действовали на меня, как

электрические волны. Эти люди, наверно, знали мое имя, они, кажется,

говорили обо мне.

- Bien... tres mauvais... pourquoi?

- Pourquoi? Le diable est mort!

- Oui, oui... d'enfer...

["Хорошо... очень плохо... почему?" "Почему? Дьявол умер!" "Да, да...

из ада..." (фр.)]

Я бросил серебряную монету (мою последнюю) и бежал из подвала. Улицы,

по которым носился ночной ветер, успокоили мои нервы, боль в желудке

поутихла. Я вспомнил Раскольникова и почувствовал желание исповедаться. Но

это, несомненно, окончилось бы трагедией не только для меня и даже не

только для моей семьи. Кроме того, я сомневался в искренности самого этого

желания. Если бы только мои нервы стали здоровыми, как у всякого

нормального человека!.. Но для этого я должен был куда-нибудь уехать. В

Мадрид, в Рио-де-Жанейро, в Самарканд...

В это время небольшая белая вывеска над дверью одной лавки вдруг

встревожила меня. На ней была изображена торговая марка в виде шины с

крыльями. Я сейчас же вспомнил древнего грека, доверившегося искусственным

крыльям [имеется в виду известный греческий миф о Дедале и Икаре]. Он

поднялся на воздух, его крылья расплавились на солнце, и в конце концов он

упал в море и утонул. В Мадрид, в Рио-де-Жанейро, в Самарканд... Я

невольно посмеялся над своими мечтами. И в то же время невольно вспомнил

Ореста, преследуемого духами мщения [Орест, по греческой мифологии, убийца

своей матери Клитемнестры и ее второго мужа, за что его преследовали духи

мщения - эринии].

Я шел по темной улице вдоль канала. И вспомнил дом своих приемных

родителей в пригороде. Несомненно, моя приемная мать живет в ожидании

моего возвращения. Пожалуй, мои дети тоже... Но я не мог не бояться некоей

силы, которая свяжет меня, как только я вернусь. На волнующейся воде

канала у пристани стояла барка. Из другой барки пробивался слабый свет.

Там, наверное, жили какие-то люди, семья. Тоже - любя друг друга и

ненавидя... Но я еще раз вызвал в себе воинственный дух и, чувствуя легкое

опьянение от виски, вернулся к себе в отель.

Я опять уселся за стол и взялся за неоконченные "Письма Мериме". И

опять они влили в меня какую-то жизненную силу. Но, узнав, что к старости

Мериме сделался протестантом, я вдруг представил себе его лицо, скрытое

под маской. Он тоже был одним из тех, кто, как и мы, бродит во тьме. Во

тьме? "Путь в темную ночь" стал превращаться для меня в страшную книгу.

Чтобы разогнать тоску, я принялся за "Разговоры Анатоля Франса". Но и этот

современный добрый пастырь нес свой крест...

Через час вошел бой и подал мне пачку писем. Одно из них содержало

предложение лейпцигской книжной фирмы написать статью на тему:

"Современная японская женщина". Почему они заказывали такую статью именно

мне? Мало того, в этом написанном по-английски письме имелся постскриптум

от руки: "Мы удовлетворимся портретом женщины, сделанным, как в японских

рисунках, черным и белым". Я вспомнил название виски "Black and white" - и

разорвал письмо в мелкие клочки. Потом взял первый попавшийся под руку

конверт, вскрыл его и просмотрел письмо на желтой почтовой бумаге. Писал

незнакомый юноша. Но не прочел я и двух-трех строк, как от слов "Ваши

"Муки ада" пришел в волнение. Третье письмо было от племянника. Я вздохнул

свободно и стал читать о домашних делах. Но даже здесь конец письма меня

пришиб.

"Посылаю переиздание сборника стихов "Красный свет" [сборник

стихотворений Сайто Мокити (1882-1953), один из лучших в японской поэзии

XX в., впервые издан в 1913 г.; чтение сборника (с циклом элегий,

посвященных поэтом умершей матери, стихами о безумцах и самоубийцах,

навеянными его опытом профессионального психиатра) относится к числу

сильнейших впечатлений молодого Акутагавы; красный свет у Сайто Мокити -

свет закатного солнца, погребального огня, пожара и т.д.].

Красный свет! Я почувствовал, будто кто-то насмехается надо мной, и

решил спастись бегством из комнаты. В коридоре не было ни души. Держась

рукой за стену, я добрался до холла. Сел в кресло и решил, как бы там ни

было, выкурить папиросу. Почему-то у меня оказались папиросы "Airship"

["Дирижабль" (англ.)]. (С тех пор как я поселился в этом отеле, я

намеревался курить только "Star" ["Звезда" (англ.)].) Искусственные крылья

опять всплыли у меня перед глазами. Я позвал боя и попросил две коробки

"Star". Но, если верить бою, именно сорт "Star", к моему сожалению, был

весь распродан.

- "Airship" - извольте...

Я покачал головой и обвел взглядом просторный холл. Поодаль, вокруг

стола, сидели и беседовали несколько иностранцев. Среди них женщина в

красном костюме, тихо разговаривая, иногда как будто поглядывала на меня.

- Миссис Таунзхед, - шепнул мне кто-то невидимый.

Имена вроде миссис Таунзхед, конечно, были мне незнакомы. Даже если так

звали ту женщину... Я поднялся и, боясь сойти с ума, пошел к себе в номер.

Вернувшись в номер, я собирался сразу же позвонить в психиатрическую

лечебницу. Но попасть туда для меня было бы все равно что умереть. После

мучительных колебаний я, чтобы рассеять страх, начал читать "Преступление

и наказание". Но страница, на которой раскрылась книга, была из "Братьев

Карамазовых". Подумав, что по ошибке взял не ту книгу, я взглянул на

обложку. "Преступление и наказание" - да, книга называлась: "Преступление

и наказание". В ошибке брошюровщика и в том, что я открыл именно эти

вверстанные по ошибке страницы, я увидел перст судьбы и волей-неволей стал

их читать. Но не прочитал и одной страницы, как почувствовал, что дрожу

всем телом. Это была глава об Иване, которого мучит черт... Ивана,

Стриндберга, Мопассана или меня самого в этой комнате...

Теперь спасти меня мог только сон. Но снотворные порошки кончились все

до единого. Мучиться и дальше без сна было совершенно невыносимо. С

мужеством отчаяния я все-таки велел принести кофе и, как обезумевший,

схватил перо. Две страницы, пять, семь, десять... рукопись росла на

глазах. Я населил мир моего рассказа сверхъестественными животными [речь

идет о повести "В стране водяных"]. Больше того, в одном из этих животных

я нарисовал самого себя. Однако усталость мало-помалу затуманивала мою

голову. В конце концов я встал из-за стола и лег навзничь на кровать.

Наконец я, кажется, заснул и спал минут сорок - пятьдесят. Но услышал, как

кто-то шепчет мне на ухо:

- Le diable est mort...

Сразу проснувшись, я вскочил.

За окном начинался холодный рассвет. Я стал прямо перед дверью и

оглядел пустую комнату. И вот на оконном стекле на узорах осевшего инея

появился крошечный пейзаж. За пожелтевшим сосновым лесом лежало море. Я

боязливо подошел к окну и увидел, что на самом деле этот пейзаж образован

высохшим газоном и прудом в саду. Но моя галлюцинация пробудила во мне

что-то похожее на тоску по родному дому.

Как только настало девять, я позвонил в одну редакцию и, уладив

денежные дела, решил вернуться домой. Решил, засовывая книги и рукописи в

лежавший на столе чемодан...

 

АЭРОПЛАН

 

Я ехал в автомобиле со станции Токайдоской железной дороги в дачную

местность. Шофер почему-то в такой холод был в поношенном макинтоше. От

этого совпадения мне стало не по себе, и, чтобы не видеть шофера, я решил

смотреть в окно. Тут поодаль среди низкорослых сосен - вероятно, на старом

шоссе - я заметил похоронную процессию. Фонарей, затянутых белым, как

будто не было. Но золотые и серебряные искусственные лотосы тихо

покачивались впереди и позади катафалка...

Когда наконец я вернулся домой, то благодаря жене, детям и снотворным

средствам два-три дня прожил довольно спокойно. Из моего мезонина вдали за

сосновым лесом чуть виднелось море. Здесь, в мезонине, сидя за своим

столом, я занимался по утрам, слушал воркованье голубей. Кроме голубей и

ворон, на веранду иногда залетали воробьи. Это тоже было мне приятно.

"Вхожу в чертог радостных птиц" [радостные птицы - метафорическое название

сорок; выражение, данное в кавычках, использует эту игру слов], - каждый

раз при виде них я вспоминал эти слова.

Однажды в теплый пасмурный день я пошел в мелочную лавку купить чернил.

Но в лавке оказались чернила только цвета сепии. Чернила цвета сепии

всегда расстраивают меня больше всяких других. Делать было нечего, и я,

выйдя из лавки, побрел один по безлюдной улице. Тут навстречу мне, выпятив

грудь, прошел близорукий иностранец лет сорока.

Это был швед, живший по соседству и страдавший манией преследования. И

звали его Стриндберг. Когда он проходил мимо, мне показалось, будто я

физически ощущаю это.

Улица состояла всего из двух-трех кварталов. Но на протяжении этих

двух-трех кварталов ровно наполовину белая, наполовину черная собака

пробежала мимо меня четыре раза. Сворачивая в переулок, я вспомнил виски

"Black and white". И вдобавок вспомнил, что сейчас на Стриндберге был

черный с белым галстук. Я никак не мог допустить, что это случайность.

Если же это не случайность, то... Мне показалось, будто по улице идет одна

моя голова, и я на минутку остановился. На обочине дороги за проволочной

оградой валялась стеклянная миска с радужным отливом. На дне миски

проступал узор, напоминавший крылья. С веток сосны слетела стайка

воробьев. Но, подскакав к миске, они, точно сговорившись, все до единого

разом упорхнули ввысь.

Я пошел к родителям жены и сел в кресло, стоявшее у ступенек в сад. В

углу сада за проволочной сеткой медленно расхаживали белые куры из породы

леггорн. А потом у моих ног улеглась черная собака. Стараясь разрешить

никому не понятный вопрос, я все-таки внешне вполне спокойно беседовал с

матерью жены и ее братом.

- Тихо как здесь.

- Это по сравнению с Токио.

- А что, разве и тут бывают неприятности?

- Да ведь свет-то все тот же! - сказала теща и засмеялась.

В самом деле, и это дачное место было на том же самом свете. Я хорошо

знал, сколько преступлений и трагедий случилось здесь всего за

какой-нибудь год. Врач, который намеревался медленно отравить пациента,

старуха, которая подожгла дом приемного сына и его жены, адвокат, который

пытался завладеть имуществом своей младшей сестры... Видеть дома этих

людей для меня было все равно что в человеческой жизни видеть ад.

- У нас в городке есть один сумасшедший.

- Наверно, господин X. Он не сумасшедший, он слабоумный.

- Это есть такая штука - dementia praecox. Каждый раз, как я его вижу,

мне невыносимо жутко. Недавно он почему-то отвешивал поклоны перед статуей

Бато-Кандзэон [один из образов Каннон, у которой над головой изображается

еще и лошадиная голова (Бато); считается, вопреки обычной своей роли,

богиней гнева].

- Жутко?.. Надо быть покрепче.

- Братец крепче, чем я, и все же...

Брат жены, давно не бритый, приподнявшись на постели, как всегда,

застенчиво присоединился к нашему разговору.

- И в силе есть своя слабость.

- Ладно, ладно, будет тебе, - сказала теща.

Я посмотрел на него и невольно горько улыбнулся. А брат продолжал

говорить с увлечением, слегка улыбаясь и устремив взгляд через изгородь

вдаль на сосновый лес. Он был молод, только что оправился от болезни и

казался мне иногда чистым духом, освободившимся от своего тела.

- Думаешь, он ушел от людей, а оказывается, он весь во власти

человеческих страстей.

- Думаешь, добрый человек, а он, оказывается, злой.

- Нет, есть и большие противоположности, чем добро и зло...

- Ну, например, во взрослом можно обнаружить ребенка.

- Нет, не то! Я не могу ясно выразить, но... что-нибудь вроде двух

полюсов электричества. Что-то, что соединяет противоположности.

Тут нас испугал сильный шум аэроплана. Я невольно посмотрел вверх и

увидел аэроплан, который, чуть не задев верхушки сосен, взмыл в воздух.

Это был редко встречающийся моноплан с крыльями, выкрашенными в желтый

цвет. Куры, вспугнутые шумом, разбежались в разные стороны. Особенно

струсила собака; она залаяла и, поджав хвост, забилась под балкон.

- Аэроплан не упадет?

- Не беспокойтесь. Братец знает, что такое "летная болезнь"?

Закуривая папиросу, я, вместо того чтобы ответить "нет", просто покачал

головой.

- Люди, постоянно летающие на аэропланах, дышат воздухом высот и

поэтому постепенно перестают выносить наш земной воздух...

Выйдя из дома тещи, я зашагал через неподвижно застывший сосновый лес,

мало-помалу мне становилось все тоскливей. Почему этот аэроплан пролетел

не где-нибудь, а именно над моей головой? И почему в том отеле продавали

только папиросы "Airship"? Терзаясь разными вопросами, я пошел по самой

безлюдной дороге.

Над тусклым морем за низкими дюнами нависла серая мгла. А на песчаном

холме высились столбы для качелей, но качелей на них не было. Глядя на эти

столбы, я вдруг вспомнил виселицу. И действительно, на перекладине сидело

несколько ворон. Хотя они видели меня, но вовсе не собирались улетать.

Мало того, ворона, сидевшая посредине, подняла свой длинный клюв и

каркнула четыре раза.

Идя вдоль песчаной насыпи, поросшей сухой травой, я решил свернуть на

тропинку, по обеим сторонам которой стояли дачи. Слева от тропинки среди

высоких сосен должен был белеть деревянный европейский дом с мезонином.

(Мой близкий друг назвал этот дом "домом весны".) Но когда я поравнялся с

этим местом, на бетонном фундаменте стояла только одна ванна. "Здесь был

пожар!" - подумал я сразу и зашагал дальше, стараясь не смотреть в ту

сторону. Тут навстречу мне показался мужчина на велосипеде. На нем была

коричневая кепка, он всем телом налег на руль, как-то странно уставив

взгляд перед собой. Его лицо вдруг показалось мне лицом мужа моей сестры,

и я свернул на боковую тропинку, чтобы не попасться ему на глаза. Но на

самой середине этой тропинки валялся брюшком вверх полуразложившийся

дохлый крот.

Что-то преследовало меня, и это на каждом шагу усиливало мою тревогу. А

тут поле моего зрения одно за другим стали заслонять полупрозрачные

зубчатые колеса. В страхе, что наступила моя последняя минута, я шел,

стараясь держать голову прямо. Зубчатых колес становилось все больше, они

вертелись все быстрей. В то же время справа сосны с застывшими

переплетенными ветвями стали принимать такой вид, как будто я смотрел на

них сквозь мелко граненное стекло. Я чувствовал, что сердце у меня бьется

все сильнее, и много раз пытался остановиться на краю дороги. Но, словно

подталкиваемый кем-то, никак не мог этого сделать.

Через полчаса я лежал у себя в мезонине, крепко закрыв глаза, с

жестокой головной болью. И вот под правым веком появилось крыло, покрытое,

точно чешуей, серебряными перьями. Оно ясно отражалось у меня на сетчатке.

Я открыл глаза, посмотрел на потолок и, разумеется, убедившись, что на

потолке ничего похожего нет, опять закрыл глаза. Но снова серебряное крыло

отчетливо обозначилось во тьме. Я вдруг вспомнил, что на радиаторе

автомобиля, на котором я недавно ехал, тоже были изображены крылья...

Тут кто-то торопливо взбежал по лестнице и сейчас же опять побежал

вниз. Я понял, что это моя жена, испуганно вскочил и бросился в полутемную

комнату под лестницей. Жена сидела, низко опустив голову, с трудом

переводя дыхание, плечи ее вздрагивали.

- Что такое?

- Ничего.

Жена наконец подняла лицо и, с трудом выдавив улыбку, сказала:

- В общем, право, ничего, только мне почему-то показалось, что вы

вот-вот умрете...

Это было самое страшное, что мне приходилось переживать за всю мою

жизнь. Писать дальше у меня нет сил. Жить в таком душевном состоянии -

невыразимая мука! Неужели не найдется никого, кто бы потихоньку задушил

меня, пока я сплю?

 

7 апреля 1927 г.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия