Студопедия — Классификация компьютеров
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация компьютеров






Архитектура вычислительной системы.

Функциональные подсистемы.

Классификация компьютеров

Вычислительная техника - это совокупность устройств, предназначенных для автоматической или автоматизированной обработки данных в информацию.

Вычислительная система - это конкретный набор связанных между собою устройств. Центральным устройством большинства вычислительных систем является электронная вычислительная машина (ЭВМ) или компьютер.

Компьютер - это устройство, состоящее из электронных и электромеханических компонент, которое выполняет операции ввода, хранения и обработки данных по определенной программе с целью получения информации, вывод которой осуществляется в форме, пригодной для восприятия человеком.

Архитектура компьютера.

Под архитектурой ЭВМ надо понимать ту совокупность характеристик, которая необходима пользователю. Это, прежде всего, основные устройства и блоки ЭВМ, а также структура связей между ними и программное управление.

Общие принципы построения ЭВМ, которые относятся к архитектуре:

· структура памяти ЭВМ;

· способы доступа к памяти и внешним устройствам';

· возможность изменения конфигурации;

· система команд;

· форматы данных;

· организация интерфейса.

Исходя из этого, можно дать определение, что

Архитектура - это наиболее общие принципы построения ЭВМ, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов.

Классические принципы построения архитектуры ЭВМ были предложены в работе Дж. фон Неймана, Г. Голдстейга и А. Беркса в 1946 году и известны как "принципы фон Неймана".

Сущностьфон-неймановской концепции ВМ можно свести к 4 принципам. Рассмотрим основные базовые принципы построения ВМ:

Принцип двоичного кодирования

Двоичное кодирование данных составляет информационную основу любого современного компьютера.

Вся информация, как данные, так и команды кодируются двоичными цифрами 0 и 1. Каждый тип информации представляется двоичной последовательностью и имеет свой формат.

Последовательность битов в формате, имеющая определенный смысл, называется полем.

В числовой информации обычно выделяют поле знака и поле значащих разрядов.

В формате команды можно выделить два поля: поле кода операции (Коп) и поле адресов (адресная часть – АЧ).

 

Код операции (Коп) Адресная часть (АЧ)

 

Код операции представляет собой указание, какая операция должна быть выполнена, и задается с помощью r-разрядной двоичной комбинации.

Вид адресной части, и число составляющих ее адресов зависят от типа команды:

в командах преобразования данных АЧ содержит адреса объектов обработки (операндов) и результата;

в командах ввода/вывода – номер устройства ввода/вывода.

АЧ также представляется двоичной последовательностью, длину которой обозначим через p.

Таким образом, команда в ВМ имеет вид (r + p)-разрядной двоичной комбинации.

Принцип программного управления.

Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы. Программа состоит из последовательности управляющих слов – команд.

Каждая команда предписывает некоторую операцию из набора операций, реализуемых ВМ.

Команды программы хранятся в последовательных ячейках памяти ВМ и выполняются в естественной последовательности, т.е. в порядке их положения в программе.

При необходимости с помощью специальных команд эта последовательность может быть изменена. Решение об изменении порядка выполнения команд программы принимается либо на основании анализа результатов предшествующих вычислений, либо безусловно

Принцип однородности памяти.

Команды и данные хранятся в одной и той же в памяти и внешне в памяти неразличимы. Распознать их можно только по способу использования. Это позволяет производить над командами те же вычисления, что и над числами. Это соответственно открывает ряд возможностей.

Например:

Циклически изменяя АЧ команды, можно обеспечить обращение к последовательным элементам массива. Такой прием носит название модификации команд и с позиций современного программирования не приветствуется.

Команды одной программы могут быть получены как результат исполнения другой программы. Эта возможность лежит в основе трансляции – перевода текста программы с языка высокого уровня на язык конкретной ВМ.

Рассматриваются два вида архитектуры памяти:

1. Принстонская архитектура предполагает единую память для хранения команд и данных. Была принята в ВМ, создававшихся в Принстонском университете. Долгие годы была и остается преобладающей, но есть проблемы пропускной способности тракта – «процессор – память».

2. Гарвардская архитектура. ВМ имеет отдельную память команд и отдельную память данных. Была принята в ВМ, создававшихся в Гарвардском университете. К ней все чаще обращаются в последнее время в связи с широким использованием кэш-памяти.

Принцип адресности.

Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причем процессору в произвольный момент доступна любая ячейка.

Двоичные коды команд и данных разделяются на единицы информации, называемые словами, и хранятся в ячейках памяти, а для доступа к ним используются номера соответствующих ячеек - адреса.

Интерфейс программиста с фон-неймановской архитектурой однообразен. Программист знает, что команды выполняются друг за другом в заданном им порядке.

В действительности при использовании параллельных процессоров, последовательность выполнения команд нарушается, однако с точки зрения программиста сохраняется порядок, указанный в программе.

 

 

 

В разные годы предлагались другие модели компьютерной архитектуры, отличные от фон-неймановской. Однако простота и порядок ее оказались непревзойденными: ни одна их предложенных альтернативных концепций не воплотилась в коммерческий компьютер.

Современная архитектура компьютера.

Реальная структура компьютера значительно сложнее, чем рассмотренная выше схема (Рис. 3). В современных компьютерах, в частности микрокомпьютерах (персональных), все чаще происходит отход от традиционной архитектуры фон Неймана, обусловленный стремлением разработчиков и пользователей к повышению качества и производительности компьютеров (Рис. 4).

Качество ЭВМ характеризуется многими показателями. Это:

  • набор команд, которые компьютер способный понимать и выполнять,
  • скорость работы (быстродействие) центрального процессора,
  • количество периферийных устройств, присоединяемых к компьютеру одновременно
  • и многое другое.

При этом главным показателем, характеризующим компьютер (ЭВМ) является его быстродействие.

Быстродействие - это количество операций, которое процессор способен выполнить за единицу времени. На практике, пользователя больше интересует производительность компьютера - показатель его эффективного быстродействия, то есть способности не просто быстро функционировать, а быстро решать конкретно поставленные задачи.

Как результат, все эти и прочие факторы способствуют принципиальному и конструктивному усовершенствованию элементной базы компьютеров, то есть созданию новых, более быстрых, надежных и удобных в работе процессоров, запоминающих устройств, устройств ввода-вывода и т.д. Тем ее менее, следует учитывать, что скорость работы элементов невозможно увеличивать беспредельно (существуют современные технологические ограничения и ограничения, обусловленные физическими законами). Поэтому разработчики компьютерной техники ищут решения этой проблемы усовершенствованием архитектуры ЭВМ.

Так появились компьютеры с многопроцессорной (или мультипроцессорной) архитектурой, в которой несколько процессоров работают одновременно, а это означает, что производительность такого компьютера равняется сумме производительностей процессоров.

В мощных компьютерах, предназначенных для сложных инженерных расчетов и систем автоматизированного проектирования (САПР), часто устанавливают два или четыре процессора. В сверхмощных ЭВМ (такие машины могут, например, моделировать ядерные реакции в режиме реального времени, прогнозировать погоду в глобальном масштабе, моделировать полномасштабные сцены для кинематографа и мультипликации) количество процессоров достигает нескольких десятков.

Рис. 4. Общая структура современного микрокомпьютера

 

Все основные архитектурные блоки состоят из отдельных меньших устройств, которые выполняют строго определенные функции.

В частности, в центральный процессор входит арифметико-логическое устройство (АЛУ), внутреннее запоминающее устройство в виде регистров процессора и внутренней кэш-памяти, управляющее устройство (УУ).

Устройство ввода, как правило, тоже не является одной конструктивной единицей. Поскольку виды входной информации разнообразны, источников ввода данных может быть несколько. То же касается и устройств вывода.

Процессор - это центральный вычислительный блок в ЭВМ любого типа. Он осуществляет вычисления по хранящейся в оперативной памяти программе и обеспечивает общее управление компьютером.

Процессор, как минимум, содержит:

Арифметико-логическое устройство (АЛУ), предназначенное для выполнения арифметических и логических операций;

Устройство управления (УУ), предназначенное для выполнения общего управления вычислительным процессом по программе и координации всех устройств ЭВМ. УУ в определенной последовательности выбирает из оперативной памяти команду за командой. Затем: каждая, команда декодируется, по потребности элементы данных из указанных в команде ячеек оперативной памяти передаются в АЛУ. АЛУ настраивается на выполнение действия, указанного текущей командой (в этом действии могут принимать участие также устройства ввода-вывода); дается команда на выполнение этого действия. Этот процесс будет продолжаться до тех пор. пока не возникнет одна из следующих ситуаций: исчерпаны входные данные, от одного из устройств поступила команда на прекращение работы, выключено питание компьютера.

Запоминающее устройство (ЗУ) - это архитектурный блок ЭВМ, предназначенный для временного (оперативная память) и продолжительного (постоянная память) хранения программ, входных и результирующих данных, а также промежуточных результатов на устройствах внешнего запоминающего устройства (ВЗУ).

Оперативная память (ОЗУ) - служит для приема, хранения и выдачи информации. В ней содержатся программы и данные, доступные для использования микропроцессором, а также промежуточные и окончательные результаты вычислений. Процесс выполнения программы сводится к преобразованию исходного состояния памяти в заключительное (конечное). ОЗУ является энергозависимым устройством, что означает потерю информации при отключении электропитания. Скорость работы компьютера существенным образом зависит от быстродействия оперативной памяти. Поэтому постоянно ведутся поиски элементов для оперативной памяти, затрачивающих меньше времени на операции чтении-записи. Проблема решается построением многоуровневой памяти.

Оперативная память состоит из двух-трех частей: основная часть большей емкости строится на относительно медленных (более дешевых) элементах, а дополнительная (так называемая кэш-память) состоит из быстродействующих элементов. Данные, к которым чаще всего обращается процессор, находятся в кэш-памяти, а больший объем оперативной информации хранится в основной памяти.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Энергонезависимое устройство, предназначенное для долговременного хранения служебной и первичной информации. Представлено в виде микросхем, расположенных на материнской (системной) плате.

Внешнее запоминающее устройство (ВЗУ). Энергонезависимые устройства, обеспечивающие надежное хранение и выдачу информации. В них хранятся часто используемые программы и данные (см. устройства, хранения). Однако скорость обмена данными между постоянной памятью и центральным процессором, в подавляющем большинстве случаев, значительно меньше, чем у оперативной памяти.

Устройства ввода (УВВ) и вывода (УВ), относятся к категории периферийных устройств. Раньше работой устройств ввода-вывода руководил центральный процессор, что занимало немало времени. Архитектура современных ЭВМ предусматривает наличие каналов прямого доступа к оперативной памяти для обмена данными с устройствами ввода-вывода без участия центрального процессора, а также передачу большинства функций управления периферийными устройствами специализированным процессорам, разгружающим центральный процессор и повышающим его производительность.

Система прерываний. Прерыванием называется ситуация, требующая каких-либо действий микропроцессора при возникновении определенного события. Под системой прерываний понимают программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий выполнение и обработку прерываний.

Процессор должен оперативно реагировать на различные события, происходящие в компьютере в результате действий оператора или без его ведома. В качестве примеров такого рода можно привести нажатие клавиш на клавиатуре, попытка деления на ноль (в ходе выполнения программы), сбой питания (иные сбои в работе оборудования), запланированные обращения к ядру операционной системы и другое. Необходимую реакцию на прерывания обеспечивает система прерывания.

Обработка прерываний сводится к приостановке исполнения текущей последовательности команд, вместо которой начинает интерпретироваться другая последовательность, соответствующая данному типу прерывания и называемая обработчиком прерывания. После ее реализации, исполнение программы может быть продолжено, если это возможно или целесообразно, что зависит от типа прерывания.

Система портов ввода-вывода обеспечивает непосредственное подключение адаптера периферийного устройства к системной шине, то есть, по сути, является точкой такого подключения периферийного устройства к компьютерной системе. Каждый порт ввода-вывода имеет свой адрес, при этом периферийному устройству может быть присвоено несколько портов ввода-вывода.

Совокупность портов ввода-вывода образуют систему портов ввода-вывода.

Упрощенно порт ввода-вывода можно считать регистром, в который записывается, информация для передачи ее е Л периферийное устройство или с которого считывается информация, полученная из периферийного устройства.

С точки зрения пользователя,

Порт - это интерфейс (разъем) для подключения устройства (клавиатуры, мышки, дисплея, принтера, наушников и т.д.) к компьютеру. Обычно порты ввода- вывода располагаются на задней панели корпуса системного модуля, часть из них может выноситься и на переднюю панель.

Адаптер, контроллер. Понятие «адаптер периферийного устройства» можно считать синонимом термина «контроллер», однако последний чаще употребляется для устройства реализующих более сложные функции по управлению периферийными устройствами (Рис. 5).

Развитые контроллеры периферийных устройств включают в свой состав специализированные микропроцессоры и память. Это же относится и к периферийным устройствам со сложными алгоритмами работы, требующими наличия совершенных блоков управления. С точки зрения пользователя, (адаптер или контроллер) представляет собой плату с набором микросхем и портов ввода-вывода, в его задачу входит управление подключенным к нему устройством. Это может быть дисплей, принтер, аудио устройства и др.

Адаптер интерфейса - это средство сопряжения центральной части ЭВМ с периферийными устройствами, в которых все физические и логические параметры отвечают заранее определенным параметрам (определенному протоколу) и широко используются в других устройствах.

Современная архитектура компьютерной системы. Сохранив принципы построения архитектуры ЭВМ по Нейману, современная архитектура обогатилась дополнительными принципами и сегодня архитектура ЭВМ определяют следующие принципы:

· Принцип программного управления. Обеспечивает автоматизацию процесса вычислений на ЭВМ, Согласно этому принципу, для решения каждой задачи составляется программа, которая определяет последовательность действий компьютера. Эффективность программного управления будет выше при решении задачи этой же программой много раз (хотя и с разными начальными данными).

· Принцип программы, сохраняемой в памяти. Согласно этому принципу, команды программы подаются, как и данные, в виде чисел и обрабатываются так же, как и числа, а сама программа перед выполнением загружается в оперативную память, что ускоряет процесс ее выполнения.

· Принцип произвольного доступа к памяти. В соответствии с этим принципом, элементы программ я данных могут записываться в произвольное место оперативной памяти, что позволяет обратиться по любому заданному адресу (к конкретному участку памяти) без просмотра предыдущих.

· Принцип разделения функций. Процессор управляет всеми операциями на высшем уровне, в то время как конкретную интерпретацию его общих команд для отдельных устройств реализуют специальные управляющие устройства - контроллеры. Процессор может обрабатывать информацию только в том случае, если она уже подверглась первичной обработке. Эту функцию берут на себя контроллеры устройства ввода. Они приводят входные данные к единому стандарту. Затем данные пересылаются в оперативную память, где они раскладываются по ячейкам и снабжаются ссылками (адресами), необходимыми для их использования. Вывод информации происходит также при посредничестве управляющих устройств вывода, которые вновь производят переформатированные данные в нужный стандарт. В принципе, все устройства компьютера имеют свои контроллеры (накопители, монитор, принтер, плоттер, стример и др.) Исходя из этого, можно сформулировать один из важных принципов работы ЭВМ.

Функциональные подсистемы. В процессе своей работы ЭВМ осуществляет:

· Ввод информации извне;

· Временное хранение;

· Преобразование;

· Вывод в виде, доступном для восприятия, ее человеком.

Процесс получения данных компьютером называется кратко «ввод», а выдача ее пользователю - «вывод». Эти процессы настолько важны, что для их реализации предложено большое количество разнообразных устройств. Кроме того, нельзя забывать, что «ввод» и «вывод» - это две стороны одного процесса обмена информации, причем без одной из них не бывает другой. Поэтому, когда говорят нe о преобразовании данных, а об их передаче компьютеру для вычислений и получения итоговых результате в применяют термин «ввод-вывод».

В процессе ввода данные приводятся к формату, который может быть воспринят компьютером, а при выводе - к виду, привычному для человека.

В каждом из перечисленных этапов процесса реализуется отдельная функциональная подсистема:

· подсистема ввода данных;

· подсистема хранения данных;

· подсистема преобразования данных;

· подсистема вывода информации.

Все подсистемы связаны между собой каналами обмена, сгруппированными в потоки. Кроме данных и команд они несут сигналы таймера и питающее напряжение ко всем блокам компьютера. Эти потоки имеют конструктивное выражение в виде проводов и разъемов, имеющие название шины (см. ниже).

Подсистема устройств ввода. Ввод информации в компьютер осуществляется специализированными устройствами как стандартными, (см. ниже), так и нестандартными (факультативными).

Ввод информации в персональный компьютер осуществляется в три этапа:

· восприятие информации извне;

· приведение данных к определенному формату, понятному компьютеру;

· передача данных на компьютерную шину;

Подсистема устройств вывода. Подсистема вывода информации позволяет пользователю компьютера получить результаты работы в привычном для него виде. Устройства вывода информации так же. как и устройства ввода информации, могут быть стандартными (см. ниже) и нестандартными (факультативными).

Вывод информации также осуществляется в три этапа, причем их очередность обратная таковой в процессе ввода:

· восприятие информации, передаваемой по каналам шины;

· приведение информации к формату, характерному для устройства вывода;

· выдача результатов работы на. устройствах вывода информации.

Подсистема преобразования. Преобразованием данных в информацию в компьютере осуществляется процессором. Процессор, как минимум, содержит устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ). Устройство управления, по существу, является «хозяином» компьютера и выполняет следующие функции:

· устанавливает очередность для задач, выполняемых системой;

· генерирует управляющие сигналы для распределения операций и потоков данных как внутри арифметико-логического устройства, так и вне его;

· управляет передачей информации по адресной шине и шине данных;

· воспринимает и обрабатывает служебные сигналы, следующие по управляющей шине системы.

Подсистема хранения. Для того, чтобы эффективно работать с данными, процессору необходимо иметь к ним быстрый и свободный доступ. Функции промежуточного хранения выполняет подсистема хранения информации. Поступив в компьютер из подсистемы ввода, приведенная к определенному внутреннему стандарту информация располагается в ячейках оперативной памяти, после чего, по мере необходимости. обрабатывается процессором.

Память персонального компьютера реализована на электронных элементах и, как уже говорилось выше, является энергозависимой. Этот способ хранения информации весьма уязвим. По окончании сеанса работы содержимое оперативной памяти записывается на диск. Теперь для данных неопасно внезапное выключение электроэнергии, потому, что информация, записанная на диске, восстановит в памяти все. что было до того.

Для долговременного и надежного хранения данных создано множество более надежных устройств; магнитные и магнитооптические накопители, накопители на магнитной ленте и другие.

У внешних запоминающих устройств (ВЗУ) есть два главных преимущества перед оперативной памятью:

· хранение информации не требует обеспечения энергией;

· объемы информации могут быть чрезвычайно большими.

На основании этих принципов можно утверждать, что современный компьютер - это техническое устройство, которое после ввода в память начальных данных в виде цифровых кодов и программы их обработки, выраженной тоже цифровыми кодами, способно автоматически осуществить вычислительный процесс, заданный программой, и выдать готовые результаты решения задачи в форме, пригодной для восприятия человеком.

Методы классификации компьютеров. Номенклатура видов компьютеров сегодня огромная: машины различаются по назначению, мощности, размерам, элементной базе и т.д. Поэтому классифицируют ЭВМ по разным признакам. Следует заметить, что любая классификация является в некоторой мере условной, поскольку развитие компьютерной науки и техники настолько бурное, что. например, сегодняшняя ми к по ЭВМ не уступает по мощности миниЭВМ пятилетней давности и даже суперкомпьютерам недавнего прошлого. Кроме того, зачисление компьютеров к определенному классу довольно условно через нечеткость разделения групп, так и вследствие внедрения в практику заказной сборки компьютеров, где номенклатуру узлов и конкретные модели адаптируют к требованиям заказчика. Рассмотрим распространенные критерии классификации компьютеров.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1107. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия