Студопедия — В ОСОЗНАННОСТЬ 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ОСОЗНАННОСТЬ 9 страница






— Конечно, могу.

— Сон — это «маленькая смерть». Когда ты под наркозом, теряешь сознание — чем не смерть?

— Пожалуй, ты прав, — Ксения задумалась, и несколько минут в машине было тихо, слышался только шелест шин. — А может, страх смерти — это страх боли?

— И да, и нет. Смерть бывает ужасной. Человек подчас покидает этот мир в таких муках, что всей душой зовет смерть, ждет ее как избавления от страданий. А бывает смерть легкая, мгновенная. Христиане молитвой просят Господа о ниспослании им такого конца. Однако при жизни многие люди испытывают чудовищную боль, не сопоставимую с болью смерти. Так что боль — возможное, но не единственное объяснение страха смерти.

Почему же мы не боимся «маленьких смертей» (хотя бояться надо, и верующие, понимая это, читают в своих молитвах соответствующие тексты) и одновременно трепещем от одной только мысли о «главной смерти»?

Где-то в самой глубине души каждого человека без исключений живет сокровенный страх предстать пред очами Бога. Чтобы узреть Бога, надо прежде всего увидеть себя таким, каков ты есть. С грехами и неискупленными пороками, без земного «камуфляжа» — власти, денег, имущества, связей и пр. Смерть в одно мгновение разрушает этот «карточный домик», оставляя единственно вечное и ценное — душу, обогащенную добром или оскверненную злом. И, поняв все это, уже преображать и изничтожать в ней пороки и изъяны. Тогда, может быть, в самом конце жизненного пути, освободясь с помощью Божией от грязи недостойных дел и помыслов, ты увидишь Его. Чистое познается только чистым!

Плохо, когда человек, ослепленный важностью, вообще не замечает существования своей души. Не заботится о ней, омывая покаянием и исправлением. Не возвышает ее деланием добра, дарением, искренним пожертвованием. То, что дарится, невозможно потерять. Что имеешь и за что держишься, может быть отнято.

— Что же теперь, все должны жить бедно?

— Жить, Ксения, надо не бедно и не богато, а осознанно. Есть понятия достатка и достаточности, а есть — жадности и жестокости. Если ты будешь честна с собой, ни один плохой помысел не одолеет тебя. Даже небольшое усилие над собой, если ты до конца честна, даст нужный результат. Что можно скрыть от других, не скроешь от себя. Сказано в Писании: все тайное становится явным — не в смысле правды мирской, а в смысле правды духовной.

Господь всегда в тебе. Словно солнце, он светит всем, любит всех. Проблема — в неблаговидных наших помыслах и делах. Они покрывают душу слоем грязи, мешая нам общаться с Всевышним — просить о помощи и получать наставления. Даже под завалами грехов душа жива. Избавиться от нее невозможно. Какую бы жизнь ни вел человек, будь он хоть последним преступником, он ощущает биение своей души, своей совести. Бывает, что и такие падшие люди в моменты наивысшего страдания разрывают путы тьмы и зрят Бога.

— А удовольствия — как же без них?

— А ты попробуй победить в себе хотя бы один грех, который ты связываешь с понятием удовольствия. По­бедишь один, поймешь. И легче будет с другим. А там придет ощущение, что жизнь по Богу гораздо ярче, красочнее, интереснее так называемой красивой жизни, которая никому еще не принесла ничего, кроме боли и страдания. Вот только чтобы понять это, надо ползти вверх — к духовным высотам, обдирая колени и руки. Катиться вниз гораздо проще и на первых порах приятнее. На первых порах…

* * *

Я привел этот разговор вот почему. Работая с сознанием, нужно быть готовым ко многим испытаниям, но прежде всего к испытанию неосознанностью других людей. Путь духовного роста — это одиночное плавание. С вами происходят удивительные изменения, но мир этого почти не замечает. Вам открываются вещи, о существовании которых еще недавно вы понятия не имели (хотя они все время были перед глазами), однако доступны они только вашему внутреннему зрению. Другие их не видят, они к ним равнодушны. Вы одиноки в толпе «нормальных» людей.

Поверьте, я не преувеличиваю и не сгущаю краски. Ваша «особенность» глубоко интимна. На первых порах постижения вы слишком погружены в себя, в новые ощущения. Необходимость постоянного самоконтроля (не пропустить отрицательные мысли, удерживаться в настоящем, следить за болевым полем) поначалу отвлекает и отделяет от внешнего мира. Однако с приходом устойчивых навыков открытого сознания, подобно опытному спортсмену, вы перестаете думать о технике и просто живете и действуете в новом качестве. Осознанность становится будничным состоянием. Внимание переключается на гашение «вспышек неосознанности» в самом себе.

Болезненными становятся контакты с окружающим миром, живущим по-старому. Причем это ощущение сопровождает не только на улице, на работе или при просмотре телевизора, но даже в отношениях с самыми близкими людьми... И это понятно: мы окружены морем неосознанности, и надо знать нрав этой стихии, видеть таящиеся в ее глубинах угрозы и уметь одолевать их. Выжить в осознанности не менее важно, чем ее достичь.

Главная угроза здесь — с ходу угодить в капкан «сверх­самости» — тщеславия и гордыни «духовного превосходства» над другими: «Я гармоничен, уравновешен, спокоен. Я выше и лучше вас, суетных и слепых людишек!» Стоит на дальних рубежах сознания почувствовать малейшие признаки таких мыслей — внимание! Вы подвергаетесь лукавому искушению «высшей пробы», соответствующей достигнутому вами уровню осознанности. Враг не дремлет, и оснований успокаиваться нет и не будет.

Открытое сознание — не «прикид» супермена, скорее наоборот — рубище странника. Это способность видеть свои недостатки и слабости прежде недостатков и слабостей других людей. «Трезвение» — так поразительно точно именуется это качество в святоотеческих писаниях. Только относясь к себе честно, придирчиво, даже беспощадно, обретая душу свою и тем самым разряжая болевое поле, мы начинаем видеть мир внутренним зрением, ощущать чужие страдания, как свои собственные. Именно в этом суть смирения и понимания — двух составляющих подлинного сочувствия.

Сочувствие, сострадание есть одинаковое с другим человеком чувствование боли. Поразительное, ни с чем не сравнимое ощущение. Извержение чужого болевого поля почти не задевает твоего внутреннего состояния (ибо твое собственное болевое поле ослаблено и надежно укрыто от внешних воздействий). Но, может, впервые в жизни тебе по-настоящему хочется утешить другого человека не ради того, чтобы облегчить свою участь, не в тайном расчете на будущую награду за «доброту», а ради него самого. Это и есть сочувствие: не брать, а отдавать, ничего не требуя взамен. «Эго», даже самое слабое, не способно на такие порывы и поступки, поскольку по природе своей мотивировано страхом и соперничеством. Оно торгует добром, а не делится им.

Так и любовь. Если она настоящая, в ней не может быть половинчатости или задних мыслей. Она не зависит от настроения или физического состояния. Она неопределима и иррациональна, как вера, как Бог. Она недоказуема. Когда ты смотришь на свою жену, дочь или сына не как на членов семьи, а как на часть себя, часть своего духа, плоти и крови, дарованную тебе Господом, когда рациональная скверна, отравляющая святые семейные отношения, покидает тебя, в сердце поселяется Любовь. Она заполоняет все уголки твоей сущности, определяет каждый твой шаг, жест, слово, решение.

Но надо быть очень осторожным и бдительным. Даже в осознанности непросто избавляться от «родимых пятен» самости: обид, гневливости, зависти, стремления верховодить. Взрослый человек, вступающий в осознанность, как правило, уже играет привычную для всех роль в семье. Лидерство ассоциируется с окриком, приказом, наказанием и принуждением. Привычными становятся даже насилие (спасибо, если не физическое!) и несправедливость. Как кормилец, глава семьи «имеет право» разряжать свое болевое поле, как ему вздумается. Стычки и скандалы становятся чем-то обыденным, к ним привыкают, как к мебели или шторам на окнах. Их терпят и иногда даже оправдывают: «Отец (мать) срывается из-за усталости…» Но мы уже это проходили. Это коллективная семейная неосознанность.

И вдруг один из членов семьи начинает «выпадать» из общего ряда: все меньше «искрит» в конфликтах, говорит непонятные вещи, не похож сам на себя. Не-осознанности непросто жить рядом с осознанностью. Болевое поле не любит тратить свою энергию впустую, предпочитая обмениваться ею с другими такими же полями. На эмоциональном уровне открытое сознание периодически воспринимается близкими с раздражением, граничащим с враждебностью. Еще бы, распадается привычный уклад, устоявшаяся конструкция семейных отношений. А все необычное, непонятное «эго» воспринимает с подозрительностью и опаской — как угрозу себе.

Слава Богу, огонек духовности, загорающийся в семье, сильнее любой неосознанности. Только свет может победить тьму. Тьме же не дано одолеть свет. Таков закон мироустройства, единый для людей и Вселенной. Этот свет растапливает лед отчуждения, успокаивает и согревает заблудшие и уставшие от боли души. Любовь порождает ответную любовь — то же делает и осознанность. Когда из отношений, хотя бы и с одной стороны, уходят двусмыслие и корысть, в близких людях начинает пробуждаться механизм духовного оздоровления. Надо только проявлять чуткость и терпение. Положитесь на этих спутников истинной Любви, и вам не придется подбирать слова или подыскивать аргументы. Слова придут сами. Лучшее приглашение в осознанность — живой пример.

Есть силы выше физических, и есть немощь неодолимая. В городе Скупино, что в трехстах километрах от Москвы, живет старица Феодосия. Девятнадцать лет в коме, и с тех пор полная неподвижность. Только ясные ее глаза излучают неземной свет, и благодатная божественная доброта души ее даруется каждому, кто входит в скромную келью старицы. Люди идут и идут к этому свету, ведомые не жаждой нового знания, а жаждой покоя, который дается верой, смирением и любовью. Дается высотой духа, живущего в недвижном теле.

Новое «эго»?

Что же происходит, когда действием воли и светом сознания разрушается старое «эго»? Что остается на его месте? Истинное «я». Оно не голое, не пустое и не беззащитное. Оно — другое. С новым миропониманием, ценностями, приоритетами и знаниями. Иной взгляд на себя и на мир. Хода назад нет. Ты сознаешь, что новую кожу уже не сбросить. Она твоя, и навсегда.

Раскрываясь, душа постепенно заполняет все уголки сознания. Чем чище, свободнее от «рассудочного самоуправства» наше внутреннее пространство, тем полнее ощущается ее присутствие, тем устойчивее двусторонняя связь с нею. Во всем этом ни капли мистики. Ведь осознанность — результат вашего (а не чьего-то еще — психотерапевта, знахаря и т. п.) духовного усилия, поддержанного Высшим Сознанием, Богом. Любое вторжение в эту сферу извне, как уже говорилось, в лучшем случае малоэффективно, в худшем — вредно и опасно. «Вытягивая» из вас некий блок или обет, данный в глубоком детстве, психолог действует на ощупь. Он даже не знает, что, собственно говоря, ищет. Как в сказке: пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Хороший специалист, используя гипноз или иные способы, возможно, и справится с этой локальной задачей. Плохой — как слон в посудной лавке: залечивая одну психическую травму, может нанести при этом три новых. А подлинное высвобождение потенциала души открывает доступ к такому ресурсу комплексного психофизического оздоровления личности, о котором наука только мечтать может.

Доказательства? Пожалуйста. От современной психиатрии еще в начале прошлого столетия отпочковалось целое направление во главе с блестящим итальянским исследователем Роберто Ассаджоли. Коллега и современник Фрейда и Юнга, он довольно быстро разочаровался в психоанализе, который, по его мнению, не признавал целительные силы, скрытые в самом человеческом естестве пациентов, в том числе — Высшее Сознание и духовность. В двадцать два года Ассаджоли начал разрабатывать свой метод практической психотерапии, известный сегодня под названием психосинтеза, а в 1928 году основал в Риме первый институт обучения этому методу, успешно действующий до наших дней. Так что, если внимания к проблематике духовного развития личности и не хватает, то объясняется это не столько сомнениями в «научности» этого направления, сколько иными причинами, в том числе, не исключено, и «цеховыми» интересами психиатров.

Итак, на достаточно высоком уровне своего развития осознанность приобретает необратимый характер и — через демонтаж старого «эго» — завершается формированием принципиально новой личности.

При этом внешне человек почти не меняется. Разве что черты его лица постепенно утрачивают жесткость, разглаживаются морщины, из глаз уходит потаенный страх. Лицо — индикатор состояния нашей души. Особенно это заметно с возрастом. Лучистый свет доброты или игра адских страстей — все отпечатывается на нем. И косметика тут бессильна.

Внутренние же изменения, при всей их радикальности, почти неуловимы для стороннего, особенно неосознанного, наблюдателя. Не потому ли, что он видит в основном то, что хочет видеть. Что поделаешь, именно так «смотрит» старое «эго»!

В новой личности, словно феникс из пепла, возрождается глубинная сущность, присутствовавшая в ней с момента зачатия, но с возрастом блокированная, подавленная и угнетенная развившейся неосознанностью. Рискуя кого-то разочаровать, сообщу, что эта личность не несет на себе и тени завораживающей «всесильности», которой бравируют, например, мутанты Спилберга. Она не выбрасывает из кистей стальные когти, не умеет на ходу менять обличье и совершать прочие «чудеса», доступные «людям “Х”». Новая личность в своем христианском смирении не может предложить расшатанной психике «цивилизованного» человека ни­чего «остренького». Никаких «спецэффектов» и «суперспособностей»! Вообще ничего такого, что могло бы заинтересовать стандартное «эго» в его неизбывной тяге к выдумкам.

Сила этой личности не в «накачке» мускулов и освоении все более изощренных средств защиты и нападения (мы уже знаем, какой индивидуальной и коллективной болью аукается такое увлечение), а в смиренном и тяжком труде «прилепления» к Богу, в «несении скорбей чужих». Господь, возможно, и впрямь, видя рвения духовные, да еще от множества людей, откроет им сокрытые до поры способности, превосходящие всякое «разумение», но произойдет это, конечно, не раньше, чем они расстанутся с последними иллюзиями и вернутся в лоно Его. Именно тогда (как далеки мы от этого порога!) «природа, прислоняясь к моим плечам, откроет свои детские секреты».

В то же время высвобождение истинного «я» ни в коем случае не означает полного разрушения старого «эго». Как таковая, личность не деформируется, представления «о себе» и «не себе» непременно и в необходимом объеме сохраняются (без них была бы невозможна элементарная ориентация во времени и пространстве). Но эти представления кардинально меняются, очищаясь от плесени ментальных иллюзий и приходя в согласие с истинным «я». Выражаясь математически, новое «эго» равно старое «эго» минус иллюзии неосознанности плюс осознанное стремление к духовному росту.

В новом «эго» преобразуются и гармонизируются все три составные части старого «эго»:

t биологическая, инстинктивно озабоченная выживанием и потому непрерывно сигнализирующая: «сражайся или убегай!», — даже в ситуациях, реально не представляющих угрозы для жизни;

t социальная, формирующая разнообразные варианты самооценки и эгоцентризма, на базе которых строится так называемая «общественная значимость» индивида;

t духовная, стоящая особняком и принадлежащая к иному, высшему измерению.

Духовное «я» не озабочено выживанием тела или его иллюзиями о себе и своем статусе; в известном смысле оно обособлено от двух других частей «эго» и даже противостоит им. Для него важна только полная и всесторонняя реализация заложенных в человеке дарований, исполнение им своей миссии, пока он еще здесь, на земле. Ложные ценности и ориентиры, в изобилии создаваемые старым «эго», духовное «я» заслуженно воспринимает как помехи, сбивающие с курса. Другое дело, что в неосознанности само это духовное «я» ослаблено и зависимо. Вот тогда-то оно и начинает подавать свои позывные — приливы необъяснимой тоски и утраты: «Ты слишком далеко отошел от Истины! Пора начинать (возобновлять) ее поиск!»

Как-то мне позвонил школьный друг и попросил о встрече. Увидев его, я был потрясен. Вместо острого на язык, чрезвычайно (иногда даже чрезмерно) уверенного в себе «денди» передо мной сидел поникший и потерянный человек. По ходу разговора выяснилось, что в его жизни за последний период ничего плохого не случалось — ни в семье, ни на работе. Ни-че-го! Кстати, человек он вполне успешный и состоятельный. Откуда тогда депрессия: бессонные ночи, неуверенность, неспособность принимать решения, внутренняя дрожь, непонятные и оттого особенно тревожные фобии?

Мы беседовали несколько часов. Я вывернулся наизнанку, выложил все, что к тому времени постиг в области гармонизации сознания. Чем-то, возможно, я ему и помог — скорее всего просто искренним участием и живым разговором. Тогда я еще даже не подозревал, что бывает депрессия без явных причин,точнее, депрессия, причина которой — накопившаяся неосознанность. Вероятно, именно в такой болезненной форме духовное «я» моего друга и призвало его обратить внимание на душу (чем-то, по-видимому, он это заслужил), после того как все прочие, более мягкие «уговоры» окончились ничем.

В нормальном состоянии новое «эго», как и старое, составляют все те же три части — биологическая, социальная и духовная, однако все они, а равно и их соотношение коренным образом меняются. Постепенно преображаясь и усиливаясь под светом сознания, обращенного внутрь — к истокам естества, духовное «я» начинает восстанавливать природную гармонию человека «по образу и подобию» его Творца. Поскольку первые две стороны «эго» — биологическая и социальная — обращены к физическому началу и призваны обслуживать его нужды, чрезмерное их развитие влечет за собой опасные перекосы в развитии личности. Сознание, скованное физической составляющей, не только перестает развиваться (как энергетическая субстанция оно и может это делать только через духовный рост), но и начинает деградировать. Глубина нравственного падения — категория сугубо индивидуальная, но каждый из нас наверняка мог бы привести немало примеров, когда в неосознанности люди опускаются до уровня животных, а то и ниже.

Впрочем, стоит ли незаслуженно обижать «братьев наших меньших», страдающих вместе с человеком и, кстати, по причине его грехопадения. Ни одно из известных нам животных не способно разрушать свою среду обитания, насиловать и без нужды истреблять себе подобных и подрывать собственную психику, превращая жизнь из праздника в кошмар. Всякий раз, когда мы по инерции произносим: «Человек — это звучит гордо!», — стоит задуматься об этом.

В полноценной личности духовное, вечное начало должно быть безоговорочно главным. Да и как иначе? Какой еще смысл в нашем скоротечном земном существовании, кроме приращения духовности? Наделяя каждого бесценной энергетической субстанцией — ду­шой, Господь словно высевает зерна. Только от человека зависит, какой душа станет к концу пути: обогатится добром или истощится злом. В этом суть духовного роста и духовного борения. Это стержневая цель всей жизни.

Вступая в осознанность, получая на этом тернистом пути первый обнадеживающий опыт (и набивая первые «шишки» — не без того!), мы всего лишь «подтягиваем» духовное «я» до уровня двух остальных — образно говоря, латаем самую серьезную пробоину в своем сознании. Работы над собой еще предостаточно. А вот поводов для самоуспокоения — еще мало, точнее, их и быть-то не должно.

К счастью, эгоцентризм — не пожизненное ярмо, а лишь стойкое заблуждение, обусловленное забвением души и временной потерей своей настоящей природы. И, слава Богу, мы не лишены возможности «отрезветь» и вспомнить, кто мы есть.

Только при этом условии достигается подлинная внутренняя свобода личности. Свобода от своего зависимого и уязвимого ложного «я», навязанного воспитанием и случайным выбором жизненного пути. Свобода от бесчисленных и большей частью мучительных иллюзий. Свобода от фейерверка внешних форм и потребностей, страхов и других бесконечных разновидностей индивидуальной и коллективной неосознанности, влекущих в бездну.

Свобода от безумия не быть самим собой.

Верить — не верить?

Видится мне вот что! Святая Церковь на краю огромной, необозримой топи. Небольшая горстка верующих внутри и около нее, и миллионы людей, сколько глаз хватает, погибают в трясине. Кто погрузился по пояс, а кто уже и по самое горло. От Церкви идут призывы к спасению, но только немногие поворачиваются к ней и начинают выбираться на берег. Голоса становятся все громче, но уж больно велика проклятая топь!

Так и все мы. Мечемся по жизни, увязая в ней, как в болоте, силясь угадать свой путь, рассчитать свое будущее, быстрее других раскрутить свое «беличье колесо», достичь целей, которые сами же себе вообразили. Гордыня и самость застят нам глаза и залепляют уши. Все дальше спасительный берег, труднее путь, глубже топь и ближе устрашающий рубеж.

Кто-то не преминет упрекнуть: «Помилуйте, зачем нагонять столько страха и уныния!? Все не так уж и плохо. Взгляните, сколько кругом вполне успешных людей! Им и дела нет до вашей осознанности».

Так, да не совсем. Как человек, внешне относящийся как раз к этой категории российского населения, могу утверждать, что не знаю ни одного из многих десятков своих знакомых, кто не заплатил бы свою скорбную и весьма высокую цену за «успешность». Чаще всего она выражалась в неожиданных и болезненных потерях — бизнеса, денег, жизни, доверия близких людей, здоровья. Я говорю только о крупных ударах судьбы, именуемых крахом, трагедией. Между тем и сам повседневный быт «счастливчиков», обремененных земным богатством, далеко не так уж безоблачен. Жизнь по расписанию, бесконечные хлопоты по обустройству, сохранению и приумножению своего явно избыточного имущества, ночные страхи и дневные «гонки на выживание» — такова их «красивая» жизнь, которой не видно за фасадами особняков и спинами дюжих охранников. Юноши, любующиеся яркой оберткой этой жиз­ни, на самом деле разглядывают уже знакомую нам «морковку», погоня за которой отберет все силы, но едва ли принесет счастье.

Все уравновешено (не нами!), и за все назначена цена. Кто-то из великих, кажется Чаплин, заметил, что нищий, нащупывающий за подкладкой десятицентовую монетку, и магнат, выигрывающий на бирже очередной миллион, испытывают примерно одну и ту же меру радости. Эта радость души. Она, как мы знаем, определяется не внешними обстоятельствами, а глубоко интимными переживаниями духовного «я», которому иногда достаточно одного теплого взгляда, чтобы вознестись до небес.

Когда это «я» в человеке расправляется и занимает наконец в «совете души» незаслуженно отобранное у него кресло председателя, когда глупая и близорукая самость уступает место смирению и светлой люб­ви, тогда человек действительно трезвеет. Все внешнее, тленное в его глазах навсегда теряет значение и просто обретает номинальную цену (как в магазине). Хочешь богатства, дерзай, но знай, что и в твоем нынешнем состоянии есть нечто гораздо более ценное. Ты этого не поймешь, пока не перепрыгнешь на ступеньку с надписью «богатство» и не заплатишь, сколько положено. Только совершив этот маневр, иногда ценой целой жизни, ты сможешь оглянуться назад, сравнить обретенное с утраченным и… скрипнуть зубами с досады. «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25).

Чтобы видеть все это заранее, необходимо обладать способностью отстраненного наблюдения, иначе говоря, быть в открытом сознании. Надо побороть самость, выдавить из себя раба неосознанности, перетряхнуть все уголки сознания и вытащить «все скелеты из шкафов» на свет Божий. Надо понять (но не по-книжному, «для сведения», а всем свои нутром — как «Отче наш»), что, коли человеку не дано прозреть будущее, отстоящее от него всего на одну секунду, все его рассуждения и планы — не более, чем фантазии. Они не имеют ничего общего с реальностью, которая будет. В рассудочном восприятии более реальна память о прошлом, но это, согласитесь, — отработанный материал. Овладевая таким пониманием действительности, пропитывая им свою жизнь, человек не становится ничтожным. Он превращается в «сталкера», воина, исполненного здравым смыслом, отвагой и разумной осторожностью. Ибо идет он по территории, стабильность которой обманчива, и каждый шаг приходится в неизвестность.

Надо стать другим. Иного пути к свободе нет. Иного пути вообще нет.

Но если все вокруг, все, чем до этого жил, — иллюзия, во что тогда верить?

Мне хорошо знакомо это чувство потерянности. До встречи со старцем Илией я именно так и прозябал: с крестиком на шее и без веры в душе. Просто не было возможности да и настоящей побудительной причины стряхнуть оцепенение и взглянуть на мир иначе. Ходил по кругу, как рудничная лошадь. Увязал потихоньку в трясине заблуждений. А откуда было и взяться чему-то другому? Из стандартно-безбожного воспитания и образования? Или из затхлой атмосферы брежневского застоя, когда власти верить уже не запрещали и за это не карали, как при Сталине, а люди еще по инерции верить боялись. Если говорить научным языком, восемьдесят лет воинствующего атеизма, возведенного в ранг государственной политики и унесшего жизни миллионов безвинно замученных приверженцев веры Христовой — священников и мирян, заложили устои неверия и страха в генетическую память россиян. В массовом сознании нашего населения эти «ржавые гвозди» цепко сидят до сих пор!

Моя мать, Царство ей небесное, проработав всю жизнь обычным библиотекарем, хотя и в высоких партийных инстанциях, тайно крестила меня перед сном и, отправляя из дома, тихо шептала вслед молитву. Она верила в Бога интуитивно, искренне и вопреки запретам. Сегодня, после всего пережитого, мне кажется, это ее мольбы к Господу спасли меня от погибели и безумия в час испытаний. И каждый раз, ставя свечку перед образами, я прошу у нее прощенья за свой юношеский максимализм и снисходительно-пренебрежительное отношение к тайным ее крестным знамениям и оградительным от зла словам.

Таких, как она, интуитивно верующих, относительно мало. Дай Бог, несколько процентов населения. Эти люди от рождения наделены талантом Богоощущения. Они знают, что Он есть, и живут с именем Его, стараясь соблюдать заповеди Его независимо отпреобладающего в обществе отношения к религии и церкви. Эти смиренные, но несгибаемые воины Христовы направлены Им в мир, чтобы держать последний рубеж веры перед натиском Тьмы.

Открывая сознание и соприкасаясь с душой, мы тоже вплотную приближаемся к таинству интуитивной веры.Все чаще мы ощущаем ее манящую благодать в своих сомнениях, терзаниях, страхах и поисках. Душа, очищаясь, через покаяние влечет к Богу. Но сама по себе осознанность — не «золотой ключик», открывающий дверь в царство Божие, а всего лишь первое по-настоящему серьезное волевое духовное усилие на этом пути. Завершая подготовительный этап практической духовности (пять ступеней), каждому еще только предстоит сделать осознанный выбор между верой и неверием.

Убежден, большинство сделает этот выбор в пользу веры независимо от того, какое место она занимала в жизни до преображения. Современный человек может иметь слабое представление о Священном Писании, ничего или почти ничего не знать об обрядах и догматах, церковных правилах и порядках, даже сохранять известный (иногда формально обоснованный) скепсис в отношении некоторых внешних проявлений церковной жизни. Но все это — от въедливой привычки судить обо всем поверхностно, «горделиво» и бездушно. Рациональному уму в одиночку, без участия духовного «я» не по силам постичь идею Бога, поэтому его детище — «эго» — рефлекторно, по-страусиному прячет голову в песок при малейшем соприкосновении с Истиной.

Исступленное неверие сродни болезни. Болезни воспаленной самости и глубокой хронической неосознанности, когда человек готов оставаться в плену истязающих его иллюзий, лишь бы не покидать родного «стойла». Таких еще очень много, но жизненные испытания и стрессы, умножающиеся, заметьте, не от гнева Божьего, а в результате накопления коллективной, глобальной неосознанности и ее катастрофических последствий, одного за другим «выбивают» идейных атеистов из их пока еще плотных рядов.

Стоит ли поддаваться на уловки своего «эго», внушающего (от незнания) что Православие-де устарело и тянет назад — в дремучее прошлое? В вере, даже если она интуитивна и не искушена, куда больше здравого смысла и оптимизма, чем в голом неверии. В одной из лекций по богословской апологетике доктор богословия из Московской духовной академии А. И. Осипов приводит пример женщины-профессора, которая на религиозном диспуте изо всех сил пыталась отстоять свои атеистические взгляды. Ее рассуждения сводились к тому, что высшим смыслом жизни для нее была беззаветная любовь к дочери, а не к «абстрактному» Богу.

— Хорошо, — возразил Осипов, — тогда как вы могли обречь свою дочь на смерть?

— Почему на смерть? — Женщина была потрясена.

— Потому что, рожая ее, вы знали, что она в конце концов неизбежно умрет. Только вера открывает надежду на вечную жизнь души после физической смерти. Неверие же — вера в вечную смерть.

* * *

Обретая инстинктивную веру, человек осознанный тем не менее должен понимать, что его путь к Богу только-только начинается. Ведь речь идет не об успокоении себя чтением святых книг в кабинетной тиши. Вера — это ежедневный, ежечасный духовный труд, «вытравление» из себя зла, молитвенно-волевое борение с силами, искушающими и влекущими назад — во тьму. Навыки открытого сознания здесь — не более, чем орудия (или оружие), с помощью которых достигается возрастание в духе и надежное отражение происков Врага.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия