Студопедия — Июля 1856 года на пароходе из Штеттина И.С. Тургенев выехал во Францию. Как и шесть лет тому назад, он посетил милый его сердцу Куртавнель.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Июля 1856 года на пароходе из Штеттина И.С. Тургенев выехал во Францию. Как и шесть лет тому назад, он посетил милый его сердцу Куртавнель.






В Куртавнель И.С. Тургенева привела любовь. 28 февраля 1843 году в день своего 25-летия Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо. Она гастролировала в то время в Санкт-Петербурге. Любовь к ней во многом определит его дальнейшую жизнь. В мае 1845 г. Тургенев выходит в отставку, а летом 1845 года он уже гостит у Виардо в Куртавнеле, в ее имении в шестидесяти километрах от Парижа.

Тургеневу подходил Куртавнель. Самый воздух Иль де Франса, голубая дымка полей - именно для него. Полина Виардо выбрала для него такую комнату, где было прохладно, нежно. Здесь Тургенев написал большую часть «Записок охотника». Он назвал Куртавнель «колыбелью своей славы». Но здесь и колыбель его любви.

 

 

Тургенев в возрасте 26 лет. Полина Виардо-Гарсиа.

Художник Э. Лами. 1844 год Художник Т. А. Нефф

 

«[В 1843 году П. Виардо приехала на гастроли в Петербург.] 28 октября, в день своего рождения, Тургенев охотился где-то под Петербургом… Некий майор Комаров, маленький и смешной человечек, познакомил его на охоте с господином Луи Виардо. Очевидно, Тургенев произвел хорошее впечатление. 1 ноября, утром, тот же майор представил его уже самой певице, в квартире ее против Александринского театра. Тургеневу только что исполнилось двадцать пять лет, Полине шел двадцать третий. В то туманное-белое, мокрое петербургское утро с летящим снегом юная знаменитость ласково-равнодушно принимала у себя русского медведя. С ним только что познакомился муж. Его преподносили как «молодого помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и плохого стихотворца» - за восторгами таких медведей она сюда и приехала. Могла ли подумать тогда, что этот «молодой помещик и плохой стихотворец» станет русским классиком и в славе свой далеко превзойдет ее? Что на сорок лет будет он прикреплен к ней? Что ее собственная жизнь переплетется с его жизнию? Что господину Луи Виардо так до конца дней своих и охотиться с этим помещиком и мирно беседовать с ним о разных домашних делах?» (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

 

Полина Гарсиа в роли Розины
в «Севильском цирюльнике». (1839г.).
Литография Жюльена.

Тургенев познакомился с П. Виардо во время ее гастролей в Петербурге, которые певица открыла «Севильским цирюльником»: она пела партию Розины.

 

Дом на месте Демидовской гостиницы. Невский пр. 54 (угол Малой Садовой ул. и Несвского пр.). На месте дома (углового слева), построенного в начале XX века, находилась гостиница, где И.С. Тургенев познакомился с певицей Полиной Виардо. «Я вас встретил в первый раз в Петербурге в доме Демидова. Я помню этот визит, как будто это произошло вчера. Это было утром. Пришел я не один, со мною был маленький майор Комаров».

(Из письма И.С. Тургенева к П. Виардо)

«C той самой минуты, как я увидел ее в первый раз — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уж не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением; я, право, и дышал-то вслед за нею», — писал Тургенев о своей первой встрече с Полиной Виардо в 1843 году.

 

Дом на месте Демидовской гостиницы. Невский пр. 54

 

И.С. Тургенев.

 

Рисунок П. Виардо (1870-е гг).

 

«Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее, Джоваккина Сичес, тоже пела, как и старшая сестра Мария, по мужу Малибран – прославленная певица. Полину с детства учил властный и суровый отец. Первые уроки – на парусном судне, шедшем в Мексику – с голоса, без рояля. Ноты писал сам отец. Она пела с ним по вечерам, на мостике, «к большому удовольствию всего экипажа».

(Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

 

 

Мануэль Висенте дель Пополо Мануэль Гарсиа Джоваккина Гарсиа, Мария Малибран

Гарсиа-старший, отец П. Виардо. в роли Отелло. мать П. Виардо в роли Дездемоны,

Портрет работы Библиотека Оперы Фото Пьера Пети сестра П. Виардо.

неизвестного художника Литография Ф. Эллиаса.

(начало XIX века).

 

 

«В 1841 году она вышла замуж за директора Парижской оперы, господина Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на двадцать лет старше ее, по-видимому, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

 

 

 

Луи Виардо, муж П. Виардо.

Фотография (1870-е гг.) «Золушка». Гравюра, изображающая мадам Виардо в роли Валентины

Опера Полины Виардо. и Марини в роли Марселя а в опере Мейербера

Афиша «Гугеноты» в Королевской Итальянской опере

Лондон, август 1848 г.

 

 

Полина Виардо в образе святой Цецилии Полина Виардо в роли Нормы Полина Виардо в роли Орфея

за органом. Художник Арии Шеффер. в опере В. Беллини «Норма». в опере К.В. Глюка «Орфей».

Гравюра Джакопо Бернарди Фотография (конец 1850-х гг.) Фотография (1859 г.)

Музей в Дордрахте.

 

 

Полина Виардо в роли Амины Полина Виардо в роли Фидес Полина Виардо за пианино.

в опере В. Беллини «Сомнамбула». в опере Дж. Мейербера «Пророк» Рис. Жорж Санд

Рисунок К. Брюллова. (1844) Рисунок неизвестного художника (1850-е гг.).

«…Зиму 44 – 45 годов Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж и, разумеется, из-за нее. Тем же летом гостил в Куртавенеле, парижской «подмосковной» Виардо. Это и были первые шаги по пересадке нашего писателя на иноземную почву». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

 

 

Дом Виардо в Куртавенеле.

Рисунок П. Виардо

 

Дом Виардо в Куртавенеле

(вид со стороны сада).

Рисунок П. Виардо

«Старинный замок, времен Франциска I. Массивный, с пепельно-серыми стенами, большими окнами, замшелой крышей, он окружен рвами и каналами с водой – по ним даже ездили на лодке. Перед главным фасадом чудесные цветники, каштаны, тополя. С другой стороны парк и оранжерея. А вокруг мягкий, разнообразный пейзаж средней Франции, не поражающий, но уютный и благородный». (Б. Зайцев. Литературная биография И.С. Тургенева)

 

Замок Куртавнель.
Рис. Мориса Санда. 1849.г

«Куртавнель… есть, говоря цветистым слогом, колыбель моей литературной известности. Здесь, не имея средств жить в Париже, я с разрешением любезных хозяев провел зиму в одиночестве, питаясь супом из полкурицы и яичницей, приготовляемых мне старухой ключницей. Здесь, желая добыть денег, я написал большую часть своих «Записок охотника». (И.Тургенев).

 

 

Тургенев на охоте. Луи Виардо

Шарж А.П. Боголюбова. в охотничьем костюме.

декабрь 1879 г Худ. К. Шульц. 1847 г.

ТРИ ЗИМЫ В ПАРИЖЕ

Зиму с 1847 г. по 1848 год И.С. Тургенев прожил в Париже: снимал комнату в квартире на ул. Де ля Пэ, потом на Итальянском бульваре близ парка Тюильри и набережной Сены, на улице Тронше №1.

Он усердно занимался изучением испанского языка с сеньором Кастеляром; с г-жой Гарсиа, матерью Полины, и ее братом Санчесом разговаривал на благородном кастильском языке, посещал семью Тучковых, Герценов, ходил в театры с Анненковым.

В феврале 1848 года Тургенев наблюдал в Париже революционные события, что навсегда отвратило его от всякого рода революций. Живя во Франции, знакомясь с творческими людьми И.С.Тургенев дышал воздухом великой культуры. И сам много трудился. За три года в Париже и Куртавнеле Тургенев написал пятую часть всего своего творчества! Как писатель он глубоко поэтично и любовно изобразил жизнь России, лучше ощутил и понял родину издалека.

24 июня 1850 года Тургенев отправился в Россию, которую тогда называл «огромным и мрачным облаком, неподвижным и туманным, как Сфинкс». Его ожидали неотложные домашние дела…

 

 

Rue de la Paix (картина Жана Беро)

«Всю зиму с 1847 г. по 1848 год я прожил в Париже. Квартира моя находилась недалеко от Пале-Рояля, и я почти каждый день ходил туда пить кофе и читать газеты» (И.С. Тургенев, «Литературные воспоминания»).

 

Виды Пале-Руайяль

 

 

«Тургенев любил Тюильрийский сад. Любил веселых, скакавших там детей, зарумяненных морозцем важных нянек, краснеющее сквозь каштаны закатное солнце, гладь и спокойствие вод в бассейнах, серую громаду Дворца. «Все это очень нравится мне, успокаивает, освежает после работы целого утра. Там я мечтаю…» (Б. Зайцев «Литературная биография»)

 

Парк Тюильри в Париже Скульптура на пл. Согласия
«Лев, убивающий змею»
(скульптор Антуан-Луи Бари)

«В юго-западном углу Тюильри, недалеко от оранжереи и площади Согласия, на террасе вдоль Сены стоит каменный лев – Бари. Он наступил на змею, жалящую его в лапу, исказился весь от боли, извивается, и не то он ее раздави, не то сам погибнет, неизвестно. Тургенев очень любил этого льва. Каждый раз в саду заходил к нему». (Б. Зайцев «Литературная биография»)

 

 

Площадь Согласия в Париже.

Французская революция 1848 г. и Тургенев:
«Тургенев находился в Брюсселе [столица Бельгии]. Настал день, когда вдруг не пришли газеты из Парижа. Все волновалось, на улицах, на площадях народ. 26 февраля! Тургенев в шесть утра лежал еще в постели, когда с шумом отворилась дверь номера и кто-то крикнул:
- Франция стала республикой!
Гарсон ветром несся по коридору, распахивал поочередно двери и сообщал новость.
Тургенев никогда воинственностью не отличался. Но тотчас бросился в Париж. Не закреплять, разумеется, завоевания революции, а смотреть. Это он всегда любил: знать, видеть…
(…) В Париже сразу он попал в лихорадку. Вооруженные блузники разбирали камни баррикад. Всюду пестрели трехцветные кокарды. Очевидно, как и всегда в первые дни революций, заниматься будничным было нельзя». (Б. Зайцев «Литературная биография»)

 

 

Революционный Париж 1948 года.
Иллюстрация к роману В. Гюго
«Отверженные» (худ. П.Н. Пинкисевич.
- М., 1972)

 

 

«На мою долю выпало счастье личного знакомства с Жорж Санд – пожалуйста, не примите этого выражения за обычную фразу: кто мог видеть вблизи это редкое существо, тот действительно должен почесть себя счастливым.
…Когда лет восемь тому назад, я впервые сблизился с Жорж Санд, восторженное удивление, которое она некогда возбудила во мне, давно исчезло, я уж не поклонялся ей; но невозможно было вступить в круг ее частной жизни – и не сделаться ее поклонником, в другом, быть может, лучшем смысле. Всякий тотчас чувствовал, что находился в присутствии бесконечно щедрой, благоволящей натуры, в которой все эгоистическое давно и дотла было выжжено неугасимым пламенем поэтического энтузиазма, веры в идеал, которой все человеческое было доступно и дорого, от которой так и веяло помощью, участием… и надо всем этим какой-то бессознательный ореол, что-то выскокое, свободное, героическое… Поверьте мне: Жорж Санд – одна из наших святых; вы, конечно, поймете, чт? я хочу сказать этим словом». (И.С. Тургенев. Письмо к издателю «Нового времени», 1876 г.)

 

Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен;
1804—1876) известная
французская писательница

 

ПАРИЖ: КРУГ ЗНАКОМСТВ

июля 1856 года на пароходе из Штеттина И.С. Тургенев выехал во Францию. Как и шесть лет тому назад, он посетил милый его сердцу Куртавнель.

В ПарижеТургенев поселился сначала на улице Риволи № 206, потом снял квартиру на улице де л’Аркад № 11. Из французских коллег, профессиональных писателей, он привязался к Гюставу Флоберу, с которым был знаком уже с начала 60-х годов, и считал его своим настоящим другом. Он посещал дом Флобера в Круассе и в Париже на улице Мурильо, близ парка Монсо. Тургенев любил эту небольшую квартирку писателя, изящно обставленную в алжирском вкусе.

По воскресеньям, днем у Флобера бывали Альфонс Доде, Эмиль Золя, братья Гонкуры, Жюль и Эдмон, Ги де Мопассан, которые входили в «Группу пяти» или «освистанных авторов» (у каждого из них был в прошлом театральный неуспех). Их всех сближала литература. На этих встречах Тургенев много рассказывал о России. От него они узнали о Пушкине, Толстом и других русских писателях.

[30 октября 1856 г.] «Я не более десяти дней, как переехал в Париж, долго не мог найти порядочной квартиры – и был, как говорится, en l’air; теперь, наконец, нанял себе комнату в Rue de Rivoli № 206 и собираюсь приняться за работу…» (Письмо И.С. Тургенева А. Дружинину).

 

Ул. Риволи в Париже Эдмон и Жюль

(Братья Гонкур)

 

«В начале шестидесятых годов Тургенев познакомился с Флобером – и сдружился. Настолько он к Флоберу привязался, что считал – только и было у него два друга настоящих: Флобер да Белинский (в юности)». (Б. Зайцев «Литературная биография»)


- Флобер писал: “Чем дальше, тем больше искусство будет научным, равно как наука станет художественной”.
- “Вся ценность моей книги — если таковая у неё есть — будет в том, что я сумел пройти по волоску между двумя безднами — возвышенного и пошлого”.
«У французских писателей я был: раза три-четыре, не более, у Эмиля Золя, раз или два у Виктора Гюго, раз или два у Альфонса Доде; но у кого я бывал действительно часто, потому что чувствовал к нему самую искреннюю симпатию, это у Флобера, но именно симпатию не столько как к писателю, а как к человеку». (И.С. Тургенев)

 

Гюстав Флобер (1821 – 1880) — французский романист

 

 

 

 

Эмиля Золя (1840 – 1902) Золя – французский писатель, один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века, вождь и теоретик так называемого натуралистического движения   Альфонс Доде (1840 – 1897) - французский романист и драматург. В 70-е гг. сблизился с возглавляемой Э. Золя натуралистической школой и создал проникнутые острой критической тенденцией романы, в которых представлена широкая панорама нравов аристократических и парламентских кругов, состоятельной буржуазии, артистической богемы и полусвета, а отчасти и рабочей среды того времени.   Ги де Мопассан (1850—1893) — французский писатель, образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В начале творческого пути испытал влияние Г. Флобера.Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э. Золя в Медане, близ Парижа.  

 

 

Доде, Флобер, Тургенев и Мопассан.

Дружеский шарж Ги де Мопассана

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРГЕНЕВА

В 70-е годы во Франции жило множество русских – художников, музыкантов, писателей, революционеров-семидесятников, с которыми общался Тургенев, в это время большей частью живший зимой в Париже на улице Дуэ.

Тургенев был всегда в гуще событий, происходивших в русской колонии. Он стал одним из учредителей и наиболее деятельным членом «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» (1877 г.), а также секретарем Общества и до конца жизни исполнял добросовестно свои обязанности, принимал участие во всех мероприятиях: выставках, вечерах, музыкально-литературных концертах, на которых часто читал свои произведения.

По инициативе Г.А. Лопатина и при непосредственной деятельности Тургенева, в начале 1875 года в Париже была устроена Читальня для русской колонии. После смерти Тургенева, с 1883 года библиотека получила его имя. Деятельность Тургенева в эти и последующие годы была чрезвычайно разнообразна: он помогал французским писателям. Их произведения стали переводить и публиковать в «Вестнике Европы»; всячески содействовал русским деятелям культуры, знакомя французскую публику с русской культурой.

Его имя уже имело значительный вес не только во Франции, но и в Европе. На Международном литературном конгрессе 1878 года в Париже Тургенева выбрали сопредседателем В.Гюго. Они по очереди говорили на открытии конгресса. Речь Тургенева о русской литературе имела большой успех. Никогда ранее русская литература еще не занимала такого места в Европе – ее вознес И.С. Тургенев!

«В Париже ожидала Тургенева некая торжественная усыпальница. Он поселился вновь с Полиною, на rue de Douai в верхнем этаже особняка, стоявшего entre la cour, et le jardin (между двором и садом – фр.). Низ принадлежал Виардо. Большой салон, гостиная. Картинная галерея – устроено все было удобно и даже с роскошью. Здесь Полина давала уроки, устраивала музыкальные вечера, принимала. Наверх вела лестница темного дерева, в четырех комнатах жил Тургенев – более скромно, но все же с удобствами. (Он любил аккуратность: тщательно убранный стол, порядок в предметах – ненавидел бумажки, зря валявшиеся и т. п.) Стоял у него небольшой рояль, много книг, портреты любимых людей, картины». (Б. Зайцев «Литературная биография»)

 

Салон Мадам Виардо в Париже

 

 

«27 февраля (1875 г.) в доме г-жи Виардо дается литературно-музыкальное утро… Вырученные деньги будут употреблены на основание русской читальни для неимущих студентов» (Письмо И.С. Тургенева Г. Выробову).

 

ул. Дуэ, фотография

О музыкально-литературном утре в пользу русской библиотеки-читальни в Париже (из «Письма к издателю» И.С. Тургенева): «…Писавший эту корреспонденцию сам, очевидно, не присутствовал на чтении, ибо ни один из передаваемых им фактов не согласен с истиной. Чтение происходило в пользу здешней русской читальни, а не «в пользу молодых людей, прибывших в Париж для образования в музыке и живописи». Г-жа Виардо пела не «французские романсы на народные русские темы», а два собственных романса по-русски; …я читал по-русски отрывок из «Записок охотника»; наконец, г. Золя не только не потерпел «полнейшего фиаско» - но его и встретили и проводили сочувственными рукоплесканиями. Г-н Золя был одет не «небрежно» - а в черный фрак и в белый галстух, как все мы; наружность у него не «неприятная» - а, напротив, выразительная и умная; читал он несколько тихо (в этом зале он в первый раз в жизни читал перед публикой), но уж не «нескладно». Словом, тут извращение истины полное. Мне, признаюсь, это особенно больно в отношении к г. Золя. Он с такой благодушной готовностью пришел на помощь нашему «доброму делу», на которое г-ну корреспонденту вздумалось набросить незаслуженную тень!».

 

 

Читатели, ожидающие открытия Библиотеки Интерьер Библиотеки Тургенева в Париже в 1875 г.

 

Тургенева в Париже на улице Валь де Грас

Из Речи И.С. Тургенева на Международном Литературном конгрессе 5/17 июня 1878 г.:

«…Я ограничусь несколькими сопоставлениями, доказывающими постоянно существовавшую связь между нашими двумя народами и то большое влияние, которое французский гений оказывал во все времена на Россию. (…) Двести лет тому назад, еще не очень понимая вас, мы уже тянулись к вам; сто лет назад мы были вашими учениками; теперь вы нас принимаете как своих товарищей и происходит факт необыкновенный и новый в летописях России, - скромный простой писатель, не дипломат и не военный, не имеющий никакого чина по нашей табели о рангах, этой своего рода общественной иерархии, имеет честь говорить перед вами от лица своей страны и приветствовать Париж и Францию, этих зачинателей великих идей и благородных стремлений».

 

И.С. Тургенев (И. Репин, 1874 г.)

 

 

Виктор Мари Гюго (1802 – 1885) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. В 1878 году В. Гюго открывал вместе с И.С. Тургеневым Международный Литературный конгресс в Париже.

 

Тургенев за шахматами в Парижском «Caffe de la regence». Гравюра Ф. Моллера с рисунка А. Мирана. В глубине за четвертым столиком справа – Тургенев. «L`Illustration» от 22 февраля 1873 г

 

 

 

 

«Встреча Нового года русскими художниками у Боголюбова в Париже». Рисунок Н.Д. Дмитриева-Оренбургского (сепия). Париж, 1875. Среди присутствующих изображен Тургенев (в центре).

БУЖИВАЛЬ (1880-е гг.)

Летом 1875 года Тургенев и Виардо купили виллу, которая называлась «Les Frenes» («Ясени»), недалеко от Сен-Жермен, на берегу Сены с Виардо жили в главном доме, Тургенев себе построил дом (шале) в швейцарском духе.

На первом этаже – столовая и гостиная, на втором – большой кабинет, где много книг, картин, мебель обита темно-красным сафьяном. Из углового окна видна Сена и зеленые луга, коровы. Еще выше - спальня и комната для гостей. Тургенев и Виардо приезжали сюда каждую весну и жили до ноябрьских первых холодов.

Тургенев, как всегда, работал. В Буживале были написаны «Сон», «Рассказ отца Алексея», «Клара Милич», позднейшие «Стихотворения в прозе». Здесь переписывал Тургенев в 1876 году «Новь», писал многочисленные письма. Сюда приезжали соотечественники, близкие знакомые и, конечно, друзья И.С. Тургенева.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1612. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия