Студопедия — ПРОВЕРКА ОТ ОБРАТНОГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОВЕРКА ОТ ОБРАТНОГО






Ты знаешь, что любимым изречением Карла Маркса было: "Подвергай всесомнению"? Это хороший девиз. Вот давай подвергнем сомнению и, если надо,уточним тезис о том, что главное для счастья - возможность реализовать себя.Именно это, а не стремление к бесконечному потреблению благ разных видов. Реализовать себя, проявить свои внутренние возможности... Сразу же возникает вопрос: какие именно внутренние возможности? В "Комсомольской правде" прошел как-то диспут вокруг проблемтанцплощадки. Через несколько лет - вокруг проблем дискотеки. Из ряда статейвырисовался облик некоторых людей в возрасте от четырнадцати лет и старше,для которых раскрыться, проявить себя-это значит явиться в "поддатом"состоянии в место общего веселья и отдыха, кого-то задеть, кого-тооскорбить. Эти персонажи находят внутреннее удовлетворение (не зря провеливремя!), если обратили на себя внимание окружающих любым путем!Нравственность их столь невысока, что сильному парню ничего не стоитпублично ударить девушку! Но что совершенно уж поразительно - там есть идевушки, которых веселит и удовлетворяет подобная обстановка, они готовыдаже искренне заступаться за подобного гориллоида и испытывают удовольствиеот подобного времяпрепровождения, которое позволяет "раскрыться" и им. Мужчина, который способен реализовать себя, подняв руку на женщину, набудущую мать - святилище человечества!.. И женщина, которая находит подобноеповедение естественным и возможным, - что может быть уродливее! Это гораздониже уровня развития животного (ведь у животных самец никогда не тронетособи женского пола). Недаром же статистика свидетельствует, что умственныйобразовательный и культурный уровень хулиганов, насильников, вообщеуголовников, как правило, крайне низок: четыре пятых из них не имеют даже8-летнего образования. Так. Заметим, значит, что отнюдь не всякое самораскрытие, приносящееудовлетворение тому или иному субъекту, приемлемо для общества в целом.(Кстати говоря, для этих персонажей буйная праздность - действительнопраздник жизни.) В том же плане: не будем говорить об уровне удовлетворения примитивныхлюдей, которые, не задумываясь над своей жизнью, просто растут, как сорнякина ветру. Вспомни, что существуют люди, сознательно определяющие зло королемна шахматной доске своей жизни. Я имею в виду профессиональных преступников.Так, например, согласно шкале достоинств преступного мира тот, кто еепридерживается, способен совершать самые бесчеловечные поступки при полнойубежденности в своей правоте.. Мне довелось как-то читать письмо бывшего "вора в законе" АлексеяФролова, которого в конце концов умудрил его страшный и печальный опыт,молодому парню, имеющему уже две судимости. "Мне и в голову не приходило, -писал Алексей Фролов, - что в моих нравственных представлениях что-то нетак, что я кого-то обижаю, кому-то приношу беду... Я был преисполненсамодовольства, - кастового, если хотите. Далеко не всех уголовников ясчитал себе ровней: хулиганы, "штопорилы" (мелкие грабители), насильники,"барыги" (перекупщики краденого) - их я презирал, но не потому, что они былибесчестными, а потому, что в воровском мире они стояли ниже меня "по рангу". Я жил в тюрьмах и колониях, я бежал, совершал новые кражи - чаще всегов магазинах и складах - и снова возвращался в тюрьму. Я считал этонормальным - быть в тюрьме и жить ее интересами, бежать (риск, смелость!).Свобода мне нужна была только для того, чтобы снова идти на "дело". Побеги исудимости были для нас все равно что ордена... О, как все было просто и ясно в моей голове! Воры были для меняединственно стоящими людьми. Безграмотностью своей я гордился. Когда мнепредложили прочесть книгу классика, я долго хохотал. "Чему может научитьменя, меня, вора! - какой-то фраер!". Вообще я теперь вижу: чем человек невежественнее, тем больше онкатегоричен. Существования других мнений он просто не допускает. И тем болеежесток". Проявлять свою сущность в жестокости? Незабываемая фотография была опубликована как-то в газете "Советскаякультура". Перед этим она обошла газеты всего мира. На этой фотографии былизображен мальчишка, который в кругу, образованном взрослыми, палкой убиваеткойота. Рядом лежат уже несколько убитых животных. Невдалеке, судовольствием глядя на происходящее, стоит полицейский с дубинкой: в случаечего он поможет мальчишке, в случае чего подскажет. Комментируя этуфотографию, редакция писала: "Кем вырастет этот мальчик, сейчас нельзясказать, но снимок этот страшен не менее, чем те виселицы, около которых таклюбили фотографироваться палачи". Жестокость к людям, жестокость к стране - своей стране. Читаем судебныйочерк "Черный бизнес": некий Морозов ради полной жизни, как он ее себепредставлял, сплавил за рубеж огромное количество достояний нашей истории,несметное число культурных ценностей - он грабил свой народ, чтобы купатьсяв роскоши. Читаем другой судебный очерк "Тараканы": говорится о перепродажеопять-таки за рубеж культурных ценностей - картин, книг, ювелирных изделий.Читаем очерк "Видеопетля" - о "деятелях", наживавшихся на растлениисоотечественников западными порнофильмами. Знакомимся с другими подобнымиматериалами... Итог, думаю, однозначен: отнюдь не всякое внутреннее самоудовлетворениеи отнюдь не всякой личности будем мы иметь в виду, когда речь идет оподлинно человеческом счастье. Всегда следует видеть соотнесение своеголичного счастья, реализацию своей личной программы с интересами и счастьемнарода, общества, человечества в целом. А сейчас со всем возможным скептицизмом - тоже для проверки-обратимся ксамой сложной проблеме: а чем, собственно говоря, плохо, если человек живет,ни в чем и никогда не преступая уголовного кодекса, не злодействуя, будучитрудолюбивым, законопослушным членом общества, однако ориентируясь при всемсвоем добродетельном образе жизни исключительно и прежде всего на радость отпотребления всевозможных благ? Видя именно в этом счастье свое? Да, чемплоха "красивая" жизнь? И, в конце концов, за что боролись? Нет, боролись не за это. Плохо, разумеется, не то, что человек пользуется вещами и благами,-вещии блага для того и существуют, чтобы ими пользоваться, а то, что именноблага и вещи становятся королем на доске человеческой судьбы. И если этот принцип ведущий, определяющий в жизни, то все остальныепринципы выстраиваются в подчиненное ему положение, хорошо, если на уровеньферзей, а то ведь - и битых пешек. О чем говорить, были времена, когда, например, при натуральномхозяйстве крестьянин вынужден был денно и нощно заботиться лишь о хлебенасущном. Но сейчас-то, при нынешнем развитии производительных сил, невыглядит ли анахронизмом человек, который задержался на уровне одних лишьматериальных забот, пускай даже совсем по-другому выраженных? У такого человека четкая иерархия ценностей. Он не может бытьбескорыстен, его отношения строятся на принципах натурального обмена временпервобытного общества, только объекты торга иные: я тебе - японскую куртку,ты мне-американские джинсы; я тебе организую путевку в санаторий, ты мнеустроишь дочь в модный институт; я тебе... что? Ты ничего не можешьпредложить взамен? Никакого дефицита? Так зачем ты мне нужен вообще? Сад или помидорная теплица? А что больше принесет выгоды? Теплица?Вырубим яблони, организуем помидорный бизнес! Тратить время на разных там друзей или родителей или вкалывать, чтобыкупить машину? Все для машины! Предпочесть девушку, к которой тянется душа, или ту, у которой родителипосостоятельнее, больше за ней дадут? Конечно, ту, с богатой собственнойквартирой!.. Подобная иерархия ценностей беспощадна, ибо она проста и ее критерииоставляют человека на уровне одноклеточного организма. И личное, и общественное несчастье подобного уровня Представлений,подобных определяющих принципов заключается в том, что человек, использующийих, реализует в себе возможности лишь далеких животных предков, но отнюдь нете высшие потенции, которые дано ему развить как человеку, венцу всегоживого, как высшему представителю жизни, бесконечно далеко продвинувшемусявперед от состояния протоплазмы. Да, реализовать себя на уровне "тепло и сыро", на уровне ярких тряпок,комфорта, "балдежа", - это значит реализовать лишь возможности своейпротоплазмы, но не себя как Человека. Это - не счастье, потому что, проживсвою жизнь с КПД ноль целых, ноль ноль ноль одна по сравнению с тем, что могон жизни дать и мог от жизни взять, человек просто не состоялся, его небыло. А ведь он был... Мне приходят на память грустные стихи, грустные, мудрые имногозначительные. И великого автора их (Шекспира), и их замечательногопереводчика (Маршака), думаю, ты узнаешь фазу: Моя душа, ядро земли греховной, Мятежным силам отдаваясь в плен, Тыизнываешь от нужды духовной И тратишься на роспись внешних стен. Недолгий гость, зачем такие средства Расходуешь на свой наемный дом,Чтобы слепым червям отдать в наследство Имущество, добытое с трудом? Расти, душа, и насыщайся вволю, Копи свой вклад за счет бегущих дней,И, лучшую приобретая долю, Живи богаче, внешне победней. Над смертью властвуй в жизни быстротечной, И смерть умрет, а тыпребудешь вечно. Но беда тех, кто не состоялся, кто всю жизнь лишь украшал "внешниестены" обиталища своей души, кто реализовал себя лишь на ноль, ноль, нольодин КПД, эта беда касается не только таких людей, и их "король" не так ужбезобиден, даже когда его действия не закононаказуемы. Суди сам. Я расскажутебе сейчас о бабке Анне.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия