Глава VI. Правосознание. специфики консерватизма следует исходить из предположения о том, консерватизм и его антипод — либерализм — противостоят друг другу прежде всего какспецифики консерватизма следует исходить из предположения о том, консерватизм и его антипод — либерализм — противостоят друг другу прежде всего как соответственно религиозное и светское мировоззрения. В отличие от либерализма, видящего главную ценность в индивиде, характерной чертой консервативного мировоззрения является признание Бога высшей ценностью и подчинение этой ценности всех прав и свобод человека, которые понимаются исторически и играют служебную роль на пути человеческого служения Добру. Человек исполняет свое предназначение быть «образом и подобием Бога» не в акте реализации своих прав, чему либерализм придает главное значение, но используя правовую свободу для выполнения обязанностей перед Богом, отечеством, семьей и др. Соответственно приоритетной социальной ценностью в консерватизме является не индивидуальная свобода, как в либерализме, не равенство, как в социализме, а братство, восходящее к идеалам христианства. Именно братство как передающаяся из поколения в поколение духовная солидарность представляет собой с позиций консервативной мысли высшую форму социальной коммуникации. Основоположником консерватизма признается английский мыслитель и государственный деятель Э. Берк (1729-1797), во Франции консервативное направление представлял Ж. де Местр (1754-1821). В правовых идеологиях коллективистского типа выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм. Солидаризм, основателем которого является французский правовед Л.Дюги (1859-1928), опирается на идею социальной солидарности, осознание которой порождает норму социальной солидарности: не делать ничего, что нарушает социальную солидарность, и делать все, чтобы ее укрепить. Социальная норма солидарности предстает высшей ценностью и составляет основу объективного права, ограничивая возможность государственного произвола. Субъективное право солидаризмом отрицается или понимается как следствие обязанности. Как писал Л. Дюги, всякий живущий в обществе человек «обязан содействовать социальной солидарности», а следовательно, «имеет право совершить всякий акт, которым он содействует социальной справедливости». Правомочия, подчеркивал он, принадлежат человеку не в силу его человеческого достоинства, а в силу того, что он, будучи членом общества, несет социальную
|