Студопедия — Задачи и упражнения. 1. Древнегреческий философ Аристотель указывал, что мудрость состоит как раз и в постижении умом вещей по природе наиболее ценных
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задачи и упражнения. 1. Древнегреческий философ Аристотель указывал, что мудрость состоит как раз и в постижении умом вещей по природе наиболее ценных






1. Древнегреческий философ Аристотель указывал, что мудрость состоит как раз и в постижении умом вещей по природе наиболее ценных. Какова особенность понимания ценности в античной и средневековой философии?

 

2. Укажите наиболее верное понятие ценности:

¨ ценность – это любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность человека;

¨ ценность – это не объективная реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», трансцендентальный субъект;

¨ ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта;

¨ ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности;

¨ ценность – это тот объект, к которому проявляют какой-то особый интерес.

3. В каком смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности?

 

4. В философской литературе существуют следующие иерархии и типологии ценностей: ценности- цели и ценности-средства; положительные и отрицательные ценности; материальные и духовные ценности.

Приведите примеры данных типов ценностей.

 

5. Немецкий философ И. Кант называл человека самоценностью, абсолютной ценностью. Как Вы понимаете данную мысль философа?

 

6. П. И. Новгородцев, считая общество абсолютной ценностью, писал, что в нем создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей.

Что подчеркивал данным высказыванием русский философ?

 

7. Как Вы понимаете сущность категории «предельные ценности»? Приведите примеры предельных ценностей и раскройте их особенности.

 

8. Американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». Какую мысль хотел подчеркнуть данным высказыванием философ?

 

9. В современном обществе традиционные и устоявшиеся ценности разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто неясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Поясните ситуацию примерами и раскройте влияние «экзистенциального вакуума» на качество социализации личности.

 

10. Современные философы подчеркивают тот факт, что гораздо больше проблем ставит скука, а не нужда. Как Вы понимаете это высказывание?

 

11. Приведите примеры ценностей-средств.

 

12. Российские исследователи отмечают, что нам нечего «стеснятся» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, но и не следует абсолютизировать его и отождествлять с ценностями «казарменного коллективизма». Можно ли согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте ответ.

13. Распределите следующие ценности в соответствии с особенностями западной и восточной культур: патриотизм, индивидуальность, скромность, деньги, первенство, коллективная ответственность, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе, уважение к старшим, материнство, авторитаризм, эффективность.

 

14. Наше общество переживает ответственный исторический этап - становление рыночной экономики. Суть рыночных ценностей – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. В чем заключается неоднозначность влияния их на ценностную ориентацию личности?

 

15. Известный философ Уайтхед А. Н. считает, что сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Согласны Вы с данным высказыванием? Ответ аргументируйте.

 

16. Современные философы встревожены широким распространением в нашем обществе иррациональных и псевдонаучных ценностей. Приведите примеры. Каковы последствия данного процесса?

 

Основные понятия и термины

АКСИОЛОГИЯ (греч. — ценность и учение) — философское учение о ценностях и их природе.

 

«ВАКУУМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ» — состояние человека, запутавшегося в смыслообразующих ценностях или не нашедшего их. Отрицательно влияет на социализацию личности. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть.

Формой проявления экзистенциального вакуума является скука. Нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности: пьянству, наркомании, а порой и к суициду или к антисоциальному поведению.

 

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ — распределение ценностей по значимости их для человека. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Так, например, поколение «отцов» очень негативно относится к современным формам музыкального творчества («попса», «рэп»), а для поколения «детей» — это является привлекательным. Существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

 

ИНТЕРЕС (лат. — имеет значение, важно) — 1) В социологическом значении — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей участвующих в них индивидов, социальных групп. 2) в психологическом плане — отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

 

ОЦЕНКА — люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъективной, реакционной.

Под субъектом (субъектами) оценки понимается лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому предмету или сопоставляющее ценности предметов путем выражения данной оценки. Принято считать, что всякая оценка всегда является чьей-то оценкой. Нет, например, домов пригодных или хороших вообще, а есть только пригодные для кого-то, подходящие кому-то, одному человеку или многим. Очевидно, что не всегда оценка группы лиц может быть сведена к оценкам отдельных лиц, составляющих эту группу.

Предметы оценок — объекты, которым приписываются ценности, или объекты, ценности которых сопоставляются. Например, предметом оценки «нож хорош» является нож, оценки «удовольствие есть добро» — удовольствие. Чему именно приписывается положительная ценность в оценке, выраженной словами «это яблоко хорошее»? Яблоко обладает многими свойствами, и каждое из них может стать предметом оценки. Один и тот же субъект может с основанием назвать данное яблоко и хорошим и плохим одновременно, приписывая эти характеристики разным его свойствам.

Все оценки могут быть разделены на две группы:

· абсолютные оценки, в формулировках которых используются такие термины, как «хороший», «плохой», «добро», «зло», «безразличное» и другие;

· сравнительные оценки, выражаемые с помощью таких терминов, как «лучше», «хуже», «равноценно» и подобные.

Как абсолютные, так и сравнительные оценочные понятия образуют триплеты: «хорошо — безразлично — плохо», «лучше — равноценно — хуже».

Характер абсолютной оценки определяется тем, квалифицирует ли она свой предмет как «хороший», как «плохой» или же как «безразличный». Характер сравнительной оценки зависит от того, устанавливает ли она превосходство одного предмета над другим, или же характеризует сравниваемые предметы как равноценные.

 

ОЦЕНКА ВНЕШНЯЯ — утилитарная оценка, основанием которой является некоторая иная оценка. В них некоторому предмету приписывается положительная, отрицательная или нулевая ценность не самому по себе, а как средству достижения некоторых иных вещей, оцениваемых положительно или отрицательно.

 

ОЦЕНКА ВНУТРЕННЯЯ — оценка являющаяся выражением чувства симпатии, антипатии, благосклонности, безразличия и других. Основанием оценки может быть не только чувство, но и некоторый образец, идеал, стандарт. Обычно, когда мы говорим о некотором предмете, что он хорош, мы оцениваем его именно с точки зрения некоторого стандарта, которому, как мы думаем, должен удовлетворять данный предмет, чтобы оцениваться положительно.

 

ПОТРЕБНОСТИ ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ — понятия, выражающие нужду в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии — особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», неудовлетворённость, обнаруживается во влечениях и мотивах. Осознанные социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. Витальные, социальные, духовные потребности личности образуют как бы иерархию, определяющуюся системой ценностных ориентаций.

 

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ — совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют основу сознанияи поведения личности и непосредственно влияют на её развитие в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей. Отмечают относительный характер ценностных ориентаций. Конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.

 

ТЕОРИЯ ЦЕНННОСТЕЙ — С выделением аксиологиив самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей.

· Натуралистический психологизм — представлен трудами Дж. Дьюи. Ценности — объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связан с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

· Аксиологический трансцендентализм — В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Ценность — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», сверхчувственный субъект. Ценности — нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

· Персоналистический онтологизм — М. Шелер. Ценности образуют онтологическую основу личности. Ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем.

· Социологическая концепция ценностей — М. Вебер. С точки зрения философа, ценность — это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчёркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Все эти понимания отражают определённую, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

 

ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ — установки, оценки, требования человека, запреты и так далее, выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все, сколько-нибудь значимые, факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и другие. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

ЦЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ — относительное разделение всех выделяемых человеком ценностей на виды, соответственно потребностям, которые удовлетворяют эти ценности. К материальным ценностям, например, можно отнести бытовые вещи, технические средства, орудия труда. К духовным — поэзию, изобразительное искусство, музыку. Необходимо отметить, что духовные ценности в сфере общественного сознания пребывают только в материальных носителях — книги, картины, скульптуры и многое другое. В свою очередь, материальные предметы есть осуществление определённых идей человека: идей красоты, блага.

 

ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ — особый тип ценностей, которые находят выражение в постановке и решении вопросов о соотношении добра и зла; природе счастья и справедливости; любви и ненависти; смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающие разные системы моральных ценностей:

· гедонизм — утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека (её поддерживали Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах);

· аскетизм — идеалом жизни провозглашается добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий;

· утилитаризм — польза является величайшей ценностью и основой нравственности.

 

ЦЕННОСТИ ПРЕДМЕТНЫЕ — все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», то есть оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и другие. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

 

ЦЕННОСТИ ПСЕВДОНАУЧНЫЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ — ценности, формирующиеся под давлением особого рода информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство). В итоге, непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчёт, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Леви-Брюль назвал первобытное, мифологическое мышление дологическим, а формирующийся современный тип мышления философы называют постлогическим, сущностью которого является мистицизм, иррационализми субъективизм.

 

ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ — особый тип ценностей мира религии, которые не творятся самим человеком, а даются ему в актах богопознания и откровения. Одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога, как творца всего сущего, бесспорная и безусловная высшая ценность. Далее можно назвать: вера, покаяние, любовь к ближнему, молитва, культ.

ЦЕННОСТИ РЫНОЧНЫЕ — ценности современного исторического этапа российского государства, который связан со становлением рыночных отношений. Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к высокой прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно.

С одной стороны, они пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности.

С другой стороны, развитие экономического либерализма и конкуренции ради прибыли, как это хорошо показали К. Хорни, Э. Фромм, Р. Мертон, приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические отклонения, неврозы.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл её жизни. Это ведёт к образованию экзистенциального вакуума. Высшей ценностью всегда будет человек и высокое качество его жизни, а ценности рыночной экономики должны быть только ценностями-средствами.

ЦЕННОСТИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ — ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества.

· В западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе.

· В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм.

Задача русской культуры на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и восточном типах культуры.

Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское (соглашательское) поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению (отрыву, уходу) личности от общества.

 

ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА — инструментальные ценности, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены ценностям-целям и обусловлены ими. Например, по отношению к высшей ценности добра — благотворительность выступает средством. Опасность в том, что иногда ценности-средства могут подменить ценности-цели. Например, призыв к утверждению рыночной экономики подменил цель общественного развития — повышение качества жизни человека.

 

ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ — высшие, абсолютные ценности. С точки зрения И. Канта, единственной абсолютной ценностью во вселенной является добрая воля. Добрая воля есть желание и решимость поступать правильно. Люди доброй воли, которые превыше всего ставят должное поведение, следуют определённым принципам:

· Быть правдивым.

· Быть честным.

· Не давать ложных обещаний.

· Быть благородным и благожелательным.

· Не растрачивать впустую свои таланты.

· Быть готовым наказать убийц и других заслуживающих наказания.

· Быть добрым по отношению к животным.

· Не совершать самоубийства.

Высшей и абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. Человек — это самоценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей, считает русский философ П. И. Новгородцев.

К высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и другие. «Бытийные» ценности, как называет их А. Маслоу, являются смыслом жизни для большинства людей.

 

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Она формируется в процессе социализации и трансформируется в зависимости от особенностей реализации бытия конкретного человека в конкретный исторический период.

 

ЦЕННОСТЬ — особый социальный феномен положительной значимости в системе исторической деятельности людей. Ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальную природу. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1910. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия