Студопедия — Аристотель. Аристотель, воспитатель Александра Македонского.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аристотель. Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

Рим, Национальный музей

Родился Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в городе Стагире, на побережье Эгейского моря. Отец его Никомах был врачом и служил у македонского царя Аминты III. Детство Аристотеля прошло при дворе, где он общался со своими сверстником, будущим царем Филиппом II. В возрасте пятнадцати лет Аристотель лишился родителей. Опекун разрешил ему для получения образования отправиться в Афины, где в 367 г. Аристотель поступил в Академию Платона. В Академии Аристотель пробыл 20 лет, сначала в качестве ученика, затем — учителя. После смерти Платона Аристотель покинул Афины, прожил три года в Ассосе (Малая Азия), где он женился и у него родилась дочь, затем он провел 3 года в Метилене (остров Лесбос). В Метилене вместе с Теофрастом проводит естественнонаучные исследования. В 343 г. Аристотель был приглашен в Пеллу (Македония) для воспитания сына Филиппа — тринадцатилетнего Александра. Аристотель был при дворе до воцарения Александра. После этого он вернулся на родину, а в 335 г. опять приехал в Афины и открыл собственную школу в Ликее, где преподавал более 12 лет. Здесь он ведет большую работу по систематизации и развитию своих идей. В его школе обучались несколько сотен учеников. После смерти Александра Македонского (13 июня 323 г.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотелю было предъявлено обвинение в кощунстве, и он был вынужден покинуть Афины. Через два месяца после этого Аристотель умер от болезни желудка в своем поместье в Халкиде (остров Эвбея). После смерти Аристотеля главой Ликея стал Теофраст. Ликей просуществовал до конца античного мира.

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своих сочинениях тщательно и критически анализирует концепции, созданные его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных концепций в онтологии, гносеологии, логике и других областях знания, концепций, оказавших серьезное влияние на последующее развитие философской мысли.

Наследие Аристотеля, по свидетельствам его современников, составляло несколько сотен «книг». До нас дошла сравнительно небольшая их часть. Заметим; что «книгой» в древности называли папирусный свиток, на котором излагался один более или менее законченный вопрос.

Учение о материи и форме (Онтология). Изложено в четырнадцати книгах его «Метафизики». Главным в философском учении Аристотеля является вопрос о материи и форме. Аристотель утверждал, что независимым, или субстанциальным, бытием обладают исключительно отдельные вещи. Это утверждение о самостоятельности единичных вещей представляло собой радикальный разрыв с платоновским идеализмом и выступало одним из центральных положений философии Аристотеля. Наряду с прочим из этого положения следовало и то, что предметом философии является исследование субстанции, т.е. реальных вещей, составляющих в совокупности предметный мир.

Каждая единичная вещь, по Аристотелю, есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материю он понимает не как какое-либо конкретное вещество, а как нечто невыраженное, как наполнитель, представляющий собой некую неопределенную основу явлений. Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Представим себе любой предмет, например кувшин. Его существование невозможно без глины, материала (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина, разумеется, не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, структурой, обусловливающими качественную определенность вещи. То есть материя как глина есть возможность кувшина. Причем, по Аристотелю, ни форма, ни материя сами по себе не есть субстанция, лишь их единство дает нам субстанцию.

Аристотель полагал обе составляющие субстанции равно необходимыми, но не равноценными. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма. В системе Аристотеля форма занимает положение, сходное с идеей Платона, и выражается понятием. Так, понятие кувшина справедливо и тогда, когда из глины он еще не сделан. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что форма — это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Однако материей и формой не исчерпывается учение Аристотеля о реальном бытии единичных вещей. Кроме формы, т.е., говоря платоновским языком, идеи кувшина, необходим гончар, мастер — т.е. активное деятельное начало, которое Аристотель называет действующей, или инструментальной причиной. И наконец, есть еще одна причина — это цель, ради достижения которой создается предмет. Короче говоря, согласно Аристотелю, существуют четыре причины, обусловливающие реальное существование вещи: материальная причина — это и есть материя, субстрат, из которого образуются все тела («из чего вещь состоит?»); формальная причина, когда форма «активно проявляет себя, образуя сущность» («что эта вещь есть?»); действующая, или производящая, причина, раскрывающая источник движения и превращения возможности в действительность («откуда начало движения?»); целевая, или конечная причина как цель движения («для чего вещь создана?»).

Если рассматривать мир статически, как уже существующий, то первые две причины — материальная и формальная — достаточны для его объяснения. Но если же рассматривать мир с точки зрения его становления, как он возник и почему он изменяется, то необходимо, согласно Аристотелю, включить в канву анализа еще две причины — действующую и целевую.

Итак, всякая вещь есть единство материи и формы. Наряду с этим каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое назначение.

При ближайшем рассмотрении вопроса о соотношении указанных начал и причин обнаруживается, что Аристотель явное предпочтение отдает все же форме. Форму он понимает и как силу, производящую предметы, и как активное действующее начало в субстанции. Так, он считает, что становление и развитие каждого предмета выступает как целенаправленное раскрытие черт его качественной определенности как такового, т.е. как движение к форме. Целью развития здесь может быть только соответствие предмета своему понятию, сущности. Отсюда следует, что форма у Аристотеля — это и движущая причина, и внутренняя цель вещи. Формальная, движущая и целевая причины фактически сводятся им к одной причине.

Такая редукция трех оснований вещей (формы, причины и цели) к одной — форме — оказалась возможной благодаря известной модификации Аристотелем самого понятия формы, приданию этому понятию статуса целенаправленно действующей силы, характеристике его как энергии и активности. В результате этого четыре причины разделились на две группы: на материю и формально-движуще-целевую причину.

Остановимся еще на одном моменте учения Аристотеля о материи и форме. Несмотря на то, что им в ряде трудов проводится мысль о невозможности существования материи без формы и формы без материи, он все же ставит вопрос о «материи вообще» («первоматерии»), безотносительно к форме, и вопрос о «форме вообще» («первоформе»), безотносительно к материи, в которой они воплощены. Отвечает он на этот вопрос в том смысле, что есть и «первая материя», «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее», и есть «форма форм» — божество.

Чтобы понять, почему Аристотель пришел к такому выводу, необходимо рассмотреть его учение о первопричине, или теологию.

Первопричина (теология). Мир, согласно Аристотелю, является вечным и единым. Он является вечным, поскольку материя, из которой он состоит, выступая основой и условием развития, сама не может быть обусловлена развитием, а стало быть никогда не возникает, но существует вечно. В этом вечном существующем, но постоянно изменяющемся мире происходит единый процесс постепенного формирования (оформления) материи, реализации того, что в ней потенциально содержится. Этот процесс образует цепь преобразований, все звенья которой связаны воедино причиной и целью.

Поскольку эта цепь не может продолжаться бесконечно, Аристотель ограничивает ее первой причиной, формой форм, которая для своей деятельности не нуждается в наличии никаких других тел, выступает как чистая энергия и чистая деятельность. Она является себе самой причиной («causa sui»), и если бытие всего мира зависимо от нее, то она — бытие независимое.

Первопричина обладает рядом существенных характеристик и может быть описана следующим образом:

а) как бытие абсолютно простое, не состоящее из частей (цельное, монолитное), так как соединение частей должно было бы иметь причину;

б) как бытие неподвижное и неизменное, которое не может ничем быть сдвинуто, поскольку тогда не являлось бы первой причиной, и не может сдвинуть само себя, поскольку является абсолютно простым;

в) как бытие не материальное, выступающее чистой формой, чистой энергией, так как все материальное изменчиво;

г)как бытие чисто духовное, как разум, поскольку в ином виде невозможно существование нематериальной формы;

д) как бытие единое и единственное, в противном случае не был бы единым мир;

е) как бытие необходимое, поскольку не содержит материи, которая, заключая в себе множество возможностей, составляет основу случайного;

ж) как бытие совершенное, поскольку представляет собой чистую форму, разум, энергию.

Как такая причина («неподвижный двигатель»), сама оставаясь неподвижной и неизменной, может привести в движение мир? Все, что подвижно, — говорит Аристотель, — движется чем-то иным (к примеру, камешек летит от удара трости, трость приведена в движение рукой, рука — человеком). Значит, для объяснения любого движения мы должны прийти к началу, которое по отношению ко всему, что движется, само абсолютно неподвижно, и только поэтому дает движение всему универсуму. В противном случае мы имеем движение в бесконечности, что немыслимо.

Но что заставляет первопричину приводить мир в движение? Здесь Аристотель полностью находится на позиции антропоморфизма, т. е. переноса человеческих качеств и свойств на окружающий мир. Первопричина, полагает он, движет миром примерно так, «как любящий влечет к себе влюбленного», как бог притягивает к себе, двигая к совершенству, и т.д.

Таким образом, мир несовершенный, зависимый и случайный указывает нам на необходимое, совершенное, независимое, абсолютное бытие. Такой ход рассуждений отличает Аристотеля как от Гераклита, который начинает с физического мира и заканчивает им же, так и от Платона, который начинает с абсолюта и так и не снисходит до физического мира. Аристотель начинает с исследования физического мира единичных вещей и восходит к абсолюту чистой формы, разума, энергии.

В сущности, первопричина, будучи чистой формой — целью, разумом, мыслью, которая мыслит самое себя, есть не что иное, как Бог. Отсюда отождествление Аристотелем «первой» философии с теологией (учением о Боге).

Конечно, теология Аристотеля весьма специфична. Его Бог — «бог философов», безличное и универсальное мировое начало.

И тем не менее характеристики, которыми он наделил свою «первую причину», в дальнейшем включаются в христианскую догматику как атрибуты бога.

Теория познания. В теории познания отразилось весьма важное отличие философии Аристотеля от философии его учителя Платона. Согласно Платону, разум способен сам по себе обеспечить познание всеобщих принципов, поскольку с них-то и начинается подлинное познание сущностей. Напротив, у Аристотеля одного только разума недостаточно для познания, не менее важную роль в познании играют чувства, обеспечивающие связь разума с предметным миром. Функция разума как раз и состоит в том, что на основе чувственного материала он приходит к познанию существенного, общего в единичных вещах. Разумное знание выступает как цель, а чувственное — как его начало и основание.

Аристотель подчеркивает, что познание всегда имеет характер восприятия, возникает как результат воздействия внешнего предмета на человека (на его чувства — непосредственно, а на его разум — опосредованно). В этом пункте Аристотель отрицает какой бы то ни было мистицизм, утверждая, что никакое вдохновение свыше не может быть основанием познания истины.

Познание представлялось Аристотелю развивающимся процессом. Оно развивается от простейших чувственных ступеней к предельно абстрактным. Последовательность его развития можно представить следующим образом: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наконец, наука. Наука рассматривается Аристотелем как вершина всего процесса познания, потому что ее содержанием является познание общего. Подлинное, истинное знание, по Аристотелю, всегда есть знание о всеобщем. При этом Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный только разуму.

Классификация наук. Науки Аристотель подразделяет на теоретические, практические и творческие. В теоретических процесс познания происходит ради познания как такового, в практических даются руководящие идеи для поведения человека, творческая наука показывает возможность осуществления чего-либо прекрасного. К теоретическим наукам относятся философия («первая философия», метафизика), физика («вторая философия», в том числе психология) и математика; к практическим — этика, экономика, политика; творческая наука — эстетика. В этот список не входит логика, поскольку она представляет собой пропедевтику ко всем наукам.

В чем состоит центральная проблема теоретических наук? «Речь идет о том, существует ли помимо чувственных сущностей (еще) какая-нибудь — неподвижная и вечная, или же нет, и если она существует, в чем же она». Философия («первая философия», метафизика) изучает именно эту сверхчувственную сущность, бытие по ту сторону чувственной реальности; последнюю изучает физика («вторая философия»).

Бытие прежде всего выступает как нечто, что можно видеть, слышать, осязать, обонять и вкушать. Это — совокупность «единичных предметов», «отдельных вещей», «чувственных сущностей». Все это изучает «вторая философия» (физика). Этот мир реален. Но существует не только чувственное бытие, которое воспринимается чувствами, но и сверхчувственное бытие. На чем основывается это утверждение?

«Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда, можно сказать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства, и нет науки ни о чем, если только не называть наукой чувственное восприятие». Все чувственное преходяще, оно находится в движении. Но это движение предполагает нечто вечное и неподвижное, обусловливающее порядок в чувственном мире. «В самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного, отдельно существующего и пребывающего?»

Как следует представлять сверхчувственное бытие? Аристотель критикует концепцию мира идей Платона. «Мы не можем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с отдельными домами». Всеобщее не есть вещь, оно не существует без отдельного. Как нельзя представить красоту без красивой вещи, сладость без сладкой вещи, так нельзя представить и общее без отдельного. Сверхчувственное бытие, являющееся предметом «первой философии» — это всеобщее, существующее через отдельное. Всеобщее находит свое выражение в категориях.

 

Учение о категориях. Уже у Платона встречается слово «kategoria», обозначающее у него «высказывание». Аристотель придает этому слову роль философского термина. Категории, по Аристотелю, — высшие роды значений слов, которые выражают наиболее общие стороны и отношения действительности. Категории могут быть определены как наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Аристотель выделяет 10категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и т.д.

Категории у Аристотеля — это и общие определения бытия, и понятия об объективно различных общих родах бытия. «Из слов, высказываемых без какой либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время; или положение, или обладание, или действие, или страдание». В эти десять категорий, «высших родов высказывания», могут быть, по мнению Аристотеля, включены все возможные явления бытия.

Центральная категория — сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Но что такое сущность? Категория сущности в представлении Аристотеля отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность, мы даем определение, постигаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Все категории характеризуют сущность, она же сама по себе ни о чем не говорит, она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.

Из сопоставления различных высказываний видно, что термин «сущность» употребляется Аристотелем в нескольких значениях. «О сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком случае: и суть бытия, и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в - четвертых, лежащий в основе вещи субстрат». Субстрат («подлежащее») — «то, о чем высказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом».

Затем Аристотель характеризует содержание других категорий. Содержание категории качества раскрывается с помощью понятий свойства и состояния вещей. О категории количества Аристотель пишет следующее: «Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то данным налицо. То или иное количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить». Особое внимание Аристотель уделяет категории места. Поскольку вещи существуют, они занимают место. Определяя место как «границу объемлющего тела», а пространство как совокупность мест, Аристотель связывает границы пространства с границами мира, приходя к идее о конечности мира в пространстве.

Политика. Политические взгляды Аристотеля изложены в его книге «Политика». Аристотель, будучи большим реалистом, чем его учитель Платон, хорошо понимал, что идеальное государство в реальных условиях едва ли достижимо в силу слабости и несовершенства человеческого рода. На многочисленных примерах из истории он видел, что в реальной жизни платоновский принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему может вылиться в самую страшную тиранию. Однако Аристотель, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель — условие и гарантия счастья — то, соответственно, жизни счастливой. Не случайно греческий философ определяет человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии могут люди формироваться, воспитываться как нравственные существа. Но такое воспитание требует справедливого государства, ибо только подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков. При этом, по Аристотелю, благая жизнь предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность.

Предпосылки государственно-правовых концепций античных философов — признание законности и необходимости рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами. Люди от природы не равны, считает Аристотель. Тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого. Такова, вкратце, концепция государства Аристотеля.

Аристотель разделяет государства на правильные и неправильные. В первых правительство заботится об общем благополучии, во вторых – лишь о собственном благополучии. Существуют три вида правильных государств: монархия, которая всецело зависит от личности монарха, его царственной мудрости; аристократия – господство лучших, и республика, при которой необходимо равенство. Три вида неправильных рода правления – это тирания, олигархия и демократическое господство толпы, пролетариата (охлократия). Аристотель подробно рассматривает эти шесть форм, характеризует их особенности, исследует, при каких обстоятельствах и каких условиях возникает каждая из них.

Отрывки из текстов: «Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо… Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п.»

«Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чём, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо бог».

В целом философия Аристотеля есть философия середины, избегающая крайностей систем Демокрита, с одной стороны, и Пифагора и Платона — с другой, признающая, что в каждой из этих крайних систем содержится доля истины.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античного духа, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом плане наиболее разработанной философской системой. Аристотель подвел итог развитию философской мысли в Древней Греции с ее начала и до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось около двух тысяч лет.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разбор государственного устройства критян и карфагенян | 

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1849. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия