Студопедия — Никомахова этика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Никомахова этика

Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384 до н. э., Стагир (Вост. Побережье п-ва Халкидика), – окт. 322 до н. э., Халкида о. Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. В 367–347 – слушатель, а затем преподаватель Академии Платона. В 343–341 – воспитатель тринадцатилетнего Александра Македонского. В 334–323 основывает в Афинах, близ храма в честь Аполлона Ликейского, собственную школу – Ликей (лицей). Поскольку свои лекции Аристотель читал, прогуливаясь по тропинкам сада, школа стала называться «перипатос» (от греч. – «прогулка»), а ученики Аристотеля – перипатетиками. После смерти Александра Македонского, в 323 году, Аристотель был обвинен в безбожии и вынужден был бежать в Халкиду, в свое поместье. После нескольких месяцев ссылки он умер в 322 году.

Подлинные сочинения Аристотеля распадаются на три группы: 1) так называемые экзотерические (т. е. научно-популярные, написанные в основном в форме диалога); 2) собрание материалов и выписок – эмпирическая база теоретических трактатов; 3) так называемые эзотерические сочинения (научные трактаты, в основном в форме лекторских конспектов, предназначенных для «посвященных» учеников; при жизни Аристотеля не публиковались и вплоть до I века до н. э. были малоизвестны. Все дошедшие до нас произведения Аристотеля принадлежат к третьей группе, кроме «Афинской политии»). Корпус сочинений Аристотеля открывается «Органоном», в котором собраны трактаты по логике: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях». За ними следуют: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». Наиболее знаменитое сочинение Аристотеля – «Метафизика», состоящая из 14 книг. Биологические труды Аристотеля включают в себя: «Историю животных», «О частях животных», «О передвижениях животных», «О происхождении животных». Произведения по психологии представлены двумя трактатами – «О душе» и «Малыми трудами по естествознанию». В области теории искусства Аристотель создал «Риторику» и «Поэтику». Наконец, последний этико-политический цикл сочинений включает в себя «Политику», «Большую этику», «Эвдемову этику» и «Никомахову этику».

«Никомахова этика» – основной этический трактат Аристотеля, отражающий поздний период его этического учения (примерно 334–322 до н. э.). Назван в память об отце или рано умершем сыне Аристотеля Никомахе. Единственный из крупных трактатов Аристотеля, дошедший до нас в том виде, в котором он был задуман и написан, состоит из 10 книг. В первой книге говорится о высшем благе, которое понимается как счастье («эвдемониа») и определяется как разумная деятельность души по осуществлению своей добродетели («арето»). В соответствии с двумя частями души (рациональной и иррациональной, «страстной») добродетели делятся на два типа: мыслительные (дианоэтические) и нравственные, этические. В книгах 2–5-й рассматриваются виды этических добродетелей, при этом особое внимание уделяется справедливости. Книга 6-я посвящена анализу дианоэтических добродетелей. В книге 7-й рассматривается проблема удовольствия. В книгах 8–9-й дается анализ понятия «дружба» («филеа») как существенного момента «эвдемонии». Наконец, в 10-й книге, после изложения учения о добродетелях, дружбе и удовольствии, дается общее (итоговое) описание счастья. Здесь Аристотель рисует свой этический идеал, который он видит в «созерцательной жизни» или деятельности ума по осуществлению своей добродетели, т. е. в занятиях философией.

В данной хрестоматии приводится отрывок из 2-й книги «Никомаховой этики», в которой представлено аристотелевское понимание добродетели как обладание серединой между двумя крайностями (пороками) в чувствах и поступках.

 

4. Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе бывают три [вещи] – страсти, способности и устои, то добродетель, видимо, соотносится с одной из этих трех вещей. Страстями, [или пережи­ваниями], я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь (philia), ненависть, тоску, за­висть, жалость – вообще [все], чему сопутствуют удо­вольствия или страдания 1. Способности – это то, бла­годаря чему мы считаемся подвластными этим страстям, благодаря чему нас можно, например, разгне­вать, заставить страдать или разжалобить. Нравствен­ные устои, [или склад души],– это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем [своими] страстями, на­пример гневом: если [гневаемся] бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо. Точно так и со всеми остальными страстями.

Итак, ни добродетели, ни пороки не суть страсти, потому что за страсти нас не почитают ни добропоря­дочными, ни дурными, за добродетели же и пороки почитают, а также потому, что за страсти мы не заслу­живаем ни похвалы, ни осуждения — не хвалят же за страх и не порицают за гнев вообще, но за какой-то [определенный]. А вот за добродетели и пороки мы достойны и похвалы, и осуждения.

Кроме того, гневаемся и страшимся мы не предна­меренно (aproairetos), а добродетели – это, напротив, своего рода сознательный выбор (proairesis), или, [во всяком случае], они его предполагают. И наконец, в связи со страстями говорят о движениях [души], а в связи с добродетелями и пороками — не о движениях, а об известных наклонностях 2. Поэтому добродете­ли – это не способности: нас ведь не считают ни добродетельными, ни порочными за способности вообще что-нибудь испытывать <и нас не хвалят за это и не осуж­дают> 3. Кроме того, способности в нас от природы, а добродетельными или порочными от природы мы не бываем. Раньше мы уже сказали об этом. Поскольку же добродетели – это не страсти и не способности, вы­ходит, что это устои.

Итак, сказано, что есть добродетель по родовому по­нятию.

 

5 (VI). Впрочем, нужно не только указать, что до­бродетель – это [нравственные] устои, но и [указать], каковы они. Надо сказать между тем, что всякая до­бродетель и доводит до совершенства то, добродетелью чего она является, и придает совершенство выполняе­мому им делу 4. Скажем, добродетель глаза делает доб­рокачественным (spoydaios) и глаз, и его дело, ибо благодаря добродетели глаза мы хорошо видим. Точно так и добродетель коня делает доброго (spoydaios) коня, хорошего (agathos) для бега, для верховой езды и для противостояния врагам на войне 5.

Если так обстоит дело во всех случаях, то добродетель человека – это, пожалуй, такой склад [души], при котором происходит становление добродетельного человека и при котором он хорошо выполняет свое де­ло. Каково это дело, мы, во-первых, уже сказали 6, а во-вторых, это станет ясным, когда мы рассмотрим, какова природа добродетели.

Итак, во всем непрерывном и делимом можно взять части большие, меньшие и равные, причем либо по от­ношению друг к другу, либо по отношению к нам; а равенство (to ison) –это некая середина (meson ti) между избытком и недостатком.

Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем эта [середина] одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и не одинакова для всех. Так, например, если десять много, а два мало, то шесть принимают за середину, потому что, насколько шесть боль­ше двух, настолько же меньше десяти, а это и есть середина по арифметической пропорции.

Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если пищи на десять мин много, а на две – мало, то наставник в гимнастических упражне­ниях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и это для данного человека может быть [слишком] много или [слишком] мало. Для Милона 7 этого мало, а для начинающего занятия – много. Так и с бегом и борьбой. Поэтому избытка и недостатка всякий знаток избегает, ища середины и избирая для себя [именно] ее, причем середину [не самой вещи], а [середину] для нас.

Если же всякая наука успешно совершает свое дело (to ergon) таким вот образом, т. е. стремясь к середине и к ней ведя свои результаты (ta erga) (откуда обычай говорить о делах, выполненных в совершенстве, «ни убавить, ни прибавить», имея в виду, что избыток и недостаток гибельны для совершенства, а обладание се­рединой благотворно, причем искусные (agathoi) ма­стера, как мы утверждаем, работают с оглядкой на это [правило]), то и добродетель, которая, так же как природа, и точнее и лучше искусства любого [мастера], будет, пожалуй, попадать в середину 8.

Я имею в виду нравственную добродетель, ибо именно она сказывается в страстях и поступках, а тут и возникает избыток, недостаток и середина. Так, напри­мер, в страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и вообще в удовольствии и в страдании возможно и «больше», и «меньше», а и то и другое не хорошо. Но все это, когда следует, в должных обстоятельствах, от­носительно должного предмета, ради должной цели и должным способом, есть середина и самое лучшее, что как раз и свойственно добродетели.

Точно так же и в поступках бывает избыток, недо­статок и середина. Добродетель сказывается в страстях и в поступках, а в этих последних избыток – это про­ступок, и недостаток [тоже] (не похвалят), в то время как середина похвальна и успешна; и то и другое меж­ду тем относят к добродетели.

Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком случае, она существует постольку, поскольку ее достигает.

Добавим к этому, что совершать проступок можно по-разному (ибо зло, как образно выражались пифаго­рейцы, принадлежит беспредельному, а благо – опреде­ленному 9), между тем поступать правильно можно только одним единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, труд­но попасть в цель). В этом, стало быть, причина тому, что избыток и недостаток присущи порочности (kakia), а обладание серединой добродетели.

Лучшие люди просты, но многосложен порок 10.

 

6. Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким сужде­нием, каким определит ее рассудительный человек 11. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А еще и потому [добродетель означает обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и ее избирает.

Именно поэтому по сущности и по понятию, опре­деляющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и coвершенства – обладание вершиной 12.

Однако не всякий поступок и не всякая страсть до­пускает середину, ибо у некоторых [страстей] в самом названии выражено дурное качество (phaylo tes), например: злорадство, бесстыдство, злоба, а из поступ­ков – блуд, воровство, человекоубийство. Все это и по­добное этому считается дурным само по себе, а не за избыток или недостаток, а значит, в этом никогда нель­зя поступать правильно, можно только совершать проступок; и «хорошо» или «не хорошо» невозможно в та­ких [вещах; например, невозможно] совершать блуд с кем, когда и как следует; вообще совершать какой бы то ни было из таких [поступков] – значит совер­шать проступок. Будь это не так, можно было бы ожи­дать, что в неправосудных поступках, трусости, распу­щенности возможны обладание серединой, избыток и недостаток, ведь тогда было бы возможно по крайней мере обладание серединой в избытке и в недостатке, а также избыток избытка и недостаток недостатка. И подобно тому как не существует избытка благоразумия и мужества, потому что середина здесь – это как бы вершина, так и [в названных выше пороках] невозможно ни обладание серединой, ни избыток, ни недостаток, но, коль скоро так поступают, совершают проступок. Ведь, вообще говоря, невозможно ни обладание серединой в избытке и недостатке, ни избыток и недостаток в обладании серединой.

 

7 (VII). Нужно не только дать общее определение [добродетели], но и согласовать его с каждым [ее] частным [проявлением]. Действительно, в том, что касается поступков, общие определения слишком широки, частные же ближе к истине, ибо поступки – это всё частные случаи и [определения] должны согласовы­ваться с ними. Теперь это нужно представить на сле­дующей таблице 13.

Итак, мужество (andreia) – это обладание серединой между страхом (phobos) и отвагой (tharrhe); на­звания для тех, у кого избыток бесстрашия (aphobia) 14, нет (как и вообще многое не имеет имени), а кто излишке отважен – смельчак (thrasys), и кто излишне страшится и недостаточно отважен — трус (deilos).

В связи с удовольствиями (hedonai) и страданиями (lypai) (страдания имеются в виду не все, в меньшей степени и <не в том же смысле> 15, [что удовольствия]) обладание серединой – это благоразумие (sophrosyne), а избыток – распущенность (akolasia). Люди, которым бы недоставало [чувствительности] к удовольствиям, вряд ли существуют, именно поэтому для них не нашлось названия, так что пусть они будут «бесчувст­венные» (anaisthetoi).

Что касается даяния (dosis) имущества и его при­обретения (lepsis), то обладание в этом серединой – щедрость (eleytheriotes), а избыток и недостаток – мо­товство (asotia) и скупость (aneleytheria). Te, у кого избыток, и те, у кого недостаток, поступают при [даянии и приобретении] противоположным образом. В са­мом деле, мот избыточно расточает и недостаточно при­обретает, а у скупого избыток в приобретении и недостаток в расточении. Конечно, сейчас мы даем определения в общем виде и в основных чертах, и этим здесь удовлетворяемся, а впоследствии мы дадим [всему] этому более точные определения 16.

С отношением к имуществу связаны и другие наклонности (diatheseis). Обладание серединой здесь – великолепие (megaloprepeia) (великолепный ведь не то же, что щедрый: первый проявляет себя в великом, второй – в малом), а избыток здесь – безвкусная пышность (apeirokalia kai banaysia) и недостаток – мелочность (mikroprepeia). Эти [виды порока] отличаются от тех, что соотносятся со щедростью, а чем именно, бу­дет сказано ниже 17.

В отношении к чести (time) и бесчестию (atimia) обладание серединой – это величавость (megalopsykhia), избыток именуется, может быть, спесью (khaunotes), а недостаток – приниженностью (mikropsykhia).

В каком отношении по нашему суждению щедрость, отличаясь тем, что имеет дело с незначительными вещами, находится к великолепию, в таком же отношении некая другая наклонность находится к величию души, так как величие души связано с великой честью, а эта наклонность – с небольшой. Можно ведь стре­миться к чести столько, сколько следует, а также боль­ше и меньше, чем следует, и тот, чьи стремления чрез­мерны, честолюбив (philotimos), а чьи недостаточны – нечестолюбив (aphilotimos). Тот же, кто стоит посредине, не имеет названия, безымянны и [соответствующие] наклонно­сти, за исключением честолюбия (philotimia) у честолюбца. Отсюда получается, что крайности присуждают себе наименование промежутка и мы иногда называем того, кто держится середины, честолюбивым, а иногда нечестолюбивым и хвалим то честолюбивого, то нечестолюбивого.

Почему мы так делаем, будет сказано впоследствии, а сейчас будем рассуждать об остальных наклонностях тем способом, какой мы здесь ввели 18.

Возможен избыток, недостаток и обладание середи­ной в связи с гневом (orge), причем соответствующие наклонности, видимо, безымянны, и все же, называя ровным (praios) человека, держащегося в этом сере­дины, будем называть обладание серединой ровностью (praiotes), а из носителей крайностей тот, у кого из­быток, пусть будет гневливым (orgilos), и его порок – гневливостью (orgilotes), а у кого недостаток – как бы безгневным (aorgelos), и его недостаток – безгневностью (aorgesia).

Существуют еще три [вида] обладания серединой, в одном они подобны, в другом различны. Все они касаются взаимоотношений [людей] посредством слов и поступков (peri logon kai praxеon koinonia); а различия их в том, что один связан с правдой (talethes) в словах и поступках, а два других – с удовольствием (to hedy); это касается как развлечений, так и [вооб­ще] всего, что бывает в жизни. Поэтому надо сказать и об этом, чтобы лучше понять, что обладание серединой похвально в чем бы то ни было, а крайности и не похвальны, и не правильны, но достойны [лишь] осуждения. Впрочем, и тут по большой части нет названий. Мы же попытаемся все-таки так же, как и раньше, тут тоже создать имена ради ясности изложения и просто­ты усвоения.

Итак, что касается правды (to alethes), то пусть, кто держится середины (ho mesos), называется, так сказать, правдивым (alethes), обладание серединой – правдивостью (aletheia) 19, а извращения [истины] в сторону преувеличения – хвастовством (aladzoneia) и его носитель – хвастуном (aladzon), а в сторону умалишения – притворством (eironeia) и <его носитель> – при­творой (eiron).

По отношению к удовольствиям в развлечениях (en paidiai) держащийся середины – остроумный (eytrapelos), а его склонность – остроумие (eytrapelia), избыток – это шутовство (bomolokhia), а в ком оно есть – шут (bomolokhos), тот же, в ком недостаток,– это, может быть, неотесанный (agroikos), а склад [его ду­ши] — неотесанность (agroikia). Об остальных вещах, доставляющих удовольствие, [скажем], что человек, до­ставляющий нам удовольствие должным образом,– друг (philos) и обладание серединой – дружелюбие (philia), а кто излишне заботится о нашем удовольст­вии, но не ради чего-то – угодник (areskos), если [же он ведет себя так] ради собственной выгоды, то он подхалим (kolax), у кого же в этом отношении недостаток и кто сплошь и рядом доставляет неудовольст­вие, тот как бы зловредный и вздорный (dyseris tis kai dyskolos).

Обладание серединой возможно и в проявлениях страстей, и в том, что связано со страстями; так стыд (aidos) – не добродетель, но стыдливый (aidemon) за­служивает похвалы и в известных вещах держится середины; а у другого – излишек стыда, например у робкого (kataplex), который всего стыдится. Если же человеку не хватает стыда, или его нет вовсе, он беззастенчив (anaiskhyntos), в то время как держащийся середины стыдливый.

Негодование (nemesis) – это обладание серединой по сравнению со злобной завистью (phthonos) и злорадством (epikhairekakia); это все связано со страданием и удовольствием из-за происходящего с окружаю­щими. Кто склонен к негодованию – страдает, видя незаслуженно благоденствующего, а у завистливого в этом излишек, и его все [хорошее] заставляет страдать; что же до злорадного, то он настолько лишен способности страдать, что радуется [чужой беде]. Об этом, однако, уместно будет сказать и в другом месте 20.

Что же касается правосудности (dikaiosyne), по­скольку это слово не однозначно (oykh haplos legetai), то после разбора вышеназванных [добродетелей] мы скажем о той и другой [правосудности], в каком смысле каждая представляет собою обладание серединой 21. <Это же относится и к добродетелям рассужде­ния.> 22

Примечания

1 Ар. редко говорит «я», а не «мы»; D. (309) со ссылкой на Bon. (425а13–17) утверждает, что «я» не означает подчеркивания особой, собственной точки зрения. Philia рассматривается в кн. VIII–IX; здесь принимается во внимание только любовная филия, филия-pathos (скорее «дружеское чувство» – philesis, 1157b28), a нe филия как подобие добродетели (см. 1155а4).

2 Здесь некие наклонности – diakeisthaipos, ср. 1176а22 и 1179а23 – «устройства»; см. ниже, прим. 17.

3 По By., повтор текста 1105b32.

4 По D. (310), добродетель, «входя» в человека, доводит его до «состояния» (hexis) добродетели, а деятельное ее проявление (energeia) дает добродетельный результат (дело), ср. Рl. Rр. 609a; J. 85–90.

5 Пример с глазом и ниже, с конем, взят из Платона: Rр, 353b–d, 335b.

6 1104а10–27.

7 Милон Кротонский – легендарный силач, шестикратный по­бедитель олимпийских игр по борьбе (VI в.); о репутации силачей как обжор ср. Sim. fr. 99 (Diehl); RE Hlb. XXX, col. 1674,38.

8 Наука здесь «навык». Поэтому как синоним науки в концеабзаца и появляется искусство. Природа и добродетель (как вто­рая природа) лучше искусства и навыка, потому что стремятся к безотносительной, абсолютной цели, а не к продукту, изделию, которое может быть только относительной целью (средством).

9 DK Bd. I 453, 22.

10 Автор неизвестен.

11 Основные элементы определения обсуждались ранее: склад души – 1106а12; сознательный выбор – 1105а32, 1106а3; середина по отношению к нам – 1106а31; верное суждение – 1103b32. Из определения явствует, что верность суждения обеспечивается интеллектуальной добродетелью носителя нормы (рассудительный), который выше был охарактеризован только с точки зрения нрава (добропорядочный: 1099а23). Замена добропорядочного на рассудительного несколько опережает ход изложения. Только из кн. VI стано­вится ясной связь рассудительности и нравственной добродетели и то, что логос (суждение), дающий общее правило, корректируется применительно к обстоятельствам при помощи полуинтуитивной рассудительности (ср. ниже, 1113а29: добропорядочный – «правило и мерка» истины во всех частных вопросах).

12 Основные термины «учения о середине», используемые здесь и далее: hyperbole, ta hyperballonta – «избыток», «излишек», «излишество», «чрезмерность»; elleipsis, ta elleiponta – «недостаток», «недостаточность» (ср. синонимы 1104а12), to meson – «середина», ho mesos – «обладатель срединного нрава», mesotes – «обладание серединой», как добродетель, т. е. состояние срединности, «срединчатость». Учение имеет «вспомогательный» характер и не предполагает количественного подхода к этике всерьез (ср. выше, 1104а11: «надо попытаться помочь [делу]»). К тому же, добродетель в целом, совершенная добродетель, не есть срединчатость, так как учение о середине касается только нравственных добродетелей. Нередкая абсолютизация учения Ар. о середине приводит к отождествлению его с представлением о «золотой середине», в то время как добродетель противостоит пороку, а не является «средним путем», скажем, между истиной и ложью; см. H. Kelsen. Aristotle’s Doctrine of Justice. – Aristotle’s Ethics: Issues and Interpretations, by J. J. Walsh, H. Shapiro. Belmont, 1967, p. 102–120. Может быть, «правильнее» формулировать учение о середине так: добродетель есть середина между двумя конфликтующими нормами; добродетельными кажутся и осторожность и отвага, «середина» здесь есть добродетель; поскольку в своих крайних выражениях эти нормы представляют собой пороки (трусость и безумная отвага), добродетель описывается как середина между пороками. О «срединном образе жизни» ср. Pl. Rp. 619a, Legg. 728d–29b.

13 Видимо, Ар. пользовался во время лекций доской со спи­ском пороков и добродетелей, который он и поясняет в гл. 7. В ЕЕ соответствующий список приводится в три столбца (избыток – недостаток – середина) и без пояснений (1220b36 сл.). Таблица ЕЕ отличается от таблицы, описываемой в ЕN: иной порядок, иные формы слов, иные понятия; в ЕЕ больше симметрии, меньше «безымянных» добродетелей и пороков, список приобрел более за­конченный вид (ср. преамбулу к Примечаниям с. 687). Разбор добродетелей и пороков в EN (кн. III, начиная с гл. 9, IV и V) cледует порядку данного списка, только «любезность» и «дружелюбие» поменялись местами, а «негодование» выпало (ср. прим. 20). Порядок разбора добродетелей комментирует J. (115): удоволь­ствие и страдание, с которыми имеют дело последовательно рас­сматриваемые добродетели, все менее физичны и элементарны, все более социальны и духовны. Мужество и благоразумие имеют дело со страхом физического страдания и жаждой физического удовольствия. Щедрость и великолепие имеют дело с более «человеческими» радостями и горестями, но все еще материального характера. Ве­личавость души и честолюбие имеют дело с честью; ровность, дру­желюбие, правдивость, любезность, остроумие – с тонкой мате­рией человеческого общения (последние не вполне добродетели <...>); самой важной из социальных добродетелей – правосудности посвящена отдельная V книга.

14 «Бесстрашие» не обозначает ничего положительного: это неспособность ощутить страх в силу «тупости» или ненормально­сти; бесстрашный может не быть отважным, см. 1115b24 сл.

15 Принято чтение В. (98), предложенное By. в критическом аппарате. Об отношении благоразумного к страданию см. 1118b 30 cл. Подобная асимметрия и у щедрости, которая соотносится с даянием и приобретением, но больше имеет дело с даянием: 1119b25сл.

16 См. 1119b19–1122а16.

17 «Наклонность» – почти то же, что «склад», «устои», но последнее отличается большим постоянством, т. е. отличается от на­клонности, как устойчивое свойство от преходящего состояния (см. Cat. 9a8). Ниже – 1122а20–29, 1122b10–18.

18 Впоследствии – 1108b11–26, 1125b11–18; введенный способ – метод определения середины и крайностей.

19 При детальном разборе этой добродетели (1127а21 сл.) для правдивого Ар. использует другие термины: aletheytikos и aletheyon (1127a24 сл., b2 сл.), а саму добродетель называет безымянной.

20 Не ясно, что имеет в виду отсылка: несохранившуюся часть текста или другое сочинение, напр., Rhet. II 6; 9; 10?

21 См. 1129a26–b1, 1130a14–b5, 1131b9–15, 1132a29, 1133b30–34a1.

22 Эту фразу исключают В. и Ву., поскольку Ар. нигде не называет мыслительные добродетели добродетелями рассуждения (logikai) и поскольку (в отличие от нравственных) мыслительные добродетели не представляют собой обладание серединой; иначе D. (316) и А. (233).

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 744. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия