Студопедия — Гендерные проблемы семейных отношений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гендерные проблемы семейных отношений






Гендерный аспект семейных отношений предполагает анализ далеко не всех проблем, присущих отношениям мужчин и женщин в браке. Этих проблем множество, например: ценность семейно-брачных отношений, удовлетворенность мужчин и женщин браком, сексуальные отношения, развод и его последствия и т.д. Изучение этих проявлений внутрисемейных отношений между мужчинами и женщинами осуществляется в рамках таких дисциплин, как социология семьи, демография, психология семьи (С.И. Голод, Т.А, Гурко, М.С. Мацковский. В.В. Солодников, А.А. Бодалев, В.В. Столин и др.). В рамках гендерного подхода акцент при анализе семейных отношений будет сделан на особенностях семейных ролей мужчин и женщин, будут рассмотрены вопросы, касающиеся ролевых ожиданий и поведения в семье, принятия семейных решений и супружеской власти. Наша задача - проследить влияние гендерных стереотипов закрепления семейных ролей в соответствии с полом на личностную самореализацию и психологическое самочувствие мужчин и женщин.

Содержание ролей мужчины и женщины в браке определяется историческим и культурным контекстом.

Кратко рассмотрим особенности гендерных ролей в семье в различные периоды развития нашей страны, а затем обратимся к анализу современной ситуации.

В дореволюционной (1917г.) России на большей части ее территории преобладали патриархальные отношения. Наиболее зависимым от мужчины было положение женщины в среднеазиатском регионе у мусульман. Для славянского населения России, Украины и Белоруссии нормы взаимоотношений мужчин и женщин восходили к постулатам православия, которое признавало положение мужчин главенствующим. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались достаточно четко. В памятнике литературы Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены, принципы воспитания детей, отношения между поколениями. Примечательно, что моральные нормы были едиными для обоих супругов и соответствовали христианским заповедям. Сферы деятельности строго распределялись: муж - глава, он вправе поучать свою жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Очевидно, однако, что реальное поведение супругов часто отличалось от того, как им предписывалось себя вести. В русских семьях, как свидетельствуют произведения народного творчества, женщины нередко имели на мужа сильное влияние и фактически управляли семейной жизнью.

С развитием капитализма и Россия институт брака, в первую очередь в крупных городах, начал меняться. Нормы поведения в семье постепенно пересматривались, даже в рамках религиозных воззрений. В книге "Об обязанностях христианина" (1913) известного представителя института религии В.Б. Бажанона подчеркивается: муж должен обеспечивать благосостояние семьи, с любовью и благоразумием направлять свою жену, утешать ее во время скорби и болезни, защищать от всяких неприятностей, сносить ее небольшие слабости. Жена должна, повиноваться во всем, быть честной и справедливой, делить с мужем надежды, заботы, радости и печали, быть хорошей хозяйкой в доме.

Таким образом, сферы внесемейной и внутрисемейной деятельности разграничивались, что же касается экспрессивных ролей, то значительная часть их уже предписывалась не только жене, но и мужу (Гурко Т., Босс П., 1995).

Существенное влияние на процессы, происходящие в брачно-семейной сфере, оказала Октябрьская революция 1917 г., повлекшая за собой разрушение институтов религии и частной собственности, на которых веками держалась семья. Появляются новые концепции взаимоотношений полов в семье и обществе, берущие начало в большевистской идеологии. В концепции А. Коллонтай ведущими были следующие положения: жена наравне с мужем участвует в профессиональной деятельности, домашний быт преобразуется и общественный, дети полностью отдаются на попечение общественных институтов. Некоторые носители новой морали шли еще дальше, считая предпочтительной раздельную жизнь супругов, главной целью которых должна стать борьба за коммунистические идеалы.

Очевидно, что в аграрной, патриархальной стране подобные взгляды не отвечали ни социально-экономической ситуации, ни потребностям 6ольшинства людей.

Гражданская война, массовая эмиграция, репрессии и насильственная коллективизация нанесли болезненные удары по институту семьи, последствия которых ощущаются до сих пор.

Доперестроечный период нашей страны характеризуется массовой включенностью женщин в общественное производство. За годы советской власти прослеживается постоянный рост числа работающих на производстве женщин (табл. 3).

Таблица 3

Доля женщин, занятых в общественном производстве (рассчитано И. Калабихиной, 1995)

1922 1940 1945 1955 1965 1970-1986

25% 39% 56% 46% 49% 51%

 

В конце 70-х годов 92 % советских женщин трудоспособного возраста работали вне дома. Повсеместная занятость женщин профессиональной деятельностью способствовала созданию ми-фа о равенстве женщин и мужчин в Советском Союзе. Действительно, по формальным парамет-рам профессиональные роли женщин приблизились к профессиональным ролям мужчин. А как изменились семейные роли женщин? Практически никак. "Двойная занятость", "двойной рабочий день" - это одна из основных проблем семейных женщин доперестроечного периода. Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным "правом" на труд домашний.

О. Дудченко и Л. Ясная (1995) сопоставили результаты исследований,. проведенных в разные годы, о временных затратах на домашний труд мужчинами и женщинами (см. табл. 4).

Таблица 4.

Затраты времени ни домашний труд (работающее население) в СССР

Годы, регионы Часы в неделю

Мужчины Женщины

1923-1924 (большие города Европейской части СССР) 13 34

1936 (большие города Европейской части СССР) 12 34

1965-1968 (большие города Европейской части СССР) 12 27

1967-1970 (большие города Европейской части СССР) 10 27

1980 (Западная Сибирь) 13 32

1982 (Керчь) 12 28

1986 (Псков) 15 27

 

Сравнение исследований показывает, что с годами мало что меняется - женщины, как и прежде, уделяют домашним делам и уходу за детьми времени в два-три раза больше, чем мужчины. Хотя по расчетам экономистов время на домашнее хозяйство не должно превышать 12,5 часа в неделю, городская семья традиционно тратит еженедельно на работу по дому 30, а сельская - 40-50 часов (Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш., 1995). Важнейшими факторами, определяющими затраты времени на ведение домашнего хозяйства, являются возраст и число детей в семье.

С тою момента, когда внедомашний оплачиваемый труд женщины превратился из вынужденной необходимости в массовое общественно одобряемое явление, стали изменяться традиционные внутрисемейные отношения. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные с домашним хозяйством. То есть и мужские, и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну.

Чтобы более четко представить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей между мужчинами и женщинами в рассматриваемый период, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян (1987). Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы "двойной нагрузки" женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эга-литарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного кри-терия - характера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи - это семьи, где все домашние обязанности строю делятся на "мужские" и "женские" и большую часть этих обязан-ностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на "мужские" и "женские", таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные - 29%, промежуточные - 40%.

Итак, нам уже известно, что в этот период практически все замужние женщины (более 90%) работали вне дома, т.е. разделяли с мужьями их традиционно мужские функции, но лишь 29% мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности. Аналогичные данные были получены в исследовании, проведенном в Москве З.А. Янковой (1983). В 33% случаев оба супруга в равной мере участвовали в работе по домашнему хозяйству, более типичной являлась ситуация, когда домашнюю работу выполняет жена с "помощью" мужа (45%).

Чем можно объяснить такую ситуацию? Может быть, в первой и третьей группах (исследование М.Ю. Арутюнян) зарплата мужей существенно превышала зарплату жен? Оказалось, что это не так. Только в 48% эгалитарных семей зарплата мужей превышала зарплату жены более чем на 100 рублей, среди традиционных семей таких оказалось 32%. Основным кормильцем является жена в 1% семей эгалитарного типа и в 4% семей традиционного типа.

Таким образом, предположение о наличии объективных причин для сохранения традиционной модели семьи можно считать не подтвердившимися.

В традиционных семьях мужчины считают, что женщины должны выполнять не только домашнюю работу, но и трудиться на производстве. Такие мужчины в большей степени, чем мужья из эгалитарных семей, одобряют работу жены вне дома. Традиционная семья, таким образом, трансформируется в "эксплуататорскую" семью. В таких семьях поощряется принятие женщинами традиционно мужских ролей, связанных с ответственностью за семью. Это проявляется и в области принятия решений в финансовой, хозяйственной и досуговой сферах семенной жизнедеятельности (табл. 5) (Арутюнян М.Ю., 1987).

Таблица 5

Принятие решений к семье (в %)

Тип семьи Решение принимают в сфере

финансов досуга хозяйства

муж жена оба муж жена оба муж жена оба

Эгалитарные 1 43 56 11 29 60 3 26 71

Традиционные 2 66 31 4 44 52 1 63 36

 

Данные, полученные в исследовании М.Ю. Арутюнян, свидетельствуют о том, что большинство семейных женщин, живущих в нашей стране, испытывали постоянные перегрузки, связанные с выполнением многочисленных ролей, что, конечно, сказывалось на их физическом и психическом здоровье и приводило к возникновению ролевого конфликта. Ролевой конфликт - социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одновременно выполняет три свои основные роли (супружескую, родительскую, профессиональную), вероятность возникновения ролевого конфликта очень велика.

К объективным факторам возникновения ролевого конфликта у работающих женщин отно-сятся: чрезмерное напряжение, связанное с профессиональной и домашней работой; отсутствие полноценною отдыха; дефицит времени, неблагоприятные жилищные условия; маленькие дети.

Субъективные факторы, порождающие ролевой конфликт, - это повышенное чувство ответственности, высокий уровень притязаний, патриархальные установки по отношению к семье (например: "Несмотря ни на что я должна быть хорошей женой и матерью").

Сочетание ряда объективных и субъективных факторов приводит к возникновению у женщин "синдрома хронической усталости", проявляющегося в снижении работоспособности, раздражительности, подавленности. Длительное такое состояние ведет к депрессивным тенденциям и неврастении (нервному истощению). У большого числа работающих женщин, имеющих детей дошкольников и младших школьников, отмечаются подобные явления. Так, по данным исследования профессионально занятых женщин, имеющих малолетних детей, проведенного М.Е. Баскаковой (1995), число женщин, которым не удалось достичь равновесия между семьей и профессиональной деятельностью, составляет 28,8%. Эти женщины ежедневно находятся в конфликтной ситуации "дом-работа", что, естественно, не только препятствует личностной и профессиональной самореализации, но и сказывается на общей удовлетворенности семейными отношениями и жизнью вообще. Исходя из данных исследования М.Ю. Арутюнян, негативные последствия ролевого конфликта испытывают 30% женщин, т.е., женщины из семей традиционного типа. В таких семьях муж не делит поровну все бытовые заботы и ответственность за семью, а лишь помогает жене выполнять ее основные обязанности. Для женщин, которые гармонично сочетают семейные и профессиональные роли, характерен более партнерский образ жизни семьи. В таких семьях хорошо разнята взаимопомощь супругой, мужья активно и результативно включены в домашнюю работу и воспитание детей, они положительно и заинтересованно относятся к работе жены (Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В., 1989).

В поведении мужчин отмечена следующая тенденция: чаще помогают женам молодые мужья и с более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь значительно уменьшается, а часто и прекращается (Фотеева Е.В., 1987).

По мере взросления детей снижаются и бытовые нагрузки женщины, однако, к тому времени, когда вырастают дети, появляется другой объект, требующий постоянной заботы и ухода со стороны женщины. Это престарелые родители и другие родственники. По данным американского исследователя Э. Броуди, 28% женщин оставили спою работу для ухода за стариками-родителями, приблизительно столько же думали о том, чтобы оставить работу по той же причине (Дудчснко О., Ясная Л., Дейнз Ш., 1995). В нашей стране ситуация ухода за престарелыми и больными родственниками в семье является более распространенной, чем на Западе. Так, живут со своими взрослыми детьми около 60% вдовых и 58% разведенных женщин, даже если им исполнилось всего 50 лет (Мацковский М.С., Олсон Д.Г., 1995).

Итак, именно женщина выполняет в семье обслуживающую функцию по отношению к детям, мужу, престарелым родителям. Эта ситуация объясняется прочно укоренившимся в сознании многих людей стереотипа о закреплении семейных ролей исключительно за женщиной, убеждения, что женщине предписано судьбой быть не только матерью и женой, но и хорошей хозяйкой и главной хранительницей семейного очага, Принятие за аксиому того, что возможность давать жизнь подразумевает обязательство женщин заботиться о мужчинах и других членах семьи, породило логику, согласно которой отсутствие заботы считается неестественным отклонением от нормы.

Таким образом, в рассматриваемый период развития нашей страны появились эгалитарные модели внутрисемейных гендерных отношений, однако в тех семьях, где такой тип отношений не явился доминирующим, значительная часть женщин была не удовлетворена семейными отношениями, часто это было вызнано трудностью совмещения профессиональных и семейных ролей. Высокая доля ответственности за семью и трудность гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей - одна из главных проблем многих женщин. Характерной тенденцией данного периода является отставание эгалитаризации семейных ролей от возросшей активности женщин в сфере профессиональной деятельности.

Предыдущие рассуждения касались в основном положения женщины в системе внутрисемейных гендерных отношений. А как чувствовал себя мужчина в отечественной семье в доперестроечный период? Главной проблемой многих женатых мужчин явилось снижение авторитета и лидерских позиций в семье.

В специальной литературе долгое время употребляли термин "глава семьи". Это институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патриархальной семье, как правило, муж или кто-либо из старшего поколения). В реальном поведении в семейных отношениях отмечается общая тенденция демократизации, но на уровне обыденных стереотипов понятие главы семьи связывается с мужчиной. Так считают среди москвичей 18% женихов. 9% невест и 26% молодых мужей и жен. Среди мужчин таких взглядов придерживаются преимущественно выходцы из села и имеющие лишь среднее образование (более 40%) (Гурко Т., Босс П., 1995).

Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Как свидетельствуют результаты исследований Т.А. Гурко, проведенных в 1980 и 1989 годах, практически во всех сферах семейной жизни жена чаше, чем муж, принимает решения. Жена, а не муж, в основном, распоряжается деньгами, организует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов. На протяжении 30 лет (исследования 60-80-х годов) доминирование женщины возросло. По данным исследований, проведенных в 80-е годы, жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей (Гурко Т., Босс П., 1995).

Почему это происходит? В качестве объяснительной модели обратимся все к тем же стереотипам маскулинности-фемининности и ролевого предназначения в зависимости от пола. Эти стереотипы сформировались в культурном контексте патриархальной власти, но активно функционируют и поныне. В статье А. Синельникова "Мужчины и патриархальная власть" подчеркивается, что сценарий "мужской роли", разработанный властью, делает акцент на внесемейных характеристиках мужчины, последовательно отчуждая его от семьи. "В условиях патриархата мужчина в первую очередь - вечный "воин", возвращающийся к домашнему очагу не для того, чтобы объединиться с семьей, но чтобы передохнуть между перманентными "сражениями". Этот порожденный патриархатом дискурс, с одной стороны, романтизируя семью как объект защиты и материальной заботы, в то же самое время превращает ее в фикцию, в символ, не имеющий к реальности "мужского мира" почти никакого отношения. Мужчина, по патриархатному сценарию, всегда взирает на семью со стороны, не идентифицируя себя с ней (это является частью женской роли), но рассматривая ее как объект своей "отеческой" заботы и покровительства. По отношению к семье он - странник, чья "одиссея" длится вечно. Траектория его жизненного пути лишь иногда пересекается с областью семьи, а в основном находится вне нее" (Синельников А., 1998).

Таким образом, можно отметить, что к одному очагу напряженности в семье - "положение женщины" - добавляется еще один очаг напряженности - "положение мужчины", так как изменение ролей женщины не подкрепляется соответствующим изменением мужских ролей. Мужчин в большей мере, чем женщин, отличает установка на следование сложившейся норме, выраженная ориентация на традиционные требования к мужу и жене.

Анализируя ситуацию женского лидерства в семье, Т.А. Гурко считает, что причины этого лидерства имеют исторический и социально-экономический характер.

В тоталитарном государстве, каковым было наше государство на протяжении десятилетий, немногие мужчины могли самоутвердиться, не идя при этом на компромисс со своей совестью. Сформировавшаяся психология "человека-винтика" не изжита до сих пор. Подтверждением этому служат результат исследования 120 супружеских пар с детьми-первоклассниками. Было обнаружено, что у поколения 30-летних мужчин "локус контроля" в большинстве исследуемых сфер является внешним. Это говорит о том, что они объясняют и оправдывают многие происходящие с ними события внешними обстоятельствами, а не собственными устремлениями, качествами, способностями (Гурко Т., Босс П., 1995).

Тенденция женского лидерства в семье стала особенно ощущаться, начиная с послевоен-ного периода, когда резко возросла численность работающих женщин. Активное участие женщин в профессиональной деятельности, их высокий образовательный статус способствовали упрочению лидирующей позиции в семье.

В русской патриархальной семье - сельской и городской - пожилые родители проживали с младшим сыном. В последние десятилетия родители чаще живут с дочерью. В такой ситуации в молодой семье жена имеет некоторые преимущества в сравнении с мужем, которого в прошлом называли ''примаком", т.е. пришедшим в дом. Поскольку молодые супруги, как правило, пользуются материальной помощью родителей, это также не способствует утверждению авторитета мужа в глазах жены. Социальный статус молодых мужчин до недавнего времени был крайне низким. Так, по данным на начало 1990 года, только 2,8 % лиц до 30-летнего возраста занимали руководящие должности. Структура власти в семье, сложившаяся на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, мало меняется впоследствии.

К числу социально-экономических причин женского лидерства в семье можно отнести и тот факт, что в России очень многие женщины работают по тем профессиям (преподаватели, учителя, воспитательницы, судьи и т.д.), которые формируют властные, командные, дисциплини-рующие качества личности. В результате модель внесемейного поведения невольно переносится на семью.

Возникает вопрос, каким образом описанная ситуация распределения власти в семье влияет на удовлетворенность браком? Конечно, как и в любой другой сфере совместной жизни, здесь важна согласованность ожиданий супругов. И все-таки в случае женского лидерства более вероятна меньшая удовлетворенность браком, как жен, так и мужей. Для женщин функция лидера - это фактически дополнительная нагрузка, которая добавляется к нагрузке по выполнению домашней работы и воспитанию детей, Женщины часто жалуются: "Надоело решать все самой", сетуют на мужскую безынициативность, пассивность, безразличие к тому, что происходит в семье. Но нередко такие ситуации напоминают "порочный круг". С одной стороны, женщина устает от собственного лидерства, а с другой - постоянно его добивается (Гурко Т., Босс П., 1995).

Сдерживаемые укоренившимися в сознании традиционными стереотипами женственности, страдая от чувства вины за свои амбиции, российские женщины берут в семье реванш за гендерный дисбаланс в обществе. Мужчины, не сумевшие реализовать себя в социально-профессиональ-ной среде (так как в тоталитарном государстве это было весьма сложно) под воздействием гендерного стереотипа мужественности - "быть обязательно успешным именно в социальной сфере", и в семейной жизни не могли самореализоваться, поэтому, и "уходили" в "пассивные" виды самоутверждения, например, алкоголь, хобби и др.

В последние годы - период перестройки - отмечаются определенные изменения в распределении гендерных ролей в семье. До наступления гласности высокий уровень занятости женщин в народном хозяйстве подавался как показатель эмансипации - одно из основных достижений социализма. В период начала перестройки и гласности средства массовой информации быстро и кардинально переориентировались с позиции вынужденного молчания о реалиях производственной жизни женщины на исследования условий их труда и здоровья.

Из всего множества социальных проблем, накопившихся к началу периода гласности, са-мыми острыми оказались: низкая оплата труда, ночные смены, тяжелые и опасные условия труда, нескрываемая и систематическая дискриминация женщин при профессиональном продвижении. Естественно, возникли дискуссии о том, как эти многочисленные проблемы могут быть решены.

В своей книге "Перестройка и новое мышление" президент Советского Союза М.С. Горбачев, выражая распространенное мнение, с высокой трибуны заявил: "Мы как бы упустили из виду специфические права и потребности женщины, связанные с ее ролью матери, хозяйки семьи... И оказалось, что многие беды - и в поведении детей и молодежи, и в вопросах общественной нравственности, культуры, да и на производстве - связаны с ослаблением семейных уз, девальвацией семейного долга" (Горбачев М.С., 1989). Таким образом, в сложный переходный период страны для решения гендерных проблем была предложена концепция "постссоциалистического патриархатного ренессанса". Призыв М.С. Горбачева "вернуть женщин к их истинному предназначению" был охарактеризован как оправдание официальной линии решения бесчисленных экономических, социальных, политических проблем за счет женщин (Посадская А И., 1996). Когда государство провозглашает "большой выбор занятий для женщин в доме", это неизбежно означает меньший выбор сфер занятости на производстве.

Раньше, до перестройки, женщин, чья оплачиваемая работа была совершенно необходима на рынке труда, увещевали быть одинаково производительными и на работе и дома, убеждали и призывали быть примерными работниками и в то же самое время самоотреченными женами и матерями. Теперь, в период перестройки, женщинам стали предлагать выбор: быть либо работником, либо женой и матерью. "За всем этим лежало предположение, что пока некоторые женщины могут "выбирать", заниматься ли им карьерой, большинство должно ухватиться с благодарностью за возможность вести менее напряженную жизнь и проводить больше времени дома, по крайней мере, пока их дети еще не подросли" (Бриджер С., 1996).

Предположения в определенной мере оправдались. Так, в исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России ответы на вопросы, связанные с организацией и укладом семейной жизни, распределились следующим образом: традиционную модель семьи, в которой муж занимается профессиональной деятельностью и финансовым обеспечением, а жена - ведением домашнего хозяйства, выбрали 49% юношей и 30% девушек. Эгалитарную модель семьи, где муж и жена в равной мере занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, выбрали 47% юношей и 66% девушек (Поспелова Т.Г., 1996).

 

Среди опрошенных в 1991 году 871 пары вступающих в первый брак в Москве 53% невест и 61% женихов считают, что главное место женщины - дома". Из числа опрошенных молодых жен Самары (выборка 500 семей с детьми) считают для себя предпочтительным не работать и заботиться о семье 65% молодых жен и 81% их мужей (Гурко Т.А., 1996).

Возможно, такие ориентации покажутся парадоксальными на фоне увеличения количества работающих женщин с детьми во всех развитых странах мира и роста женских движений у нас в стране. По мнению западных феминисток, российские женщины имели достижения, которыми мо-жно было гордиться: широкий доступ к высшему образованию, работа в нетрадиционных сферах и развитие сети дошкольных учреждений. Правда, на Западе не всем было известно, что россий-ские женщины имели проблему постоянных очередей, некачественных товаров, бюрократической волокиты при совершении простейших операций, фактическое отсутствие трудосберегающих устройств и, сверх всего, почти безраздельную ответственность за ведение хозяйства и семью.

Молодые женщины уже не хотели идти по пути своих матерей. Они выражали сильное желание не только сократить рабочую нагрузку, но и качественно изменить свою жизнь, увеличив время на взаимоотношения с людьми и на себя самих. По мере того как страна становилась более открытой для западного общества, советские женщины все более желали получить свою долю того хорошего, что было гарантировано западным женщинам: привлекательность, современный стиль и все прочие внешние атрибуты консьюмеризма (Бриджер С., 1996).

Однако неблагоприятное состояние экономики нашей страны не способствует повышению уровня жизни, поэтому пожелания многих российских женщин относительно изменения семейных ролей и обретения статуса домохозяйки в материально обеспеченной семье так и не реализовались. В связи с отсутствием эмпирических данных у нас нет возможности представить конкретную картину трансформации гендерных отношений в современной семье. Поэтому ссылаемся на описательные модели типов современной семьи в зависимости от распределения внутрисемейных ролей, приводимых в работе социолога Т.Л. Гурко (1996 а).

Ею выделяется четыре типа современной семьи.

1. Отдельные супербогатые семьи, в которых существенно меняется не только ролевое взаимодействие, но и весь образ жизни (они могут быть названы неотрадиционными).

2. Семьи с традиционной моделью отношений. Чаще всего это молодые семьи, в которых жена не работает не только потому, что в семье есть маленький ребенок, но и из-за того, что непросто найти устраивающую работу хотя бы с относительно высоким заработком. Развитие бытовых услуг и качество ухода за детьми в общественных учреждениях находится, кик и прежде, на невысоком уровне, и, если муж может обеспечить семью, жене просто по чисто материальным соображениям выгоднее работать дома.

3. Низкообеспеченные семьи, где жена имеет возможность найти неплохую работу и становится основным "кормильцем". Однако такие типы семей функционируют очень неуспешно, поскольку мужья не приспособлены к выполнению семенных обязанностей и переживают серьезные стрессы из-за невозможности трудоустроиться и отсутствия социального статуса.

4. Четвертый тип ролевых взаимоотношений - двухкарьерные семьи, в которых существуют партнерские отношения. Как правило, и муж и жена имеют достаточно высокие доходы и согласованные представления о семейных обязанностях.

Итак, экономический кризис и крушение прежней системы способствовали возрождению старых патриархальных взглядов, росту ностальгии по традиционным женским ролям, в том числе и среди самих женщин, уставших от "эмансипации" прежних периодов и от двойной нагрузки.

Усиление в нашем обществе идеологии "естественного женского предназначения" можно объяснить несколькими причинами:

- поиском возможных средств для решения проблемы безработицы и стабильности в обществе;

- реакцией на крушение прежней системы, когда частная сфера стала рассматриваться в качестве идеальной альтернативы тоталитаризму;

- ростом национализма, способствующего возрождению традиционных патриархальных ценностей;

- слабостью женского движения в России, его непопулярностью по сравнению с Америкой. У людей существует негативный стереотип относительно женщины-феминистки, чей образ представляется в виде некрасивой, несчастливой женщины, борющейся против мужчин, поэтому феминизма опасаются не только мужчины, но и сами женщины, боясь прослыть неженственной.

Гендерный подход в анализе внутрисемейных отношений предполагает акцентирование не только женских проблем, но и проблем мужчин в целях освобождения мужчин и женщин от патриархальной культуры и устаревших стереотипов.

Те, кто предлагает возродить традиционную семью, сделать ее базовой моделью семейных отношений вообще, вольно или невольно исходят из убеждения, что "настоящий мужчина" хозяин - тоже возродится. Если, конечно, мы сможем создать условия, которые обеспечит "естественное" разделение ролей в семье и помогут женщине исполнить ее "естественное" предназначение - быть матерью и хозяйкой в доме.

Именно на представлениях о "естественном" (по сути традиционном) разделении ролей основывается семейная политика государства, когда оно стремится поддержать семью с двумя родителями, состоящими в юридическом браке, семью с главенством мужчины. Это выражается в предпочтении, которое оказывается мужчине на рынке труда и в продвижении по службе, в мани-пулировании оплатой труда в зависимости от пола работника, в сокращении числа государствен-ных ясель и детских садов и повышении размера оплаты за них и др. В результате на мужчину возлагается полная материальная ответственность за семью, которая требует вместе с тем и психологической готовности взять на себя эту ответственность, и высокой степени социальной компетентности - необходимой, чтобы удержаться в роли единственного кормильца. Возникает вопрос: какова реально доля мужчин, которые готовы нести бремя традиционной семьи? Вероятнее всего, она не превысит доли удачливых бизнесменов (Здравомыслова О.М., 1992).

Таким образом, гендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных - за женщинами, не отражают и не учитывают реалии современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее этих весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Следование этим стереотипам негативно сказывается на психологическом самочувствии мужчин и женщин, так как такая ситуация ограничивает возможности их личностного развития. Женщины не реализуют себя в профессиональной сфере, мужчины испытывают стрессовые состояния из-за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 3567. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия