Студопедия — Как спасти вашу эмоциональную жизнь 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как спасти вашу эмоциональную жизнь 4 страница






Функциональные атрибуты

Представьте, что перед вами — два ваших близких друга, Джим и Линда. Вы любите и уважаете их обоих, и вам известно их забот­ливое отношение друг к другу. Наблюдая за ними, вы слышите, что Джим заклинает Линду прислушаться к его совету. Увещева­ния Джима исполнены такой сердечной настойчивости и силы, что звучат как требования. Для вас совершенно очевидно, что его «требования» мотивированы подлинной заботой и любовью к Линде. Однако Линда игнорирует Джима и все, что он говорит.

Теперь измените перспективу и вообразите себя на месте Джима. Вы знаете, что ваша подруга Линда нуждается в помощи и совете. Она вот-вот совершит ужасную ошибку в отношениях, капитало­вложениях или профессиональной деятельности, игнорируя предуп­реждающие сигналы, очевидные для вас, но не для нее. Вы — един­ственный, кто может уберечь ее от боли. Вы не просто беспокои­тесь, вы отчаянно пытаетесь помочь ей. Вы умоляете, вы берете ее за руку и заклинаете, но она остается глуха к вашим мольбам.

Линда просто стоит, смотрит куда-то вдаль и не обращает на вас 43 внимания.

Наконец, измените перспективу еще раз так, чтобы оказаться на месте Линды. Вы — человек, который не осознает, что от его внимания ускользает важное сообщение. Добрый друг, мудрый друг, глубоко разделяющий ваши интересы, умоляет вас выслушать его. Ваш друг молит, и даже требует, чтобы вы сделали то, что необхо­димо, чтобы позаботиться о вашем благосостоянии. Однако на сей раз в сценарии есть одно изменение. Тот заботливый, мудрый друг, который требует и молит, — это ваши эмоции.

Ваши эмоции подобны чуткому другу, который оповещает вас о ситуации, требующей реакции. Как и заботливый друг, ваши эмо­ции могут давать вам знать о чем-то неприятном; они даже могут приносить вам довольно болезненные известия. Тем не менее было бы глупо проигнорировать то, что пытается сообщить ваш друг — эмоции.

Неважно, насколько неприятными кажутся эмоции, они все равно стоят того, чтобы быть сигналом. То, о чем говорит этот сиг­нал, — то, что пытается передать эмоция, — можно назвать «функ­циональным атрибутом» эмоции. Даже самые неприятные эмоции обладают функциональными атрибутами, которые могут принес­ти пользу, если вы отреагируете на них как на важные сообщения, касающиеся ваших потребностей. Первым шагом в утилизации ваших эмоций будет распознавание вещей, о которых они вам сиг­нализируют. Вторым шагом будет соответствующая реакция на это сообщение. Давайте разберем несколько примеров.

Функциональным атрибутом сожаления является его указа­ние на тот-факт, что в той или иной ситуации в прошлом вы могли или должны были поступить иначе, чем поступили. Вы можете сожалеть о том, что не подготовились к экзамену, который зава­лили, или о том, что грубили матери, когда были подростком, или о том, что отклонили приглашение, а позже обнаружили, что упу­стили фантастический шанс и прозевали любовь. О чем бы вы ни сожалели и как бы болезненно это ни было, важно осознать, что это чувство дает вам знать о совершенной вами ошибке. Толь­ко признав свои ошибки, вы сможете избежать их повторения в будущем.

Функциональным атрибутом вины является сигнал о том, что вы поступились собственными принципами и что вам следует за­страховаться от повторения подобного в будущем. Например, вы можете чувствовать вину за то, что солгали другу, забыли об обе­щании, данном ребенку, не заняли надлежащую позицию и молча взирали на творящуюся несправедливость. Никому не нравится испытывать вину, но когда это случается, вы получаете обратную

связь о попрании или намерении попрать важные для вас принци­пы. Без такой обратной связи вам будет трудно вести себя в соот­ветствии со стандартами.

Функциональным атрибутом тревоги является информация о некоем будущем событии, к которому вам надлежит получше подготовиться. Вы можете испытывать тревогу в связи с необхо­димостью вернуть крупный долг, тогда как не уверены, что вам удастся сохранить рабочее место, или в связи с походом в гости туда, где вы никого не знаете, или по поводу грядущего аудита, предпринимаемого Внутренней налоговой службой США. Чув­ство тревоги позволяет вам осознать действия, которые следует предпринять во избежание этих ситуаций или при подготовке к ним. Испытывая время от времени чувство тревоги, вы избавляе­те себя от ежедневного участия в персональной версии Бородин­ского сражения.

Чувство перегруженности обычно возникает после попыток добиться результатов, слишком масштабных или многочисленных для отведенного периода времени. Функциональным атрибутом этого чувства является сигнал о том, что вам необходимо переоце­нить и установить приоритеты поставленных перед собой задач. То есть вам необходимо составить план и закупить все для вече­ринки, забрать детей из школы и отвести их к врачу, прибрать в доме, продумать наряд и приготовить ужин — и все это перед ро­дительским собранием, которое начнется в семь часов вечера. Это чувство перегруженности говорит вам о том, что нужно отрешить­ся от задач во всей их совокупности и выделить среди них обяза­тельные и необязательные, а после определить порядок их выпол­нения.

Когда вашему благополучию грозит появление соперника, стре­мящегося снискать расположение близкого вам человека, самой частой реакцией на это становится чувство ревности. Функцио­нальным атрибутом ревности является указание на убежденность в существовании угрозы вашему эмоциональному благополучию и необходимость предпринять какие-то действия. Вы, возможно, почувствуете ревность на вечеринке, заметив, что ваш друг уеди­нился в углу с какой-то привлекательной особой, поглощен разго­вором и явно забыл о вашем существовании, или же если ваша супруга ежедневно задерживается на работе допоздна, оставаясь в обществе обходительного сотрудника. Такие ситуации могут угро­жать сохранности ваших отношений, а следовательно, вашему лич­ному благополучию. Чувство ревности предупреждает вас о таких угрозах. Если вы не испытываете ревности, то в этом случае вы можете дать угрожающей ситуации развиться до такой степени, когда ваши отношения уже нельзя будет восстановить.

Когда кто-то намеренно или нечаянно угрожает вашему бла­гополучию, у вас в ответ наверняка разовьется чувство гнева. Фун­кциональным атрибутом гнева является информация о необходи­мости что-либо предпринять и не позволить нанести вред вашему благополучию или предотвратить такую возможность в будущем. Вы, может статься, обнаружили, что вас обманули при покупке машины, ваш начальник оклеветал вас перед другим начальником или ваш друг солгал вам. Ваш гнев в такие минуты указывает на то, что кто-то предпринял действия, нанесшие вам вред. Если это предупреждение не будет замечено, то вы не сделаете ничего, что­бы застраховаться от подобного вреда в будущем. Или же ваш обид­чик так и не узнает, что сделал вам больно, и не получит возмож­ности исправить положение — ни ваше, ни свое.

Функциональный атрибут играет при использовании эмоций главную роль, так как если определить его для каждой эмоции, то последняя сразу же преобразуется в чувство, достойное ощуще­ния и использования. Всегда бывает полезно знать, что вы совер­шили ошибку, поступились собственными принципами или все еще пытаетесь добиться результата, при условии осознания того фак­та, что все перечисленное становится импульсом для соответству­ющего реагирования.

Однако слишком часто бывает, что эмоции чувствуются и вы­ражаются, но не становятся источником реакции. Мало смысла сожалеть о чем-то сделанном в прошлом, если это чувство не по­могает изменить поведение в будущем. Чувство вины бесполезно, если оно не ведет вас к восстановлению желания и воли соответ­ствовать своим принципам в будущем. Мало смысла в расстрой­стве, если это чувство не подталкивает вас к творческим попыткам достичь желаемого результата. Функциональный атрибут непри­ятной эмоции конкретизирует благоприятную реакцию на ту или иную эмоцию.

Неприятные эмоции стоит испытывать при условии их пра­вильного использования. Если вы, например, считаете, что каж­дый несет личную ответственность за чистоту окружающей среды, то чувство вины, которое вы испытываете, заметив, что насорили на привале в лесу, является адекватным. Точно так же понятен ваш гнев, когда вы видите, что это сделал кто-то другой. На самом деле, если бы вы не могли испытывать эти эмоции, то многое поте­ряли бы. Если вы никогда не испытывали перегрузки, то вам лег­ко расточать свое время на достижение ничтожных результатов. Неспособность испытывать ревность может свести вас с челове­ком, для которого близкие отношения ничего не значат и легко заменяются. А если вы никогда не злились, то вас запросто назо­вут тряпкой. Если говорить о сигнальной ценности, то даже самые

неприятные эмоции приобретают качество, ради которого их сто­ит испытывать, — особенно если они настраивают вас на полезные результаты и паттерны поведения.

Приобретение эмоционального выбора

Теперь, когда у вас сложилось некоторое представление о том, что мы подразумеваем под словом «эмоции», и их функциональными атрибутами, можно вернуться немного назад и подробнее объяс­нить наше понимание «эмоционального выбора». Истинный эмо­циональный выбор означает наличие и применение четырех спо­собностей, которые подробно описываются в следующих разделах:

Расстановка

Выражение

Использование

Предупреждение

Расстановка

Первым ключом к эмоциональному выбору является способность последовательно реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые окажутся наиболее благоприятными и практичными. Когда для каждого контекста у вас находится благоприятная эмоция, это означает, что вы владеете адекватной «расстановкой» эмоций.

Примером адекватной расстановки является ощущение разо­чарования вместо фрустрации в случае, когда вы уже сделали все возможное, чтобы помочь упрямому приятелю завязать с наркоти­ками. В данной ситуации лучше почувствовать разочарование, чем еще глубже втягиваться в нее и продолжать расходовать свои силы, вместо того чтобы ощутить чувство принятия или, возможно, пас­сивную надежду на то, что в будущем этот человек изменится сам, без посторонней помощи. Если полностью исключить личное уча­стие неблагоразумно, можно углубиться в это будущее вплоть до момента ожидаемого отказа вашего друга от наркотиков, что по­зволит вам перейти к чувству терпения. Для вас обоих любой из этих вариантов лучше, чем' постоянное чувство фрустрации. Дру­гой пример контекста, в котором разочарование оказывается бла­гоприятной эмоциональной реакцией, — признание необратимого ухудшения отношений или разрешение партнерше жить своей жизнью, как ей захочется, даже если вы видите, что это не приве­дет ни к чему хорошему. Другими вариантами благоприятной рас­становки являются чувство решимости как обратное безынициа­тивности, направленное на сохранение желания достичь далекой

цели, или же ощущение способности как чувства, обратного несо­стоятельности, когда вы затеваете какое-то новое дело.

Всем нам случается реагировать на определенную ситуацию не той эмоцией, которой нужно или желательно. Признав, что данная эмоциональная реакция неуместна или слишком расслабляет, че­ловек, делающий эмоциональный выбор, может определить, какая эмоция подойдет лучше, и затем обратиться именно к ней. Напри­мер, такой человек может осознать, что ему следует отказаться от фрустрации и перейти к разочарованию, а после — к принятию того факта, что у его ребенка отсутствует интерес к футболу, танцам или даже к высшему образованию.

Обжегшись несколько раз, Лесли адекватно привела некото­рые свои эмоции в соответствие с тем или иным контекстом, из­менив при ведении деловых переговоров великодушие и участли­вость на осторожность и бдительность по отношению к поступаю­щим предложениям. Когда бы Майкл ни выражал скепсис по поводу честности нашего сына, он переходит к чувству доверия и поддер­жки, чтобы дать Марку почувствовать, что ему доверяют и что он заслуживает этого доверия, а также чтобы самому Майклу было легко и он ощутил себя любящим отцом.

Чтобы уметь подобрать подходящую эмоцию в зависимости от того, что вам нужно в данной конкретной ситуации, вам нужно иметь некоторое представление о свойствах разных эмоций и дей­ствий, к которым они ведут, а также знать, что именно вам хочется извлечь из данной ситуации.

Выражение

Вторым ключом к эмоциональному выбору является умение вы­бирать пути выражения эмоций. Желательнее всего выражать кон­кретную эмоцию способом, соответствующим вашему представле­нию о себе и желаемому результату. Выражение эмоций несоот­ветствующим вашей сущности образом может привести лишь к неуютным и потенциально пагубным последствиям, которые за­метите не только вы сами, но и окружающие.

Если качество выражения релевантно для всех эмоций, то оно особенно важно, когда вы выражаете эмоции по отношению к дру­гому человеку — злость, симпатию, признательность, разочарова­ние, раздражение, сочувствие, фрустрацию или восхищение. Это бессмысленное занятие, если выражение эмоции не передает под­разумеваемый смысл и не оказывает желаемого воздействия. На­пример, если вы слишком пылко выражаете свою признательность, то собеседник может заподозрить вас в лицемерии. Выражение злобы через деструктивное поведение может разрушить те самые отно-

шения, которые для вас настолько важны, что вы злитесь, а то и привести вас на скамью подсудимых. Выражение симпатии через сексуальное поведение в определенных ситуациях способно при­вести к серьезной ссоре и вообще к чему угодно, но только не к любви.

Конечно, бывают случаи, когда правильнее быть неконгруэнт­ным и обладать при самовыражении выбором определенного диа­пазона. Например, адвокаты и бизнесмены, ведущие деловые пе­реговоры, бывают воплощением холодной уверенности, в то время как внутри у них все кипит от сомнений и тревоги. В любом слу­чае целью здесь выступает овладение способами идентификации выражаемой эмоции с последующим (если вы не решите вдруг пе­реключиться на другую эмоцию) выбором предпочтительного пути выражения этой эмоции в будущем.

Представим, например, что ваш сын-подросток без конца раз­говаривает по телефону, запершись в кухне, и эти длительные раз­говоры лишают вас душевного покоя, мешают думать и деструкту-рируют вашу жизнь, так что в итоге вы испытываете раздражение. Оно сохраняется, невзирая на то, что вы пытаетесь сконцентриро­ваться на чем-то другом. Вместо того чтобы переключаться на другую эмоциональную реакцию (терпение или принятие), вы можете по­пробовать выразить раздражение конструктивно.

Одна наша знакомая, оказавшаяся как раз в такой ситуации, обычно позволяла раздражению нарастать внутри себя до тех пор, пока не набрасывалась на своего сына с руганью, за которую ей потом было стыдно. Члены семьи считали ее вздорной и глупой, а сына — мучеником и очень благоразумным мальчиком. Когда она обнаружила, что может выбирать способ выражения своего недо­вольства и творчески подходить к нему, она взяла в обычай ры­чать, как пума или волчица, что было для сына предупреждением — он уже знал, что чересчур увлекся телефонным разговором. Хотя этот способ и выглядел несколько эксцентричным, он оказался эффективнее крика, швыряния трубки, жалоб мужу и ворчания на сына. Когда она рычала, остальные члены семьи, включая сына, сразу же настораживались и задавались мыслью о возможной при­чине подобной реакции (нужно отметить, что всем им хотелось избавиться от криков, ворчания и жалоб).

В первой главе мы рассказывали про Майкла, который во вред себе и к смятению окружающих выражал чувства боли и гнева через замкнутость. Теперь он умеет быстро и четко выразить свои претензии и дажг научился орать. Такое выражение эффективнее для него и не только предпочитается, но и одобряется домашними и друзьями. Теперь, когда они понимают причину его недоволь­ства, они в состоянии сразу же успокоить его, объяснить, испра-

вить ситуацию или привести здравый аргумент. Благодаря измене­нию выражения затяжные мучения сменились короткими бурями.

Кроме того, выражение можно использовать для усиления при­ятных эмоций. Используя в качестве примера того же Майкла, можно сказать, что его партнеров по бизнесу часто приводила в замеша­тельство его реакция на собственные финансовые успехи. Они бук­вально прыгали от радости, когда удавалось что-то продать и выру­чить крупную сумму. Майклу и хотелось бы радоваться вместе с ними, но он обычно чувствовал лишь легкое и быстро преходящее удовлетворение. Для Майкла искусство и вызов состояли в покуп­ке собственности с гарантией заработка. Для других же реализаци­ей выгоды и поводом для торжества была продажа собственности через месяцы и годы. Для Майкла продажа была необязательным делом, простым подтверждением его изначальных суждений; в его сознании выгода реализовывалась через отбор и структуру поку­пок. Его захватывало приобретение собственности. Однако он за­служивал большего, чем кратковременное удовлетворение, возникав­шее у него при завершении сделки. Новое понимание того, как раз­ные способы выражения влияют на сами эмоции, вооружило его способностью к более приятному реагированию. Теперь он выража­ет свое удовлетворение финансовым успехом, покупая друзьям по­дарки — компьютеры, книги, путевки — которые помогут им до­биться успеха в их собственных делах. Их удивление только подли­вает масла в огонь его удовлетворения, а искры восторга воспламеняют его чувства, заставляя их пылать теплой и светлой радостью; и эта радость воспламеняется и приводит его в восторг всякий раз, когда его дар помогает им в чем-то продвинуться к достижению цели.

Использование

Третьим ключом к эмоциональному выбору выступает способность использовать неприятные эмоциональные состояния для выработки полезных паттернов поведения и перехода к более приятным эмо­циям. Первым шагом на пути к оптимальному применению эмо­ций является идентификация функционального атрибута эмоции, то есть того, чем -она хороша и о чем она может сигнализировать. Как было сказано выше, неважно, насколько неприятна эмоция; она всегда выполняет какую-то функцию. Выбор исходит из спо­собности опознать эту функцию и затем отреагировать на нее, об­ратившись к потребности, о которой сигнализирует эмоция. Обра­щение к потребности включает отбор, оценку и поддержание иной эмоции — той, которая способствует удовлетворению конкретной потребности.

Идентифицированный функциональный атрибут можно ис­пользовать для изменения чувств и паттернов поведения в жела-

тельном направлении. Вместо того чтобы нуждаться в освобожде­нии от неприятных чувств, вы получаете выбор, позволяющий вос­принимать их как важное выражение ваших переживаний и учи­тывать обратную связь, предоставляемую ими, после чего исполь­зовать эти эмоции при переходе к дальнейшим практическим шагам.

Например, многим людям знаком неприятный круговорот, в который затягивает тревога. Тревожное чувство может казаться кап­каном, из которого никак не освободиться и который сжимается все сильнее с каждой вашей попыткой вырваться на свободу. Час­то этой эмоции боятся настолько, что многие люди тратят уйму времени на тревогу о будущей тревоге, которая, как им известно, может возникнуть в любой момент. Неизвестное или ожидаемое неприятное будущее, которое и вызывает тревогу, является также тем, что напрямую указывает путь, ведущий от тревоги к уверен­ности и спокойствию. Тревога сигнализирует о будущем событии, к которому следует получше подготовиться. Эта подготовка мо­жет сводиться к обычному сбору информации для заполнения про­белов в картине «кто, что, где, когда и зачем», изображающей не­кое будущее событие. Чтобы лучше подготовиться к будущему, Лесли использует тревогу двояким образом.

Лесли поняла, что тревога возникает, когда размышления о грядущем событии заставляют ее рисовать лишь одну из возмож­ностей: это событие будет неприятным. Например, если она пла­нирует презентацию тренинга для корпоративной команды, то ри­сует в своем воображении лишь собственную неуклюжесть, забыв­чивость, негативную реакцию аудитории и т. д: Если такого рода кошмарный вариант оказывается единственной возможностью, которую вы принимаете в расчет, то вы приобретаете билет в тюрьму тревоги, — и в этом случае не надо идти на зеленый свет! Понимая это, Лесли, когда она начинает испытывать тревогу по поводу пре­зентации (или чего-то еще), воспринимает ее как сигнал о потреб­ности в позитивных и обнадеживающих картинах будущих воз­можностей. Она добивается этого, задавая нужные вопросы и от­вечая на них: «Каких событий я хочу?» и «Что я могу сделать, чтобы надежнее гарантировать их наступление?» Определив, что ей нужно сделать и как это сработает в плане реализации желае­мого будущего, она использует свое прошлое, чтобы подтвердить собственную способность к выполнению всех необходимых шагов. После этого она репетирует реализацию своих планов, создавая развернутые картины желаемого будущего. Таким образом, она ис­пользует первые приступы тревоги как трамплин для поиска но­вых позитивных возможностей, уверенности, основанной на про­шлом опыте, и уверенности по поводу будущего.

Однако ей не всегда удается исключить вероятность будущих неприятных переживаний. Когда чувство тревоги сохраняется, не-

смотря на все попытки заменить представления о будущем более j позитивными, она воспринимает эти чувства как сигнал, говоря­щий о необходимости оценить фактический риск. Она задает себе вопросы: «Каковы реальные ставки? Моя жизнь? Мое здоровье? Важные отношения? Деньги? Моя репутация? Отвержение? Не­сколько неприятных часов? Что-то по-настоящему важное?» и отвечает на них. Обычно она обнаруживает, что в худшем случае рискует быть отвергнутой людьми, которые не обладают возмож­ностью испортить ей жизнь и чье отвержение через годы покажет­ся пустяком. И часто она открывает, что рискует лишь вытерпеть несколько часов дискомфорта. После этого тревога исчезает, сме­няясь осведомленностью, смирением и принятием незначительно­го риска.

Предупреждение

Четвертый ключ к эмоциональному выбору — способность влиять на свое поведение и жизненные ситуации, чтобы предотвращать те или иные парализующие и ужасные эмоции или, если вы захо­тите, даже более мягкие неприятные эмоции. Такие невыносимо острые эмоции, как ярость, стыд, унижение, ужас и полная беспо­мощность, хотя и обладают функциональными атрибутами, обыч­но настолько пагубны, что от них следует избавляться при первой возможности.

Предотвращение таких чрезмерных эмоций включает, во-пер­вых, идентификацию обстоятельств, которые их запускают, с пос­ледующим изменением своего поведения в отношении этой эмо­ции или реорганизацией жизненной ситуации, призванной исклю­чить развитие данной эмоции. Возьмем ради примера человека, который, приходя на танцплощадку, постоянно испытывает чув­ство унижения. Этот человек может либо устраниться от опасной ситуации, избегая танцев и вечеринок, либо повести себя так, что­бы предотвратить неприятное чувство, научившись танцевать до­статочно хорошо, чтобы не чувствовать унижения. Женщина, ис­пытывающая собственную беспомощность при конфликтах с вла­столюбивым начальником, может идентифицировать все то, что ей нужно, чтобы чувствовать себя сильной в присутствии началь­ника, вооружиться этими представлениями и приобрести соответ­ствующие паттерны поведения; в другом же случае она может выйти из ситуации, перейдя на другую работу под начало к более прият­ному человеку. Есть множество способов укрепить собственное благополучие, включая изменение образа мышления, поведения и жизненной ситуации.

Эти четыре способности — расстановка, выражение, исполь­зование и предупреждение — подробнее рассматриваются в после-

дующих главах. И в этих же главах есть дополнение. Приобретя эмоциональный выбор благодаря усвоению техник, ведущих к овладению перечисленными способностями, вы сможете успешнее распознавать чужие эмоции, а также использовать эту информа­цию при выборе адекватной реакции. Реакция, которую вы выбе­рете, будет включать решение об1 усилении или изменении чужой эмоции. Если вы хотите помочь изменить эмоцию, то чем раньше вы будете готовы к этому, тем лучше. Ваша реакция на других будет вашим выбором, а не вашей реакцией.

Например, если вы понимаете, что ваша дочь не чувствует себя защищенной, то можете отреагировать ответным волнением, уси­ливая чувство незащищенности у ребенка. В другом же случае можно признать, что люди, испытывающие чувство незащищенности, нуж­даются в успокоении. Тогда вам необходимо понять, как именно успокаивать дочь, чтобы она перестала чувствовать себя незащи­щенной и перешла к противоположному чувству. (Вы не всегда будете правы в оценке необходимого, но зная, чего хотите в плане эмоции, в конечном счете сумеете добиться нужного результата.)

Еще один пример: вашей жене нравится чувствовать себя удов­летворенной. Удовлетворение не содержит в себе никаких требо­ваний, и его, скорее всего, не нужно менять на другую эмоцию. Но в чем это касается вас лично? Почему бы вам не повысить это удовлетворение, разделив его?

Четыре ключевые способности эмоционального выбора

Расстановка — способность реагировать на жизненные ситуа­ции благоприятными и практичными эмоциями.

Выражение — способность выбирать пути выражения эмоций.

Использование — способность использовать неприятные эмо­ции для выработки практичных паттернов поведения и приятных эмоций.

Предупреждение — способность уберечься от переживания тех или иных тягостных и парализующих эмоций.

Практическая польза, которую принесет

эта книга

Эта книга не покончит с вашими эмоциями. Напротив, она обога­тит ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полез­ному и желательному поведению, чтобы прийти к желаемым ре-

^mfroTQu R <-ttp7tvw->tttpU ГТТЯЙР. ГЛе ГОВОГЩТСЯ О CTDVKTVDe ЭМОЦИЙ,

захватывающее путешествие, в ходе которого разоблачаются и при­обретаются эмоции, начнется всерьез.

Мы уверены, что информация и наглядные примеры, необхо­димые для того, чтобы эта книга оправдала ваши надежды, дей­ствительно окажутся на ее страницах. Но кроме них вам понадо­бится кое-что еще: ваше активное участие. В следующих главах описаны эксперименты с мыслями и чувствами, в которых вам предстоит принять личное участие. Они не просто иллюстрируют изложение — они должны стать научающими переживаниями. Мы хотим, чтобы эта книга обогатила вас не только интеллектуально, но и эмоционально. Чтобы это сбылось, вам следует погрузиться в исследования, которые мы подготовили специально для вас.

Возможно, вам не захочется прерывать чтение и выполнять упражнения. Мы горячо одобряем ваш выбор в том случае, если вы предпочтете вернуться к этим упражнениям, когда прочтете главу или раздел, и только после этого продолжите чтение.

Вы уже начали путешествие, которое, как мы надеемся, най­дете захватывающим, полезным и достойным трудов. По ходу чте­ния первых трех глав вы уже предприняли больше шагов, чем вам могло показаться, и, может быть, эти шаги были самыми трудны­ми в этом путешествии.

Глава 4

Структура эмоций

Эмоции реальны. Мы все их испытываем, и они постоянно производят впечатляющие изменения в нашем поведении и психологии. Но откуда берутся эмоции? Из воздуха? Ис­пытываем ли мы страх или радость ни с того ни с сего или все же чувствуем их в определенных обстоятельствах? Мы часто припи­сываем наше эмоциональное состояние внешним обстоятельствам. Например, вам отказали в свидании, и вы чувствуете себя уни­женным, или вы получили работу и радуетесь этому, или вы взя­лись подготовить презентацию для начальника и тревожитесь по этому поводу. Нередко кажется, что эмоции нам диктует именно ситуация. Но если мы присмотримся, то увидим, что есть люди, которые, получив отказ в свидании, ощущают не унижение, а пре­небрежение или принятие; некоторые при получении новой ра­боты чувствуют тревогу, а не радость; иным при подготовке пре­зентации для начальника свойственно испытывать сомнение, а не тревогу. Ваши эмоции, таким образом, определяются не об­стоятельствами, а тем, что происходит внутри вас в связи с эти­ми обстоятельствами.

То, что происходит внутри вас, — это конкретные перцептив­ные и мыслительные процессы, которые на данный момент опре­деляют ваши чувства. Допустим, что ваши эмоции аналогичны ат­мосфере на вечеринке. В зависимости от компании вечеринка при­обретает определенные черты: она протекает либо спокойно, либо вяло, со скрипом, в интимном духе, в прохладном и т. д. Когда кто-то уходит или приходит и состав людей меняется, общий ход вече­ринки может резко измениться. Всякий раз, когда на вечеринке появляется мистер Рубаха-Парень, когда, наконец, убирается вос­вояси миссис Зануда или утихомиривается семья Горлопанов, ат-

мосфера на празднике некоторым образом преобразуется. Ваши перцептивные и мыслительные процессы подобны людям, пришед­шим на вечеринку. Подвергаясь разного рода влияниям (вроде ухо­дящих и приходящих гостей), ваши эмоции изменяются (как и атмосфера на вечеринке).

Точно так же изменятся отдельные характеристики молеку­лы, если изменится организация образующих ее атомов, добавятся новые или какие-то атомы выпадут. Например, если вы перестро­ите молекулы, которые придают специфический аромат семенам тмина, так, чтобы атомы оставались теми же, но выстроились в зеркальном порядке, то получите молекулу с ароматом перечной мяты. Хлороформ легко воспламеняется, но если добавить к нему атом хлора, то получится четыреххлористый углерод, способный погасить пламя. А прибавление молекул кислорода к алкоголю, содержащемуся в вине, даст нам уксус. Как характеристики мо­лекул определяются построением и видом атомов, так и наши эмоции определяются конкретной смесью перцептивных и мыс­лительных процессов, имеющих место в отдельно взятый момент времени.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 330. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия