Студопедия — Субъективное переживание и функции удовольствия-радости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Субъективное переживание и функции удовольствия-радости






Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одина­ково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного пережи­вания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удоволь­ствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радую­щими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникно­вению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее, радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно, позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже дви­жения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Все эти ощущения, составляющие суть радостного переживания ребенка, вос­производятся в переживании взрослого человека. Когда мы радуемся, мы становим­ся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и на­слаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, восприни­мает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы «опредметить» его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного «Я». Почему мистические пережи­вания доставляют людям такую огромную радость? Причина, вероятно, заключает­ся в том чувстве благоговения, которое мы испытываем, когда нам приоткрывается тайна, – мы застываем перед ней в трепете, понимая, что никогда не сумеем по­стичь ее до конца, а можем лишь радоваться ей, наслаждаться ею (Meadows, 1968).

Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, соб­ственной принадлежности к миру.

Известно, что радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у че­ловека чувство компетентности, уверенности в собственных силах.

Можно предположить, что именно эта взаимосвязь между радостным переживанием, ощущением энергии и чувством компетентности и вызывает то трансцен­дентное чувство свободы (Meadows, 1968), которым часто сопровождается эмоция радости, – чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности, чувство соприкосновения с непостижимым и вечным. В состоянии радостного эк­стаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется ле­тать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобрета­ет для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Радостный человек ощущает себя в гармоничном единстве с объектом своей ра­дости и в какой-то степени с миром. Есть рассказы людей, которые в состоянии эк­статической радости переставали осознавать собственное «Я», теряли идентич­ность, как это бывает при мистических переживаниях, связанных с медитацией.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия