Студопедия — Книга Судей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга Судей






А. П. Лопухин

 

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.


Книга Судей

 

Содержание

Книга Судей

Глава 1. Описание событий, совершившихся непосредственно после смерти Иисуса Навина и указание на то, как колено Иудино, а также и другие колена народа еврейского исполнили повеление Моисея относительно искоренения народов ханаанских из своих уделов (Исх. XXIII:29-33; XXXIV:11-17; Втор. VII:1-5; Чис. XXXIII:52)

10-15

24-26

29-33

34-36

Глава 2. 1-5. Явление Ангела Господня в Бохиме и его увещание народу. - Общий очерк смены и взаимной связи событий в истории израильского народа во время Судей (6-23)

1-3

4-5

6-9

10-13

14-15

20-23

Глава 3. 1-5. Народности, оставшиеся в обетованной земле после разделения ее между Израильтянами. 6. Родственные связи между ними и Израильтянами. 7. Идолопоклонство Израильтян. 8-11. Иго царя Xусарсафема и освобождение от него. 12-30. Иго царя Еглона и освобождение от него. Судия Аод. 31. Судия Самегар

1-3

12-14

15-25

26-30

Глава 4. 1-3. Иго Xананеев. 5-10. Девора и Варак как освободители Израиля. 11-16. Свержение Xананейского ига. 17-22. Смерть Сисары от руки Иаили. 23-24. Заключение

1-3

4-5

6-7

8-10

12-16

17-21

23-24

Глава 5. Песнь Деворы по поводу поражения Сисары и его войска

4-8

9-11

13-18

19-21

23-30

Глава 6. 1-7. Иго Мадианитян. 8-10. Явление пророка-обличителя. 11-23. Явление Ангела Господня и призвание Гедеона. 24-32. Устроение жертвенника Господу в Офре и разрушение жертвенника Ваалова. 33-35. Нашествие Мадианитян и Амаликитян и восстание Гедеона. 36-40. Знамение Божие Гедеону

2-6

7-10

11-24

25-32

32-40

Глава 7. 1. Расположение израильского и мадианского станов. 2-8. Избрание и снаряжение израильских воинов. 9-15. Тайное посещение Гедеоном стана мадианского. 16-22. Нападение Гедеона на стан мадианитян и поражение его. 23-25. Преследование мадианитян

2-8

9-15

16-22

23-25

Глава 8. 1-3. Недовольство ефремлян против Гедеона. 4-9. Отказ жителей Суккофа и Пенуэла Гедеону в хлебе. 10-12. Пленение царей Зеваха и Цалмуны. 13-17. Наказание старейшин Суккофа и Пенуэла. 18-21. Казнь царей Зеваха и Цалмуны. 22-23. Предложение израильтянами Гедеону царской власти над ними и его ответ им. 24-27. Изготовление Гедеоном Эфода и поставление его в Офре. 28-29. Состояние израильтян при Гедеоне. 30-35. Потомство Гедеона и отношение к нему со стороны израильтян

1-3

4-9

10-12

14-17

18-21

22-23

24-27

28-35

Глава 9. 1-5. Избиение сихемлянами сыновей Гедеона, по проискам Авимелеха. 6. Воцарение Авимелеха. 7-20. Притча и бегство Иофама. 22-57. Время царствования Авимелеха и его погибель

1-6

7-20

23-25

26-29

30-45

46-49

50-57

Глава 10. 1-5. Судьи Фола и Иаир. 6-9. Идолопоклонство израильтян и притеснение их от филистимлян и аммонитян. 10. Обращение израильтян к Господу. 11-16. Ответ Господа и Его милость к израильтянам. 17-18. Занятие аммонитянами Галаада, собрание израильтян и предложение начальствования

1-5

6-9

10-16

17-18

Глава 11. 1-11. Иеффай, галаадитянин, начальник и вождь израильтян. 12-28. Переговоры Иеффая с царем аммонитским относительно обладания Галаадом. 29-33. Обет Иеффая и поражение аммонитян. 34-40. Исполнение Иеффаем своего обета

1-3

4-11

12-28

29-33

34-40

Глава 12. 1-6. Недовольство ефремлян против Иеффая и их наказание. 7. Смерть Иеффая. 8-15. Судьи, бывшие после смерти Иеффая

2-6

8-15

Глава 13. 1. Иго филистимлян. 2-23. Явления Ангела Господня Маною и жене его. 24-25. Рождение Самсона

2-23

24-25

Глава 14. 1-10. Женитьба Самсона. 11-18. Загадка Самсона и образ разрешения ее. 19-20. Уплата за разрешение загадки, гнев Самсона и измена жены

1-10

11-20

Глава 15. 1-2. Посещение Самсоном своей жены. 3-8. Месть его филистимлянам за отнятие жены. 9-13. Угроза филистимлян иудеям за Самсона и выдача его иудеями филистимлянам. 14-17. Избиение филистимлян при Рамаф-Лехи. 18-19. Чудесный источник. 20. Время судействования Самсона

1-5

6-8

9-13

14-17

18-19

Глава 16. 1-3. Посещение Самсоном Газы. 4-20. Страсть его к Далиле и гибельные последствия ее для Самсона. 21-30. Предсмертная месть Самсона филистимлянам. 31. Смерть и место погребения Самсона

1-3

4-20

22-30

Глава 17. 1-6. Изготовление Михою принадлежностей культа 7-13. Совершение левитом богослужения в доме Михи

1-6

7-13

Глава 18. 1-2. Искание данитянами себе удела. 3-6. Их встреча с левитом в доме Михи и вопрошение Господа. 7-12. Посещение ими г. Лаиса и свидетельство о нем соплеменникам. 13-26. Посещение отрядом данитян дома Михи, похищение бывших здесь предметов культа и увод левита. 27-29. Завоевание данитянами Лаиса и поставление здесь предметов культа из дома Михи. 30-31. Культ данитян

1-2

3-6

7-12

13-26

27-29

30-31

Глава 19. 1-30. Проявление жителями г. Гивы вениаминовой жестокого и безнравственного настроения во время путешествия одного левита

1-14

15-21

22-28

29-30

Глава 20. 1-2. Собрание общества Израильского в Массифе. 3-7. Допрос пострадавшего левита. 8-17. Решение общества относительно наказания вениамитян, не желавших выдать преступных гивитян. 18-48. Междуусобная война 11-ти колен против Вениаминова и поражение вениамитян

1-2

3-7

8-17

18-25

26-28

29-48

Глава 21. 1. Клятва израильтян в Массифе. 2-7. Сожаление народа относительно возможной гибели колена Вениаминова. 8-14. Истребление жителей Иависа галаадского и предоставление оставшихся в живых девиц спасшимся вениамитянам. 15-24. Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениамитянам. 25. Общая характеристика времени Судей израильских

1-7

8-14

15-24

 

Книга Судей

Название книги. Книга Судей (Sefer schofetim, Κριταί, liber Judicum, sefar dinè) получила свое название от имени тех лиц, т. е. Судей израильских, о деятельности которых она преимущественно повествует.

Состав книги и деление на части. Книга Судей заключает двадцать одну главу и по своему построению делится на три части а) I-III:1-6, б) III:7-XVI и в) XVII-XXI. Первая часть представляет вступление в книгу и содержит общую характеристику времени Судей. Вторая представляет самый корпус книги и содержит историю многократного уклонения израильтян от веры в истинного Бога, угнетения их соседними племенами, раскаяния и спасения от угнетателей через посылавшихся Богом Судей и, кроме того, историю жизни и деятельности самих Судей. Наконец, третья часть представляет добавление к корпусу книги Судей и содержит рассказ о двух происшествиях, по своему значению особенно ясно характеризующих время Судей со стороны господствовавшего тогда в народе безначалия.

Происхождение книги. Язык книги Судей заключает признаки о принадлежности ее одному автору. О происхождении ее от одного автора свидетельствует также изложение книги, в котором замечается единый целостный план. Вопрос о времени жизни автора книги может быть разрешен только с большей или меньшей степенью вероятности. Решению этого вопроса способствуют некоторые данные, представляемые содержанием самой книги. К таковым принадлежат а) встречающееся несколько раз в третьей части книги (XVII:6, XXI:25, cp. XVIII:1, XIX:1) замечание "в те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему казалось справедливым". Это замечание дает основание предполагать, что лицо, писавшее приведенные слова, жило в то время, когда у евреев уже существовала царская власть и когда обнаружились благодетельные последствия этого учреждения, б) встречающееся в первой части книги (I:21) замечание "но иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут (буквально с еврейского и масорского "и жили") иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня". Из этого замечания ясно, что автор книги жил прежде полного завоевания Иерусалима израильтянами, что случилось уже при царе Давиде, который пошел против Иерусалима, взял крепость Сион и, назвав его городом Давидовым, сделал своей резиденцией и главным городом царства (2 Цар. V:6-9, ср. и Пар. XI:4-9), замечание Суд. XVIII:30 "и поставили у себя сыны Дановы истукан, Ионафан же, сын Гирcона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения (жителей той) земли". Последние слова этого стиха по евр.-мас. т. (ad jom geloth haarez - буквально "до дня пленения земли"), имеющие характер хронологической даты и различно толкуемые у комментаторов, по более вероятному объяснению, принятому со времени Давида Кимхи у многих толковников, указывают на пленение Ковчега Завета филистимлянами (1 Цар. IV:10-11), каковое пленение было как бы равносильным пленению самой земли (ср. Пс. LXXVII:59-64)[1]; г) замечание Суд. XVIII:31 "и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме". Как ясно из этих слов, писатель книги смотрел на факт пребывания скинии в Силоме, как уже на прошедший, и мог написать их уже после пребывания скинии в Силоме. Скиния же в последний раз является в Силоме во время Илия и Самуила (1 Цар. I:3 и д. III:21, IV:3), при Сауле она является в Номве (1 Цар. XXI:21), а при Давиде в Гаваоне (1 Пар. XVI:39, XXI:29). Таким образом, "дом Божий", или скиния, находился в Силоме только до царствования Саула, позднее же он сюда более не переносился. Из сопоставления всех этих данных явствует, что автор книги Судей, которому принадлежат приведенные свидетельства, жил после пленения кивота Завета филистимлянами и после пребывания скинии в Силоме, - жил в то время, когда у евреев уже установилось царское правление и когда обнаружилась благотворность такого правления, но еще раньше завоевания Иерусалима царем Давидом. Сообразно этим данным, еврейское предание считает автором книги Судей пророка Самуила, как говорится в талмуде "Самуил написал свою книгу, Судей и Руфь" (Baba bathra, f 14, 6), и как признают Кимхи, Абарбанель и большая часть раввинов. Большая часть христианских экзегетов точно также на основании указанных данных считает автором книги Судей пророка Самуила. Позднейшие писатели других священных книг, несомненно, были знакомы с книгой Судей. Так, писатель 4 Царств прагматическим освещением ассирийского плена (4 Цар. XVII:7-23), точно также Неемия своей покаянной молитвой (Нем. IX:26 и д., ср. Пс. CV:34 и д.) указывают на Суд. II:11-23. Пророк Осия (IX:9, X:9) упоминает о грехе жителей Гивы (Суд. XIX). Пророк Исаия (IX:4, X:26) упоминает о дне Мадиама (Суд. VI-VII). Псалмопевец в псалме LXVII:8-13 (по еврейскому тексту) приводит почти буквально несколько стихов из песни Деворы (Суд. V:4-5, 28-30), а в Пс. LXXXII:7-12 упоминает о событиях во время Деворы и Гедеона. В пророчестве Захарии о времени Мессии (Зах. IX:9) описание Царя, едущего на ослице и молодом осле, напоминает выражение книги Судей о сыновьях Иаира (Суд. X:4) и сыновьях Авдона (XII:14), а также выражение Деворы (V:10) о всех вообще начальниках израилевых, как ездящих на белых ослицах. Кроме этого, св. Василий Великий под упоминаемыми в Ис. I:26 судьями находит возможным разуметь судей из времени Судей израильских.

Каноническое достоинство книги. Каноническое достоинство книги Судей никогда не подвергалось сомнению ни в иудейской, ни в христианской церкви. Она находится во всех переводах и перечнях канонических книг Ветхого Завета, в частности у Мелитона сардийского, Оригена, в 85 правиле апостольском, в 60 правиле Лаодикийского собора, в синопсисах св. Афанасия Александрийского, и св. Иоанна Златоуста, и св. Кирилла Иерусалимского, у Епифания Кипрского, св. Ефрема Сирина, у блаж. Феодорита, блаж. Августина, в переводе блаж. Иеронима и др., и везде занимает место непосредственно после книги Иисуса Навина.

 

Глава 1. Описание событий, совершившихся непосредственно после смерти Иисуса Навина и указание на то, как колено Иудино, а также и другие колена народа еврейского исполнили повеление Моисея относительно искоренения народов ханаанских из своих уделов (Исх. XXIII:29-33; XXXIV:11-17; Втор. VII:1-5; Чис. XXXIII:52)

По смерти Иисуса Навина израильтяне вопросили Господа о том, какое из колен израильских должно идти прежде других против хананеев. Это вопрошение совершалось через Урим и Туммим, который, по смерти первосвященника Елеазара, перешел к его сыну Финеесу (Суд. XX:28).

 

На вопрос израильтян Господь сказал, что колено Иудино должно подняться на борьбу с хананеями прежде других. Колено Иудино было более многолюдным и воинственным, сравнительно с прочими (Чис. I:26-27, XXVI:22, Быт. XLIX:8-9, Втор. XXXIII:7), а посему естественно было ему прежде других выступить на борьбу с врагами всего народа, как это было и в деле против вениамитян (Суд. XX:18).

 

Выступая на борьбу с хананеями, по повелению Господнему, колено Иудино пригласило идти с ним также колено Симеоново, как ближайшее к нему и как имевшее часть своего удела среди колена Иудина (ср. Нав. XIX:1-8).

 

При помощи Божией выступившие вместе воины колен Иудина и Симеонова одолели хананеев и ферезеев, живших в Везеке, и избили из них 10 000 мужей. Упоминаемый здесь Везек Кондером отождествляется с местечком Избик, находящимся на северо-востоке от Сихема (Наплуса), ср. 1 Цар. XI:8. О хананеях и ферезеях см. Исх. III:8 и парал. м.

 

В Везеке они в числе прочих настигли самого правителя этого города Адони-Везека, с которым сразились и который обратился в бегство. Название "Адони-Везека" (господин Везека) было общим названием правителей города Везека, как "Фараон" - правителей Египта, "Авимелех" - правителей Герара, "Мелхиседек" - правителей Иерусалима.

 

Пойманный во время преследования, Адони-Везек подвергся казни со стороны израильтян: ему были отсечены большие пальцы рук и ног. Подобное изувечивание побежденных было довольно обычно в древности. По свидетельству Элиена, афиняне подвергли эгинян подобному увечью, отрубив у них большие пальцы на правой руке, чтобы они не могли владеть копьем (Var. hist. II, 9). Александр Македонский, взяв Персеполь, нашел там 800 пленных греков, у которых персидскими царями были отрублены некоторые члены тела.

 

В настоящей жестокой казни Адони-Везек справедливо усмотрел возмездие Божие за свою жестокость в отношении побежденных им самим правителей городов и местечек, у которых он также отрубал большие пальцы на руках и ногах, и которые, подобно псам, питались отбросами с его стола. Приведенный в Иерусалим, Адони-Везек здесь умер.

 

При Иисусе Навине Иерусалим не был завоеван израильтянами (Нав. XV:63). И в данном случае имеется в виду завоевание только низменной части города, примыкавшей к уделу колена Иудина, нагорная же часть, крепость Сион, примыкавшая к колену Вениаминову, и после того оставалась во власти живших там иевусеев до царя Давида (2 Цар. V:6-9).

 

После взятия Везека и низменной части Иерусалима воины колен Иудова и Симеонова направились против хананеев, живших в нагорной местности, расположенной между Иерусалимом и Xевроном (ср. Лк. I:39), к югу (Negeb) от нее - до Кадеса, а также в низменности (Schepelah), расположенной к западу от отрогов Иудиных гор, по побережью Средиземного моря.

 

10-15

См. объяснения к Нав. XV:13-19. Рассказ о завоевании Xеврона и Давира повторен здесь по важности этого события для истории.

 

После того, как колено Иудино отвоевало территорию, расположенную к югу от Xеврона, на этой территории, пустыне Иудиной, на юг от города Арада (ср. Чис. XXI:1), следы которого сохранились в современном "Tell Arаd" (к югу от Маона по Робинзону), вместе с израильтянами из колена Иудова поселились также Кенеи, потомки Xовала, тестя Моисея, переселившегося сюда из Иерихона (города Пальм). О кенеях, см. Чис. X:29, XXIV:21.

 

В своем победоносном шествии воины колен Иудина и Симеонова завоевали также хананейский город Цефат, жителей которого подвергли избиению, а на самое место наложили заклятие (Xерем), почему оно и названо Xорма (ср. Чис. XXI:3). Развалины Цефат многие думают видеть в урочище Себета, в северной части пустыни Син.

 

Колено Иудино во время этой войны подчинило даже Газу, Аскалон и Экрон с принадлежащими к ним областями, хотя и не завладело ими окончательно.

 

Колено Иудино овладело и горной местностью, но не могло овладеть долинами и одолеть обитавших здесь хананеев, так как они имели железные колесницы, которые были неудобоприменимы в гористой местности, но очень удобны для военных действий в долинах.

 

Ср. Нав. XV:13-14; Чис. XIV:24; Втор. I:36.

 

Ср. Нав. XV:63, и выше ст. 8. Иерусалим находился на границе двух колен Иудина и Вениаминова. Тогда как Иудино колено, как ясно из ст. 8, успело отвоевать примыкавшую к его уделу часть, колено Вениаминово не могло достигнуть этого относительно своей части, почему принуждено было терпеть обитавших здесь иевусеев до времени царя Давида (2 Цар. V:6-9).

 

Сыны Иосифа, т. е. колена Ефремово и Манассиино, выступили против Вефиля, который входил в удел колена Вениаминова (Нав. XVIII:21-22), но примыкал к колену Ефремову с юга. По Евсевию Кесар. (Onomasticon, 209, 55 etc.), Вефиль находился на расстоянии 12 миль от Иерусалима, на месте современного Beitin.

 

О прежнем названы Вефиля "Луз" см. Быт. XXVIII:19 и Нав. XVI:2.

 

24-26

Воины колен Ефремова и Манассиина при взятии города Вефиля (прежде Луз) воспользовались услугами перебежчика. По взятии города и истреблении его населения они в благодарность за оказанную услугу отпустили этого человека с его родственниками на свободу, после чего он удалился в страну Xеттеев, лежавшую между Ефратом и Оронтом, и здесь выстроил город, назвав его по прежнему имени Вефиля - "Луз". Следы этого города думают видеть в урочище Лувеизия, близ Эл-Гаджар, к северо-востоку от Телль-Эл-Кади.

 

Колено Манассиино не могло изгнать хананеев из некоторых городов и их окрестностей, так что хананеи продолжали жить здесь. Ср. Нав. XVII:11-12.

 

Ревность израильтян по изгнанию хананеев из своих уделов, объявившаяся в первое время после смерти Иисуса Навина, впоследствии оскудела вместо того, чтобы изгонять хананеев, израильтяне сделали их своими данниками, чем нарушили завещание Моисея (Втор. XX:17-18) Ср. выше, в начале I гл.

 

29-33

Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезеро), ср. Нав. XVI:10, Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав. XIX:15, "Каттаф", Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав. XIX:15, XXI, "Нагалал" (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко - город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д'Акр, Сидон - лежавший на берегу моря (ср. Нав. XIX:28), Ахлав - называемый в Талмуде "Гуш-Xалаво", у И. Флавия - Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав. XIX:29, Xелва, упоминаемый в И. Н. XIX:29 под именем Xевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия), местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав. XIX:30, Чис. XIII:22, Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав. XIX:38. Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны "языческой Галилеей" (Мф. IV:15).

 

34-36

Если в северных коленах пассивность израильтян относительно прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова, занимая "гору Xерес", отождествляемую с Ир-Шемеш (Нав. XIX:41), Аиалон, Шаалвим (ср. Нав. XIX:42) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср. Чис. XXXIV:4) до Селы, т. е. Петры (ср. Нав. XIX:47-48), и стесняя данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия