Панорама символическогоСоциологическая школа Дюркгейма оказала влияние и на послевоенную французскую социологию, в частности на Ж.Бодрийара. Для него символическое - это область активных, присутствующих во всей полноте отношений, что свойственно примитивным обществам. Утрата сакрального для Бодрийара означает утрату символического, утрату возможности дара. При этом символические отношения разрушаются или вытесняются отношениями семиологическими, или знаковыми, что обедняет нашу ' См.: Moss, M. The Gift: Forms and Functions of Exchange in Primitive Societies, London: Cohen and West Ltd., 1966. 2 См.: Caillois, R. Man and the Sacred, Westport, CT: Greenwood Press, 1980. 3 См.: Bataille, G. The Accursed Share, Vol. One, New York: Zone Books, 1991. жизнь. Говоря о том, что “исчезновение человеческих отношений (спонтанных, взаимных, символических) - это основная характеристика наших обществ”', Бодрийар обращает внимание на господствующую роль "знака-формы" или "знака-ценности" в условиях капитализма. Утверждая собственные законы, означающие коды опосредуют все в нашей жизни - поведение, идентичность, отношения, мораль. Для современных людей характерно одностороннее потребление знаков в целях удовлетворения собственных нужд. “Мы больше не являемся продуктом наших собственных отношений; все, чем мы сейчас являемся, - это комбинация знаков, используемая в их относительной значимости” (с. 128). Однако замещение былых символических практик современными практиками потребления знаков не устраняет нашей потребности в двусторонних символических отношениях. Телевидение же пытается заместить двусторонние человеческие отношения, предлагая в свою очередь односторонние, где нет возможности ответной реакции на сообщение.
|