Студопедия — Глава 2. Общественно–политическое устройство германских племен.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Общественно–политическое устройство германских племен.






Во второй главе предстоит рассмотреть общественно-политическое устройство племен: социальную структуру общества и социальные институты, существовавшие у германцев, политические институты (органы власти) и систему права.

Важно отметить в самом начале, что в германском обществе существовали определённые социальные группы населения, однако это не были сословия или касты. Условно германское общество можно разделить на знатное население (цари, старейшины, дружинники), жрецов, рядовых членов (простой народ), рабов и вольноотпущенников.

Основными представителями знатной категории населения, которые формально возглавляли племя, у германцев были цари и вожди, которые выбирались из подобных себе «наиболее знатных и доблестных»[36] членов общества, причем существенной чертой является то, что цари не имели власти над всеми германцами, а только над конкретным племенем. Основными функциями царей были руководство на войне, поскольку «постыдно вождю уступать кому-либо в доблести»[37], а также выступления на народном собрании: «Выслушиваются царь и старейшины»[38]. В связи с этим следует также отметить ограниченность роли царей в жизни племени.

Помимо глав племени к знати можно также отнести старейшин, которые выбирались на народном собрании[39]. Критериями для выбора старейшин могли служить: возраст, боевые заслуги, а также родовитость выбираемого человека. Как и цари, старейшины выступали на народном собрании, обсуждали не только дела, которые входили в их область интересов, но и те, «решение которых принадлежит только народу»[40]. Кроме этого, именно эта часть знати вершила суд в «округах и селениях»[41]; у вершащих правосудие была своя охрана в сто человек из простого народа, на которую была опора при совершении суда[42]. Из всего этого следует сделать вывод, что старейшины играли большую роль, нежели цари.

Третьей группой, представлявших знать у германцев, следует назвать дружинников. Именно дружинники впоследствии могли стать царями или вождями. Основной функцией и задачей этой группы являлась защита своего предводителя во время войны, поскольку «выйти живым из боя, в котором пал вождь,– бесчестье и позор на всю жизнь»[43]. Авторитет вождя зависел и от его дружины. В качестве платы за свои услуги воин мог получить фрамею (копье у германских племен), боевого коня, или обильное угощение во время пира[44]. В мирное время основным занятием дружинников была охота или проведение времени в «полнейшей праздности»[45]. Домашним хозяйством, если оно существовало у дружинника, занимались члены его семьи.

Группой населения, которая была занята в области культа, был институт жречества. Помимо основных функций, связанных с жертвоприношениями, жрецы занимались гаданиями, участвовали в народном собрании. В последнем жрецы занимались контролем за соблюдением порядка во время заседаний, а также наказанием «непокорных»[46] Необходимо отметить, что только этой группе населения присуща черта, которая отсутствует у светской части общества – право осуществления смертной казни. Причём причиной, согласно которой могло послужить такое наказание, Тацит называет «повеление бога»[47].

Простой народ в жизни германцев играл далеко не последнюю роль. Именно он начинает собрания, выступает «За» или «Против» принятия того или иного решения по конкретному вопросу. Как уже указывалось выше, именно народ формирует охрану старейшин в суде.

Группами населения, которые занимает нижнюю ступень в иерархии германского общества, были рабы и вольноотпущенники. Тацит свидетельствует о различном понимании рабов у римлян, и рабов у германцев: «Рабов они используют, впрочем, не как мы <…> господин облагает его, как если бы он был колоном»[48]. Таким образом, рабы в Германии были в относительно свободном положении: могли создавать семьи, приобретать имущество у своего господина, за которое должны были отдавать часть дохода своему владельцу. Однако архаической чертой отношения к рабам была возможность свободного убийства, которое было «обычным делом, а вот наказание раба – явление редкое»[49].

Что касается вольноотпущенников, то тут интересно следующее: в целом они ничем не отличаются от рабов, но есть характерная особенность, что если во главе племени стоит царь, то вольноотпущенники «возвышаются над свободнорожденными»[50], то есть простым народом.

Рассмотрев вопрос о социальной структуре, теперь нужно дать краткую характеристику политическим институтам, которые функционировали у германцев. Это народное собрание и совет старейшин.

Основным органом власти является народное собрание, в которое входят как люди знатного происхождения, так и простой народ. Царь также входил в состав народного собрания. Основными функциями является обсуждение вопросов, которые относились ко всему племени, законодательное творчество. Обсуждение вопросов являлось всеобщим, причем могли подниматься вопросы об обвинении в преступлениях. Именно на собрании юноши становились мужчинами, когда им давалось право на ношение оружия: «Впервые вручают юноше щит и фрамею; это их тога, первая юности почесть»[51].

Некоей «верховной палатой» народного собрания является совет старейшин, который совершается «о менее важных делах»[52] и делах, «решение которых принадлежит только народу»[53]. Напрямую Тацит не сообщает об этом органе власти, однако его можно вывести лишь условно.

Что касается норм права, то следует отметить, что у германцев существовало обычное право. Однако наказания существуют прямо пропорционально преступлению, что указывает на определенную справедливость в данном обществе. Налоги, а также «искупление за человекоубийство»[54] или другие преступления взимались, как правило, в виде определенного количества скота, который имел ценность у германских племен.

Подводя итог вышесказанному, следует подвести промежуточные итоги. В Германии I века сложились определенные общественно-политические отношения, которые развивались с течением времени. В племени существует несколько социальных групп, которые имеют социальный лифт: армию. Политическая жизнь носит общественный характер, поскольку народное собрание – носит общественный характер. Система правовых норм носит характер обычая и традиции, на которых и складываются отношения между людьми.








Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия